В целях пресечения административного правонарушения установления личности

Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:

доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

Из приведенного перечня видно, что одни меры применяются к физическим лицам, например, административное задержание, личный досмотр, другие, такие как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, — к юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, привод, другие — имущественный: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности, и КоАП РФ достаточно подробно регламентирует порядок их применения.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

СТ 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Ст. 27.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся к мерам административного принуждения и применяются судьями, коллегиальными органами и должностными лицами в строго определенных целях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. Применение одной конкретной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении может иметь не одну, а сразу несколько общих целей.

Цели мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть общими, свойственными всем мерам, а также частными, характерными для конкретных мер. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении законодатель относит:

1) пресечение административного правонарушения;

2) установление личности нарушителя;

3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

5) обеспечение исполнения принятого по делу постановления.

Перечень видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенных в ч. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. К ним относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Перечисленные меры подробно регулируются в ст. ст. 27.2 — 27.19 КоАП РФ. Указанные меры могут сочетаться. Например, сначала в отношении лица применяется доставление, а затем — административное задержание, или сначала проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, затем — медицинское освидетельствование на состояние опьянения, после чего производится задержание транспортного средства и т.д.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

2. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность возмещения вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Таким образом, при незаконном применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении возмещение вреда, причиненного в рамках дела об административном правонарушении, производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

См. комментарии к статье 27.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 27.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.1 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

§ 4. Меры обеспечения производства

Меры обеспечения производства могут применять только упол­номоченные на то должностные лица и в пределах предоставлен­ных им полномочий на основании и в порядке, установленных КоАП РФ.

Доставление означает принудительное препровождение физи­ческого лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте вы­явления административного правонарушения, если его составление является обязательным. КоАП РФ не устанавливает времени дос­тавления, ограничиваясь указанием на то, что оно должно быть осу­ществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание — это кратковременное огра­ничение свободы физического лица может быть применено в ис­ключительных случаях, если это необходимо для обеспечения пра­вильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения поста­новления по делу. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять ад­министративное задержание, устанавливается федеральным орга-

ном исполнительной власти в зависимости от оснований задержа­ния.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административ­ном задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или другие законные представители.

Об административном задержании составляется протокол по установленной форме, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

Общий срок административного задержания установлен до 3 часов. Максимальный срок равен 48 часам и предусмотрен за не­значительное число видов правонарушений, например, повлекших административный арест при нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяс­нения обстоятельств административного правонарушения и др. (см. ст. 27.5 КоАП РФ).

Срок административного задержания лица исчисляется с мо­мента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физичес­ком лице — это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходи­мости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматри­ваемым. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (руч­ной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продук­ции и иных предметов) осуществляется уполномоченным на то дол­жностным лицом.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю используемых для осуществления пред­принимательской деятельности помещений, территорий и находя­щихся там вещей и документов производится должностными ли­цами, уполномоченными составлять протоколы об административ­ных правонарушениях. Осмотр осуществляется в присутствии пред­ставителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя.

Досмотр транспортного средства любого вида — это его обсле­дование без нарушения конструктивной целостности досматривае­мого транспортного средства в целях обнаружения орудий совер­шения либо предметов административного правонарушения, осу­ществляется уполномоченными на то лицами, имеющими право производить личный досмотр и досмотр вещей, в присутствии лица, во владении которого оно находится.

Изъятие вещей и документов. У физического лица могут быть изъяты, во-первых, орудия совершения или предметы администра­тивного правонарушения, во-вторых, документы, имеющие значе­ние доказательств по делу об административном правонарушении. Указанные вещи и документы могут быть изъяты в случае их об­наружения на месте административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей и досмотра транс­портного средства.

При совершении административного правонарушения, влеку­щего лишение права управления транспортным средством соответ­ствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правона­рушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостовере­ние пилота и выдается временное разрешение на право управле­ния транспортным средством соответствующего вида до вступления постановления в законную силу.

Отстранение от управления транспортным средством и меди­цинское освидетельствование на состояние опьянения. Эти меры могут применяться в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, а также к лицам, совершившим административные правонарушения в виде управления транспортным средством: при отсутствии необходимых документов; с заведомо неисправными тормозной системой, руле­вым управлением или с цепным устройством; водителем, не имею­щим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды); водителем, лишенным права управления транспор­тным средством. В этих случаях лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Если имеются основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения, то оно надлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностными лицами, которым предостав­лено право надзора и контроля за безопасностью движения и экс­плуатации транспортного средства соответствующего вида.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплу­атации. Задержание допускается за определенные нарушения пра­вил эксплуатации транспортного средства и управления им до ус­транения причин задержания. Так, судно может быть задержано за управление им судоводителем или иным лицом в состоянии опья-

нения; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления, регистрационных доку­ментов, документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения им в отсутствие его владельцев и др. (см. ст. 27, 13 КоАП РФ).

Запрещение эксплуатации транспортного средства возможно также за конкретные административные правонарушения и выра­жается в снятии государственных регистрационных знаков до ус­транения причины запрещения эксплуатации.

Задержание транспортного средства, помещение его на стоян­ку, хранение, а также запрещение его эксплуатации осуществля­ются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может применяться в случаях, когда они послужили орудием совершения или предметом административного правонарушения, но изъять их невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъ­ятия. Арест заключается в составлении описи товаров, транспорт­ных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении ко­торого применена данная мера, либо его представителю о запрете распоряжаться ими. Арест вещей может быть произведен должно­стными лицами, указанными в КоАП РФ (см. ст. 27.14).

Необходимо также иметь в виду, что меры обеспечения про­изводства:

а) можно подразделить на два вида: прямо обращенные на физическое лицо (доставление, задержание, личный досмотр, при­вод), иные меры, применение которых требует присутствия данно­го физического лица либо представителя юридического лица (до­смотр вещей, изъятие вещей и др.). Важно отметить, что в установ­ленных случаях меры этой группы могут быть применены к лицу в его отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства, опреде­ленных КоАП РФ;

б) кроме доставления, административного задержания, привода применяются в присутствии двух понятых, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ;

в) оформляются либо отдельным протоколом, либо вместо него делается соответствующая запись в другом протоколе;

г) могут применяться с использованием технических средств, фиксирующих вещественные доказательства (фото- и киносъемка, видеозапись и др.).

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях признаются меры административно-принудительного характера, применяемые уполномоченными на то субъектами к лицам, в отношении которых осуществляется производство по делу, а также иным участникам производства. В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ указанные меры применяются в целях:

  • пресечения административного правонарушения;
  • установления личности нарушителя;
  • составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
  • обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, являясь разновидностью мер административно-правового принуждения, имеют общие черты с административно-предупредительными, административно-пресекательными мерами и мерами административного наказания. В то же время данная группа мер обладает своими специфическими признаками, среди которых выделяются следующие:

  • они применяются только при наличии административного правонарушения, при этом их применение возможно как в процессе совершения административного правонарушения, так и после его совершения;
  • они регламентируются только на законодательном уровне, регулирование подзаконными нормативными правовыми актами возможно лишь в части порядка применения конкретных из установленных в гл. 27 КоАП РФ мер;
  • применение данной группы мер имеет основной задачей обеспечение нормального хода производства по делам об административных правонарушениях.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут применяться на любой стадии производства, а составление первого протокола о применении этих мер является актом возбуждения дела об административном правонарушении. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении за рамками процессуальных сроков, отведенных законодателем на его осуществление, недопустимо.

В связи с тем, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связаны с непосредственным ограничением прав и свобод человека и гражданина, их применение возможно только уполномоченными должностными лица в соответствии с их компетенцией, установленной законом.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ уполномоченные должностные лица в пределах своих полномочий вправе применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

  1. доставление;
  2. административное задержание;
  3. досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
  4. личный досмотр;
  5. досмотр транспортного средства;
  6. осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  7. изъятие вещей и документов;
  8. отстранение от управления транспортным средством;
  9. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  10. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  11. задержание транспортного средства;
  12. запрещение эксплуатации транспортного средства;
  13. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  14. привод;
  15. временный запрет деятельности.

Условно установленные КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут быть подразделены на следующие группы:

  • применяемые непосредственно к личности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу (доставление, административное задержание, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и т.п.);
  • имущественного характера (изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей и т.п.);
  • технического характера (запрещение эксплуатации транспортного средства, временный запрет деятельности).

По своему юридическому содержанию данная группа мер административного принуждения может быть подразделена на следующие виды:

  • обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание, привод);
  • направленные на получение доказательств (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  • направленные на обеспечение исполнения будущего административного наказания (изъятия водительского удостоверения — для исполнения административного наказания в виде лишения специального права; временный запрет деятельности — для административного приостановления деятельности).

Кроме того, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях можно подразделить и таким образом:

  • применяемые только к физическим лицам и непосредственно ограничивающие их личные права и свободы;
  • применяемые только к юридическим лицам;
  • смешанного характера.

Основания и порядок применения каждой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях детально урегулированы в гл. 27 КоАП РФ. В общих чертах их существо сводится к следующему.

1. Доставление является принудительным препровождением физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Оно осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление не может осуществляться, если на месте совершения административного правонарушения имеется возможность для установления личности физического лица, обстоятельств происшествия, возможность составить протокол об административном правонарушении, либо применить административное наказание в виде предупрежде-ния или административного штрафа.

Реализацию такой меры принуждения, как доставление, осуществляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (милиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых админи-стративных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Время, необходимое для доставления нарушителя, конкретно не определено, однако в соответствии с ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Не подлежат доставлению в служебные помещения органов внутренних дел обнаруженные на улицах и в других общественных местах лица, находящихся в бессознательном состоянии, а также с явно выраженным тяжелым состоянием здоровья. В таких случаях на место обнаружения вызывается скорая медицинская помощь.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Доставление выполняет обеспечительную функцию для дальнейшего возможного административного задержания.

2. Административное задержание граждан применяется в связи с совершением административного правонарушения и состоит в кратковременном ограничении свободы правонарушителя путем его помещения и содержания в специально охраняемом помещении милиции — комнате для задержанных.

Основания и порядок административного задержания граждан урегулированы КоАП РФ (ст. 27.3—27.6), Законом РФ «О милиции» (ст. 11), а также другими нормативными правовыми актами (например, Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»).

Административное задержание применяется в исключительных случаях, поэтому его срок не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения физическое лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 ча-сов. Кроме того, на срок не более 48 часов может быть подвергнуто административному задержанию лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокол, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Применение административного задержания возможно не ко всем категориям лиц, совершивших административные правонарушения. Оно не применяется в отношении:

  1. иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом;
  2. депутатов всех звеньев представительной власти на соответствующей территории;
  3. судей;
  4. прокуроров и некоторых иных категорий лиц.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и инициалы лица, составившего протокол; сведения о задержанном лице; время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. Если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.

3. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице представляют собой обследование вещей, проводимое в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ, без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемое в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения должностными лицами, указанными в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола, при этом доступ иных лиц в помещение, где производится личный досмотр, должен быть ограничен. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами также в присутствии двух понятых.

Личному досмотру, досмотру вещей должно предшествовать предложение лицу, в отношении которого имеются данные о совершении им административного правонарушения, предъявить документы, подтверждающие его личность, а также документы или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредствен-ным объектом правонарушения.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

4. Досмотр транспортного средства означает его обследование без нарушения конструктивной целостности.

Данная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет такие же цели и круг уполномоченных субъектов, имеющих право на ее осуществление, как и для досмотра. Досмотр может проводиться также лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание в пределах их компетенции. Так, сотрудники милиции могут осуществлять досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Факт и результаты досмотра транспортного средства фиксируются в протоколе. При этом может составляться как самостоятельный, специальный протокол, так и допускается фиксация необходимых сведений путем внесения соответствующей записи в протокол об административном задержании.

5. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов представляет собой непосредственное изучение лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, при участии понятых участков местности, помещений, отдельных предметов и иных объектов в целях пресечения правонарушения, обнаружения предметов и орудий совершения правонарушения, установления иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Данная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Основанием для применения осмотра является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, налогообложения и иных сферах функционирования субъектов, имеющих специальный статус — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его пред-ставителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

При необходимости во время осмотра может осуществляться фото- и киносъемка, видеозапись, а также иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением указанных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Изъятие вещей и документов заключается в принудительном лишении возможности владения (пользования, распоряжения) лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу, определенной вещью, предметом или документом, которые явились орудием или предметом совершения административного правонарушения.

Предметы, вещи, документы могут изыматься не только у лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, но и у иных лиц — свидетелей, потерпевших, законных представителей несовершеннолетних и юридических лиц, у которых они находятся.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных призна-ках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

7. Отстранение от управления транспортным средством соот-ветствующего вида заключается в запрещении лицу осуществлять какие-либо действия, в результате которых транспортное средство может быть приведено в движение. Оно применяется как в отношении водителей (лиц, имеющих право на управление соответствующим транспортным средством), так и других лиц (вообще не имеющих водительского удостоверения либо лишенных права на управление транспортным средством). Основаниями для отстранения лица от управления транспортным средством являются наличие данных о том, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также факты совершения им административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

Целью применения данной меры обеспечения является не запрещение его эксплуатации, а недопущение управления им конкретным лицом. Лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Поэтому в этих случаях есть возможность дальнейшего управления этим транспортным средством другим лицом при наличии водительского удостоверения, доверенности на право управления этим транспортным средством и отсутствии обстоятельств, при которых эксплуатация транспортных средств запрещается.

8. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, введенное 1 июля 2008 г., применяется непосредственно должностными лицами Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России, а также должностными лицами военной автомобильной инспекции к лицам, управляющим транспортными средствами, в отношении которых имеются доста-точные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. По результатам освидетельствования соответствующим должностным лицом составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, копия которого вручается лицу, в отношении которого оно проводилось. Порядок такого освидетельствования устанавливается Правительством РФ.

В случае отказа лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо в случае его несогласия с результатами такого освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо под-лежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

9. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения рас-пространяется на управляющих транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. Оно проводится в медицинском учреждении на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, который составляется в двух экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения. Копия акта медицинского освидетельствования вручается лицу, в отношении которого оно проводилось (введено с 1 июля 2008 г.).

Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.

10. Задержание транспортного средства означает временное при-нудительное прекращение уполномоченным должностным лицом использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку — специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.

При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 12.21—1, ч. 1 ст. 12.21—2 КоАП РФ, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств (введено в действие с 1 июля 2008 г.).

В том случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо уполномоченным должностным лицом ГИБДД МВД России или военной автомобильной инспекции в близлежащее место, где не будет создавать указанных препятствий с последующей блокировкой (введено с 1 июля 2008 г.).

Транспортное средство задерживается до устранения причины задержания (до вытрезвления водителя, устранения неисправностей и т.д.).

Перечень оснований для применения данной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях установлен в ст. 27.13 КоАП РФ.

Задержание транспортного средства соответствующего вида осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется соответствующий протокол, включающий в случае помещения транспортного средства на специализированную стоянку опись находящегося в нем имущества.

Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера, а при помещении транспортного средства на специализированную стоянку — также лицу, ответственному за хранение транспортного средства на этой стоянке.

11. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях заключается в наложении запрета, адресуемого лицу (его законному представителю), у которого находятся товары, транспортные средства или иные вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, распоряжаться ими (а в случае необходимости и пользоваться).

Арест может быть полным или частичным. Частичным арестом является такое ограничение прав, при котором пользование имуществом осуществляется с разрешения и под контролем должностного лица.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение другим лицам, у которых отбирается расписка, удостоверяющая, когда и какое имущество они получили на хранение, и их обязательство обеспечить сохранность данного имущества до принятия компе-тентными органами решения о его судьбе.

12. Привод заключается в обеспечении явки лица для рассмотрения дела на основании определения, вынесенного судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении.

Привод может быть реализован в добровольной форме. В этой ситуации лицу, подлежащему приводу, под расписку объявляется определение о приводе. В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу, доставляется к месту вызова принудительно путем сопровождения его сотрудником милиции.

Привод осуществляется органами внутренних дел (милицией) и применяется не только к физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, но и к законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также к свидетелю.

13. Временный запрет деятельности применяется при наличии двух условий:

  1. если за совершение административного правонарушения предусмотрено назначение наказания в виде приостановления деятельности;
  2. если его применение необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Данная мера носит исключительный характер — она применяется только в тех случаях, когда другими способами предотвратить наступление неблагоприятных последствий невозможно на срок до 5 суток.

Должностное лицо, применившее данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, при необходимости принимает меры к ее обеспечению — помещения и места хранения товаров и иных материальных ценностей могут быть опечатаны и т.д. Но при этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

При применении данной меры протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.