Судебная система это исполнительная власть

Глава 7. Судебная власть (ст.ст. 118-129)

В Конституции РФ (статья 10) определено: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (статья 18 Конституции). Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами-судами (статья 11 Конституции). В целях успешного осуществления судебной власти Конституция наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции РФ, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным законом «О судоустройстве». Единство судебной системы находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета. Социальное назначение судов — обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды — правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

Органы судебной власти

(англ. judicial bodies) — в РФ суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ* и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации** — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды, а также суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ. Судебная власть осуществляется судами путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. См. также Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «Органы судебной власти» в других словарях:

Органы судебной власти — (англ. judicial bodies) в РФ суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ* и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации** Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший … Энциклопедия права

Органы судебной власти — В соответствии с принципом разделения властей одна из трех (наряду с законодательной и исполнительной властью) основополагающих и самостоятельных функций правового государства. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между… … Википедия

Органы судебной власти — система государственных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия, т.е. разрешение дел о нарушениях закона, возникающих в обществе споров и определении мер юридической ответственности в отношении лиц, совершивших… … Теория государства и права в схемах и определениях

Органы государственной власти — см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; … Энциклопедия права

Органы законодательной власти — (англ legislatures, organs of legislative) в РФ представительные органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание Парламент РФ; … Энциклопедия права

Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… … Энциклопедия права

Органы государственной власти — см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; … Большой юридический словарь

Органы законодательной власти — (англ legislatures, organs of legislative) в РФ представительные органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание Парламент РФ; народные собрания,… … Большой юридический словарь

Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… … Большой юридический словарь

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в установленном федеральным законом порядке для осуществления государственной власти в субъекте РФ законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, а также не входящие в систему федеральных судов мировые и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Судебная система

Одной из ветвей государственной власти является судебная власть, которая самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Правоохранительная функция является основной для судебной власти; эта функция в первую очередь реализуется через правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами (судами) в строго определенной процессуальной форме (т.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, образуя соответственно систему федеральных судов: Конституционный суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, не допускается.

К федеральным судам относятся: •

Конституционный суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля (осуществляет конституционное судопроизводство); •

суды общей юрисдикции: Верховный суд Российской Федерации — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; верховные суды субъектов Российской Федерации, районные (городские) суды, военные и специализированные суды; •

арбитражные суды: Высший арбитражный суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции — суды субъектов Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации опирается на следующие принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных актах. •

Единство судебной системы, закрепляющее единые правила судопроизводства, единство статуса судей и т. д. •

Самостоятельность судов, независимость судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели независимы в осуществлении правосудия и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. •

Несменяемость судей. После наделения полномочиями деятельность судьи, как правило, не ограничена определенным сроком. Судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия. •

Неприкосновенность судей, которая распространяется на личность судьи, а также на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности, иначе как в порядке, определенном федеральным законом. •

Равенство всех перед законом и судом, независимо от происхождения, места жительства, имущественного или должностного положения, отношения к религии, государственной, социальной, расовой, национальной, половой, политической или языковой принадлежности и других оснований. •

Состязательность и равноправие сторон. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В процессе присутствуют всегда две стороны. Гражданское дело — истец и ответчик (истец доказывает законность и обоснованность своих требований, а ответчик доказывает необоснованность иска). Уголовное дело — обвинитель и подсудимый (обвиняющая сторона — прокурор, потерпевший, обвинитель, гражданский истец; сторона защиты — подсудимый, его представитель, ответчик, защитник). При рассмотрении дела стороны равноправны; функция правосудия отделена от функций, выполняемых сторонами. •

Обязательность судебных постановлений. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования и другие обращения обязательны для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. •

Гласность в деятельности судов. Разбирательство дел во всех судах является открытым, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, или если это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. •

Участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия; для присяжных, народных и арбитражных заседателей участие в осуществлении правосудия является гражданским долгом. •

Язык судопроизводства. В Конституционном суде РФ, Верховном суде РФ, Высшем арбитражном суде РФ, других арбитражных судах, а также в военных судах судопроизводство ведется на русском языке (государственном языке Российской Федерации). В других федеральных судах общей юрисдикции — также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. В судах субъектов Российской Федерации и у мировых судей — либо на русском языке, либо на языке республики, на территории которой находится суд. Если участвующие в деле лица не владеют языком судопроизводства, то им предоставляется право выступать, давать объяснения на родном языке (или на ином избранном ими языке общения), а также пользоваться услугами переводчика.

Защиту прав и охраняемых законом интересов при осуществлении правосудия обеспечивают различные органы судопроизводства. Для четкого разграничения их полномочий предусмотрены институты подведомственности и подсудности.

Подведомственность — разграничение компетенции между различными юрисдикционными органами (каждое государственное учреждение или общественная организация вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к их ведению). Подведомственность определяется и разграничивается в законодательных актах.

Различают следующие виды подведомственности: судебная — подведомственность дела общему или арбитражному суду. Например, подведомственность арбитражных судов — экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений; иные дела, отнесенные федеральными законами к подведомственности арбитражных судов;

административная — рассмотрение дела несудебными органами; подведомственность дел независимым юрисдикционным органам — третейскому суду и т. д.

Подсудность — распределение между различными судами дел, подлежащих рассмотрению в первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, правомочного рассматривать данное дело. Различают следующие виды подсудности: родовая (предметная) подсудность — устанавливаются пределы полномочий в качестве суда первой инстанции для всех звеньев судебной системы (т. е. определяется, суд какого уровня должен рассмотреть данное дело);

территориальная (местная) подсудность — разграничение подсудности между судами одного и того же звена судебной системы в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации (т. е. в каком именно суде из многочисленных судов одного и того же звена судебной системы может быть рассмотрено конкретное дело). Например, в отношении гражданских дел иск обычно предъявляется по месту жительства ответчика, иск к юридическому лицу — по месту нахождения его органа или имущества. 15.2.

Судебная система это исполнительная власть

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

— конституционного;
— гражданского;
— административного;
— уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

7.5.1. Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов — судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть — это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть — это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти — разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами — судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. **

* Конституционный контроль (но не судебный) осуществляет также Президент РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ.

** См.: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Судебная система. Правовая регламентация основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» . ***

* СЭ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. Далее — Закон о судебной системе.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Судебная система и проблемы судебной власти в Российской Федерации

Джиоева Зарина Левановна
Студент аспирантуры
Института Правоведения и Предпринимательства
Россия, г. Санкт-Петербург

Судебная система Российской Федерации достаточно сложна. Это целая совокупность государственных органов — судов, которые осуществляют на территории Российской Федерации правосудие. Деятельность всей судебной системы в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система включает в себя: Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства. Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие. [1]

Существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие. Так, например, утверждается, что судебная власть — это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие, понимаемое как форма разрешения споров о нарушениях норм права, выступает содержанием судебной власти. [2] Данная позиция нуждается в уточнении. Судебная власть как разновидность власти государственной есть, прежде всего, соответствующая деятельность государства, а государственные органы — лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма государственной власти. [3]

Многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось, однако законодательство совершенствуется с каждым годом.

После вступления в должность президента 7 мая 2012 года В.В. Путин подписал несколько указов, к их числу относится указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», где определялись основные направления дальнейшего реформирования судебной системы России, а именно размещение судебных решений в сети Интернет, совершенствование административного судопроизводства, отслеживание судебных заседаний в сети Интернет и др. Президент РФ утверждал: «при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии невозможно». [4]

К новшествам судебной системы можно отнести также объединение Верховного и Высшего Арбитражных судов. Реформа эта более чем спорная и вызывает больше критики, чем одобрения, особенно со стороны юристов, как теоретиков, так и практиков.

Актуальность проблем судебной власти обусловлена тем, что данная ветвь государственной власти должна обеспечить защиту прав человека и гражданина от любых правонарушений, т.е. господство права.

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно происходить без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью.

Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества.

Само наличие и содержание судебной власти как ветви государственной власти связано с демократическим принципом разделения властей, предложенная французским правоведом и философом Ш.Л. Монтескье. Ш.Л. Монтескье особую роль отводил судебной ветви власти. По его мнению, «не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединится с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» [5] .

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 499.
  2. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат. 1955. С. 76.
  3. Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 318, 319.
  4. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2005. — Российская газета, № 86.
  5. Правоо хранительные органы Российской Федерации : учеб. для вузов / Ю. А. Дмитриев.— 8-е изд., испр. и доп.— Москва : Омега-Л, 2010.— 377 с.

Ссылки

  1. Правоохранительные органы Российской Федерации : учеб. для вузов / Ю. А. Дмитриев.— 8-е изд., испр. и доп.— Москва : Омега-Л, 2010.— 377 с
  2. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 499.
  3. Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 318, 319.
  4. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2005. — Российская газета, № 86.
  5. Монтескье Ш. Избран ные произведения. М.: Госполитиздат. 1955. С. 76.