Семейное и наследственное право по русской правде

Оглавление:

Семейное и наследственное право по русской правде

У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Если в странах Востока и в большинстве государств Европы к X веку было уже, в основном, разработано уголовное и гражданское законодательство, то у русского народа до этого времени господствовало обычное право. Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — «Русская правда». В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.

Наследственные отношения регулировались «Русской правдой» примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.

При наследовании по закону наследниками первой очереди являлись сыновья умершего. Наследственное имущество делилось между ними в равных долях. Наследственное имущество матери поступало тому из детей, «. у кого она жила на дворе и кто ее кормил» [1] (ст. 103) Следуя старинному общеславянскому обычаю отцовский двор всегда без раздела передавался младшему сыну (ст. 100). Дочери умершего, при наличии у них братьев, к наследованию не призывались. Незамужние дочери при выходе замуж получали от своих братьев лишь приданое. Поскольку порядок наследования в Киевской Руси носил сословный характер, дочери феодалов (при отсутствии у них братьев) признавались наследниками, а дочери зависимых людей (смердов) — наследовать не могли. Наследственное имущество крепостного крестьянина (при отсутствии у него сыновей) поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при. выходе их замуж.

При наследовании по закону переживший супруг не являлся наследником. «Если жена после (смерти) мужа останется во вдовах, — говорится в ст. 93 «Русской правды», — то ей дать выдел, она же является госпожой того, что ей завещал муж, но до (самого) наследства мужа ей дела нет» [2] . Под словом «выдел» законодатель понимал возвращение жене ее имущества, находившегося под опекой мужа. Круг наследников по завещанию ограничивался лишь детьми и супругом. Внебрачные дети не могли наследовать своему отцу. Не могли наследовать своему отцу (господину) также и дети рабынь.

В XII веке Киевская Русь приходит в упадок и распадается на двенадцать самостоятельных земель. Однако «Русская правда» еще долго признавалась основным правовым кодексом во всех русских землях.

Семейное и наследственное право по русской правде

В литовско-русской праве оформились и были тщательно урегулированы институты собственности, договорное и обязательственное право, право пользования чужими вещами, залоговое право и т.д.. Одна из главных принципов ли итовсько-русского права заключалась в закреплении феодальной собственности на землю, первичной формой которой было»феодальное держание земли»(когда князь раздавал землю своим вассалам в обмен на службу, а основн им обязанностью вассала была его явка по первому требованию хозяина»конно, оружием и оружно»). У феодалов, которые отказывались выступить в поход, конфисковывали имения конфісковували маєтки.

С целью предотвращения измельчению земельных владений. Уставы ограничивали свободу распоряжаться такой собственностью, в частности относительно завещания и дарения земли

Применяя рецепцию римского права,. Уставы отрегулировали право пользования чужими вещами — сервитутное. Сюда принадлежало право пользования чужим лесом (братья дрова на топливо, собирать грибы и ягоды охотиться), право использовать сенокосы, пастбища, водопои и т.д.. Вместе владельцу или держателю земли было запрещено менять русло реки, строить плотины, мосты, мельницы, если это могло как-то заш кодиты соседаам.

В области обязательственного права отличался такой его институт, как договорное право. Несмотря на то, что все договоры заключались в письменной форме, их нужно было еще регистрировать в суде или заключать в пр рисутности свидетелей распространенными были договора купли-продажи, ссуды, наемму.

Дальнейшее развитие получило залоговое право, хорошо известно еще со времен. Древнерусского государства так же, как и в. Русской. Правде и других источниках княжеской эпохи, залог был средством обеспечения выполнения в оговору. Заложенное недвижимое имущество переходило во владение кредитора время закон оберегал имущество собственника-должника, предостерегая, что даже в случае неуплаты долга ростовщик или иной кредитор не имел права продать заложенное имущество. Он должен был предоставить должнику время и возможность выкупить свою собственность и вернуть борорг.

Брачно-семейное и наследственное право

Эта отрасль права была консервативной. Законным считали брак, когда молодые венчаны в церкви. Сначала требовали, чтобы на бракосочетание было разрешение князя или кого-то из местных правителей. Разумеется, это прин нижувало господ, оскорбляло их достоинство. Поэтому 1447 г такое правило отменили. А 31 артикул (III гл). Второго. Литовского статута запрещал силой отдавать замуж девиц, княгинь, девушек и. ВДИ і вдів.

Установили принцип общности имущества супругов регулировалось правовое положение приданого жены. А человек должен был записать в пользу благоверной часть своего имущества (так называемое вино), которое после его смерти становились ло собственностью женни.

Когда шляхтич брал за жену не шляхтянку, то она и ее дети приобретали шляхетского сословия. Однако, когда такая женщина потом выходила за простолюдина, она теряла шляхетство, приобретая такого состояния, как ее новый мужскак.

Конечно, правовой статус жены был ниже мужчины. Но нормы права во многих случаях защищали интересы жены и детей. Со времен. Киевской. Руси сюда перешли нормы, предусматривающие ответственно ность женщины за долги мужа. Более того, мужчинам давали право отдавать жен или детей кредиторам для отработки долга. За непослушание родители имели право физически наказывать младітей.

Наследование имущества происходило по закону и по завещанию. В отличие от. Русской. Правды. Устав предоставлял право дочерям наследовать имущество наравне с сыновьями. Вдова получала пожизненное содержание (в римском в праве это называлось узуфруктом), которое после нее переходило к младей.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Семейное и наследственное право в Древней Руси

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. В Русской Правде упоминаются договорыкупли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия), подряда и проч. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает различные институты из области вещного и обязательственного права. Закон отличает сдачу имущества на временное хранение («поклажа») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; краткосрочный процентный заем от долгосрочного; заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивиденда. В Русской Правде закреплены нормы, регулирующие обязательственные отношения, которые возникали из договоров или из причинения вреда. За не выполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой.

Наследственное право характеризуется сословным положением участников правоотношений. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вымороченным и поступало в пользу князя. Наследование происходит в основном по закону, но возможно и по завещанию. Завещания были, конечно, устными. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. Однако сыновья, получившие наследство обязаны были обеспечить приданным незамужних сестер. Наследственная масса делилась поровну, но преимущество имел младший сын, которому переходил двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Не предусмотрено наследование родителей после смерти детей, а также братьев и сестер. Не упоминается наследование мужа после жены и наоборот. Но жена после смерти мужа остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. При этом, вдова получает определенную сумму на прожиток. Если же вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Брачный возраст: для невесты – 12-13 лет; для жениха – 14-15 лет. Брак заключался по согласию родителей. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Жена имела определенную самостоятельность и могла полностью распоряжаться своим приданным. Дети полностью зависели от родителей, особенно от отца.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

7. Гражданское и брачно-семейное право по Русской правде.

Гражданское право. РП и другие источники древ-кого права различают две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.

Обязательственное право — РП знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.

Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, на его жену и детей.

Основные виды дог-в: договор мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.

Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. — восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед.

Три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями), и заем с самозакладом — закупничество. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы.

Брачно-семейное право. Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты, другой — покупка. Довольно широко было распространено многоженство (мужчины имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич до крещения — пять жен и неск.сотен наложниц). С введением христианства — новые принципы семейного права: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Семейное и наследственное право в Киевской Руси :IX — XII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.01, кандидат юридических наук Дементьева, Татьяна Юрьевна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Дементьева, Татьяна Юрьевна

ГЛАВА I. Историография проблемы.

ГЛАВА II. Семейное право.

§ 1. Условия вступления в брак.

§ 2. Формы заключения брака.

§ 3. Личные отношения супругов в браке.

§ 4. Имущественные отношения супругов в браке.

§ 5. Прекращение и расторжение брака.

ГЛАВА III. Наследственное право.

§1. Наследование по завещанию .

§ 2. Наследование по закону.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Семейное и наследственное право в Киевской Руси :IX — XII вв.»

Актуальность темы исследования. На протяжении всей истории государства и права основы нравственности, духовности и государственности закладывались в семье, т.е. семейно-брачные отношения являются основой общественного развития. Следовательно, социально-правовая актуальность проблем брачно-семейных правоотношений обусловлена ролью института семьи в жизни общества, их ретроспективный анализ позволит не только избежать возможных ошибок, имевших место в историческом прошлом, но и наметить пути и способы эффективного правового регулирования этих отношений.

В настоящее время российская семья вступила в сложный период развития — число разводов приближается к числу браков. Высокий уровень разводов говорит о нестабильности семьи, ее уязвимости. Каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье. Увеличивается число детей, оставшихся без попечения из-за пьянства, алкоголизма, наркомании родителей.

Неудовлетворительные жилищные и материальные условия жизни многих российских семей, стремительное падение уровня жизни, резкое имущественное расслоение семей повлекли за собой сложные и разнообразные жизненные коллизии . Кроме того, кризисные явления во многом кроются в традиционализме российской семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа, отвечающей как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России.

Обычное право и законодательство, столетиями определявшие уклад семейной жизни, сегодня постепенно теряют свою актуальность. Структура семьи прошлого с общепризнанным подчиненным положением женщины перед авторитетом мужа уступает место новым, более демократичным супружеским отношениям. В то же время устранение былой нерасторжимости брака сделало семейный союз менее прочным, больше подверженным внешним воздействиям. В связи с этим семейные отношения должны стать предметом заботы законодателя , что отчетливо понимали уже правители первых государств и посвящали этим вопросам значительную часть своих правовых актов.

Изучение специфики семейной организации ведет к пониманию особенностей социально-политической организации всего общества, характерных черт правосознания населения, к более адекватной трактовке целого ряда отраслей права.

Актуальность проблем правового регулирования брачно-семейных и наследственных отношений особенно усилилась в нашей стране в постперестроечный период, когда фактами стали низкая рождаемость, увеличение числа внебрачных детей.

Кроме того, какой бы обширной ни была литература по истории становления древнерусского права, нельзя считать эту тему исчерпанной, поскольку интерпретация одних и тех же памятников права в различные периоды истории может претерпевать существенные изменения. С этой стороны актуальность диссертационного исследования определяется не только тем, что оно расширяет наши знания о начальном этапе древнерусского семейного и наследственного права, но и тем, что позволяет глубже разобраться в традиционных национальных основах правового регулирования семьи и брака, влияющих на современное законодательство, и оживить научную дискуссию по одной из центральных проблем истории отечественного права.

Перечисленные положения обусловливают актуальность и научно-практическую значимость темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблематика брачно-семейных отношений и их правового регулирования в дореволюционной историографии являлась предметом работ Д. Азаревича , К. Алексеева, И.Д. Беляева, Л. Блана, М.Ф. Владимирского-Буданова, Е.Е.

Голубинского, И. Губе, Н.С. Державина , Д. Дубакина, М. Дьяконова, И.Е. Забелина , А.И. Загоровского, Н.П. Загоскина, К.Д. Кавелина , Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, М.М. Ковалевского , Н.И. Костомарова, Н. Ланге, митрополита Макария, М. Морошкина, К.А. Неволина , И.Г. Оршанского, A.C. Павлова, C.B. Пахмана , И. Платонова, М.П. Погодина, H.A. Рожкова , Д.Я. Самоквасова, В.И. Сергеевича, А. Смирнова, С.М. Соловьева , А.Д. Способина, Н.Ф. Сумцова, А. Терещенко, Н. Хлебникова, П.П. Цитовича , Н. Цертелева, Б.Н. Чичерина, С.М. Шпилевского , В.Я. Шульгина.

В XX веке ученых привлекали прежде всего социально-экономические проблемы Российского государства и общества, а брачно-семейные отношения и их правовое регулирование в историко-правовых трудах рассматривались эпизодически и не были предметом самостоятельного исследования. Тем не менее в работах историков Б.Д. Грекова , H.H. Дедова, A.A. Зимина, В.В. Мавродина , С.А. Покровского, Б.А. Романова, Б.А. Рыбакова , М.Н. Тихомирова, Я.Н. Щапова, C.B. Юшкова были по-новому осмыслены многие положения дореволюционной исторической школы о брачно-семейных институтах в их эволюции.

Из собственно историко-правовых юридических исследований последних десятилетий, посвященных проблемам древнерусского государства и права, в том числе и вопросам семейного и наследственного права, следует отметить работы Г.В. Жирновой , Т.К. Кирилловой, А.Г. Кузьмина, В.В. Момотова , A.B. Носковой, Ю.В. Оспенникова, H.J1. Пушкаревой, В.В. Седова , Ю.П. Титова, И.Я. Фроянова, P.J1. Хачатурова, М.К. Цатуровой , JI.A. Чалой.

В диссертационной работе обобщаются и систематизируются данные об основных институтах семейного и наследственного права Киевской Руси, содержащиеся в дореволюционной, советской и современной литературе.

Источи и ковая база исследования построена на комплексном анализе широкого круга источников древнерусского и византийского права.

Подобный подход позволяет углубить существующее в историко-правовой науке представление об основных институтах древнерусского семейного и наследственного права.

Автором диссертационной работы подробно проанализированы как памятники древнерусского права — договоры Руси с Византией 911 и 944 гг., Уставы киевских князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича, различные редакции Русской Правды, Псковская Судная грамота, — так и иностранное законодательство — Кормчая книга, Эклога Льва Философа, Прохирон Василия Македонянина, Закон Судный людем, Закон Градский. Кроме законодательных источников были изучены древнерусские летописи, в частности, « Повесть временных лет ».

Объектом диссертационного исследования являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования семейного и наследственного права в Киевской Руси, его основные понятия, категории и принципы.

Предмет научного исследования представлен совокупностью юридических норм и институтов, регулировавших брачно-семейные и наследственные отношения в древнерусском обществе IX-XII вв.

Хронологические рамки работы охватывают период от возникновения Древнерусского государства и до XII века. В этот период происходит становление и развитие семейного и наследственного права в Древней Руси.

Методология исследования. При подготовке диссертации автор исходил из понимания методологии как открытой системы, то есть системы, постоянно расширяющейся и усложняющейся в процессе исследовательской работы. В процессе диссертационного исследования автор опирался на системный подход и средства диалектической логики, анализа и синтеза. Широко применялись формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие методы научного познания, что позволило изучить объект исследования во всем его многообразии.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в комплексном историко-правовом анализе норм, регулирующих семейно-брачные и наследственные отношения в Киевской Руси 1Х-ХН вв., знание которых позволит сформировать представление о становлении и развитии правовых институтов семьи и наследования на раннем этапе государственности.

Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих конкретных задач:

— изучить эволюцию законодательного закрепления норм, регулирующих семейно-брачные и наследственные отношения на этапе становления древнерусского права;

— раскрыть конкретно-историческое содержание и природу института семьи в истории древнерусского права; исследовать основные аспекты личных и имущественных взаимоотношений супругов в период становления и развития Древнерусского государства;

— выявить особенности прекращения и расторжения брака на Руси, признания брака недействительным ;

— рассмотреть особенности способов передачи наследства в отношении детей и супругов.

Научная новизна исследования предопределена подходом к ее освещению. Это первое комплексное, логически завершенное исследование истории становления брачно-семейных и наследственных правоотношений в ГХ-ХН вв., осуществленное с учетом последних достижений современной юридической науки.

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации и характеризующие семейное и наследственное право в процессе становления и развития древнерусского права, позволяют не только расширить и углубить существующие положения о формах и способах заключения и расторжения брака, но и по-новому взглянуть на общие закономерности развития семейно-брачных и наследственных отношений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Брак является одним из древнейших правовых институтов на Руси, изначально брачные отношения регулировались языческими обычаями. Специфика понимания сущности брачно-семейных отношений и их правового регулирования в Древнерусском государстве изменилась с принятием христианства. Содержание христианского брака противоречило пониманию брака в язычестве, допускавшем свободу разводов и независимость супругов, однако нормы обычного права, регулировавшие семейно-брачные отношения в дохристианской Руси, еще долго противоречили нормам брачно-семейного права в условиях христианизации Руси по условиям вступления и формам заключения брака.

2. С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви и регулировались нормами церковного права.

Ввиду подчиненности русской православной церкви византийской, византийское законодательство о браке и семье оказало значительное влияние на формирование важнейших правовых институтов в данной сфере.

С X века регулирование брачно-семейных отношений осуществлялось по византийскому законодательству, нашедшему свое выражение в распространенных на Руси Номоканоне и Кормчей книге.

Обручение жениха и невесты, получив религиозное освящение, становилось нерасторжимым и равным по силе венчанию.

3. Христианский брак заключался с соблюдением многих условий, которые были предусмотрены византийским законодательством и применялись на Руси. К ним относятся:

— установленный законом возраст. По Эклоге это 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин, а по Прохирону — 14 и 12 лет соответственно. В древнерусском праве последовательно поддерживалась норма минимального брачного возраста для мужчин и для женщин — соответственно 15 и 12 лет;

— отсутствие близких степеней родства или свойства. Родство было кровным и духовным, свойство возникало с установлением брака. Запрещался брак между близкими родственниками и свояками;

— умственное здоровье брачующихся;

— единство вероисповедания. Уставом князя Ярослава запрещался брак женщины православного вероисповедания с « иноязычником », аналогичный запрет предусматривался и для мужчины;

— единобрачие. Брак мог быть заключен между двумя свободными от брачных уз лицами;

— вступление в брак при отсутствии ранее определенных отношений. Брак одним лицом может повторяться при условии прекращения предшествующих браков лишь три раза;

— согласие родителей или опекунов жениха и невесты на брак как одно из канонических условий для его заключения;

— свободная воля брачующихся. В древнерусском обычном праве при браке через приведение уже отмечается согласие брачующихся. Христианской церковью это заявлено с особенной силой.

4. Заключение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания, практика же знала и сохранение прежних языческих форм заключения брака: « умычка » — похищение, покупка невесты, приведение.

Умычка» — форма брака путем похищения невесты женихом. Постепенно насильственное похищение невесты стало символическим и совершалось по предварительной договоренности жениха и невесты.

Покупка невесты — форма брака путем передачи (за определенную цену) власти от родителей или родственников на невесту ее жениху.

Приведение — форма брака, бывшая у полян, заключавшаяся в « ведении » невесты к жениху в дом, причем вместе с невестою приносилось в дом жениха и приданое ( имущество невесты).

5. Нормы христианской этики не допускали языческих обрядов, но народные традиции были исключительно живучи. В результате этого отдельные обряды нашли даже свое законодательное закрепление. Так, Пространная редакция Устава князя Ярослава устанавливает ответственность за нарушение условий брачного сговора .

6. Личные и имущественные права супругов обусловливались главенством отца и мужа в семье, что определялось всем укладом жизни Древней Руси. Полнота власти мужа, утвержденная в языческом состоянии древнерусского общества практикой веков, сохранялась и после введения христианства на Руси, поэтому положение женщины в обществе зависело от социального положения ее отца или мужа.

Христианство не только упрочило власть мужа над женой, придав этой власти юридический характер, но и наделило ее нравственно-божественным смыслом.

7. Древнерусское право предусматривало раздельность имущества супругов в виде приданого жены и подарков, сделанных ей мужем. Приданое, которое давалось за невестой ее родителями, служило основой отдельного имущества жены. С появлением приданого началось юридическое оформление положения дочери или сестры в семье, ее правового отношения к семейному имуществу . На существование раздельного имущества супругов указывает наличие норм наследственного права супругов одним после смерти другого, детьми после смерти родителей.

8. Церковь противодействовала произвольным расторжениям браков. Взяв дела о разводах к своему суду, она разрешала их при самых крайних случаях, а произвольно разведшихся супругов строго наказывала.

9. В связи с развитием частной собственности сформировалось и развивалось наследственное право. Правоотношения наследования были урегулированы Русской Правдой, которая установила первенство сыновей в наследовании. В случае отсутствия сыновей право наследования имущества переходило к дочерям, однако это касалось лишь представителей боярства.

В нормах Русской Правды отчетливо просматриваются две тенденции: законодательное сохранение имущества в данной семье и классовый характер защиты права собственности в Древней Руси.

Научно-практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации и характеризующие брачно-семейные и наследственные отношения в процессе становления и развития древнерусского права, сравнительно-правовой анализ норм древнерусского и византийского законодательства в сфере семейных отношений позволяют расширить и углубить существующие представления об институтах брака, наследования, личных и имущественных отношениях супругов, о правовом регулировании данных отношений в истории отечественного права.

Практическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные в диссертации положения могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам истории отечественного семейного и наследственного права; в учебном процессе при изучении курсов « История отечественного государства и права », « История России », отраслевых юридических дисциплин « Гражданское право », « Семейное право ».

Материалы и выводы диссертации могут быть применены в системе правового и семейного воспитания, в формировании нравственно-правового мировоззрения.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в пяти публикациях автора. Кроме того, основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях в Волжском университете им. В.Н. Татищева , Нефтекамском филиале Башкирского государственного университета, а также использовались при чтении лекций по истории отечественного государства и права в Тольяттинском государственном университете сервиса.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история правовых учений», Дементьева, Татьяна Юрьевна

На основании проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.

Древнерусское право воспринимало нормы брачно-семейного и наследственного права Византийской империи, однако заимствованные нормы не вытеснили традиционные для восточных славян брачные установления, действовавшие в рамках обычно-правового регулирования семейных отношений, такие как умычка , купля невесты и т.д.

После принятия христианства были созданы отечественные церковные и светские источники брачно-семейного права, вобравшие в себя и элементы византийского права, и славянские обычно-правовые институты.

Согласно закону, в период становления и развития Древнерусского государства брак должен был заключаться только в форме церковного венчания. Нормы обычного права, регулировавшие семейно-брачные отношения в дохристианской Руси, еще долго противоречили нормам брачно-семейного права в условиях христианизации Руси.

В 1Х-ХИ вв. было положено начало раздельности имущественного отношения супругов. Это выражалось в том, что при заключении брака жене принадлежало приданое, подарки мужа. Это юридически оформило ее имущественное положение и послужило в дальнейшем основой выделения имущества жены.

Источники церковного и светского права Древнерусского государства выделяют довольно широкий перечень оснований для прекращения брачного союза. Это смерть одного из супругов, уход одного из супругов в монастырь, неспособность одного из супругов к брачному сожитию, виновные деяния жены или мужа ( несообщение об антигосударственном замысле, прелюбодеяние, покушение на жизнь другого супруга, посещение пиров, игрищ с чужими людьми, отсутствие жены дома в течение ночи, покушение на имущество супруга и кража этого имущества, безвестное отсутствие одного из супругов, крайняя бедность супруга или расхищение им имущества жены).

В X в. государство в связи с живучестью родовых связей номинально не Ф могло ввести наследование, приоритетное значение оно отдавало не нисходящему, а боковому родству. Правоотношения в области наследования были основаны на обычном праве.

В XII в. в связи с окончательным распадом родовых отношений, сложилась такая социальная реальность, при которой стало возможным юридически зафиксировать, установить и контролировать новый порядок Ф наследования. Экономическое состояние Древнерусского государства и характерные особенности семейного быта восточных славян наделили наследственное право новыми чертами.

В этот период, когда главной отраслью производства являлось земледелие и развивались феодальные отношения, стало осуществляться реальное переустройство внутренней организации семейной жизни. Оно ф началось с модернизации имущественной стороны, так как имущественная сторона семейной жизни легче, чем нравственная, поддавалась изменению, и имущественный порядок проще закреплялся в праве.

Источниками права при решении дел о наследстве преимущественно становились греко-римские законы.

С возникновением частной собственности формируется и развивается наследственное право. В нормах наследственного права отчетливо просматривается стремление законодателя сохранить имущество в данной семье. С его помощью богатства, накопленные многими поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Дементьева, Татьяна Юрьевна, 2006 год

1. Источники права

2. Акты, относящиеся до юридического быта древней России. Спб.,1857. Т. I.

3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией императорской Академии наук. -Спб., 1836. Т. IV.

4. Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. Спб., 1838.

5. Древнерусские княжеские уставы XI- XV вв. / Подгот. Я.Н. Щапов. -М., 1976.

6. Закон Градский // Кормчая книга. М., 1885.

7. Закон Судный людем Пространной и Сводной редакции. // Под ред. М.Н.Тихомирова. М., 1961.

8. Заповедь святых отець ко исповедающимся сыном и дщерем // Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1880. Т. I.8. Изборник 1076г. М., 1965.

9. Источники права. Сост. и ред. Хачатуров Р.Л. Тольятти., 1997. Вып. 3, 5.

10. Книги законные . Русско-славянский перевод памятников византийского законодательства Л^Ш-ХХ вв. // Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук. № 3. Спб.,1858.

11. Кормчая книга. М., 1885; — М., 1913.

12. Ответы митрополита Иоанна II. В Сборнике памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Сост. В.Н.Бенешевич. Пг., 1915. Вып.1.

13. Русская Правда Пространной редакции (по Троицкому 1 списку) // Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство

14. Древней Руси. / Под ред. О.И.Чистякова.- М., 1984. Т. I.

15. Русская Правда Краткой редакции (по Академическому списку) // Российское законодательство Х-ХХ веков. Под ред. О.И.Чистякова.-М., 1984. Т. I.

16. Памятники русского права: Памятники права Киевского государства: X-XII вв. / Сост. А.А.Зимин. -М., 1952. Вып.1; Памятники права феодально- раздробленной Руси. М., 1953. Вып. 2.

17. Памятники права Киевского государства Х- ХНв.в. Под ред. Юшкова С.В.-М, 1952. Вып.1.

18. Правда Русская. Под ред. Б.Д. Грекова. М., 1947. Т. I- II.

19. Псковская Судная грамота // Российское законодательство Х-ХХ вв. -М., 1984. Т. I.

20. Стоглав 1551 г.// Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. II.

21. Устав князя Владимира // Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1984. T.I.

22. Устав князя Ярослава // Российское законодательство Х-ХХ в. М., 1984. Т. I.

23. Устав великого князя Всеволода // Российское законодательство XXX веков. М., 1984. Т. I.

24. Уставные грамоты смоленского князя Ростислава Мстиславича. В Сборнике памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Сост. В.Н.Бенешевич. Пг., 1915. Вып.1.

25. Хрестоматия по истории русского права / Под ред. М.Ф. Владимирского-Буданова. Киев., 1887.

26. Эклога. Византийский законодательный свод VIII в. М., 1969.

27. Монографии, научные статьи , учебники и учебные пособия

28. Акчурина Н.В. Историческое правоведение: становление, развитие в России в 30-70-х годах XIX века. Саратов., 2000.

29. Алексеев К. Об отношениях супругов по имуществу в Древней России и Польше // Чтения общества истории и древностей российских. Кн.2. Б.м., 1868.

30. Алешковский М.Х. Повесть временных лет. М., 1971.

31. Азаревич Д. Русский брак // Журнал гражданского и уголовного права. Спб., 1880., № 5; № 6.

32. Азаревич Д. Брачные элементы и их значение. Исторически-юридические исследования // Врем. Демид. Лицей 1879. Кн. 18.

33. Азаревич Д. Семейные и имущественные отношения по русскому праву // Журнал гражданского и уголовного права. 1883. Кн. 4.

34. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1888. 2-изд.

35. Беляев И.Д. История русского законодательства. Спб., 1899.

36. Беляев И.Д. О наследстве без завещания по древним русским законам. М., 1858.

37. Беляева Н.В. Регулирование брачных отношений у русских славян в семейном праве // В мире права. 2001. № 2.

38. Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история. Спб., 1872. Т. I.

39. Библия. Еврейские Писания (Ветхий Завет). Синодальный перевод. -Италия., 2001.

40. Библия. Христианские Греческие Писания (Новый Завет). Перевод нового мира. Италия., 2001.

41. Блан Л. О разводе. Одесса., 1897.

42. Владимирский Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. — Ростов н/Д., 1995.

43. Вопросы Кирика, Саввы и Илии, с ответами Нифонта, епископа новгородского и других иерархических лиц // Русская историческая библиотека. Спб., 1908. Т. 4, 6.

44. Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. Спб., 1842.

45. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1881. Т. I.

46. Греков Б.Д. Киевская Русь. Д., 1953.

47. Губе И. История древнего наследственного права у славян // Сб. исторических и статистических сведений о России и народах, ей единоверных и единоплеменных. М., 1845. Т. I.

48. Гура A.B. Брак // Славянская мифология. М., 2002.

49. Давнее слово Земли Русской. Хрестоматия по древнерусской литературе. Тольятти., 1996.

50. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1995. Т. I.

51. Данилов И. О значении и собирании древних юридических символов. -Спб., 1880.

52. Дарест Р. Исследования по истории права. Спб., 1894.

53. Дедов H.H. Древнерусское государство и право. Свердловск, 1958.

54. Державин Н.С. Обычай умыкания невест в древнейшее время и его переживания в свадебных обрядах у современных народов. Спб., 1905.52. Домострой. J1, 1992.

55. Древнерусское государство и право / Под ред. Т.Е.Новицкой. М., 1998.

56. Дубакин Д. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления « Домостроя ». Спб., 1880.

57. Дубакин Д. О влиянии Византии на семейный быт русского общества // Христианское чтение. 1881. № 3 4.

58. Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя древней Руси. Спб., 1908.

59. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., 1980.

60. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. М., 1908. 4.1.

61. Забелин И.Е. Женщина в допетровском обществе. Спб., 1901.

62. Завьялов A.A. К вопросу о браке и брачном разводе // Странник. -Спб., 1892. № 3; № 4.

63. Загоровский А.И. О разводе по русскому праву. Харьков, 1881.

64. Загоскин Н.П. История права русского народа. Лекции и исследования по истории русского права. Казань., 1899. Т. I.

65. Зимин A.A. Правда Русская. М., 1999.

66. Зуева Т.В. и др. Русский фольклор. М., 2003.

67. Иванишев Н.Д. Рассуждение об идее личности в древнем праве богемском и скандинавском // Соч. 1876.

68. Из Измарагда // Домострой. Спб., 2000.

69. Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. -М., 2001.

70. Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987.

71. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней Руси (1847г.) // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. / Составитель Федоровский Н.Г. 2-е изд. М., 1997.

72. Кавелин К.Д. Очерк юридических отношений, возникающих из семейного союза. Спб., 1884.

73. Кавелин К.Д. Очерк юридических отношений, возникающих из наследования имущества . Спб., 1885.

74. Калачов Н.В. Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды. М., 1880.

75. Калачов Н.В. О значении кормчей в системе древнего русского права. -М„ 1850.

76. Калугин В. Идеалы русского эпоса // Русь Многоликая. М., 1900.

77. Капустин С. Древнее русское поручительство // Юрид. сб., издав.

78. Д.И.Мейером. Казань., 1855.

79. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1842-1901. Т. I-III.щ 77. Карсавин Л.П. Введение в историю: Теория истории. Пг., 1920.

80. Кириллова Т.К. Правовое положение женщин Древней Руси (IX-XV вв.). // История государства и права. 2000. № 1.

81. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1959. Т. I.

82. Ключевский В.О. Сочинения. В 3 т. М., 1995. Т. I.

83. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи иф собственности. Спб., 1895.

84. Колмыков П.Г. О символизме права вообще и русского в особенности. -Спб., 1839.

85. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования: Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. Спб., 1887.ф 84. Костомаров Н.И. Русские нравы. М., 1995.

86. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. -Спб., 1884.

87. Красножен М.Е. О разводе в России. Исторический очерк. // Русский вестник. Октябрь 1898.

88. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред.

89. Шанского Н.М., Иванова В.В., Шанской T.B. -М., 1971.

90. Крылов Н.И. Об историческом значении римского права в области наук юридических. М., 1838.

91. Кузьмин А.Г. Об истоках древнерусского права. // Советское государство и право. 1985. № 2.

92. Ланге.Н. О правах собственности супругов по древнерусскому праву.-Спб., 1886.

93. Леонтьев А.К. Нравы и обычаи // Очерки русской культуры XVI в. -М., 1977. Ч. 2.

94. Лонгинов А.Н. Мирные договоры русских с греками. Одесса, 1904.

95. Мавродин В.В. Очерки по истории феодальной Руси. Д., 1949.

96. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971.

97. М. Макарий. История русской церкви. Спб., 1868. Т. I, II.

98. М. Макарий. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира. Спб., 1868.

99. Максимова Т. Развод по-русски. // Родина. 1998. № 9.

100. Марков Н.Ф. Обручение и венчание по Кормчей книге // Странник. 1882. № 9; № 10; № Ц.

101. Момотов В.В. Формирование семьи и брака в русском средневековом праве IX-XIV вв. Ростов н/Д., 1999.

102. Морошкин М. Свадебные обряды Древней Руси // Сын отечества. 1848. №2.

103. Неволин К. А. История российских гражданских законов. Спб., 1851. Т. I, III.

104. Никитин А.Ф. Право и политика. М., 1999.

105. Никольский В.О. О началах наследования в древнейшем русском праве. -М., 1859.

106. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.

107. Носкова A.B. Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. № 1.

108. Осинова О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). М., 2000.

109. Оспенников Ю.В. Брачно-семейные отношения в праве СевероЗападной Руси XII-XV вв. Самара., 2004.

110. Оршанский И.Г. Исследования по русскому праву обычному и брачному. Спб., 1879.

111. Оршанский И.Г. Исследования по русскому праву семейному и наследственному. Спб., 1877.

112. Оршанский И.Г. Наследственные права русской женщины. Журнал гражданского и уголовного права. Спб., 1876., № 2.

113. Павлов A.C. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1902.

114. Павлов A.C. 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права // Уч. Записки Мое. Ун-та. Отдел. Юрид . М., 1887. Вып.5.

115. Пахман C.B. Семейные права, наследование, опека . Спб., 1879. Т. II.

116. Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. М., 1999.

117. Полное собрание русских летописей. Спб., 1898. Т. I- II; — М., 19971998. Т. I- II.

118. Полное собрание русских летописей. Ипатьевская летопись под 1187 г.-М., 2000.

119. Полный церковно-славянский словарь составил магистр Григорий Дьяченко. М., 1993.

120. Rukopis Krflodvorsky. Vydanie desate Vaceslava Hanky, Prase, 1851.

121. Русская историческая библиотека, издаваемая Археологическою Комиссиею. Спб., 1875. Т. II; VI.

122. Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. -М., 1846. T. I-III.

123. Попов А. Об опеке и наследстве по « Русской Правде » // Сборник исторических и статистических сведений о России и народах, ей единоверных и единоплеменных. М., 1845. T. I.

124. Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. М., 1938. T. I.

125. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.

126. Рейц А. Опыт истории российских государственных и гражданских законов. Перевод и примечания Ф.Морошкина. М., 1836.

127. Рожков H.A. Очерки юридического быта по Русской Правде: Исторические и социологические очерки. М., 1906. Ч. 2.

128. Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. М-Л., 1966.

129. Российская юридическая энциклопедия. Гл. ред. А.Я.Сухарев. М.,1999.

130. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII- XIII вв. М., 1982.

131. Савельев B.C. Хрестоматия древнерусских законодательных текстов до XIV в. и принципы ее составления.// Вестник Московскогоф университета. Филология. 2001. №3.

132. Самоквасов Д. История русского права. Варшава, 1888. Кн.1.

133. Самоквасов Д.Я. Курс истории русского права. М., 1908.

134. Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской правде. М., 1988.

135. Свердлов М.Б. Смерды в Древней Руси. // История СССР . М., 1970. № 5; 2001. № 3.

136. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

137. Серафим Владимирович Юшков. М., 1989. (Труды выдающихся юристов ).

138. Сергеевич В. Лекции и исследования по древней истории русского права. Спб., 1899.

139. Сергеевич В. Русские юридические древности. Спб., 1902. Т. I.ф 141. Смирнов А.Г. Очерки семейных отношений по обычному правурусского народа. М., 1877. 142. Современный словарь иностранных слов. — М., 1992.

140. Сокольский В.В. О договорах Олега с греками. Киев., 1870.

141. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1851. T. I.

142. Способин А.Д. О разводе в России. М., 1881.

143. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. T.I.

144. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. -Харьков., 1881.

145. Терещенко А. Быт русского народа. Спб., 1848.

146. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. -М., 2000.

147. Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. M-JL, 1941.

148. Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. JL, 1980.

149. Харузин Н. Русские лопари. М., 1890.

150. Хачатуров P.JI. Византия и Русь: государственно-правовые отношения. Тольятти., 1995.

151. Хачатуров P.JI. Русская Правда: Монография. Тольятти., 2002.

152. Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период русской истории. Спб., 1872.

153. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. М., 1991.

154. Цитович П.П. Исходные моменты в истории русского права наследования. Харьков, 1870.

155. Чалая JI.A., Бочкова Т.А. Эволюция семейно-брачного права и особенности его развития в России // История государства и права. 2001., № 1.

156. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М., 1858.

157. Чичерин Б.Н. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. Русский Вестник. 1857. № 7-8.161Л11анский Н.М., Боброва Т.А. Происхождение слов. М., 2003.

158. Шашков С.С. История русской женщины. Спб., 1879.

159. Шестун Евгений, протоиерей. Православная семья. Самара, 2000.

160. Шпилевский С.М. Об источниках русского права в связи с развитием государства до Петра 1. Казань., 1862. Вып.1, 2.

161. Шпилевский С.М. Семейные власти у древних славян и германцев. -Казань., 1869.

162. Шулепин Д.С. Некоторые аспекты имущественных и личных отношений супругов в браке в древнерусском государстве X-XIV вв. // Семейное право. 2004. № 1.

163. Шульгин В .Я. О состоянии женщин в России до Петра Великого. -Киев., 1850.

164. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси XI-XIV вв. -М., 1972.

165. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси Х- XIII вв. М., 1989.

166. Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв.-М., 1978.

167. Щапов Я.Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси. -М., 1965.

168. Щапов Я.Н. Большая и малая семья на Руси в VIII-XIII вв. // Становление раннефеодальных славянских государств. Киев., 1972.

169. Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси // Вопросы истории. 1970. № 10.

170. Эверс И.В.Г. Древнейшее русское право в историческом его раскрытии. Спб., 1835.