Неисполнение указов

За неисполнение или ненадлежащее исполнение актов Президента РФ могут установить ответственность

Предпринимаются меры по установлению системы мер юридической ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение актов Президента РФ. Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов, вчера внесен в Госдуму.

Предлагается дополнить УК РФ новым составом преступления в рамках ответственности за халатность, а именно – халатность, связанная с неисполнением или ненадлежащим исполнением указов, распоряжений и поручений Президента РФ. За такое деяние предусмотрены санкции в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Помимо этого, планируется установить административную ответственность за неисполнение должностным лицом указов, распоряжений и поручений Президента РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. За такое деяние предлагается наказывать штрафом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацией на срок до трех лет. При этом, обязанность по рассмотрению дел об указанном правонарушении предполагается возложить на подразделение Администрации Президента РФ, на которое возложен контроль исполнения указов, распоряжений и иных решений главы государства (в лице начальника и его заместителей, руководителей структурных подразделений данного органа и их заместителей).

Также предусмотрено расторжение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы гражданского служащего в случае однократного грубого нарушения им должностных обязанностей, выразившегося в неисполнении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», без уважительной причины, указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

Напомним, что согласно Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны (ст. 90 Конституции РФ).

«Представляется очевидным, что не юридическая ответственность, а ответственное отношение к делу, профессионализм, четко определенная компетенция государственных органов и физических лиц обеспечивают высокий уровень исполнительской дисциплины, надлежащее воплощение в действительность актов Президента РФ», – отмечают разработчики документа в пояснительной записке к нему.

Текст законопроекта № 487083-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента РФ могут ввести уголовную ответственность

Исполнительскую дисциплину чиновников хотят повысить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный группой депутатов, внесен в Госдуму.

Предлагается установить уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента РФ. За такое преступление, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, планируется наказывать лиц, занимающих государственную должность РФ или субъекта РФ, штрафом в размере 2-3 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Авторы инициативы считают, что повышение исполнительской дисциплины чиновников является особенно актуальным в условиях экономических санкций, введенных в отношении РФ рядом западных стран. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, до 40% актов Президента РФ остаются неисполненными – например, Правительство РФ до сих пор не реализовало некоторые меры, предусмотренные в майских указах Президента РФ 2012 года.

Правительство РФ и ВС РФ законопроект не поддерживают.

Отметим, что ранее в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за халатность, связанную с неисполнением или ненадлежащим исполнением указов, распоряжений и поручений Президента РФ. При этом планировалось наказывать нарушителей штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Законопроект был снят с рассмотрения Госдумы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.

Неисполнение указов

На носу президентские выборы. Владимир Путин уже заявил о своем участии как самовыдвиженец. Самое время вспомнить, какие обещания и поручения президента были выполнены, а какие остались формальностью.

Пять лет назад, 7 мая 2012 года, в день своего вступления в должность главы государства, Владимир Путин подписал так называемые «майские указы», в основу которых легла его предвыборная программа. С тех пор само это понятие стало чем-то вроде философского камня, то есть нечто очень правильное и хорошее, но в реальности недостижимое.

Пока правительство «убаюкивает» Путина оптимистическими отчётами, на деле «майские указы» исполняются с большим трудом, и от людей этого не скроешь. И тут назревают закономерные вопросы. С чем президент выйдет к народу? Как убедит поверить себе? Наверняка тема неисполнения «майских указов» станет одним из козырей для оппозиции.

В чем же суть этих указов?

Всего «майских указов» 11. Это обширные документы, которые ставят задачи по улучшению экономической ситуации, здравоохранения, образования, демографии, науки, внешней политики, системы госуправления, Вооружённых сил и так далее. При этом каждый из указов содержит поручения правительству, которые нужно выполнить в 2012–2020 годах – в целом этих поручений 218. В документах указаны конкретные социально-экономические показатели, которые необходимо достичь. Например, увеличить объём инвестиций, повысить зарплаты врачам и учителям, создать миллионы высокопроизводительных рабочих мест, повысить престижность российских вузов и так далее. Финансовую сторону исполнения указов взяло на себя государство, но при этом расходы должны быть разделены между федеральным и региональными бюджетами.

Что говорит Правительство?

К годовщине «майских указов» Правительство подготовило отчёт об их исполнении. Документ был презентован на очередном заседании комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ, определённых в указах. В отчёте перечислены все из них и приведены данные, сколько из поручений по ним выполнено.

Так, если говорить об указе о развитии Вооружённых сил, то по состоянию на 7 апреля 2017 года выполнено и снято с контроля контрольным управлением президента Российской Федерации 12 поручений. Всего в этом указе было 15 поручений.

Тема развития армии оказалась отработанной лучше всего, что неудивительно, учитывая текущий накал международных отношений и значительно выросший в связи с этим объём отчислений на закупку вооружений. Впрочем, россияне и сами это видят – недаром соцопросы свидетельствуют о возросшем авторитете армии и увеличении числа желающих пройти военную службу. Однако в Правительстве уверены, что аналогичных высоких результатов удалось достичь и в других сферах, в частности в здравоохранении. Если верить отчету, то ситуация с ним меняется в лучшую сторону. Например, в указе ставилась задача до 2018 года снизить смертность от болезней системы кровообращения до уровня 649,4 случая на 100 тыс. населения, а по итогам прошлого года этот показатель составил 614,1 случая. По туберкулёзу тоже справились: 7,5 случая на 100 тыс. населения, как и требовалось в поручении. Правда, смертность от новообразований статистику подпортила: 201,6 случая на 100 тыс., хотя президент поручал сократить этот показатель к 2018 году до 192,8.

Так же ладно всё складывается в сфере уменьшения административных барьеров. В своё время ставилась задача упростить до 1 января 2015 года прохождение процедур субъектами предпринимательской деятельности в строительстве и подключении к сетям, налоговое и таможенное администрирование. Правительство рапортует: «При подключении к сетям электроснабжения количество процедур уменьшилось с 10 до 5, с 281 до 179 дней сократилось время на технологическое присоединение, в 5,7 раза снизилась стоимость подключения».

О достижениях отчитывается не только Белый дом, но и отдельные ведомства. Например, глава Минобрнауки Ольга Васильева недавно заявила, что большинство поручений президента в её сфере выполнено.

На бумаге всё действительно выглядит неплохо. Почему же граждане не чувствуют радости? Не ощущают на себе заботу нашего государства, а скорее даже наоборот?

Как на самом деле обстоят дела?

В 2016 году центр ОНФ «Народная экспертиза» доложил об истинном положении дел с майскими указами. «Мы подтвердили целесообразность снятия с контроля только по 24 поручениям вместо 154 у правительства, то есть на сегодня выполнено около 15% майских указов. Остальные поручения в той или иной степени не выполнены», – пояснил сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.

А эксперты Высшей школы экономики назвали несколько стратегий, которые позволяют органам исполнительной власти в реальности отделываться от «майских указов» с помощью формальностей. Например, за счёт изменения методологии расчёта целевого показателя. К примеру, согласно одному из указов к 2020 году должно быть создано 25 млн «высокопроизводительных рабочих мест». Но что это значит? В феврале 2012 года Росстат считал таковыми рабочие места, где добавленная стоимость превышала уровень, определяемый средним уровнем ВВП на рабочее место по шести крупнейшим экономикам мира. Однако уже в ноябре 2013 года то же ведомство стало определять высокопроизводительные места через среднемесячную зарплату. Таким образом, понятие производительности исказили, а формально зарплаты врачей и учителей выросли.

Ещё один способ отвертеться от исполнения поручений – создать бесконечный список согласующих ведомств, перекладывая ответственность с одного на другое, чтобы виноватых в итоге было не найти. В бизнесе эту стратегию называют «форвард-менеджмент». Грубо говоря: мы отвертелись – теперь вы придумывайте, как соскочить. Третья стратегия – перекладывание ответственности на регионы.

Также многие ссылаются на то, что исполнению «майских указов» помешали кризис и инфляция. Да и сам Путин ещё в 2013 году признался, что сознательно «несколько завысил планку» в постановке этих целей. Ну а потом произошёл конфликт на Украине, на Россию наложили санкции из-за присоединения Крыма, экономика погрузилась в рецессию. «Очевидно, что работать нам приходится в более сложных условиях, чем те, которые были в момент подписания документов», – оправдывается премьер-министр Дмитрий Медведев. Однако Владимир Путин призывает работать «без ссылок на сложности и внешние ограничения». «У отдельных руководителей и на местах, и на федеральном уровне есть большой соблазн минимизировать задачи или вообще объяснить свою собственную неэффективность тем, что ситуация изменилась, и таким образом с себя ответственность снять», – говорит он. В общем, крутитесь как хотите.

Инфляция и «недопонимание»

Справедливости ради стоит отметить, что некоторые из указов действительно пытались исполнить. Например, зарплату врачам и учителям в самом деле повысили, вот только разница оказалась съеденной инфляцией. В итоге, согласно Росстату, покупательная способность бюджетного сектора по итогам 2015 года снизилась до уровня начала 2012 года.

Впрочем, по словам проректора Высшей школы экономики Андрея Жулина, главная проблема с зарплатами бюджетников не в инфляции, а в том, что регионам не разъяснили, как эти зарплаты можно повысить. «Был дан сигнал искать резервы для повышения не внутри отрасли по региону, а внутри конкретных учреждений. Непонимание, где брать деньги, как связать повышение зарплат с качеством услуг, привело к волне реорганизаций учреждений, которая была непонятна населению, особенно врачам. Именно в сфере здравоохранения эта проблема превратилась в увольнение людей и закрытие учреждений», – отмечает эксперт.

Из отчёта правительства тоже становится понятно, как происходит перекладывание ответственности на регионы. Поручил, например, президент разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей. Правительство отчитывается: «В России 1,2 млн семей, имеющих трёх и более детей, из них на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 130 тыс. семей, на бесплатное получение земельных участков – 350 тыс. семей. В 2014 году в приоритетном порядке жилищные условия улучшили 1,4 тыс. семей указанных категорий».Что же было дальше? А вот и ответ: «Одобрен закон, которым предусмотрено право регионов оказывать таким семьям меры соцподдержки по обеспечению жилыми помещениями».

Кстати, недавно в Счётной палате констатировали, что в рамках программы «Жильё для российской семьи» за 2014–2016 годы в эксплуатацию введено лишь 3,3% от запланированного объёма жилья, а квартиры получили лишь около 5% семей.

Член рабочей группы по доступному жилью Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Василий Тишков утверждает, что программа была абсолютно реалистичная, но всему виной – саботаж на уровне местных властей. Кроме того, похоже, что были неоднократные попытки натянуть программу на интересы застройщиков. «Сейчас губернаторы бодро рассказывают, как они исполняют «майские указы». А это в том числе и Указ № 600 о доступности жилья. И уже у всех от зубов отскакивает, как у них хорошо с жильём, но при этом программа ЖРС не реализуется», – говорит Тишков.

Меньше сотрудников – выше зарплата

Другой вопрос – обязаны ли регионы исполнять «майские указы»? Оказывается, не всегда. Некоторые поручения носят рекомендательный характер, и тогда дополнительные расходы должны компенсироваться регионам из центра. Но на практике часто получается иначе, отчего порой происходят анекдотические истории. Например, в городском поселении Ярославский Хорольского района Приморского края суд счёл требования прокуратуры повысить зарплаты работникам культуры незаконными. В решении говорилось, что указ президента следует воспринимать всего лишь как рекомендацию.

Тем не менее, региональные руководители стараются откровенно не пренебрегать исполнением президентских указов. Дело в том, что их невыполнение вполне может стать формальной причиной для отставки губернатора. Предвыборная чистка среди глав регионов началась и продолжается. Потому получается странная ситуация: вроде бы и желание исполнять указы есть, и страх, но что-то всё равно не складывается.

Вот ещё один пример, как «майские указы» понимаются «шиворот навыворот». В Петербурге каждый год увольняют по тысяче преподавателей из вузов. И всё это ради «майских указов». Недавно ректор Политехнического университета Андрей Рудской на встрече со студентами рассказал о ежегодных сокращениях в городских вузах. В связи с изменениями законодательства и «майскими указами» в Политехе придётся уволить несколько сотен сотрудников. «Мы второй год, как перешли на новый формат финансирования. Раньше был бюджет: нам выделяли деньги на ставки преподавателей, на содержание университета с учётом площадей и исторического значения, социальную помощь и другое. Теперь существует субсидия. Как она рассчитывается? Берётся средний показатель по стране стоимости обучения на студента определённой специальности, множится на количество студентов этой специализации в вузе. Эта сумма переводится траншем в университет. Дальше – живите как хотите. Стоимость обучения в каком-то провинциальном вузе или в Политехе выходит почти одинаковая. Конечно, вводятся коэффициенты для городов, но разница за счёт их не превышает 30%», – рассказал ректор. Он также напомнил, что согласно «майским указам» преподаватель должен получать 70–80 тыс. рублей. «Когда-то нам разрешили иметь соотношение в университете – пять студентов на одного преподавателя. Под это нам выделили деньги и ставки. В 2013 году мы перешли на подушевое финансирование, оказалось, что преподавателей в 2 раза больше, чем мы можем потянуть», – посетовал Рудской.

Кстати, губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко часто называют в списках глав регионов, которых ждёт скорая отставка. Вполне возможно, ему припомнят и произвольное понимание «майских указов».

Конструкция начала сбоить

Президент Института экономического анализа в Москве и старший научный сотрудник Института Катона в Вашингтоне Андрей Илларионов в своей статье отмечает, что вместо обещанного быстрого экономического роста в стране наблюдается постоянное снижение ВВП на душу населения. Он считает, что не последнюю роль в провале планов руководителей страны «сыграли их собственные действия, направленные на достижение совершенно других, не провозглашённых тогда целей». Тут эксперт перечисляет создание Росгвардии, огромные расходы на оборону, присоединение Крыма и конфликт в Донбассе, действия РФ в Сирии.

В свою очередь, член экспертной группы «Европейский диалог» Евгений Гонтмахер, проанализировав ситуацию, пришёл к выводу, что реализация президентских обещаний невозможна без серьёзных реформ. «Встречая пятилетие «майских указов», можно отметить, что, несмотря на неусыпный контроль за их реализацией, эта конструкция по многим пунктам начала сбоить. И перспективы выправить ситуацию весьма невелики, – считает экономист. – Причина – в системном кризисе, накрывшем российскую экономику, на базе развития которой только и возможно желаемое социальное развитие. Нужны глубокие реформы, которые и должны стать содержанием следующего президентского срока. Решится ли на них Владимир Путин? Он, как опытный политик, прекрасно понимает, что, запустив новую волну преобразований («перестройка-2», «модернизация-2»), он одновременно создаёт массу рисков так называемой стабильности, в том числе и выстроенной им системы власти. Однако и без реформ для сохранения «стабильности» шансов нет».

Цифры и Факты

Виктор Рожков, руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза»:

  • Наиболее заметные изменения к лучшему за последние четыре года, начиная с даты принятия майских указов произошли в трёх направлениях: предоставление государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» (МФЦ), повышение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и расселение граждан из аварийного жилья.

Однако режим предоставления государственных/муниципальных услуг в режиме «одного окна» реализован ещё не в полной мере. Из 632 федеральных государственных услуг обязательными к предоставлению в МФЦ являются только 33.

Определённые успехи отмечают эксперты в решении вопросов предоставления земельных участков многодетным семьям – 22% опрошенных экспертов отметили заметные изменения к лучшему. В среднем с 2013 по 2016 год земельными участками были обеспечены 24% многодетных семей. Основной проблемой являлось отсутствие на участках инженерной инфраструктуры и расположение участков в различных неудобьях (болото, лес, рядом с ЛЭП, бывшие свалки и пр.).

Менее успешным остаётся решение проблем обеспечения медицинскими кадрами, повышения качества услуг ЖКХ, а также профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидностью, создания механизмов оценки гражданами эффективности работы органов власти. В 2016–2017 годах дефицит врачей в РФ составил 37 тыс. человек, а среднего медицинского персонала – 206 тыс. человек. В то же время, общий выпуск врачей и фармацевтов составляет более 35 тыс. специалистов в год.

Конкретно

– К сожалению, сами указы изначально носили несколько, скажем мягко, странный характер, – считает бывший заместитель председателя Счётной платы РФ Юрий Болдырев. – Например, приведение средней зарплаты врача к средней зарплате в регионе осуществлялось не путём выделения средств на медицину, а путём практически разгона врачей, а также обернулось чрезвычайной коммерциализацией отрасли. Сложилась ситуация, что на утренних планёрках в больницах первый и главный вопрос – не какие-то сложные случаи лечения больных, а сколько заработано денег. По ряду клиник идёт негласное указание: сложных и непонятных больных просто не брать. Это указание главных врачей, потому что вместо главных врачей теперь сплошь менеджеры (пусть даже врачи, но с менеджерским сознанием). И вместо того чтобы создавать эффективную медицину для излечения и оздоровления людей, создан механизм стравливания граждан, которые должны были в единой шеренге идти против манипулирования со стороны олигархата.

По словам Болдырева, аналогичная ситуация складывается и в образовании. «Главный вопрос, который должен был бы звучать: стало ли за этот период, за эти четыре года, образование и здравоохранение качественнее и доступнее? Прямой, ясный вопрос. Ответ на него совершенно однозначный: качество образования катастрофически упало, а доступ к здравоохранению чрезвычайно ограничен. Но об этом ведь честно никто говорить не будет», – полагает он.

В октябре этого года Глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам рассказала, что есть риск неисполнения «майских указов» президента РФ по зарплатам врачам, воспитателям детсадов и научным сотрудникам. Счетная палата РФ также считает, что реальные пенсии россиян к 2020 году могут снизиться на 2,7% по сравнению с текущим годом.

А отвечать кто будет?

В 2016 году депутаты от фракции «Справедливая Россия» выдвинули законопроект о введении уголовной ответственности за неисполнение правовых актов президента России, конечно же, который ГосДума отклонила в первом чтении.

Авторы предлагали установить штраф от 2 миллионов до 3 миллионов рублей с невозможностью для виновных в течение срока до трех лет занимать должности, связанные с государственной гражданской службой. По данным Общероссийского народного фронта, до 40% актов президента остаются неисполненными, в том числе «майские» указы 2012 года.

У объективных аналитиков не было никаких сомнений еще в 2013 году, что коллектив Медведева-Улюкаева-Силуанова-Набиуллиной продолжит вести страну прежним курсом – прямо на рифы. И невыполнение майских указов должно-таки будет стать приговором для нынешнего правительства. Но каким именно и когда?

А что в итоге?

Так, если в нашей стране не исполняются поручения Президента, то тогда кто в нашей стране глава? Президент РФ – это гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. А неисполнение его указов подрывает авторитет Президента, веру в его обещания и сказанное слово, портит репутацию, создает впечатление как о человеке системы, а не о человеке народа. А этот народ подумает в следующий раз, такого ли человека он хочет видеть во главе государства, и может сделает правильные выводы.

Понравился материал? Поделитесь:

Ответственность и наказание: что будет за неисполнение указов Путина?

«У России две беды — дураки и дороги».

Москва, 21 марта 2016, 16:12 — REGNUM Проблему безопасности на дорогах в России решить не удается. Возможно, пора вводить личную ответственность глав регионов за плохие дороги? Вспомним, чем заканчивался срыв регионами программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Тема безопасности на дорогах оказалась главной на прошедшем неделю назад, 14 марта заседании президиума Госсовета, прошедшем в Ярославле, в котором принял участие президент РФ Владимир Путин. По его словам, ужесточение наказания за нарушения правил дорожного движения не являются преградой для автолюбителей.

«Наказание вплоть до лишения прав не останавливает лихачей. В результате их безответственного вождения гибнут ни в чем не повинные люди. Полагаю, что необходимо представить план мероприятий по комплексному, системному решению этой проблемы», — сказал Путин.

При этом, по его словам, наиболее распространённым нарушением среди водителей авто является выезд на встречную полосу, и, как следствие — лобовое столкновение, занос с последующей аварией и врезанием в ограждения, травмы пешеходов и так далее.

Однако же примечательно другое: глава государства не впервые говорит о необходимости повышения уровня безопасности на дорогах. Так, чуть более полугода назад в ходе совещания с членами правительства Путин затронул трагедию, произошедшую в Хабаровском крае, где в результате крупного ДТП погибло более 15 человек, и ещё десятки людей получили ранения и травмы различной степени тяжести. Помимо министров, на встречу был приглашён замглавы МВД по безопасности на транспорте Виктор Кирьянов, которого попросили отчитаться о ситуации на дорогах. Тогда чиновник рассказал о причинах крупного ДТП под Хабаровском: «Произошло трагическое событие — столкновение двух автобусов. Одной из причин является человеческий фактор, а другой — неправильное проведение ремонтных работ. Там устанавливали отбойники и соответствующим образом не обеспечили безопасность».

В ответ на это Путин ещё раз попросил министров подумать о повышении безопасности на дорогах: «Мы должны подумать — я просил уже в мае 15-го года — о дополнительных мерах, обеспечивающих безопасность на дорогах».

В марте 2015 года в ходе заседания коллегии МВД президент вновь напоминал об актуальности проблем обеспечения безопасности дорожного движения: «В 2014 году количество ДТП сократилось, снизилось число погибших и раненых людей. Вместе с тем, количество ДТП, совершенных пьяными водителями, выросло почти на 22%, точнее если быть, то на 21,6%. А число погибших в таких авариях людей — более чем на 47%».

Он призвал соответствующие подразделения МВД совместно с представителями Минздрава, МЧС и других ведомств «подумать над всем комплексом проблем: это и организация движения, и контроль на дорогах, взаимодействие патрульных, экстренных медицинских служб и, конечно, ну это не задача МВД, но тем не менее, вместе с соответствующими службами нужно думать и ставить вопросы».

Президент также призвал создать все необходимые условия для оказания экстренной помощи пострадавшим. Путин также напомнил, что уровень транспортного травматизма в стране высок, и в качестве примера привёл статистику 2014 года, когда на дорогах травмы получили более 250 тысяч человек. В июле 2015 года президент вновь повторил соответствующую просьбу о повышении уровня безопасности в рамках совещания с правительством.

Летом 2013 года Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Поправки в КоАПП и закон о безопасности дорожного движения предусматривали увеличение штрафов практически во всех видах нарушений.

Интересно, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в начале октября 2013 года утвердил федерально-целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения на 2013−2020 годы», разработанную в стенах Минэкономразвития ещё в 2012 году. Главной целью программы стало снижение смертности на дорогах на 29% по сравнению с 2012 годом, когда, согласно статистике, произошло 203,5 тысяч аварий, в которых в общей сложности погибло почти 30 тысяч человек и пострадало 258 тысяч человек.

При этом ФЦП включила в себя развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения, повышение безопасности дорожных условий, развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП, совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения деятельности сотрудников, обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении и повышение уровня технического состояния автомобилей.

В рамках программы предполагалось ввести спецкурсы по изучению основ ПДД для детей, провести семинары для сотрудников ГИБДД, и так далее. Для реализации программы власти выделили 32,4 млрд рублей.

Эксперты крайне неоднозначно оценили данную программу. По словам некоторых из них, снижение уровня смертности на дорогах на 29% и числа ДТП в целом не произойдёт лишь с помощью «выпуска брошюр». Специалисты напомнили о словах президента, сказанных им в 2006 году о том, что для повышения уровня безопасности дорожного движения необходимо строить новые дороги, тоннели и эстакады.

Несмотря на настоятельные рекомендации со стороны президента, а также ряд поручений с его стороны, чиновники зачастую по-прежнему продолжают игнорировать данные сигналы со стороны главы государства. Этим вопросом озаботились и законодатели, уже который год требующие ввести наказание на неисполнение указов президента РФ на местах.

Так, в начале апреля 2014 года группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение парламента предложение о пополнении Уголовного кодекса новым составом преступления в рамках ответственности за халатность — «халатность, связанная с неисполнением или ненадлежащим исполнением указов, распоряжений и поручений Президента РФ». Депутаты предложили ввести наказание за соответствующее нарушение в виде штрафа суммой до 200 тысяч рублей либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного лица за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Помимо этого, депутаты посчитали необходимым ввести административную ответственность за неисполнение должностным лицом указов, распоряжений и поручений президента РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Парламентарии предложили наказывать нарушителей штрафом в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей либо дисквалификацией на срок до трех лет. При этом обязанность по рассмотрению дел о соответствующем правонарушении предполагалось возложить на подразделение администрации президента РФ.

Несмотря на актуальность, законопроект впоследствии был отозван депутатами по неизвестным причинам, однако с необходимостью его возврата на рассмотрение Госдумы вернулись уже в декабре того же года. Один из депутатов подверг критике качество исполнения указов президента и объявил о начале доработки апрельского законопроекта, а также очертил круг лиц, в отношении которых предлагалось ужесточить наказание — это члены правительства, представители министерств и ведомств всех уровней, госорганы, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.

Впоследствии депутаты возвращались к введению соответствующей ответственности в мае 2015 года, июне 2015 года и январе 2016 года. Против принятия соответствующего законопроекта высказывались как правительство РФ, так и Верховный суд РФ.

Вместе с тем, соответствующий проект, полагают эксперты, давно назрел. В подкрепление своим словам специалисты приводят статистику по неисполнению президентских указов. Например, в Кемеровской области в 2012—2013 годах федеральные министерства не выполнили вовремя ряд поручений Путина. Так, Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития не смогли вовремя представить проекты по налоговому стимулированию модернизации производства, а также освоению новых угольных месторождений и созданию соответствующей инфраструктуры. Представители Минприроды и Минрегиона провалили сроки подготовки проектных решений по изменению постановления правительства «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» с целью учета специфики объектов недропользования. Минфин и Минпромторг не уложились в срок проработки вопроса о субсидировании части затрат по кредитам на 2012−2014 годы, полученных организациями тяжелого и энергетического машиностроения.

Помимо этого, поручение президента, данное Минвостокразвития, Минэкономразвития и Минрегиону о составлении списка приоритетных инвестиционных проектов развития Дальнего Востока и Забайкалья в I квартале 2013 года, также было провалено.

Неисполнение поручений президента коснулось и правительства, которому к ряду дат 2013−2014 гг. Путин поручил проработать меры по увеличению объемов потребления отечественного угля, решить вопросы строительства энергогенерирующих мощностей под Калининградом, а также совершенствования системы пенсионных отчислений из фонда оплаты труда, осуществляемых предприятиями угольной промышленности.

Эксперты призывают к обсуждению мер по наказанию за неисполнение указов и поручений президента, но напоминают, что, согласно Конституции РФ, президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны (ст. 90 Конституции РФ).

Госдума не готова к штрафам чиновников

Думский комитет по уголовному законодательству отклонил законопроект справороссов и главы центральной ревизионной комиссии ОНФ, депутата Госдумы от «Единой России» Анатолия Карпова о введении уголовной ответственности за неисполнение указов и распоряжений президента РФ. В заключении комитета говорится, что президент и так «обладает широкими полномочиями для воздействия» на безответственных чиновников. Авторы инициативы уверены, что «юридических аргументов для непринятия законопроекта нет, есть политическая составляющая».

Законопроект, вводящий в Уголовный кодекс ст. 286.2 «Неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений президента РФ», предполагающую штрафы для виновных чиновников от 2 млн до 3 млн руб., внесли в Госдуму в июне справороссы Дмитрий Горовцов, Александр Тарнавский, Михаил Емельянов и глава центральной ревизионной комиссии ОНФ Анатолий Карпов (фракция «Единая Россия»). Думский комитет по уголовному законодательству предложил палате законопроект отклонить. В заключении комитета за подписью его главы Павла Крашенинникова отмечено, что указом президента от 28 марта 2011 года установлен «Порядок исполнения поручений и указаний президента РФ» с «жесткой процедурой контроля за исполнением актов главы государства». Также комитет отметил, что надзор за исполнением поручений и указаний президента ведет администрация президента. В случае их неисполнения начальник контрольного управления президента «вносит предложение о привлечении виновных должностных лиц к ответственности». Таким образом, глава государства «обладает широкими полномочиями для воздействия» на чиновников. А предложенная авторами мера ответственности не соответствует, по мнению комитета, «характеру и степени общественной опасности преступления».

В пояснительной записке авторы законопроекта указали, что одной из причин внесения инициативы стали экономические санкции, «введенные в отношении РФ рядом западных стран». В связи с этим «остро встает вопрос об исполнительной дисциплине лиц, занимающих госдолжности». По данным ОНФ, «до 40% актов президента остаются неисполненными», говорится в документе. Особо подчеркивалось, что правительством РФ до сих пор «не реализованы майские указы 2012 года».

Инициатива не нашла поддержки ни у правительства, ни у Верховного суда (ВС). Так, в отзыве правительства, подписанном зампредом правительства — руководителем аппарата Сергеем Приходько, говорится, что сейчас должностное лицо в случае неисполнения обязанностей «несет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность». Они установлены, в частности, ст. 57 закона «О государственной гражданской службе РФ», а также ст. 293 и 285 УК РФ. «В случае принятия законопроекта возможна конкуренция норм», отмечено в отзыве. А в ВС указали, что, в отличие от других статей УК, по которым могут быть привлечены чиновники, проект закона «не предусматривает такой вид наказания, как лишение свободы». Это приведет к тому, что госслужащие, привлеченные к уголовной ответственности за неисполнение правовых актов президента, будут нести «менее строгое» наказание.

Дмитрий Горовцов заявил вчера, что «юридических аргументов для непринятия законопроекта нет, есть политическая составляющая».

Новый законопроект предполагает наказывать чиновников штрафом до 3 миллионов рублей с лишением права занимать должности

Депутаты Государственной думы от фракции «Справедливая Россия» внесли законопроект, предлагающий дополнить Уголовный кодекс (УК РФ) статьей 286.2 о неисполнении или ненадлежащем исполнении указов, распоряжений и поручений президента Российской Федерации. В проекте закона предполагается наказывать чиновников штрафом от 2 до 3 млн руб. с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Законопроект внесен депутатами Дмитрием Горовцовым, Анатолием Карповым, Михаилом Емельяновым и Александром Тарновским.

Так, санкции, предусмотренные дополнением в УК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений президента Российской Федерации, повлекшее нарушение прав и законных интересов граждан или государства, предусматривают существенный штраф в фиксированном размере или в размере заработной платы за период от трех до четырех лет.

В пояснительной записке к документу указано, что в условиях экономических санкций, введенных в отношении Российской Федерации рядом западных стран, остро встает вопрос о дополнительной дисциплине лиц, занимающих государственные должности на федеральном уровне, а также госдолжности субъекта РФ.

Недобросовестное отношение к возложенным на них обязанностям, а иногда и откровенный саботаж актов высшего должностного лица нашей страны в худшем случае грозит нерадивому чиновнику увольнением с занимаемой должности, а чаще всего переводом на другую работу. Цель же предлагаемого законопроекта — установить уголовную ответственность для руководителей, не исполняющих поручения президента.

По мнению парламентариев, эта задача ― повышение исполнительной дисциплины ― могла бы быть решена путем дополнения УК РФ соответствующей статьей.

Напомним, что, по данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в текущем году на контроль приняты 72 доклада правительства по выполнению «майских указов» Владимира Путина, но полностью готово оказалось лишь 5% из них. В прошлом году в мониторинге было 144 поручения, из них 114 ОНФ не стал снимать с контроля.

«У нас диаметрально противоположные данные с правительством. Правительство обнародовало информацию, что 80% (указов и поручений) исполнено и 20% нет. У нас немножко по-другому ― наоборот, из тех докладов, которые мы видели, поддерживаем и рекомендуем к снятию с контроля только 20%», — заявил ранее сопредседатель Александр Бречалов.

Правительство против

Правительство Российской Федерации уже отреагировало на депутатскую инициативу и направило официальный отзыв, в котором не поддержало законопроект, ссылаясь на «возможную конкуренцию правовых норм» (документ имеется в распоряжении «Русской планеты»). Согласно приведенным доводам, в Уголовном кодексе уже есть аналогичные нормы. Так, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе образует состав преступления, предусмотренный статьей 293 «Халатность». В определенных случаях ответственность может наступать и по статье 285 УК «Злоупотребление должностными полномочиями».

Соавтор законопроекта депутат Дмитрий Горовцов считает отрицательный отзыв правительства необоснованным. По словам парламентария, аргументы, которые приводит руководитель аппарата правительства Сергей Приходько, юридически несостоятельны. Он пояснил, что статьи, на которые ссылаются в отзыве, имеют совершенно иное назначение и обоснование.

«Действия, подпадающие под уголовные статьи «Злоупотребление должностными полномочиями», предусматривают ответственность за «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности». В предлагаемой же нами статье об этом речь не идет, поскольку мы говорим о бездействии чиновников, их некомпетентности и откровенном саботаже», ― пояснил «Русской планете» Дмитрий Горовцов.

Парламентарий пояснил, что в Уголовном кодексе помимо общих норм есть и специальные, которые могут вступать в конкуренцию друг с другом, но речь идет именно о конкретизации совершенного преступления. В отдельные нормы выделены, например, некоторые виды мошенничества, пособничество терроризму и многое другое. Таким образом, предлагаемые дополнения будут считаться специальными по отношению к статье УК «Халатность».

«В Уголовном кодексе отдельно прописана ответственность за неисполнение приказа сотрудниками правоохранительных дел и военнослужащими, поэтому выделить чиновников не только не странно, но и важно. Все эти препирательства правительства можно объяснить только нежеланием вводить новую норму, потому что теми, кого начнут привлекать по данной статье, могут стать некоторые первые лица государства из Белого дома», ― считает Горовцов.

Парламентарий добавил, что внесенный законопроект адекватный ― он не предполагает заключения под стражу, но сумма штрафа должна быть существенной. По его словам, предложенная вилка ― от 2 до 3 млн руб. ―примерно соответствует нескольким окладам федерального министра.

«Зарплата губернатора примерно соответствует зарплате, которую получает федеральный министр, поэтому если саботируете приказ, то будьте добры вернуть государственные деньги, и дальше для вас закрыта дорога на государственную должность. Иначе получается, что за подобные действия человек получает перевод или увольнение с возможным восстановлением», ― подчеркнул депутат Дмитрий Горовцов.

Согласно имеющимся данным, в настоящий момент зарплата премьер-министра составляет 570 тыс. руб. Оклад федеральных министров несилового блока без дополнительных надбавок и поощрений ― примерно 420 тыс. руб. Зарплата министров-силовиков и руководителей силовых ведомств составляет около 785 тыс. руб.

Зарплаты губернаторов варьируются в каждом конкретном регионе. В этой связи даже произошел скандал ― глава Архангельской области Игорь Орлов поднял себе оклад сразу в три раза, и вместо 170 тыс. руб. губернатор теперь будет получать 600 тыс.

Депутаты будут добиваться принятия закона

Автор законопроекта Дмитрий Горовцов добавил, что, несмотря на неодобрение правительства, он внесен в Государственную думу и сегодня будет передан в профильный комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Депутат убежден, что после дополнительной проработки проекта он будет принят уже в качестве закона.

«Я обещал, что внесу данный законопроект до конца весенней сессии, и в эти сроки мы уложились. Теперь мы ожидаем решения комитета, и на рассмотрение он будет вынесен этой осенью», ― пояснил Горовцов.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Сердюк поддержал своего коллегу по фракции. По мнению депутата, существующая проблема гораздо шире, и одними штрафами за неисполнение ее не решить.

«Инициатива прежде всего направлена на дисциплину, которая, как известно, хромает, но насколько это изменит ситуацию в целом, сказать трудно. Для тех, кто ворует миллиардами, несколько миллионов будут каплей в море, а вот штрафовать следовало бы за безынициативность. Владимир Путин не просто так писал те же «майские указы», а потому, что инициатива на местах отсутствует. Поэтому необходимо в срочном порядке решать проблему кадров», ― считает парламентарий.

Экс-губернатор Еврейской автономной области Александр Винников пояснил «Русской планете»: безусловно, инициатива будет полезной при условии, что распоряжение президента не выполнено ответственным чиновником по субъективным причинам. Однако существуют опасения, что этот закон может стать рычагом давления.

«Если под указом президента есть финансовая основа, а он не исполняется чиновником по чисто субъективным причинам, то, разумеется, штраф будет уместным наказанием для такого должностного лица. Другое дело, что есть и объективные причины, как раз связанные с финансовой стороной вопроса. Не секрет, что сегодня региональные бюджеты трещат по швам ― с одной стороны, нужно в сжатые сроки выполнить президентские указы, с другой ― есть объективные нужды, связанные с развитием регионов», ― считает Александр Винников.

Экс-губернатор отметил, что вместе с персональной ответственностью должностного лица Российской Федерации нужна и четко проработанная программа, при которой президентские указы не будут зависать на местном уровне.

«Нужно идти пошаговым методом, а не распыляться. Скажем, у нас были национальные проекты по здравоохранению и образованию, и они были довольно успешными. Деньги направили на целевые расходы, и если бы еще несколько лет такой работы, то сейчас проблем в этой сфере было бы гораздо меньше. То же самое и с «майскими указами» президента. Еще раз подчеркну, что предлагаемая Дмитрием Горовцовым инициатива уместна, если появится проработанный инструментарий», ― подчеркнул Винников.