Законы о налогах на земельные участки

Оглавление:

Можно ли избежать уплаты налога на землю?

«ФАКТЫ» уже рассказали своим читателям о двух «имущественных» налогах, квитанции о которых должны быть разосланы до 1 июля: о налоге на автомобили и на недвижимость. Однако у нас есть еще третий «имущественный» налог, который наши сограждане уплачивают каждый год, — налог на землю. И квитанции о его уплате также должны быть разосланы до 1 июля. О том, кто платит налог на землю, на какие земельные участки он распространяется и можно ли избежать его уплаты, «ФАКТАМ» рассказал партнер юридического объединения ID LegalGroup Олег Добровольский.

— Начнем с главного. Кто платит земельный налог?

— Его обязаны платить физические лица, которым принадлежит право собственности на земельные участки.

— Какие именно земельные участки?

— Все паи, которые находятся в собственности физических лиц. Это могут быть участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), земельные участки сельскохозяйственного назначения, для садоводства, для личных сельских хозяйств, огородничества и так далее.

— Относятся ли к объектам, с которых платится налог, дачные участки?

— Да, относятся, и не только дачные. Объектами такого налогообложения являются земельные участки, занятые садовыми и дачными домами физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокоса и выпаса скота.

Очень важным условием для определения объекта налогообложения земельным налогом является то, что этот участок находится в собственности такого физического лица.

— А участки земли, на которых стоят обычные дома в селе?

— Применяются те же правила, что и для дачных участков. Это земельные участки для личных сельских хозяйств.

— При каких условиях считается, что земельный участок находится именно «в собственности»? Он должен быть оформлен должным образом?

— Если земельный участок зарегистрирован в Государственном земельном кадастре и имеет кадастровый номер, то считается законодательно оформленным.

— А если участок не оформлен и у него нет номера?

— Действительно, есть такие случаи. Земельные участки, на которые право собственности получено до 2004 года, не имеют кадастрового номера. Но при этом они считаются сформированными в соответствии с Законом Украины «О государственном земельном кадастре».

Отсутствие кадастрового номера говорит о том, что сведения о таком участке не внесены в Государственный реестр земель. Этот недостаток правового режима земельного участка легко исправить, подав соответствующее заявление от имени владельца.

— Какой именно налог платится с земли? По какой ставке?

— Ставка земельного налога устанавливается исключительно решением органа местной власти на территориях, где находятся земельные участки. Однако есть ограничение — она не может быть больше трех процентов от нормативной денежной оценки участка (с учетом коэффициента индексации).

— А как люди узнают, сколько стоит их участок?

— Каждое физическое лицо, которому принадлежит право собственности на земельный участок, вправе получить информацию о своем участке по его кадастровому номеру. Для этого нужно обратиться в центр предоставления административных услуг или заказать выписку в электронном виде о нормативной денежной оценке земли на сайте Госгеокадастра.

Для получения услуги Госгеокадастра физическому лицу необходимо осуществить следующие действия:

  • зайти на вышеупомянутый интернет-адрес;
  • зарегистрироваться в электронном кабинете с помощью электронной почты, электронной цифровой подписи или платежной карты банка (BankID);
  • в окне электронного кабинета «Е-сервисы», в разделе «НДО», заполнить заявку для получения выписки. Обязательно указать кадастровый номер земельного участка, ФИО заявителя, заполнить другие поля формы заявки, дать согласие на обработку персональных данных заказчика и «отправить» заявку.

После обработки запроса на электронный адрес заявителя придет письмо с информацией, как получить заказанную выписку из технической документации НДО.

Услуга предоставляется бесплатно. Срок исполнения — не более трех рабочих дней с даты получения заказа.

— А каким образом контролирующий орган получает информацию о нормативно-денежной оценке земельных участков? Я должна ее самостоятельно предоставить налоговой службе?

— А вот тут у нас произошли изменения — с 1 января 2018 года вступили в силу изменения относительно процедуры получения контролирующими органами информации о нормативной денежной оценке земельных участков.

— Какие именно?

Теперь Государственное агентство земельных ресурсов направляет фискальному органу информацию (в электронном виде) о проведенной нормативно-денежной оценке земельных участков по состоянию на 1 февраля 2018 года. Эту информацию контролирующий орган публикует на своем официальном сайте.

Таким образом, на официальном сайте фискального органа размещается сводная информация о размере установленных ставок земельного налога и нормативной денежной оценке земельных участков на соответствующих территориях.

— Ясно. А если не была проведена нормативная денежная оценка участка?

— В случае, если такая денежная оценка земли отсутствует, базой налогообложения будет площадь земельного участка. Она указана в документе, который подтверждает право собственности на землю: в свидетельстве о праве собственности на недвижимое имущество.

— Так, я совсем запуталась. Кто должен определить, какой земельный налог нужно уплатить человеку — сам человек или фискальная служба?

— Рассчитывают и определяют сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет, исключительно контролирующие органы по месту нахождения земельного участка.

— Когда?

Решение об уплате земельного налога направляется контролирующим органом по почте или вручается налогоплательщику по месту его регистрации до 1 июля.

Но я вам хочу сказать, что в связи с внесенными в Налоговый кодекс изменениями с 2018 года физическое лицо — собственник земельного участка освобождается от штрафа и пени за несвоевременную уплату земельного налога, если контролирующий орган не направил либо не вручил решение в срок до 1 июля.

— Понятно. То есть, если мне до 1 июля никаких решений и квитанций не пришло, то это не моя забота?

— С 2018 года — да. В случае, если контролирующий орган не выносит решения об уплате налога или физическое лицо не получает такое решение, ответственность собственника земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

— Тогда очень важным является ответ на вопрос: в каком случае считается, что налоговое решение является врученным?

Нормами действующего законодательства определено, что решение считается врученным физическому лицу в следующих случаях:

  • если решение направлено по месту жительства с уведомлением о вручении;
  • вручено лично физическому лицу или его представителю.

— А если я отказываюсь брать решение?

Есть четкие позиции, которыми определено, когда решение считается врученным физлицу. Если его вручили лично гражданину или его представителю, а также, когда отправили по адресу местожительства с уведомлением о вручении.

Если почта не может вручить такое решение в случае отсутствия владельца по месту жительства или он отказывается принять решение, получать письмо, либо не пришел за письмом в почтовое отделение, то налоговое уведомление-решение все равно считается врученным со дня, отмеченного почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

— Имеет ли право контролирующий орган начислить земельный налог за 2018 год после законодательно определенного срока — после 1 июля 2018 года?

Да. Новшества, вступившие в силу с января 2018 года, предусматривают, что контролирующие органы имеют право начислить физическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, земельный налог за 2018 год не позднее 1095 дней (трех лет) от последнего дня предельного срока уплаты земельного налога за 2018 год.

То есть налоговая служба может начислять земельный налог за 2018 год до 1 июля 2021 года.

— Понятно. В какой срок нужно заплатить земельный налог?

— Физическое лицо — собственник земельного участка должен уплатить налог в течение 60 дней со дня вручения решения об уплате.

— А какое наказание предусмотрено для тех, кто не уплатил налог?

— В случае получения решения от контролирующего органа и неуплаты налога в течение 60 дней законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа и пени.

— За какой период будут начислять земельный налог в 2018 году?

— За отчетный 2018-й год.

— То есть наперед?

— А если я заплачу налог в июле, а в августе продам участок?

В случае перехода права собственности на земельный участок в течение 2018 года уплата земельного налога осуществляется двумя владельцами.

Предыдущий платит налог за период с 1 января 2018 года до начала месяца, в котором прекратилось его право собственности на такой участок.

А новый владелец земли должен уплатить налог с того месяца, в котором он приобрел право собственности.

— Но ведь я уже полностью уплачу налог в июле!

— В таком случае предыдущий владелец земли должен предоставить фискальной службе информацию о переходе права собственности на участок.

— А деньги мне вернут? Как?

Предыдущий владелец предоставляет в контролирующий орган оригиналы документов о переходе права собственности на земельный участок. Контролирующий орган в течение десяти рабочих дней проводит перерасчет суммы земельного налога и отправляет или вручает физическому лицу новое налоговое уведомление-решение. Предыдущее же считается отмененным или отозванным. А сумма переплаты по этому налогу должна быть возвращена.

— Допустим, мне не пришло решение до 1 июля, но я очень сознательный гражданин и хочу заплатить налог. Я могу это как-то сделать?

— Да. В случае, когда плательщик не получает решение, или владелец участка имеет право на пользование льготой, либо меняется собственник, то человек вправе обратиться в фискальные органы (по месту нахождения земельного участка) и предоставить соответствующие документы.

— Кстати, а если мне пришло решение по моему участку, но оно не соответствует его площади — вместо шести соток мне посчитали налог на 60 соток?

— В случае выявления несоответствия данных (площадь участка, право на пользование льготой, размер ставки налога, начисленная сумма налога) физическое лицо имеет право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган для проведения сверки данных.

Если контролирующий орган выявляет несоответствия на основании предоставленных к проверке физическим лицом оригиналов документов, то в течение десяти рабочих дней осуществляет перерасчет налога и направляет или вручает новое налоговое решение.

Предыдущее решение считается отмененным.

Кроме того, владелец участка имеет право в административном порядке обжаловать решение в течение 30 дней после получения квитанции.

— А кому предоставляются льготы по уплате земельного налога?

От уплаты земельного налога, в соответствии с законодательством, освобождаются следующие лица:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны»;
  • физические лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и официально признанные законом.

Очень важно: с 1 января 2018 года было отменено ограничение применения льготы для одного вида участка.

— Что это значит?

А то, что с 2018 года применение льгот распространяется на участки по каждому виду использования в пределах граничных норм. До 2018 года эта льгота касалась только одного участка каждого вида.

Допустим, физическое лицо имеет в собственности два или больше земельных участков одного вида использования, и общая сумма этих участков превышает льготные нормы. В этом случае возникает необходимость самостоятельного выбора того земельного участка, который будет освобожден от уплаты налога на землю.

Рассмотрим на примере.

В собственности у физического лица находится два земельных участка. Целевое назначение одинаковое — для ведения садоводства. Площади участков 0,07 га и 0,08 га. Общая суммарная площадь 0,15 га. В соответствии с Налоговым кодексом, льготная норма для такого вида земельного участка (для ведения садоводства) составляет не более 0,12 га.

Поскольку общая площадь этих двух участков превышает льготные 0,12 га, значит, необходимо выбрать из них (0,07 га или 0,08 га) один, который будет льготным. И предоставить в фискальный орган письменное заявление. Тогда за него не придется платить земельный налог.

Но сделать это нужно было до 1 мая 2018 года.

* Фото Светланы ЕЛШАНСКОЙ, «ФАКТЫ»

Налог на землю в 2018 году для физических лиц

Все земельные участки, находящиеся в собственности, должны облагаться земельным налогом. Этот сбор является местным и муниципальные власти территорий самостоятельно определяют ставки, порядок уплаты и льготы по нему.

В 2018 году налог на землю подвергся значительным изменениям, отразившись на его размере. Вследствие чего местные бюджеты будут пополнены в большем объеме. Эта составляющая должна положительно отразиться на развитии регионов.

Какой налог на землю в 2018 году

В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Обычно для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

Что же поменялось с наступлением 2018 года? Существенным изменением стало увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной. Это скажется на росте налога и ударит по кошельку россиян.

Чтобы удар по бюджету семей, имеющих в собственности земельные участки любых категорий, не оказался слишком сильным, законодатели приняли решение провести увеличение налога в несколько этапов. Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2020 году достигнет полной суммы.

Ставка земельного налога составляет 0,3% для:

  • участков для садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции,
  • земель сельскохозяйственного назначения,
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома,
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.

Остальные облагаются по ставке 1,5%.

Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

В чем заключается особенность кадастровой стоимости недвижимости?

Чтобы рассчитать новую кадастровую стоимость, приближенную к рыночной, была проделана большая работа. Оценщикам пришлось проанализировать множество источников по продаже участков, откуда и была выведена средняя цена. Именно она и легла в основу определения кадастровой величины.

Конечно, такой способ определения цены не совсем правильный и точный. Здесь не учтен возможный торг между продавцом и покупателем, то есть взята первоначальная стоимость продажи, а не сделки как таковой. Не учтены также и такие параметры, как расположение участка, нахождение его относительно населенных пунктов, а также инфраструктура и транспортная доступность. Все это значительно влияет на стоимость земельного участка.

Усредненные цифры статистических баз не отражают реальные цены. Это может сказаться на увеличении кадастровой стоимости, не отражающей действительной картины на рынке. По сути, вопрос цены остается спорным и может повлечь за собой обращения в суд недовольных граждан.

Правильным же решением со стороны чиновников было постепенное увеличение кадастровой стоимости. Платить сразу возросшие в разы налоги стало бы накладным для многих россиян, учитывая то, что доходы населения за последние годы стали падать.

Конечно, все налогоплательщики понимают, что эти средства идут в местный бюджет. Развитие и улучшение региона без них невозможно. Но и страдать семейный бюджет от непомерных налогов тоже не должен.

Льготы на оплату земельного налога

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится, или в администрации.

К некоторым относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от платы, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставление документов на свой выбор, которыми можно подтвердить ее. (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Однако, для каждого вида налогов государство определяет и федеральных льготников. Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли, используемые для сохранения и развития традиционных промыслов, хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Изменения 2018 года

Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.

Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

Для расчета земельного налога применяется единая формула:

Налоговая база помноженная на налоговую ставку. Эта норма закреплена в Налоговом кодексе статья 396.

  • Налоговая база — кадастровая стоимость земельных участков.
  • Ставку налога мы рассматривали чуть ранее и определили, что в большинстве случаев для физических лиц она составляет 0,3.

Но закон оговаривает и другие нормы. Так, например, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство жилого дома, к исчислению налога может применяться повышенный коэффициент.

Предположим, право на этот участок под ИЖС зарегистрировано гражданином, но со строительством дома он не торопится. По истечении 10 лет с момента регистрации к такой земле будет установлен коэффициент 2,0. Только после того, как жилье будет построено и обязательно зарегистрировано, ставка станет в обычном размере.

Сумма земельного налога за истекший год рассчитывается, исходя из времени владения участком. При этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа.

Пример 2. Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2017 года. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь) и ожидать квитанцию от налогового органа с суммой к оплате только за него.

Справка. Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный Калькулятор онлайн земельного налога.

Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. На одном инспектор поставит входящий номер и передаст вам. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об изменении суммы налога или отказе. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите ниже консультанту.

+7 (812) 509-60-42 (Санкт-Петербург)

Налог на землю в 2018 году для физических лиц

Все земельные участки, находящиеся в собственности, должны облагаться земельным налогом. Этот сбор является местным и муниципальные власти территорий самостоятельно определяют ставки, порядок уплаты и льготы по нему.

В 2018 году налог на землю подвергся значительным изменениям, отразившись на его размере. Вследствие чего местные бюджеты будут пополнены в большем объеме. Эта составляющая должна положительно отразиться на развитии регионов.

Какой налог на землю в 2018 году

В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Обычно для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

Что же поменялось с наступлением 2018 года? Существенным изменением стало увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной. Это скажется на росте налога и ударит по кошельку россиян.

Чтобы удар по бюджету семей, имеющих в собственности земельные участки любых категорий, не оказался слишком сильным, законодатели приняли решение провести увеличение налога в несколько этапов. Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2020 году достигнет полной суммы.

Ставка земельного налога составляет 0,3% для:

  • участков для садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции,
  • земель сельскохозяйственного назначения,
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома,
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.

Остальные облагаются по ставке 1,5%.

Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

В чем заключается особенность кадастровой стоимости недвижимости?

Чтобы рассчитать новую кадастровую стоимость, приближенную к рыночной, была проделана большая работа. Оценщикам пришлось проанализировать множество источников по продаже участков, откуда и была выведена средняя цена. Именно она и легла в основу определения кадастровой величины.

Конечно, такой способ определения цены не совсем правильный и точный. Здесь не учтен возможный торг между продавцом и покупателем, то есть взята первоначальная стоимость продажи, а не сделки как таковой. Не учтены также и такие параметры, как расположение участка, нахождение его относительно населенных пунктов, а также инфраструктура и транспортная доступность. Все это значительно влияет на стоимость земельного участка.

Усредненные цифры статистических баз не отражают реальные цены. Это может сказаться на увеличении кадастровой стоимости, не отражающей действительной картины на рынке. По сути, вопрос цены остается спорным и может повлечь за собой обращения в суд недовольных граждан.

Правильным же решением со стороны чиновников было постепенное увеличение кадастровой стоимости. Платить сразу возросшие в разы налоги стало бы накладным для многих россиян, учитывая то, что доходы населения за последние годы стали падать.

Конечно, все налогоплательщики понимают, что эти средства идут в местный бюджет. Развитие и улучшение региона без них невозможно. Но и страдать семейный бюджет от непомерных налогов тоже не должен.

Льготы на оплату земельного налога

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится, или в администрации.

К некоторым относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от платы, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставление документов на свой выбор, которыми можно подтвердить ее. (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Однако, для каждого вида налогов государство определяет и федеральных льготников. Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли, используемые для сохранения и развития традиционных промыслов, хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Изменения 2018 года

Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.

Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

Для расчета земельного налога применяется единая формула:

Налоговая база помноженная на налоговую ставку. Эта норма закреплена в Налоговом кодексе статья 396.

  • Налоговая база — кадастровая стоимость земельных участков.
  • Ставку налога мы рассматривали чуть ранее и определили, что в большинстве случаев для физических лиц она составляет 0,3.

Но закон оговаривает и другие нормы. Так, например, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство жилого дома, к исчислению налога может применяться повышенный коэффициент.

Предположим, право на этот участок под ИЖС зарегистрировано гражданином, но со строительством дома он не торопится. По истечении 10 лет с момента регистрации к такой земле будет установлен коэффициент 2,0. Только после того, как жилье будет построено и обязательно зарегистрировано, ставка станет в обычном размере.

Сумма земельного налога за истекший год рассчитывается, исходя из времени владения участком. При этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа.

Пример 2. Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2017 года. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь) и ожидать квитанцию от налогового органа с суммой к оплате только за него.

Справка. Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный Калькулятор онлайн земельного налога.

Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. На одном инспектор поставит входящий номер и передаст вам. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об изменении суммы налога или отказе. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите ниже консультанту.

+7 (812) 509-60-42 (Санкт-Петербург)

Земельный налог

В последнее время цены на землю совершают невообразимые скачки. К примеру, с начала нынешнего года участки в пределах 50 км от Киева подорожали в полтора-два раза.

Немудрено, что стремительное подорожание превратило землю в весьма прибыльный объект для инвестиций. Но даже если человек купил участок только в целях инвестиций, ему все равно придется платить. земельный налог. Т.к. по закону использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель.

Налог на землю относится к общегосударственным налогам. Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о распределении продукции.

За земельные участки, предоставленные в пользование в связи с заключением соглашения о распределении продукции, взимание земельного налога заменяется распределением произведенной продукции между государством и инвестором на условиях, определенных в соглашении.

За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата. Плательщиками арендной платы в соответствии с Законом Украины «Об аренде земли» являются арендаторы. Арендная плата за землю рассчитывается на основании договора об аренде земли, а обязанность ее уплаты возникает вследствие заключения данного договора (подробнее см. тему Аренда земли).

Таким образом, владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи уплачивают земельный налог, а арендаторы — арендную плату.
С 31 марта 2005 года в перечень общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) была добавлена арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности, т.е. такая арендная плата является налогом на землю, а арендаторы таких земель уплачивают арендную плату в соответствующий бюджет.

Плательщики единого налога не являются плательщиками налога на землю. Однако постановлением КМУ от 16.03.2000 г. № 507 уточнено, что плательщики единого налога освобождаются от налога за землю только за земельные участки, используемые ими при осуществлении предпринимательской деятельности.

Физические лица, которые не получают доход от земельного участка, но имеют в собственности земельный участок, являются плательщиками налога на землю и должны уплачивать земельный налог на общих основаниях.

Следует также обратить внимание на ситуацию, когда субъект хозяйствования арендует помещение в многоэтажном жилом доме. Арендаторы помещений не могут быть самостоятельными землепользователями, а значит и не могут самостоятельно уплачивать земельный налог, поскольку для них отсутствует объект налогообложения.

Собственники земли и землепользователи в соответствии со ст. 15 Закона о плате за землю уплачивают земельный налог, а также арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации.

С одной стороны, из указанного можно сделать вывод о том, что пока государственный акт не выдан, земельный налог уплачивать не нужно (такой позиции придерживается и Госкомзем). Но, с другой стороны, на уплате земельного налога будет настаивать налоговый орган, аргументируя свою позицию тем, что использование земли в Украине является платным.

Судебная практика по этому вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков. Например, ВХСУ в одном из постановлений указал, что земельный налог уплачивается только владельцами или землепользователями земельных участков, получившими земельный участок в собственность или в пользование, что подтверждается соответствующим государственным актом и при условии внесения соответствующих данных в земельный кадастр, которые являются основанием для исчисления налога на землю.

До оформления государственного акта на земельный участок или договора аренды с одновременным расторжением старого договора предыдущий владелец (арендатор) уплачивает земельный налог (арендную плату), если иное не обусловлено в договоре купли-продажи имущества или земельного участка.

При этом при прекращении права собственности или права пользования земельным участком налог на землю уплачивается за фактический период пребывания земли в собственности или в пользовании в текущем году (ст. 15 Закона о плате за землю). Об этом указано и в письме Госкомзема от 02.08.2004 г. № 14-22-6/6835, в котором рассматривается вопрос уплаты земельного налога в случае реорганизации предприятия.

Земельный налог: объект налогообложения

Согласно ст. 5 Закона о плате за землю объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

Согласно ч. 5 ст. 14 Закона о плате за землю, за земельный участок, на котором расположено строение, находящееся в совместной собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из них пропорционально их доле в собственности на строение. То есть если, например, предприятие владеет землей и зданием, один этаж которого продан, то в этом случае земельный налог начисляется каждому из собственников пропорционально их доли собственности на здание.

Земельный налог: порядок исчисления налога на землю

Порядок налогообложения плательщиков налога на землю осуществляется в соответствии с Законом о плате за землю, который определяет различные механизмы взимания земельного налога в зависимости от того, установлена или нет денежная оценка земли, где расположен земельный участок: в населенном пункте или за его пределами, а также ставки земельного налога отдельно для разных категорий земель, определенных Земельным кодексом Украины.

Согласно Земельному кодексу все земли Украины по основному целевому назначению делятся на девять категорий, каждая из которых имеет особый правовой режим Важным является то, что ЗКУ не разделяет земли по признаку: кому предоставлен земельный участок и где он расположен — в населенном пункте или за его пределами. Именно в отношении этих вопросов нормы Закона о плате за землю не соответствуют нормам ЗКУ, поэтому их необходимо рассмотреть подробнее.

В соответствии со ст. 8 Закона о плате за землю налог на земли, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения (за пределами населенных пунктов), взимается из расчета 5 % от денежной оценки единицы площади пашни по области. В то же время согласно ст. 11 данного закона земельный налог за участки, предоставленные на землях водного фонда, за исключением земельных участков, указанных в ч. 2 ст. 6 закона, взимается в размере 0,3 % от денежной оценки единицы площади пашни по области.

Как указывает ГНАУ, ставка земельного налога для земель водного фонда, предоставленных за пределами населенных пунктов предприятиям промышленности, транспорта, связи и другого назначения для производства рыбной продукции, составляет 0,3 % .

Таким образом, по мнению ГНАУ, земли водного фонда за пределами населенных пунктов должны облагаться налогом на землю по ставке 0,3 %, установленной ст. 11 Закона о плате за землю для земель водного фонда, независимо от того, какому предприятию они предоставлены.

Вместе с тем в письме от 25.04.2007 г. № 2035/О/17-0315 ГНАУ было высказано другое мнение. Поскольку земельные участки под хозяйственными зданиями и сооружениями, которые расположены за пределами населенных пунктов, относятся к несельскохозяйственным угодьям, то ставка земельного налога устанавливается в соответствии со ст. 8 Закона о плате за землю.

Статьей 63 Закона о госбюджете 2009 год предусмотрено, что по сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2009 года, применяются ставки земельного налога, установленные ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона о плате за землю. Таким образом, ставка налога на землю в пределах населенных пунктов составляет 1 % от оценочной стоимости земельных участков, а для сельскохозяйственных угодий — земельный налог 0,1 % для земель занятых пашней, сенокосом, пастбищами и 0,03 % — многолетними насаждениями.

В случае покупки земельного участка на основании гражданско-правового договора размер земельного налога рассчитывается от суммы, равной денежной оценке земли, но в любом случае сумма, от которой рассчитывается размер земельного налога, не может быть менее цены земельного участка, указанной в договоре. При этом, по мнению ГНАУ и Минфина, такой порядок определения суммы земельного налога распространяется на всех субъектов, независимо от времени приобретения земельных участков по гражданско-правовым соглашениям.

Земельный налог: льготы при уплате налога на землю

Законодательство предоставляет людям ряд льгот по уплате земельного налога. В частности, от налога на землю освобождаются:

  • инвалиды I и II групп,
  • граждане, воспитывающие троих и более детей,
  • граждане, у кого члены семьи проходят срочную воинскую службу,
  • пенсионеры,
  • ветераны войны,
  • лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

Им полагаются льготы на земельные участки в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2 гектаров,
  • для садоводства — не более 12 соток,
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 25 соток, в поселках — не более 15 соток, в городах – не более 10 соток,
  • для индивидуального дачного строительства — не более 10 соток,
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более сотки.

Земельный налог: сроки уплаты налога на землю

Земельный налог уплачивают владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и постоянные землепользователи на основании представленной ими отчетности по налогу на землю в налоговые органы, при этом обязанность уплаты земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 17 Закона о плате за землю налоговое обязательство по земельному налогу, а также по арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными частями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за базовый налоговый (отчетный) период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Гражданами земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности уплачивается равными частями до 15 августа и 15 ноября.

Излишне уплаченные суммы налога на землю подлежат возврату плательщику по его письменному заявлению или по его желанию зачисляются в уплату земельного налога за следующий год.

В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком земельный налог уплачивается за фактический период пребывания земли в собственности или пользовании в текущем году.

Если участком владеют несколько человек, тогда земельный налог платит каждый собственник отдельно пропорционально своей доле.

И напоследок отметим, что за несвоевременную уплату земельного налога на сумму долга начисляется пеня из расчета 120% годовой учетной ставки Национального банка (на день появления налогового долга или на день его погашения) за каждый календарный день просрочки. В 2007 году учетная ставка НБУ составляет 8%, 120% учетной ставки соответственно — 9,6%. Таким образом, за каждый день просрочки человеку придется уплатить пеню за земельный налог в размере 0,03% долга.

При этом Закон предусматривает ряд повышений ставки налога на землю. На земельные участки, отнесенные к курортным зонам, ставка налога на землю увеличивается:

В этом разделе:

  • на южном побережье Крыма — в 3 раза,
  • на юго-восточном побережье Крыма — в 2,5 раза,
  • в горных и предгорных районах Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областей (кроме населенных пунктов, отнесенных законодательством к категории горных) – в 2,3 раза,
  • на западном побережье Крыма — в 2,2 раза,
  • на Черноморском побережье Николаевской, Одесской и Херсонской областей — в 2 раза,
  • на побережье Азовского моря и в других курортных районах — в 1,5 раза.

Для создания данной статьи использованы материалы из следующих источников:

  • Электронный журнал «Аверс-Бухгалтерия»
  • Агентство недвижимости «Жилком»
  • Земельный кодекс Украины
  • Закон Украины«О плате за землю»
  • Закон Украины«Об аренде земли»
  • Порядок представления налогового расчета земельного налога, утвержденный приказом ГНАУ от 26.10.2001 г. № 434

Администрация портала надеется, что информация о земельном налоге будет полезна для Вас. Если Вы заметили какие-то неточности или хотите что-либо добавить на тему налога на землю пишите в контактную форму (в шапке сайта) мы с удовольствием добавим Ваши поправки и дополнения на наш сайт.

Автор: Meget
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции