Закон на ношение огнестрельного оружия

Оглавление:

Закон на ношение огнестрельного оружия

angl

Право владеть оружием было гарантировано уже в билле о правах 1689 года. Правда, это «право владеть оружием» уже тогда было точно в духе англосаксов.

Дело в том, что в те далекие времена владение оружием везде было не только правом, но и ОБЯЗАННОСТЬЮ каждого свободного человека.

А «билль о правах» нового короля Вильгельма Оранского говорил о праве владеть оружием всех, КРОМЕ КАТОЛИКОВ. Чувствуете запах англосаксонского порядка — не запрещал католикам, а гарантировал право ВСЕМ, кроме католиков.

Как бы то ни было, уже в викторианской Англии не осталось никаких юридических ограничений на владение оружием. То есть оружие продавалось совершенно свободно — как трость или зонтик. И никто не видел в этом проблемы. Оружие было дорогой вещью, и позволить его себе могли только весьма обеспеченные джентельмены. Городская босота предпочитала тихие и дешевые ножи и удавки.

В 1903 году в Британии вышел так называемый «Pistols Act». Он вводил новые ограничения, надо признать, разумные. Носить оружие запрещалось всякому, кто «drunken or insane» — «пьяница или сумасшедший». А так же вводились лицензии на хранение дома оружия со стволом короче, чем девять дюймов (

Все остальное оружие (карабины, пистолеты с длинными стволами и прочее) можно было спокойно хранить дома. Приобретение ВСЕГО оружия основалось совершенно свободным. Да и надо сказать, получить лицензию на ношение тогда было проще простого — фактически оборот оружия оставался свободным.

До Первой мировой войны в частных руках в Англии насчитывалось более четверти миллиона только лицензированного [. ] огнестрельного оружия.

В середине 1910х был принят новый закон «Firearms Act» — который обязывал регистрировать все оружие, и, что самое плохое, позволял полиции отказать в праве на ношение и хранение любому, кто, по их мнению «unfitted to be trusted with a firearm» (не заслуживает доверия с оружием). Это было началом конца.

Потом ограничения посыпались как из рога изобилия:

Например, «Акт о поддержании публичного порядка», принятый в Англии 18 декабря 1936 г., запрещал ЛЮБОМУ лицу, которое присутствует на публичном митинге или участвует в публичной процессии, иметь при себе оружие. Виновный в нарушении данного запрета мог быть приговорен к тюремному заключению на срок не свыше 3 месяцев или к штрафу, не превышающему 500 фунтов.

1937 год — новый Закон об огнестрельном оружии запрещает любое автоматическое оружие.

1967 год — введены лицензии для ружей.

1968 год — устанавливается плата за лицензию на карабин.

1988 год — запрещены все полуавтоматы, помповые ружья, короткие дробовики с магазинами и любые самозарядные винтовки.

И, наконец, Консервативное правительство в 1997 году вносит законопроект, запрещающий весь короткоствол, кроме мелкашки .22.

Но, выиграв выборы, вносит в законопроект поправку запрещающую и калибр .22.

Так в 1997 Англия стала страной «без этого противного оружия»

Предсказуемый — с 1996 по 2003 годы число преступлений с применением насилия выросло в Англии на 88 процентов; число вооруженных ограблений – на 101 процент; число изнасилований – на 105 процентов и убийств – на 24 процента.

Показательно, что 53% английских ограблений происходят, когда кто-либо находится дома, в Америке, где грабители признаются в боязни вооруженных домовладельцев больше, чем полиции, таких только 13%.

Отчет ООН в 2002 поместил Англию и Уэльс в верхние строки таблиц криминальности среди 18 развитых стран. Через 5 лет после всеобщих запретов на огнестрельное оружие преступность с его применением удвоилась.

Как и было тогда предсказано, эффектом криминализации владения оружием стало то, что владеть им стали только криминальные элементы.

Свободное владение оружием в Украине: разгул преступности или право на самозащиту

На начало 2017 г. было зарегистрировано 909 тыс. единиц огнестрельного оружия

Разговоры о том, чтобы ввести в Украине режим свободной покупки оружия ведутся достаточно давно, а в Верховной раде зарегистрировано несколько законопроектов на эту тему. Но никуда дальше дебатов и рассуждений этот процесс пока что так и не зашел. Сейчас стартовала новая волна обсуждений легализации оружия в Украине. В частности, генеральный прокурор Юрий Луценко убежден, что короткоствольное нарезное оружие в стране следует легализовать.

Сайт «Сегодня» решил рассказать обо всех «за» и «против» и разобраться, возможно ли введение свободного владения оружием в ближайшее время.

Многие страны дали своим гражданам право на оружие

Вопреки устоявшемуся мнению, оружие в Украине легально, но вот процесс его приобретения достаточно проблемный, муторный и бюрократический. В принципе, каждый гражданин, который достиг 18 лет, имеет право приобрести холодное, пневматическое и охолощенное (предназначенное для имитации выстрела) оружие, с 21 года можно купить охотничье гладкоствольное оружие, а с 25 лет – охотничье нарезное. Покупать оружие можно в неограниченном количестве, правда, для этого нужны соответствующие разрешения и медицинские справки. К тому же, владелец должен обеспечить правильную сохранность оружию.

«Вынужден подчеркнуть, что, в отличие от распространённого мнения, оружие в Украине легально. То есть каждый гражданин, достигший 18 или 21 года и не имеющий медицинских противопоказаний может пройти курсы, и купить оружие, начиная от охотничьих карабинов и заканчивая гражданской версией АК, или снайперскую винтовку большого калибра», – пояснил в комментарии сайту «Сегодня» эксперт аналитического центра «Украинский институт будущего» по внутренней и международной политики Игар Тышкевич.

По данным Министерства внутренних дел Украины, в стране на начало 2017 г. было зарегистрировано 909 тыс. единиц огнестрельного оружия. Вопрос о том, чтобы легализовать короткоствольное оружие, особо остро возникает после различных резонансных преступлений. Но единого мнения на этот счет до сих пор нет. Так, часть людей считает, что свободное владение оружием поможет минимизировать преступления в Украине, т.к. злоумышленники будут бояться получить серьезный отпор. Другие уверены, что такое нововведение наоборот стимулирует полный разгул преступности, а на улицах будут постоянные перестрелки.

«Однозначного ответа на вопрос «целесообразно ли разрешать гражданам свободно владеть оружием» не имеет ни одно государство в мире. В свете событий на востоке Украины и роста преступности (в среднем на 30% за год) все больше граждан нашего государства задумываются над тем, чтобы быть способными на адекватную защиту, а точнее – самозащиту», – говорит эксперт программы реформирования правоохранительной и судебной систем аналитического центра «Украинский институт будущего» Татьяна Ющенко.

Юрист добавляет, что большинство развитых стран дали своим гражданам право на свободное владение оружием, что повлекло за собой уменьшение количества насильственных преступлений и преступлений против собственности. К слову, в США каждый американец имеет право свободно владеть оружием еще с 1791 г. Татьяна Ющенко отмечает, что в нашей стране попытки принять похожий закон, который бы легализовал оружие, осуществляются еще с 1998 г., но все они так и не увенчались успехом.

«Согласно ст. 263 Уголовного кодекса Украины, за ношение, хранение, приобретение, передачу или сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения нарушителю грозит от трех до семи лет тюрьмы», – комментирует Ющенко.

К слову, сейчас есть определенные категории населения, у которых есть право на травматическое оружие. Это право в Украине имеют только определенные категории граждан:

  • работники правоохранительных органов и их близкие родственники;
  • лица, принимающие участие в уголовном судопроизводстве;
  • журналисты и внештатные журналисты;
  • депутаты Украины;
  • члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы;
  • военнослужащие (кроме тех, кто проходит срочную военную службу);
  • государственные служащие, имеющие категории и ранги.

Также не стоить забывать и о тех, кого награждают огнестрельным оружием в системах МВД, СБУ и Минобороны. Как отмечают эксперты, ежегодно около 500 человек становятся законными владельцами оружия только через награждение.

«Следует помнить, что нет ни одной страны Евросоюза, в которой бы действовал либеральный закон по распространению короткоствола. Более того, приобретение оружия в основном, связано с занятиями спортом, охотой или коллекционированием и не предполагает его ношения и использования для самозащиты», – пояснил в комментарии сайту «Сегодня» Руслан Старовойтенко, эксперт Украинского института исследования экстремизма.

«За» и «против» свободного обращения оружия

Ясно, что как только вопрос о свободном обращении оружия начал активно обсуждаться, появились как рьяные противники этой инициативы, так и те, кто считал ее абсолютно правильной и необходимой для современной Украины.

Разбои, вооруженные нападения, убийства, грабежи и, самое главное, война на востоке Украины способствуют тому, что у населения растут панические настроения и желание найти эффективный метод для самозащиты. Как противовес – страх, что с ростом количества оружия на руках увеличится и количество преступлений. Так, эксперты «Украинского института будущего» уверены, что росту уровня преступности способствует, в первую очередь, нелегальный оборот оружия между гражданами, которые проживают в зоне АТО, и остальной частью Украины.

«Стоит себе честно признаться, что так называемые «месячники» добровольной сдачи оружия не действуют: количество преступлений с его применением растет, а с ним растет количество людей, которые недовольны отсутствием права на эффективную самозащиту. Ситуацию мог бы исправить закон, разрешающий гражданам иметь оружие (конечно за исключением людей, имеющих психические заболевания). И здесь, мне кажется, в нынешней ситуации больше «за» чем «против», – говорит юрист Татьяна Ющенко.

Она также перечисляет положительные аспекты такого разрешения:

  • сам факт вооруженных сознательных граждан заставит властную элиту считаться с их мнением, нести ответственность за принятые решения и их последствия;
  • наличие оружия дает ощущение безопасности и для этого ее необязательно применять;
  • легализация оружия увеличит поступления в Государственный Бюджет (плата за лицензию, обучение и т. д.).

Правда, эксперт добавляет, что разрешение на оружие не является панацеей от бед, поскольку средство защиты очень легко может превратиться в средство нападения, и все зависит исключительно от того, в чьих руках оно находится.

«Поэтому вопросам культуры обращения с оружием, правил обращения с ней и применения также нужно уделять чрезвычайное внимание. Ситуацию же, при которой часть украинцев имеет оружие легально, часть – нелегально, а у части вообще его нет, нельзя назвать справедливой», – подытожила Ющенко.

Стоит добавить, что из-за ситуации на востоке Украины количество нелегального оружия в стране неумолимо растет, поэтому проблема, так или иначе, нуждается в решении.

«Проблема не в наличии оружия как такового, проблема в нелегальном оружии. Легальный ствол в большинстве стран проходит «отстрелку» – в специальной базе (ранее были целые гильзотеки) хранятся признаки, по которым всегда можно установить, из какого конкретного образца был произведён выстрел. То есть, владелец легального оружия взвесит за и против, прежде чем применить. Преступники чаще всего не пользуются легальным оружием. Например, у украинцев на руках сегодня около 2 миллионов легальных ружей и карабинов. То есть в любой стандартной пятиэтажке есть как минимум 5-6 стволов. Но ведь нам не страшно! Это же у «обычных соседей». Короткоствол также будет у «обычных соседей», – поясняет Игар Тышкевич.

Эксперт добавляет, что нас пугают картинками из США, где не редкость трагические случаи с применением оружия в толпе людей, но, при этом, забывают уточнять, что 80% трагедий случается в тех штатах, где ношение оружия запрещено. Также Тышкевич напомнил случай в Южной Каролине, который произошел около ночного клуба, где преступник достал пистолет, совершил три выстрела и был застрелен обычным гражданином с пистолетом.

«Я за оружие. И дело не только в преступности. Свободное владение и право на применение оружия изменяют подход к государству. Сейчас оно многими воспринимается как нечто, раздающее блага. В реальности же оно является всего лишь формой договора свободных людей о сосуществовании на определённой территории. Оружие у свободных людей склоняет к правильному пониманию того, что есть государство», – очертил свою позицию Тышкевич.

А в Украинском институте исследовании экстремизма отмечают, что наличие оружия у людей не останавливает преступников, а, наоборот, провоцирует их к нападению.

«Исследования международных экспертов доказали прямую зависимость между количеством оружия на руках населения и количеством преступлений с их использованием: В Великобритании, Австралии, Венгрии, Польше, Румынии, КНР, Японии, Чили мизерное количество оружия у населения, однако индекс убийств на 100 000 населения значительно меньше, чем там, где оружия у граждан много, в частности в США, Мексике, Бразилии, Колумбии, Йемене, Филиппинах. Наличие оружия у граждан не останавливает преступников, более того, стимулирует их к более агрессивному нападению из-за опасности получить сопротивление. Также возрастает интерес представителей преступного мира к изъятию легального оружия у добропорядочных граждан для совершения преступлений и запутывания их последующего раскрытия», – говорит Руслан Старовойтенко.

Эксперт говорит, что для того, чтобы получить разрешение на ношение и использование короткоствола для самозащиты, нужны веские аргументы: угроза жизни, подтверждение факта нападений, судебные решения, годы учебы и медицинские экспертизы относительно психологической адекватности. Также, мировым трендом, тем более для стран Евросоюза, является усиление контроля за оружием, особенно требований относительно хранения, транспортировки и использования.

«Согласно этим требованиям воспользоваться оружием для самозащиты даже в случае неожиданного нападения практически невозможно. В такой ситуации государство должно усиливать профессионализм и доверие к правоохранительным органам, только они должны поддерживать порядок в стране, в другом случае, хаос и насилие могут привести к тотальной войне «всех против всех» и к судам Линча в отдельно взятой европейской стране», – пояснил Старовойтенко.

В ближайшем времени правительство не рискнет принимать закон о свободном обращении оружия

Вопрос о легализации оружия довольно щепетильный, а принять такой закон пока что сложно. Напомним, что еще летом 2017 г. министр внутренних дел Украины Арсен Аваков говорил о том, что существует очень много препятствий для принятия парламентом Украины закона о свободном обращении оружия. Он отмечал, что в первую очередь статистика свидетельствует: большинство граждан Украины против этого решения.

«Кроме того, это случаи применения оружия сейчас, указывающие на то, что для принятия такого закона необходимо очень много учесть для того, чтобы оружие в коем случае не попало в руки лиц с нестабильной психикой, преступников, людей с зависимостями и с психическими расстройствами», – сказал Аваков.

Но в преддверии выборов тема свободного обращения оружия вновь появилась на поверхности. Так, недавно нардеп Антон Геращенко в комментарии СМИ заявил, что предлагает провести всеукраинский референдум во время президентских или парламентских выборов, на котором можно определиться, нужно ли легализировать короткоствольное оружие.

Игар Тышкевич в комментарии сайту «Сегодня» отметил, что проблема лежит в следующей плоскости – стоит ли гражданам разрешать покупать короткоствольное оружие (и другие виды оружия скрытого ношения) на общих основаниях. И стоит ли разрешать скрыто носить такое оружие. Он добавил, что это два разных вопроса, ведь в некоторых странах разрешено владеть короткостволом, но нельзя его носить. В большинстве стран, где действует разрешение на покупку, есть нормы, разрешающие и носить оружие.

«Вводя продажу короткоствола, его ношение, стоит внести изменения в целый ряд законов, в том числе в Уголовный кодекс. Иначе, без норм, обуславливающих применение такого оружия, само разрешение на продажу ничего не даёт.

Возможно ли принятие таких норм в Украине? Возможно. Кроме описанных условий необходима ещё политическая воля. Но тут есть свои подводные камни – пока большинство население думает категориями «легализации оружия» и пока большинство связывает введение норм по «короткостволу» с картинкой шпаны, разгуливающей по улице с автоматами, политики не рискнут пойти на такой провокационный шаг. Особенно перед выборами», – пояснил эксперт и добавил, что до 2019 г. эта проблема вряд ли найдет свое решение, но новые законопроекты, вероятнее всего, будут подаваться в Верховную Раду.

В свою очередь, в Украинском институте исследования экстремизма считают, что украинские правоохранительные органы и большинство парламентариев вряд ли возьмут на себя ответственность за либерализацию короткоствольного оружия, т.к. для этого нет достаточных оснований.

«Необходимо лишь принятие единого, обновленного закона про гражданское оружие, которое объединит в себе уже существующие правовые нормы для более эффективного контроля за распространением и использованием оружия в стране. Такие законопроекты есть, но их рассмотрение откладывается, возможно, принятие решения будет зависеть от политической воли будущего состава парламента при условии отсутствия военных действий на востоке Украины и относительно спокойной внутренней ситуации в стране», – говорит Старовойтенко.

Кто имеет право носить оружие

Законное ношение оружия — очень спорный и часто обсуждаемый вопрос. Кто-то выступает за то, чтобы каждый имел право защищать себя, близких и свое имущество с огнестрельным оружием в руках. Другие считают, что это окажет исключительно пагубное влияние на общество в целом. Дискуссии продолжаются, но вопросы остаются.

Какое оружие на сегодняшний день разрешено? Кто имеет право его носить? Что нужно для того, чтобы получить разрешение? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

Оговоримся сразу, что охотничье оружие рассматривать не будем, исключительно пистолеты, автоматы, ножи и т.д.

Разрешение на ношение оружия: на что распространяется

Согласно пункту 8.1 Инструкции , Разрешительная система распространяется на:

  • огнестрельное оружие;
  • холостое оружие — непригодное для переделки под боевое;
  • нейтрализованное оружие — приведенное в непригодное для стрельбы состояние;
  • не современное оружие — огнестрельное и холодное оружие, которое снято с вооружения; которое существует в единичных экземплярах; которое произведено для выставок;
  • спортивное оружие — огнестрельное, пневматическое или холодное оружие, предназначенное для поражения мишеней во время тренировок или соревнований;
  • боевые припасы к оружию;
  • основные части оружия: ствол, корпус или стволовая коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник;
  • пневматическое оружие — пистолеты, револьверы, винтовки с калибром более 4,5 мм и скоростью полета пули — более 100 м/секунду, у которых движение пули обеспечивается сдавливанием газов;
  • холодное оружие — предметы и устройства, которые за своими свойствами пригодны для многократного применения, путем непосредственного нанесения тяжких и смертельных телесных повреждений с помощью мышечной силы человека;
  • устройства и патроны к оружию (предназначены для отстрела патронов, оружие под резиновые пули).

Сразу хотелось бы внести разъяснение. Что касается пневматического оружия, разрешение требуется только на оружие с калибром больше 4,5 мм и полетом пули быстрее 100 м/с. Если пневматическое оружие не превышает этих данных, разрешение на него не требуется.

Не стоит забывать и про оружие под патрон Флобера. Оно схожее с пневматикой, но принципиальная разница в механизме выстрела. Пневматика работает за счет сжатых газов, оружие под патрон Флобера работает за счет пороха (огнестрельный принцип действия). Но огнестрельным это оружие не считается. Данный вариант тоже подпадает под свойства пневматики, то есть, если оружие под патрон Флобера не превышает вышеуказанные нормы по калибру и скорости полета, разрешение на него тоже не требуется.

По поводу холодного оружия — отдельная история. Сказать, что вот этот нож — холодное оружие, а этот — нет, невозможно. Все зависит от каждого случая отдельно. И, чаще всего, по факту, это остается на рассмотрение суда. Если суд посчитает, что то или иное оружие подходит для многократного воздействия на человека с целью нанести увечье или смерть и для этого нужно было применять мышечную силу, оружие будет считаться холодным. Поэтому тут универсального правила нет.

Кто может получить разрешение

Получить разрешение на ношение холодного, холостого, пневматического оружия и основных частей к ним имеют право граждане Украины, которые достигли 18 лет. Количество оружия не ограничено, но владелец должен обеспечить их сохранность. Перечень документов, которые нужно подать для получения разрешения перечислены в пункте 12.2 Инструкции .

Что касается травматического оружия (на резиновые пули), условия ношения, хранения и использования можно найти в Приказе МВД Украины от 13.06.2000 № 379ДСК . Но проблема в том, что это документ для служебного пользования. Поэтому человек, у которого нет доступа, не сможет прочитать данный нормативный акт. Здесь мы выложим вкратце информацию из Приказа.

Главная мысль этого нормативного акта — право на ношение, хранение и использование травматического оружия есть только у некоторых категорий лиц:

  1. работники суда, их близкие родственники;
  2. работники правоохранительных органов (полиция, прокуратура, СБУ и т.д.), их близкие родственники;
  3. народные депутаты, их близкие родственники;
  4. журналисты;
  5. участники гражданских формирований.

Это те лица, которые могут получить разрешение на травматическое оружие. То есть, обычный человек, который не относиться к вышеперечисленным, официально не может получить разрешение. Хотя, как известно, в наше время стать внештатным журналистом или участником гражданского формирования не так сложно. Поэтому при большом желании обзавестись пистолетом на резиновые пули — не так сложно.

Что касается огнестрельного оружия (пистолеты, автоматы и т.д.), гражданские лица не имеют право на его ношение и хранение. Такая прерогатива только у работников специальных служб (полиция, СБУ, военнослужащие и т.д.). Но, есть исключение из правила. Например, есть такое понятие, как “наградное оружие”. То есть, к примеру, Министр внутренних дел или Президент Украины могут подарить любому человеку, который отвечает некоторым требованиям (психически здоров, достиг возраста, есть условия для хранения и т.д.) наградное огнестрельное оружие. Чаще всего это делают за какие-либо заслуги перед государством или обществом, остается на рассмотрение тех, кто оружие выдает.

Закон Украины об оружии

Вопрос о владении оружием гражданскими лицами, становится все более актуальным в нашей стране. Далее представлен Закон Украины об оружии, где можно найти всю необходимую информацию «из первых уст»

Статья 1: Общие положения и определение терминов

В этом Законе специальные термины употребляются в следующем значении:

  • Государственные органы — органы государственной власти и другие государственные органы;
  • Должностные лица — это лица, постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности должности, связанные с выполнением организационно — распорядительных или административно — хозяйственных обязанностей , или исполняют такие обязанности по специальному полномочию.
  • Предприятия, имеющие особые уставные задачи — предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которым действующим законодательством Украины разрешено владение или пользование оружием для выполнения производственных, охранных или других, связанных с оборотом оружия, функций;
  • Оружие — устройства, приборы и предметы, специально изготовленные, конструктивно предназначенные и технически пригодные для поражения живой или иной цели и не имеющие иного производственного или хозяйственно-бытового назначения;
  • Основные части оружия — части оружия, определяющие его функциональное назначение и подлежат клеймению и нумерации на производстве;
  • Огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии метательным снарядом, приводимый в движение мгновенным высвобождением химической энергии заряда пороха или иного вещества;
  • Стрелковое огнестрельное оружие — огнестрельное оружие, калибр ствола которого не превышает 25 миллиметров;
  • Нарезное огнестрельное оружие — огнестрельное оружие, имеющее спиральные нарезы в направляющей части ствола и предназначена, в основном, для пулевой стрельбы;
  • Гладкоствольное огнестрельное оружие — это вид огнестрельного оружия с гладкими стволами, гладкоствольные ружья со скважиной «парадокс» с нарезами 100-140мм в начале или в конце ствола, гладкоствольные ружья с скважиной «Сюприм»;
  • Комбинированное оружие — вид огнестрельного оружия, одновременно сочетает нарезные и гладкие стволы или имеет при гладком канале ствола нарезное сверления у дульного среза;
  • Боевые припасы — устройства, конструктивно предназначенные и технически пригодные для выстрела из оружия соответствующего вида с целью поражения живой или иной цели снарядом (пулей, дробью и т.п.);
  • Пневматическое оружие — оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии метательным снарядом (пулей), приводимый в движение энергией сжатых газов или воздуха; — Холодное оружие — оружие, предназначенное для поражения цели путем использования только мускульной силы человека или механической энергии;
  • Холодная ручное оружие — холодное оружие, которое удерживается руками человека и используется для поражения цели при непосредственном контакте с ней;
  • Холодная метательное оружие — холодное оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии метательным снарядом, приведенным в действие механическим устройством или мускульной энергией человека;
  • Военное оружие — оружие, находящееся на вооружении Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований и предназначена для решения боевых и оперативно-служебных задач в целях обеспечения исполнения возложенных на них функций;
  • Служебно-штатное оружие — служебно-штатным оружием считается короткоствольное нарезное (кроме автоматической), длинноствольное нарезное (кроме автоматической), гладкоствольное длинноствольное оружие, нарезное охотничье, приобретенная в порядке установленном настоящим Законом и другими законодательными актами Украины, министерствами, другими центральными органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, имеющие особые уставные задачи, для вооружения личного состава охраны, своих работников, должностных лиц, которым согласно законодательству и виду деятельности разрешено пользоваться оружием;
  • Гражданское оружие — оружие, предназначенное для использования гражданами в целях индивидуальной защиты, охоты и занятия спортом;
  • Несовременная оружие — снята с производства и вооружения Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований оружие, к которой производятся боеприпасы, а также оружие указанного выше типа, изготовленная в современных условиях в единичных экземплярах и малых партиях специально для выставок (экспозиций) и коллекционирование;
  • Газовое оружие — вид ствольной оружия (пистолеты и револьверы калибра до 12 мм), предназначенной для временного поражения живой цели на ограниченном расстоянии или площади веществами слезоточивого и раздражающего действия;
  • Самодельное оружие — оружие, полностью или частично изготовлена в кустарных условиях без соответствующего разрешения;
  • Переработанная оружие — оружие заводского изготовления, в результате внесения технических изменений в кустарных условиях без соответствующего разрешения, приобрела новые качества (меньшие размеры, пригодность к автоматической стрельбы и т.д.);
  • Оборот оружия — производство, ремонт, реализация, приобретение, пользование, ношение, применение, хранение, коллекционирование, передача, перевозка, экспорт, импорт, ввоз, транзит и вывоз с территории Украины оружия и его основных частей;
  • Производство оружия и боеприпасов — это изготовление оружия, его основных частей и (или) составление оружия, изготовление или снаряжения боеприпасов или изготовление пиротехнических смесей к ним;
  • Реализация оружия — торговля оружием, основными частями к ней, боеприпасами, патронами согласно полученным лицензиям и на основании выданных разрешений;
  • Ремонт оружия — это ремонт, реставрация или переработка оружия путем устранения повреждений, замены, восстановления или соответствующей обработки изношенных деталей;
  • Хранение оружия (боеприпасов) — владение ими в месте, не находится непосредственно при особе;
  • Ношение оружия — ношение заряженной оружия лицом вне места его постоянного хранения;
  • Перевозки (перенос) оружия и боеприпасов — транспортировка их как багажа, или вместе с собой в состоянии, исключающем возможность мгновенного применения оружия;
  • Состояние, исключающее возможность мгновенного применения оружия — оружие в разряженном, разобранном состоянии;
  • Применение оружия — совершение умышленного прицельного выстрела, или другой способ использования боевых свойств оружия с целью поражения живой или иной цели, подачи сигнала и т.п.;
  • Сертификация оружия и боевых припасов — подтверждение уполномоченными государственными органами соответствия тактико-технических данных конкретных видов и типов оружия, боевых припасов к ней обязательным требованиям нормативно-правовых актов по стандартизации.

Статья 2: Классификация оружия

В зависимости от тактико-технических данных, назначения и способа изготовления все оружие подразделяется на следующие виды:

  1. 1. Военная
  2. 2. Служебно-штатное
  3. 3. Гражданская:
    а) охотничье
    б) спортивная
    в) наградная
    г) самообороны
    д) сигнальная
    е) коллекционная
    4. Холодная
    5. Учебная (имитационная)
    6. Самодельная.

Отдельные виды оружия могут разделяться на системы и модели.

Принадлежность конкретных образцов оружия (кроме самодельного) до указанных типов и видов, а также к системам и моделей устанавливается в Государственном оружейном кадастре Украине.

Статья 3: Государственный оружейный кадастр

Государственный оружейный кадастр — официальный сборник систематизированных сведений об оружии и боеприпасы, оборот которых разрешен на территории Украины.

Государственный оружейный кадастр выдается и ведется Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом Украины). Сведения об оружии заносятся в Государственный оружейного кадастра Госстандартом Украины на основании положительных результатов сертификации в течение одного месяца с дня и завершение.

Кадастр переиздается один раз в пять лет.

Госстандарт Украины два раза в год публикует систематизированные сведения о внесении изменений и дополнений в Государственный оружейного кадастра.

Статья 4: Сертификация оружия и боеприпасов

Обязательной сертификации подлежит оружие и боеприпасы, которые производятся в Украине или ввозятся для реализации на ее территорию из-за рубежа. Несовременная коллекционная оружие не подлежит сертификации.

Ввоз оружия и боеприпасов из других стран для проведения их сертификации осуществляется в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.

Сертификация оружия и боеприпасов проводится Госстандартом Украины и его органами в порядке и в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Украины, а также действующими на ее территории международных норм.

Сертификация оружия и боеприпасов осуществляется по заявкам производителей или лиц, ввозящих оружие и боеприпасы на территорию Украины с целью ее реализации в течение тридцати дней после представления необходимых документов. За проведение сертификации оружия уплачивается государственная пошлина.

Раздел II: Основы оборота оружия и боеприпасов к нему

Статья 5. Порядок оборота оружия

Порядок оборота оружия устанавливается и регулируется настоящим Законом, другими законодательными актами, а также постановлениями Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами, принятыми уполномоченными государственными органами.

Установленные правила оборота оружия распространяются также на ее основные части и боеприпасы.

Статья 6. Ограничение оборота оружия

На территории Украины запрещается:

  1. 1. Оборот оружия, не внесенного в Государственный оружейного кадастра (кроме несовременной оружия);
  2. 2. Незаконный оборот оружия и боеприпасов к оружию;
  3. 3. Обращение самодельного и переделанного оружия, а также вкладных к гладкоствольному оружию нарезных стволов;
  4. 4. Обращение приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударной, дробильной и метательного действия (кастетов, кистени, нунчаки, метательных звезд — сюрикенив, метательных ножей и других предметов ударно-дробильной действия, за исключением спортивных снарядов);
  5. 5. Оборот оружия, что своей формой имитирует безопасные предметы;
  6. 6. Обращение как служебно-штатного и гражданского оружия:
    6.1. Огнестрельного автоматического самострельные оружия, то есть оружия, предназначенного для непрерывного и одиночной стрельбы;
    6.2. Оружия, имеющего конструкцию, которая позволяет составлять разбирать ее таким образом, что при этом не теряется способность производства выстрела;
  7. 7. Установление на служебно-штатной и гражданской оружия устройств для бесшумной стрельбы и ночных прицелов, которые находятся на вооружении в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях;
  8. 8. Сохранение и использование за пределами спортивных объектов и приобретение гражданами огнестрельного спортивной нарезного оружия, холодного метательного и клинкового спортивного оружия, пневматического оружия кинетической энергией 7,5 Дж и более, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством;
  9. 9. Пересылка оружия;
  10. 10. Ношение оружия гражданами при проведении массовых публичных мероприятий;
  11. 11. Ношения с целью личной защиты холодного и огнестрельного длинноствольного оружия за исключением лиц, которым такое право предоставлено действующим законодательством;
  12. 12. Приобретение, хранение и использование гражданами боеприпасов с пулями бронебойного, зажигательного или разрывного действия, пуль со смещенным центром тяжести, из шротов зарядами к пистолетов и револьверов, а также патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, допущенных Министерством здравоохранения Украины к использованию;
  13. 13. Нахождения в собственности граждан, объединений граждан военной и служебно-штатного оружия.

Статья 7: Производство оружия и боеприпасов, ремонт оружия

Производство оружия, кроме военной, ее узлов, частей, их составление, переработка или ремонт с целью восстановления утраченных поражающих свойств и изготовление боеприпасов и патронов, их компонентов, а также реализация оружия, его узлов и частей, боеприпасов и патронов и их компонентов осуществляются предприятиями, организациями и гражданами на основании лицензий, выдаваемых Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом.

Без соответствующих лицензий изготовление, ремонт и реализация оружия, боевых припасов и патронов не допускается.
Производство, ремонт и реализация отдельных видов оружия осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами Украины.

Производители оружия, боевых припасов и патронов имеют право:

собственности или полного хозяйственного ведения на изготовленную оружие, боевые припасы и патроны, а также на доходы от их реализации;
изготовлять оружие, боевые припасы и патроны соответственно выданной лицензии и продавать их заказчикам;
осуществлять конструкторские разработки и испытывать изготовленные оружие, боевые припасы и патроны в порядке, установленном законодательством Украины.

Производители оружия, боевых припасов и патронов обязаны:

  • обеспечивать соответствие изготовленных оружия, боевых припасов и патронов государственным стандартам;
  • удостоверять изготовленную оружие маркировочными обозначениями и учетными номерами, а боевые припасы и патроны —
  • маркировочными обозначениями;
  • вести учет изготовленных оружия, боевых припасов и патронов;
  • обеспечивать сохранность изготовленных оружия, боевых припасов и патронов и запасных частей к ней и компонентов боеприпасов и патронов;
  • иметь сертификаты на все виды оружия, боевых припасов и патронов, изготавливаемых;
  • продавать изготовленные оружие, боевые припасы и патроны.

Снаряжением патронов к охотничьему огнестрельного гладкоствольного оружия могут заниматься владельцы такого оружия для личного пользования при наличии разрешения на его хранение и ношение.

Военное оружие и боеприпасы к ней изготавливаются по заявкам Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и Министерства внутренних дел Украины, а также государственных органов, осуществляющих поставки такого оружия другим государствам, на государственных предприятиях в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Украины.

Статья 8: Реализация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему

Порядок реализации военного оружия и боеприпасов к нему определяется Кабинетом Министров Украины.

Реализацию служебно-штатного и гражданского оружия и боеприпасов к нему осуществляют субъекты хозяйствования, имеющие соответствующую лицензию. Порядок и условия реализации гражданской и служебно-штатного оружия определяется действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами Украины.

Статья 9. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия

Право на приобретение соответствующих видов оружия и боевых припасов на территории Украины имеют:

  • Государственные органы;
  • Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности для вооружения личного состава охраны, своих работников и должностных лиц, которым согласно законодательству и виду деятельности разрешено пользоваться оружием (далее — предприятия, учреждения и организации, имеющие особые уставные задачи);
  • Субъекты, согласно действующему законодательству занимаются производством, ремонтом, реализацией оружия и боевых припасов, содержанием стрелковых тиров, стрельбищ, охотничьих стендов, и другие, которым такое право предоставлено действующим законодательством;
  • Спортивные и охотничьи организации;
  • (Юридические и физические лица) учреждения культуры, которые экспонируют коллекции оружия, либо используют оружие во время киносъемок или проведения цирковых представлений с участием хищных зверей;
  • Граждане Украины;
  • Иностранные граждане и иностранные юридические лица в порядке, определенном настоящим Законом.
  • Должностные лица, подлежащие государственной защите в соответствии с законодательством Украины, имеют право получать во временное пользование служебно-штатную оружие, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом.

Статья 10: Приобретение служебно — штатного оружия

Государственные органы, предприятия, имеющие особые уставные задачи и субъекты предпринимательской деятельности, имеющих право на приобретение служебно — штатного оружия, приобретают ее по разрешениям органов внутренних дел в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

Приобретение нарезного служебно-штатного оружия и боеприпасов к нему осуществляется по заявкам, которые направляются через Министерство внутренних дел Украины в Министерство обороны Украины, а также путем приобретения их у других субъектов, имеющих право на реализацию соответствующих видов оружия, в том числе за рубежом в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 11. Приобретение оружия самообороны

Граждане Украины приобретают право на приобретение оружия самообороны и боеприпасов к нему при наличии разрешения на оружие, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выдается отдельно на каждый из следующих видов оружия:

  • На огнестрельное гладкоствольное охотничье оружие и боеприпасы к нему, газовые пистолеты и револьверы, патроны к которым заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия, пистолеты и револьверы отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или другими аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия — гражданам Украины, достигшие 18 — летнего возраста;
  • На огнестрельное комбинированное и нарезное охотничье оружие. При этом право на приобретение короткоствольного огнестрельного оружия индивидуальной защиты и боеприпасов к нему имеют только граждане Украины с 25 летнего возраста, которые являются народными депутатами Украины, и депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, должности которых отнесены к первой-шестой категории, членами Кабинета министров Украина, судьями, работниками правоохранительных органов или пенсионерами таких органов, предварительная работа которых была связана с повышенным риском (оперативно-розыскная деятельность, дознание или досудебное следствие.

Приобретение и хранение гражданами холодного оружия, оборот которой не запрещен настоящим Законом, разрешения на оружие и регистрации не нуждается.

Граждане, желающие приобрести оружие, должны пройти курсы по изучению основ законодательства Украины относительно оружия, его технической конструкции и правил безопасного обращения с оружием, а также практической стрельбы. Организация соответствующих курсов возлагается на органы внутренних дел.

Для получения разрешения на оружие граждане подают органа внутренних дел по месту жительства заявление установленной формы, справку об окончании соответствующих курсов, проходят медицинский осмотр, проверку органов внутренних дел и сдают зачет по основам действующего законодательства и правил обращения с оружием и навыков по ее применению.

Разрешение на оружие выдается на каждую единицу оружия соответствующего вида. Заявление гражданина о получении разрешения на несколько единиц оружия должна содержать обоснование такой необходимости.

Боевые припасы и патроны к гражданскому оружию приобретаются гражданами на основании разрешений на хранение и ношение оружия, в порядке, определяемом нормативными актами Министерства внутренних дел Украины.

Статья 12: Приобретения, ввоза и вывоза оружия иностранцами

Иностранцы имеют право на приобретение гражданского оружия боеприпасов и патронов по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств или консульских учреждений государств, гражданами которых они являются, а также министерств и других центральных органов исполнительной власти Украины при условии вывоза такого оружия с Украина не позднее чем через 5 дней после ее приобретения.

Иностранцы, получившие удостоверения на постоянное проживание в Украине, имеют право на приобретение оружия в порядке, установленном для граждан Украины.

Охотничье и спортивное оружие может ввозиться иностранцами в Украина при наличии соответствующего разрешения органов внутренних дел и соглашения об охоте, совершенной с охотничьими хозяйствами или приглашение министерств и других центральных органов исполнительной власти для участия в спортивных соревнованиях.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти, приглашающие иностранцев для участия в охоте или спортивных соревнованиях, обязаны обеспечить надежное хранение оружия и боеприпасов, ввозимых.

Такое оружие должно быть вывезено из Украины в срок, установленный указанным соглашением или приглашением.

Нарушение срока вывоза иностранцами оружия из Украины влечет конфискацию оружия и боеприпасов к нему в порядке, установленном законодательством Украины.

Запрещается ввоз на территорию Украины и использования всех видов, типов и моделей оружия иностранцами для обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и других целей, не предусмотренных частью третьей настоящей статьи, если это не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и законодательством Украины.

Статья 1З: Разрешение на оружие

Право на приобретение оружия субъекты, указанные в статье 9 этого Закона (кроме Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований), приобретают после получения ими разрешения на оружие, выдаваемое на каждый ее вид с указанием конкретного количества единиц в порядке, установленном Министерством внутренних дел Украины.

Разрешение на оружие выдается органами внутренних дел по месту жительства физического лица или нахождения юридического лица в течение одного месяца со дня представления необходимых документов сроком на три года. Если заявителю отказано в разрешении на оружие, то в месячный срок ему должно быть сообщено об этом с обоснованием оснований принятого решения.

В случае приобретения оружия и боеприпасов с целью дальнейшей их реализации, ввоза на проведение сертификации (без права реализации) и вывоз за пределы Украины, разрешение выдается только на их приобретение, довез или вывоз с правом перевозки и хранения до реализации, завершение сертификации или доставки к места назначения. Такие разрешения выдаются органами внутренних дел сроком на шесть месяцев в течение десяти дней со дня представления необходимых документов. После получения положительных результатов сертификации, ввезенное оружие может быть реализована в общем порядке.

Статья 14: Отказ в выдаче и аннулирования разрешения на оружие

Разрешения на оружие не выдаются, а выданные аннулируются при наличии:

  1. 1. справки (заключения) медицинского учреждения о том, что лицо по состоянию здоровья не может владеть оружием;
  2. 2. решение суда о признании его недееспособным, ограниченно дееспособным или вести пропавшим;
  3. 3. сведения о систематических нарушениях лицом правил оборота оружия, общественного порядка, пребывания на учете и лечении от алкоголизма, употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
  4. 4. приговора суда об осуждении лица к лишению свободы;
  5. 5. непогашенной или не снятой в установленном порядке с лица судимости за тяжкие преступления, а также преступления, совершенные с применением оружия или взрывных устройств;
  6. 6. постановления суда о направлении для отбывания лишения свободы, условно осужденных с отсрочкой исполнения приговора, или определения суда о замене не отбытого срока исправительных работ наказанием в виде лишения свободы.

Перечень заболеваний и физических недостатков, при наличии которых разрешение на оружие не выдается, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 15: Продление срока действия разрешения на оружие

Продление срока действия разрешения на оружие или разрешения на приобретение и довез или вывоз оружия и боеприпасов осуществляется органами внутренних дел на тот же срок, на который он был выдан, за один месяц до окончания срока действия с решением вопроса в течение одного месяца.

Основаниями для отказа в продлении срока действия разрешения на оружие могут быть:

  • Непредставление заявителем всех необходимых документов или представления сведений, не соответствующих действительности;
  • Отсутствие необходимых условий для обеспечения производства, ремонта, реализации, учета или хранение оружия и боевых припасов или необеспечение этих условий.

Статья 16: Приостановление действия разрешения на оружие

В случаях привлечения владельца оружия к уголовной ответственности, вынесения приговора суда об условном осуждении к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора или исправительных работ, орган внутренних дел может принять решение о временном приостановлении действия разрешения на оружие до принятия окончательного решения в порядке, установленном действующим законодательством или , соответственно, на период испытательного срока, отсрочки исполнения или отбытия исправительных работ.

Лицо, в отношении которого принято решение о приостановлении действия разрешения на оружие, должна сдать разрешение, оружие и боеприпасы к нему на временное хранение в орган внутренних дел по месту жительства. В случае уклонения от сдачи вышеупомянутых предметов, последние могут быть изъяты в принудительном порядке с соблюдением требований, установленных действующим законодательством.

После устранения оснований для приостановления действия разрешения на оружие, орган внутренних дел возвращает оружие, боеприпасы и разрешение на оружие владельцу.

Статья 17: Прекращение действия разрешения на оружие

Действие разрешения на оружие прекращается в случае:

  1. 1. Окончания срока действия, на который он был выдан в случае непродления в порядке, установленном настоящим Законом;
  2. 2. Прекращение постоянного места жительства владельца на территории Украины;
  3. 3. Конфискации или возмездного изъятия оружия и боеприпасов на основании приговора суда или постановления органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  4. 4. Ликвидации предприятия, учреждения, организации или прекращения трудовых отношений, в связи с которыми было выдано разрешение на оружие;
  5. 5. Смерть владельца оружия.

В случае прекращения действия разрешения на оружие, владелец или наследник обязан реализовать оружие и боеприпасы к нему в определенном порядке в месячный срок.

При невыполнении указанного требования виновные лица несут ответственность согласно действующему законодательству.

Вопрос о прекращении действия разрешения на оружие разрешается судом.

Статья 18: Регистрация оружия

Приобретенная оружие регистрируется путем внесения записи в соответствующей графы разрешения на оружие, после чего последний предоставляет право владения, пользования (в том числе применение), ношение, перевозка оружия, приобретение боеприпасов к нему, ремонт оружия, хранение оружия и боеприпасов к нему по месту жительства владельца или по месту нахождения объекта, подлежащего охране, а также распоряжения оружием.

Приобретенная оружие регистрируется в день реализации в соответствии с предыдущим абзацем субъектами предпринимательской деятельности, согласно полученной лицензии занимаются реализацией оружия с последующим уведомлением необходимых данных органа внутренних дел в порядке и по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины.

Субъект, который приобрел ведомственную оружие, за исключением оружия воинских формирований и оружия, приобретенного субъектами предпринимательской деятельности для реализации, а также оружия, ввезенного на проведение сертификации, должен зарегистрировать ее в органах внутренних дел не позднее десяти дней со дня приобретения в соответствии с частью первой настоящей статьи. Срок регистрации ведомственного оружия — три дня с момента подачи необходимых документов.

Статья 19: Пользование оружием и его применения

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане пользуются оружием соответствии с его целевым назначением на основании разрешения на оружие.

Граждане имеют право применять оружие для необходимой обороны от преступных и иных противоправных посягательств, задержание преступников и в случае крайней необходимости в случаях, предусмотренных статьями 36 и 39 Уголовного кодекса Украины.

Оружие применяется гражданами как крайняя мера для:

  • защиты от преступных посягательств на жизнь и здоровье, жилье и имущество, свою собственную или других граждан;
  • защиты от нападения на помещение организации, учреждения или субъекта предпринимательской деятельности, где они работают;
  • задержания лица, совершившего преступление и пытается убежать или оказать сопротивление, с последующей передачей ее работникам органов внутренних дел.

Запрещается применять оружие самообороны отношении женщин с явными признаками беременности и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, а также против сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Ответственность за незаконное применение оружия самообороны устанавливается законодательством Украины.

При поражении нападающего результате применения огнестрельного оружия, лицо должно немедленно вызвать скорую медицинскую помощь для раненого, принять меры по обеспечению охраны места происшествия, известить органы прокуратуры и милиции о применении оружия.

Статья 20. Ношение и перевозка оружия

Право на ношение и перевозка оружия и боеприпасов имеют владельцы или пользователи оружия, которые получили и имеют при себе разрешение органов внутренних дел на оружие или лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия или разрешение на приобретение, довез или вывоз оружия.

Правила ношения служебно-штатного оружия устанавливаются Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом.

Правила осуществления перевозок ведомственного оружия определяются Министерством внутренних дел Украины, а перевозка и ношение оружия военнослужащими Вооруженных сил Украины и других воинских формирований — нормативными актами Кабинета Министров Украины.