Вывоз жидких бытовых отходов это жилищная услуга

Оглавление:

Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

ТБО — коммунальная услуга с 2017 года, введенная постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 27.02.2017 № 232 в правила предоставления коммунальных услуг. Подробности — в этой статье.

Вывоз ТБО (ТКО) — это коммунальная или жилищная услуга?

В 2017 в правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг» от 06.05.2011 № 354, был добавлен новый XV (1) раздел, которым регламентируется предоставление услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО, данный термин заменил собой термин «твердые бытовые отходы»).

Это было сделано во исполнение скорректированной в 2016 году ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, согласно которой обращение с ТКО стало входить в коммунальные услуги и оплачиваться отдельно.

Ранее оно входило в содержание общедомового имущества, но с 2017 года из этой графы оплачивается сбор и транспортировка только жидких БО (подп. «д» п. 11 правил содержания общего имущества, утв. постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил…» от 13.08.2006 № 491).

Таким образом, на вопрос «Вывоз ТБО — это коммунальная или жилищная услуга?» в действующем законодательстве дан четкий ответ: вывоз ТБО является коммунальной услугой. Соответственно, из состава жилищных услуг (оплаты содержания жилья) данная услуга выведена.

Новая система начисления и сбора коммунальной оплаты вводится поэтапно до 2019 года. О том как оформить договор читайте в статье Как заключить договор на оказание услуги по вывозу ТБО?

Нормативные акты, регулирующие сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Как эти услуги обозначаются в ОКПД 2

В связи с тем, что по ЖК РФ вывоз ТБО стал коммунальной услугой, был принят целый ряд нормативных актов, устанавливающих и закрепляющих это положение:

  1. Правила обращения с ТКО, утв. постановлением Правительства РФ «Об обращении…» от 12.11.2016 № 1156, регламентирующие предоставление услуги по вывозу ТБО региональными операторами.
  2. Основы ценообразования, утв. постановлением Правительства РФ «О ценообразовании…» от 30.05.2016 № 484, которым установлена система регулирования тарифов за вывоз ТБО.
  3. Методические указания, утв. приказом ФАС России «Об утверждении…» от 21.11.2016 № 1638/16, которыми определен порядок расчета тарифов за услуги по вывозу твердых бытовых отходов и т. д.

Общероссийский классификатор продуктов по видам экономической деятельности (ОКПД 2) был введен в 2014 году для кодирования товаров и услуг в целях ведения статистики, организации госзакупок и т. д.

Коды услуг по вывозу ТБО, сбору и т. д. в ОКПД 2 остались такими же.

С 2017 года вывоз ТКО стал коммунальной услугой и оплачивается отдельно от содержания общедомового имущества. Новая система начисления и расчета вводится поэтапно до 2019 года.

Все новое и интересное
для юриста — в нашей
e-mail рассылке!

ЮРИСТ?
Присоединяйся, обсуждай,
спрашивай — в наших группах!

Комментарии

Если собственник жилого дома не проживает постоянно в этом доме и не заключал договор на вывоз ТКО, вправе ли организация занимающаяся вывозом ТКО выставлять ему счета на оплату данной услуги (причем с долгом за предыдущие годы)?

Показать ответы: 1

На основании п. 2 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – 89-ФЗ) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Таким образом, для выставления счета на оплату услуг по вывозу ТКО организация, занимающаяся вывозом ТКО (региональный оператор), должна быть связана с собственником договорными отношениями. В противном случае, действия организации являются неправомерными, и с собственника не вправе требовать оплату услуг.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 24.7 89-Ф, у собственников ТКО существует обязанность по заключению договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. При отказе собственника, его могут принудить заключить договор через судебные органы.

При этом согласно приложению 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров.

Таким образом, если фактически собственник не проживает в доме и не накапливает ТКО, по договору ему не должны начислять оплату за вывоз мусора. При неправомерном начислении оплаты, собственник вправе обратиться к региональному оператору с заявлением об осуществлении перерасчета стоимости услуг по вывозу ТКО (с предоставлением документов, подтверждающих постоянное проживание в другом месте).

Является ли вывоз жидких бытовых отходов коммунальной услугой?

Подскажите, пожалуйста, является ли вывоз жидких бытовых отходов коммунальной услугой? Желательна ссылка на нормативный документ.

Ответы юристов (1)

Это не коммунальная услуга, а жилищная услуга.

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ:

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

С Уважением,
Олег Рябинин.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Вывоз ТБО — это жилищная или коммунальная услуга

Что представляет собой вывоз ТБО жилищная услуга или коммунальная услуга? Ранее вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) не считался частью коммуналки. Её предоставляли жилищные организации самостоятельно и за это брали плату в качестве расходов на текущий и капитальный ремонт дома. Однако с 2016 года данная услуга стала отдельным видом коммуналки. Так, чего нужно ожидать от включения в состав расходов по ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) вывоз мусора?

Что такое ТБО и как за него платить?

Теперь при вывозе мусора коммунальные услуги вырастут. Вывоз ТБО не является отдельной услугой или единым действием, предоставляемым одной организацией. В данную услугу включён целый перечень действий, которые могут осуществляться как самой жилищной организацией, так и дополнительно привлекаемыми учреждениями.

Стоит отметить, что с 2016 года жилищная организация вне зависимости от того, предоставляет ли она услугу самостоятельно либо нанимает специализированное учреждение, должна иметь регистрацию у оператора соответствующего региона. Оператор является единственным лицом, осуществляющим учёт ТБО, мест их хранения. А также оператор предоставляет услугу в полной мере и отвечает за неё.

Что касается самой услуги, то в её состав включены следующие действия:

  1. Содержание пунктов сбора по месту проживания людей, которые должны соответствовать экологическим требованиям. Другими словами, за данной услугой стоят действия по организации сбора отходов. В большинстве случаев такие пункты имеют форму контейнера. В исключительных случаях форму отдельного приёмного пункта, к примеру, пункт приёма металлолома или макулатуры.
  2. Логистическая составляющая услуги заключается в вывозе собранных ТБО за пределы населённого пункта и доставка до специализированного места хранения. Данная услуга включает погрузку, а также выгрузку ТБО по месту хранения.
  3. Утилизации подлежат все те ТБО, при сгорании которых не выбрасываются вредные вещества в атмосферу. К ним можно отнести и те отходы, которые подлежат переработке и повторному использованию. К таким отходам можно отнести некрашеное дерево, бумагу и так далее.
  4. Хранение в специализированных для этого местах осуществляется в отношении вредных отходов. Обычно происходит захоронение, однако в редких случаях хранение осуществляется на открытом воздухе.

Вывоз ЖБО (жидких бытовых отходов) к компетенции операторов не отнесён. Выполнение этих функций также остаётся в ведении муниципальных органов.

Таким образом, вывоз ТБО представляет собой целый комплекс услуг, причём не самого дешёвого характера. По этой причине правительство приняло решение выделить данную услугу в отдельный вид коммуналки.

Стоит отметить, что до 2010 года вывоз ТБО не подразумевал различные услуги. Была единая плата за сбор и вывоз до полигона. Однако изменились экологические нормативы хранения отходов, что сделало невозможным хранение ТБО на специализированных полигонах. Однако до сих пор в некоторых регионах нет специализированных хранилищ.

Кто регулирует данную услугу?

Как уже было сказано, основным компетентным звеном в данной сфере является оператор соответствующего региона. Именно он является ответственным за сбор и вывоз ТБО.

Дело в том, что, хотя законодательство предусматривает право жилищной организации заниматься вывозом мусора, процедура получения соответствующих разрешительных документов для этого весьма сложная.

К сожалению, ни одна жилищная организация не может отвечать подобным требованиям. Так что до тех пор, пока не появится определённая частная структура, функцию по вывозу ТБО будет осуществлять оператор.

Временно, пока не определена специальная структура, функцию по надзору за исполнением вывоза по твёрдым видам отходов в правильном порядке осуществляют органы власти соответствующих регионов.

Так, в полномочии администрации находятся следующие моменты, связанные с вывозом ТБО:

  • установление цен на услугу;
  • определение индексов повышения стоимости услуг;
  • контроль над исполнением оператором требований закона;
  • приём и рассмотрение жалоб от потребителей.

Таким образом, при возникновении споров по стоимости услуги либо ненадлежащем качестве вывоза мусора следует в первую очередь обращаться к самому оператору. Так как счёт выставляется им, то обращение будет осуществляться в претензионном порядке. Если оператор проигнорирует претензию, то далее направляется жалоба в жилищную инспекцию либо на имя главы населённого пункта и региона.

Нарушение порядка вывоза ТБО, необоснованное повышение цен на услугу является нарушением прав потребителей. Так что жалоба в указанную организацию будет вполне осмысленным действием.

Порядок определения оператора

Законодательство устанавливает, что оператор является единственным лицом, которое осуществляет вывоз ТБО, его последующую утилизацию или хранение.

Чтобы организация смогла стать оператором по вывозу ТБО, она должна иметь достаточно ресурсов для выполнения следующих функций:

  • сбор в соответствии с требованиями экологических стандартов;
  • транспортировку с использованием специального транспорта;
  • первичную обработку и сортировку собранных ТБО;
  • утилизацию отходов без вредных выбросов;
  • обеззараживание потенциальных источников техногенной или эпидемиологической катастрофы;
  • оборудование мест захоронения и содержание таких мест.

Таким образом, если организация обладает возможностями осуществления подобных функций, то она может участвовать в конкурсе на роль оператора вывоза ТБО.

Конкурс проводится региональными властями. Право исполнять обязанности оператора даётся на 10 лет с момента утверждения организации по итогам конкурса.

Так, организация может быть выбрана:

  • для всего региона;
  • для отдельного населённого пункта;
  • для отдельной части населённого пункта.

При выборе региональные власти также будут исходить из способности организации охватить как можно большую местность. Если такой организации в регионе не будет, то обязанности допускается разделить между несколькими компаниями.

После этого все взаимоотношения между жильцами и оператором будут регулироваться указанным договором. По этой причине необходимо тщательно изучить его. Но в силу характера услуги условия договора будут монопольными. Цена и порядок индексации стоимости услуги устанавливается местными властями, так что беспокоиться за переплаты не стоит.

Определение тарифов и стоимости услуг

Порядок определения стоимости услуг по вывозу ТБО федеральным законодательством не урегулирован. Данное полномочие передано местным властям. Однако на сегодняшний день местные власти также не устанавливают точных тарифов, так как услуга имеет довольно расходный для оператора характер.

Кроме того, федеральное законодательство не запрещает оператору получать прибыль при предоставлении услуги по вывозу ТБО. Таким образом, конечная стоимость будет рассчитана самим оператором.

Но стоит отметить определённые новшества в законодательстве, которые были введены в действие с 2016 года:

  • расчёт общей суммы платежа на одну квартиру или жилой дом осуществляется исходя из количества официально прописанных там лиц;
  • порядок расчёта определяется оператором, но должен быть прозрачным для потребителей;
  • не допускается необоснованное завышение стоимости услуги в целях получения прибыли, помимо установленных местными властями предельных размеров надбавки.

Точный порядок расчёта должен быть отражён в договоре, подписываемым между жильцами и оператором. А также он должен быть в открытом доступе на электронном интернет-ресурсе оператора.

Что включается в итоговую стоимость услуги?

Закон определяет, что общая итоговая сумма платежа должна включать в себя следующее:

  • фактически осуществлённые расходы оператора за определённый период, разделённые на каждого жителя подконтрольных ему домов;
  • надбавка в пределах максимальных значений, устанавливаемых местными властями, образующая прибыль организации.

Важные для потребителей моменты

В целом новый закон кажется весьма сомнительным с точки зрения правомерности установленных в нём норм. Однако закон есть закон, и всё что в нём отражается, автоматически становится правовым.

Но это не единственный недостаток нормативно-правового акта. Так, помимо сомнительных норм, в нём имеется достаточно много пробелов.

Нужно отметить следующие пробелы, которые имеют основное значение для потребителей услуг:

  1. Хотя закон устанавливает обязанность оператора по установке и обслуживанию пунктов сбора отходов, но не определяет статус уже имеющихся пунктов. Так, большинство многоквартирных домов на сегодняшний день уже оборудованы такими пунктами и принадлежат они муниципалитету. Теперь же их принадлежность неясна. Во всяком случае в федеральном законе об этом ничего не говорится. Однако, как позывает практика, в некоторых регионах муниципалитеты обязали жильцов и жилищные организации выкупить эти пункты и предоставить их для обслуживания операторам.
  2. Закон не содержит системы оценивания деятельности оператора. Так, в нём содержатся лишь размытые понятия, такие как «безопасность» и «качественность». А конкретные критерии оценивания по указанным качествам не установлены. Таким образом, это также оставляется на усмотрение местной администрации или же подлежит урегулированию согласно договору с операторами. Но в любом случае система оценок хотя бы на уровне частноправовых отношений должна быть обозначена.
  3. Порядок разрешения споров с операторами также не регламентирован в частном порядке. Потребители могут действовать лишь в общих рамках разрешения гражданско-правовых споров и защиты прав потребителей. Пока что о публичной ответственности операторов не указывается ни в одном законодательном акте. А вот за хранение отходов ответственность установлена довольно давно. Но было бы лучше, если публичная ответственность была и в отношении качества оказываемых потребителям услуг.

Так что в скором времени стоит ожидать роста стоимости данной услуги, так как частные организации будут предоставлять её не в целях исполнения обязанности перед населением, а в целях получения прибыли.

Поговорим о наболевшем: вывоз жидких бытовых отходов в Копейском городском округе

Что мы знаем о жилищно-коммунальном хозяйстве в сфере водоснабжения и водоотведения? Это область, полная не всегда понятных аббревиатур и слов: ЖКХ, ЖБО, ВС и ВО… Водоотведение, централизованная канализация или выгребные ямы… Коммунальная или жилищная услуга… Разница между терминами на первый взгляд кажется едва различимой, однако путаница в терминологии приводит и к путанице среди оказываемых населению услуг, к непониманию у жителей, кто же ответственен за предоставление той или иной услуги.

В чём же разница?

Попробуем объяснить на простых примерах. Ресурсоснабжающая организация (к которым относится и МУП ПОВВ, пришедшее в Копейский городской округ 1 марта минувшего года) – оказывает населению коммунальные услуги по водоснабжения и водоотведению. И если с термином водоснабжение всё понятно – поставка питьевой воды абонентам – то словом «водоотведение» смягчили термин «канализация», точнее – канализование хозяйственно-бытовых стоков.

При этом поставка питьевого ресурса и водоотведение осуществляется на централизованных сетях, через трубопроводы: вода течёт по водоводам, хозяйственно-бытовые стоки — по канализационным коллекторам. Так и должно быть в современном мире – мы далеко ушли от канализации античных городов с выгребными ямами и каналами или льющимися по улицам реками отходов. Однако далеко ушли, к сожалению, не все. Те же выгребные ямы, к примеру, до сих пор присутствуют в посёлках Вахрушево и Бажово, где нет системы централизованного водоотведения, и даже частично в Копейске.

Самое печальное, что это даже не те выгребные ямы-септики, корректно сделанные, удобные для откачки и более всего знакомые нам по садовым товариществам. Выгребные ямы, созданные по устаревшим технологиям в домах посёлков, представляют собой заполненные канализацией помещения под фундаментом или рядом с домом. Но люди там живут (а где же ещё?), при этом пользуются внутридомовой канализацией.

Кстати. Не все жители понимают разницу между внутридомовыми сетями и внешними, наружными – теми, что идут за пределами дома. За состояние и эксплуатацию «внутрянки» в ответе жилищные организации – те самые ЖЭКи и управляйки.

Вернёмся к централизованной канализации в посёлках, точнее, к её отсутствию. Внутридомовая канализация уходит в выгребные ямы, которые нужно опустошать – то есть вывозить. Вывозят ЖБО (жидкие бытовые отходы) ассенизационные машины.

Чьи машины? Кто должен вывозить?

Снова возвращаемся к разнице между терминами. Услуга по вывозу жидких бытовых отходов является жилищной (см. общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163, сбор ЖБО (код 0411114). МУП ПОВВ же оказывает коммунальные услуги, в частности, водоотведение, осуществляемое по централизованным сетям. Это две разные услуги, порядок оплаты за них регулируются разными нормативно-правовыми актами, и применение норматива водоотведения к услуге по вывозу ЖБО не правомерно.

Особо хочется отметить, что МУП ПОВВ Челябинска – тарифорегулирумая организация, тарифы на коммунальные услуги для которой устанавливает МТРиЭ (Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области). В частности, МТРиЭ утвердил тарифы на транспортировку хозбытовых стоков по централизованных сетям и их очистку. Тарифы на жилищную услугу по вывозу ЖБО Министерство не устанавливает.

Где же их взять?

Тарифы на вывоз ЖБО могут быть установлены на территории Копейского городского округа органом местного самоуправления либо утверждены общим собранием собственников недвижимости многоквартирного дома.

Установят, а что дальше?

Смотрим п. 371 Постановления Госстроя России от 27.09.2003г. №170, в котором утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда: «организации, обслуживающие жилой фонд, обязаны в неканализированных зданиях иметь сборники (выгребы) для жидких отходов, а также обеспечивать организацию их вывоза».

Напоминаем, что за жилищные услуги несут ответственность жилищные организации. Септики в домах посёлка Вахрушево относятся к общему имуществу собственников жилых и нежилых помещений – и обслуживанием данных септиков должна заниматься именно жилищная управляющая организация. Однако Вахрушево неожиданно оказалось под ударом: нет ни исполнения своих функций управляющей компанией, ни договорных отношений по вывозу ЖБО – а заключение договора с потребителями является обязательным для исполнителя (организации, ИП) условием вывоза ЖБО (согласно п. 6 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155).

Что же мы имеем в результате?

В связи с тем, что в Копейском городском округе не определен порядок начисления платы за вывоз ЖБО, а также не заключены договоры на вывоз ЖБО с УК либо жителями, МУП «ПОВВ» вынужденно несет убытки по аварийному вывозу ЖБО в пос.Вахрушево без взимания платы, а жителям до сих пор в полном объёме не оказывается столь необходимая жилищная услуга.

Так что же делать?

Снова обратимся к действующему законодательству — к Федеральному закону №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где сказано, что обеспечение водоснабжения и водоотведения на территории соответствующего муниципального образования несёт орган местного самоуправления. Иными словами – местные власти должны помочь разобраться и решить следующие задачи:

1. Установить тариф на вывоз ЖБО в Копейском городском округе;
2. Обязать управляющие компании выполнять возложенные на них функции;
3. Разработать и создать локальную схему централизованного водоснабжения и водоотведения в пос. Вахрушево.

В настоящее время первая задача уже начала свой путь к осуществлению.

Сбор и вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой по водоотведению

Сбор и вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой по водоотведению

В связи с этим плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов не может рассчитываться, как для коммунальной услуги, на основании норматива потребления, либо на основании приборов учета.

ЧТО ТАКОЕ «ВОДООТВЕДЕНИЕ»?

Понятие услуги водоотведения (коммунальной услуги) установлено п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и, определяется как отвод бытовых стоков по централизованным сетям водоотведения. То есть, если ваши стоки текут в централизованную канализацию с выходом в очистные сооружения, то вы пользуетесь коммунальной услугой водоотведения.

Все виды коммунальных услуг перечислены в ст. 154 Жилищного кодекса РФ – это холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

КЕМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ТАРИФ И КАК ОН РАССЧИТЫВАЕТСЯ?

Порядок расчета платы за коммунальные услуги установлен ст. 157 Жилищного кодекса РФ и производится исходя из фактического объема потребляемых услуг, определяемого на основании показаний приборов учета. Если приборы учета отсутствуют, то расчет стоимости услуги производится исходя из нормативов потребления на одного человека.

Тариф платы за коммунальные услуги устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы), которым является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области. Этим же органом устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг.

ЧТО ТАКОЕ «ВЫВОЗ ЖБО»?

Понятие «жидкие бытовые отходы» закреплено в правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г. № 155 (в ред. от 01.02.2005 г.) и согласно Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-093, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163, сбор и вывоз жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг.

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, Сбор и вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой по водоотведению содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, услуга по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов входит в состав работ (услуг) по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

ПОЧЕМУ ВЫВОЗ ЖБО НАЧИСЛЯЮТ, ИСХОДЯ ИЗ ПЛОЩАДИ КВАРТИРЫ?

Статьей 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

В свою очередь доля каждого собственника в общем имуществе многоквартирного дома пропорциональна размеру помещения, находящегося в собственности (ст. 37 Жилищного кодекса РФ). Иными словами, чем больше площадь квартиры, тем больше доля собственника в общем имуществе, соответственно, тем больше расходы собственника на содержание этого самого общего имущества. Поэтому, расчет стоимости жилищных услуг производится на метр квадратный помещения, находящегося в собственности.

При этом, исходя из разъяснений Министерства регионального развития (письма от 03.10.2008 г. № 25080-СК/14 и от 06.03.2009 г. № 6177-АД/14) деятельность по сбору и вы- возу твердых и жидких бытовых отходов является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Таким образом, размер платы за сбор и вывоз жидких бытовых отходов должен определяться исходя из объемов фактически вывезенных жидких бытовых отходов.

В одинаково невыгодном положении оказываются собственники помещений, установившие индивидуальные при- боры учета холодного водоснабжения и те, у кого приборов учета нет. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Российской Федерации» приборы учета устанавливаются для учета энергетических ресурсов, к которым в том числе, относится и вода, передаваемая и потребляемая с использованием централизованных сетей водоснабжения.

Поэтому учет водоотведения в выгребные ямы не может осуществляться по показаниям приборов учета. А учет сбора и вывоза жидких бытовых отходов из выгребной ямы может быть учтен, исходя из количества метров кубических отходов фактически, вывезенных из ямы. Расчет услуги по сбору и вывозу для конкретного собственника помещения в многоквартирном доме получается следующий: стоимость вы- везенного объема ЖБО за определенный период, деленная на площадь всех квартир и нежилых помещений (без мест общего пользования) и умноженная на площадь конкретной квартиры (помещения).

Стоит ли говорить о том, что стоимость услуги водоотведения существенно дешевле услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов. В существующих условиях отсутствия локальных очистных сооружений и увеличением объема потребления воды в связи с использованием современной бытовой техники, увеличение объемов вывоза ЖБО – неизбежно.

Руководством района неоднократно рассматривался вопрос о ремонте и увеличении мощности существующих очистных сооружений. В настоящее время муниципалитет может позволить себе только работы по подготовке проекта реконструкции очистных в п. Белоярского. В дальнейшем будет прорабатываться вопрос о возможности регионального и федерального софинансирвоания работ через соответствующие программы модернизации объектов ЖКХ.

Дарья ТИТОВА, специалист по жилищному контролю Администрации БГО.

Вывоз мусора по-новому

«Что такое хорошо и что такое плохо» — фраза знакомая с детства. И во взрослой жизни смысл такой фразы кажется менее понятной истиной, так как грани плохого и хорошего, в силу приобретенного опыта, почему-то становятся более размытыми. А вот грязь — это зло. И с этим не поспорят ни взрослые, ни дети. Много грязи в стране под наименованием «государство» — признак бедности. И данная несостоятельность — уже не показатель жизни отдельного человека, собственника дома или благополучия жителей многоквартирного дома. Это бедность всего общества. И чем оно беднее, тем больше грязи.

Известная фраза небезызвестного человека в России «денег нет, но вы держитесь» в этот раз также «пригодилась». Борьба с грязью должна осуществляться чьими-то силами и за чей-то счёт. Иначе, как помочь государству усовершенствовать способы борьбы с мусором и содержать неминуемую в будущем чистоту. Во исполнение данных действий к 2018 году в России начали деятельность «мусорные операторы». Чтобы узнать, что явилось началом «сказки» о борьбе с мусорным злом, предлагаем вернуться к истокам правовой сферы вопроса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного Кодекса РФ (далее — ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. А иначе, какой он собственник? Именно тот, который должен нести бремя содержания своего имущества и оплачивать потребленные коммунальные ресурсы.

Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Пунктом 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО). Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491). В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Как следует из п.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ), п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Многолетняя судебная практика показала, что заниматься любыми вопросами «жизнедеятельности» многоквартирного дома должна именно управляющая организация. А собственник — «слабая» сторона договора, имеющая недостаток правовых знаний и понятий норм законодательства. К тому же само по себе управление многоквартирным домом (далее – МКД) имеет особый характер, который направлен в первую очередь на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Указанная деятельность детально регламентирована нормативными документами. В частности, в Правилах осуществления деятельности по управлению МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416) приведены стандарты управления МКД, один из которых — организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением общего собрания (пп. «д» п. 4).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества (далее – Перечень № 290 / Правила № 290).

В силу п. 26 (1) Перечня № 290 УО обязана организовать сбор отходов I — IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и передать их в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

В пп. «в» п. 6 Правил №290 содержится требование о своевременном заключении договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества со сторонними организациями, в том числе специализированными (если управляющий сам не осуществляет соответствующую деятельность), а также о контроле за исполнением подрядчиками обязательств по договорам.

Таким образом, нововведения по работе с будущими мусорными операторами неминуемо коснулись «вечно бездействующих» УО, изначально вызвав массу вопросов по дальнейшим действиям «в ногу» с законодательством РФ. На федеральном уровне было принято множество поправок, регламентирующих действия тех или иных лиц для достижения поставленных целей.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым обращение с ТКО стало входить в состав платы за коммунальные услуги.

Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года был предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2016 года.

При этом субъект РФ обязан:

не позднее 1 мая 2018 года — заключить соглашения с региональными операторами;

до 1 июля 2018 года — обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу — регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в орган регулирования;

не позднее 1 января 2019 года — обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис обосновал последнюю дату следующим выводом: «Запуск новой системы в таком формате связан с высокими рисками, в первую очередь, для населения, поэтому Минстрой России предложил перенести предельный срок вступления в силу новой системы обращения с ТКО на 2019 год, чтобы дать возможность регионам, не успевшим подготовиться к реформе, качественно отработать свою часть задачи».

И как показывает практика, случаи «наличия» в регионах «мусорного» оператора действительно на сегодняшний день невелики по отношению к российским масштабам. А вопросов у управляющих организаций в данной сфере больше, чем ответов. И главный их них при большой базе нормативно-правовой конкретики — алгоритм действий управляющей организации при выборе регионального оператора по обращению с ТКО. «Что написано пером» уже не исправить, а вот как фактически действовать в новых реалиях знают немногие представители УО.

Прежде всего, необходимо знать, что до того, как в регионе появится «мусорный» оператор, управляющей организации нужно придерживаться действующего законодательства РФ в части включения услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества МКД. Договоры, заключенные с организациями по сбору и вывозу ТКО будут являться действующими до выбора оператора по обращению с ТКО.

Минстрой России Письмом от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04 разъяснил: «…Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.

При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО».

Здесь следует упомянуть Постановление АС ЗСО от 27.12.2016 № Ф04-5585/2016 (отказано в пересмотре Определением ВС РФ от 13.03.2017 № 304-КГ17-1655):

При таких обстоятельствах выставление обществом платы за услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО отдельной строкой в платежном документе под наименованием «Обращение с ТКО» в данном конкретном случае не противоречит действующему законодательству и не может расцениваться как нарушение прав собственников или нанимателей жилых помещений. Выбор регионального оператора будет произведен посредством конкурса уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ при наличии утвержденной территориальной схемы.

Региональный оператор начнёт свою работу при выполнении двух условий:

в субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО

по итогам конкурса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключил с ним соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО

В течение месяца после получения статуса «мусорный» оператор должен направить УО предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

На основании ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственник ТКО (УО, осуществляющая управление МКД) должен заключить договор на вывоз мусора с региональным оператором. Данный договор будет являться публичным, на основании п. 1 ст. 426 ГК РФ это означает, что региональный оператор обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится, и деятельность которого протекает в зоне ответственности регионального оператора. Типовая форма договора находится в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Постановление № 1156). Именно такой формат договора будет отвечать установленным законодательством требованиям, и способствовать отсутствию проблем в дальнейшей работе с оператором.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на срок, не превышающий срока, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

В ст. 25 Постановления № 1156 прописаны существенные условия договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО:

планируемый объем или масса транспортируемых ТКО и состав таких отходов;

периодичность и время вывоза ТКО;

места приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

предельно допустимое значение уплотнения ТКО;

способ коммерческого учета количества ТКО;

сроки и порядок оплаты услуг по договору;

права и обязанности сторон по договору;

порядок контроля региональным оператором за деятельностью оператора по обращению с ТКО, ведущего деятельность по сбору и транспортированию ТКО;

Правила заключения договора, содержащего условия о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО идентичны правилам заключения договоров о предоставлении иных коммунальных услуг. Такой договор может быть заключен с исполнителем как в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий. Отсутствие договора в письменной форме не является основанием для отказа в оказании услуги потребителю в жилом помещении и считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем.

Обязанность по исключению платы за вывоз мусора из состава платы за содержание жилого помещения возникает у УО с момента установления нового порядка в регионе. «Обращение с ТКО» необходимо будет указать отдельной строкой в платежном документе. Плата будет рассчитываться исходя из количества постоянно и временно проживающих в помещении потребителей, если в субъекте РФ не принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения. Размер платы за данную коммунальную услугу будет рассчитываться по формулам 9(1)—9(8) Приложения № 2 к Правилам, установленным Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 года (это подпункты 148(30), 148(31), 148(38)).

Порядок расчета будет зависеть от двух факторов:

принимал ли орган власти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;

раздельно или без разделения производится сбор и накопление отходов в МКД.

Оказывать данную коммунальную услуг УО будет совместно с региональным оператором по обращению с ТКО. Зоной ответственности УО будет являться содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), регионального оператора — оказание самой коммунальной услуги, начиная от места накопления. Если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, — обязанность организации, управляющей МКД (подпункт «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. Правилами № 491), п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее — Минимальный перечень).

Многие УО волнует ответственность, которую они могут понести при осуществлении исполнения законодательства в сфере обращения с ТКО. В данном случае ответственность императивно закреплена в типовом договоре за несвоевременную оплату услуг регионального оператора (неустойка). За остальные нарушения предусмотрена административная ответственность. Ст. 8.2 КоАП РФ гласит:

«за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами следует следующее наказание:

на должностных лиц — штраф от 10 000 до 30 000 рублей;

на предпринимателей — штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц — штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток».

Главным требованием к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО является периодичность вывоза отходов. Частота вывоза будет зависеть от температуры на улице:

в холодное время года (при среднесуточной температуре 5 °C и ниже) — не реже одного раза в трое суток;

в теплое время года (при среднесуточной температуре выше 5 °C) — не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).

Допустимое отклонение сроков — не более:

72 часов (суммарно) в течение одного месяца;

48 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха 5 °C и ниже;

24 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха выше 5 °C.

Итак, если разложить нормативную часть «по полочкам» и учесть благие намерения государства, то новое законодательство РФ в части сбора, утилизации и переработки мусора должно позволить снизить экологическую напряженность во многих субъектах нашей страны, а не быть простым результатом переименования понятия ТБО в ТКО. Новое-не всегда лучше старого. Но будем надеяться только на хорошее.