Вещные права на землю виды и содержание

Виды вещных прав на земельные участки

Основное назначение названных вещных прав — обеспечение доступа к использованию имущества лицами, не являющимися его собственниками. Особенность указанных вещных прав на чужое имущество — будучи связанными с правом собственности на то же самое имущество, а в ряде случаев и возникая по воле собственника, они имеют самостоятельное параллельное с правом собственности существование. Вещное право следует за вещью, а не за лицом, поэтому смена собственника вещи сама по себе не влечет прекращения иного вещного права на нее.

Существовавшие до принятия Земельного кодекса РФ и не соответствующие его положениям права на земельные участки (право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др.) в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в целях упорядочения видов прав на землю, подлежат переоформлению со дня введения Кодекса в действие.

Права и обязанности пользователей земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, в законе не урегулированы. Однако на основе логического толкования соответствующих статей Земельного кодекса можно сделать вывод, что аналогичными правами и обязанностями обладают и пользователи земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Эти права и обязанности могут быть в определенной степени конкретизированы в договоре, заключаемом между пользователем и собственником земельного участка.

Порядок пользования земельным участком субъектом права сервитута устанавливается по соглашению с собственником земельного участка в случае, если сервитут устанавливается договором, либо в судебном решении при недостижении соглашения об установлении и условиях сервитута (ст. 274 ГК).

Правомочия арендатора и субъекта права безвозмездного пользования земельным участком устанавливаются соответствующим договором (ст. 615 ГК РФ).

Порядок пользования земельным участком лицами, не являющимися его собственниками, включает в себя обязанности, предусмотренные ст. 42 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК право распоряжаться по своему усмотрению имуществом предоставлено его собственнику. Соответственно лица, не являющиеся собственниками имущества, не вправе по общему правилу им распоряжаться. В отношении субъектов прав на земельные участки законом сделаны два исключения:

  1. субъект права пожизненного наследуемого владения земельным участком может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 267 ГК РФ);
  2. субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком вправе передавать этот участок в аренду или в безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника земельного участка (ст. 270 ГК РФ).

Вещные права на землю: понятие и виды. вещные права по владению и пользованию чужими земельными участками. сервитут

Под вещным правом понимается право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. В юридической науке существует ряд признаков, присущих вещным правам. Однако законодательством закреплены только два признака: право следования (право следует за вещью) и абсолютный характер защиты (вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом). Законодательством к вещным правам отнесены:

• право пожизненного наследуемого владения землей;

• право постоянного (бессрочного) пользования землей;

• право хозяйственного ведения;

• право оперативного управления;

Помимо вышеназванных к вещным правам могут быть отнесены:

• право залога недвижимости;

• право члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа;

• права членов семьи собственников этого помещения на пользование этим помещением.

В действующем законодательстве классификация вещных прав отсутствует.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Приобретение земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения ранее допускалось. В настоящее время, после принятия нового Земельного кодекса, предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быт обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником служащего участка, а при недостижении соглашения — судом. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в пользу которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Если отпали основания, по которым сервитут был установлен, то он по требованию собственника служащего участка может быть прекращен. Сервитуты делятся на частные и публичные. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Установленный сервитут может быть срочным или постоянным.

§ 3. Права на землю

Земельный участок может быть объектом правоотношений, содержание которых включает в себя различные права на землю. В то же время все эти права на землю можно разделить на две группы по способу определения их содержания: вещные права, содержание которых определяется непосредственно законом, и обязательственные права, содержание которых в каждом конкретном случае определяется соглашением сторон в рамках закона.

К числу вещных прав относится право собственности на землю (основанная на законе возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, принимая на себя бремя его содержания), а также иные вещные права (основанная на законе возможность в той или иной мере владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, с учетом усмотрения собственника, в той или иной мере принимая на себя бремя его содержания). К числу иных вещных прав относятся: право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). К числу обязательственных прав относятся право аренды (возмездное срочное пользования) и право безвозмездного срочного пользования.

Право собственности на землю

Конституция РФ в ст. 9 закрепляет множественность форм собственности на землю. Согласно этой статье земля в Российской Федерации может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Кроме того, ст. 36 Конституции РФ особо оговаривает возможность граждан и их объединений иметь землю в частной собственности. Граждане и юридические лица имеют право на рав

ный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В частную собственность могут быть предоставлены любые земельные участки, за исключением тех участков, которые в соответствии с действующим законодательством не могут находиться в частной собственности. На сегодняшний день в количественном отношении до сих пор преобладают земельные участки, находящиеся именно в публичной (т. е. государственной и муниципальной) собственности.

Земельные участки, относящиеся к собственности государства, определяются по методу исключения: государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Учитывая федеративную структуру нашего государства, основополагающее значение в этой сфере имеет разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации наряду с разграничением публичной собственности на государственную и муниципальную. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю»1. Основанием внесения земельных участков в перечень участков, на которые у Российской Федерации либо у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

• земель лесного фонда, земель обороны и безопасности — в отношении федеральной собственности;

• фонда перераспределения земель — в отношении собственности субъектов Российской Федерации;

• земель особо охраняемых природных территорий федерального либо регионального значения; земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности либо в собственности субъектов Российской Федерации;

• земель сельскохозяйственного и иного назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое иму-

1 См.: Российская газета. 2001. 20 июля.

щество, находящееся в федеральной собственности либо в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органам государственной власти Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации, а также юридическим лицам, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации; на этих земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального либо регионального значения — в отношении федеральной собственности либо собственности субъектов Российской Федерации соответственно.

Основания внесения земельных участков в перечень участков, на которые возникает право собственности у муниципальных образований, определяются в отношении последней группы участков, в принципе, аналогично. Кроме того, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. При этом в городах федерального значения земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с их законами.

Наконец, в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности находятся земельные участки которые непосредственно признаны таковыми федеральными законами, а также приобретенные соответствующим публично-правовым образованием по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Иные (ограниченные) вещные права на землю

Право собственности на землю являегся основополагающим правом не только среди вещных, но и среди имущественных прав на землю в целом, так как предоставляет его обладателю наибольшее количество юридически обеспеченных возможностей определенного поведения в отношении земельного участка. Иные вещные права по содержанию воспроизводят право собственности в той или иной степени, но не полностью, поэтому их принято иначе называть ограниченными вещными правами (в силу того, что их содержание ограничено по сравнению с правом собственности).

К числу ограниченных вещных прав на землю относятся:

• право пожизненного наследуемого владения земельным участком — традиционный институт постсоветского земельного права, который изначально был призван в какой-то мере компенсировать отсутствие частной собственности граждан на землю.

Как следует из определения, субъектами права пожизненного наследуемого владения является только одна категория лиц, которая способна передавать это право по наследству, а именно — граждане. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый

гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок. Взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. Подразумевается, что такой титул, как право пожизненного наследуемого владения, с течением времени будет полностью вытеснен правом собственности;

• право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в историческом плане также является институтом, призванным восполнить отсутствие права собственности на землю, но не для граждан, а для юридических лиц. Согласно действующему законодательству, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются уже не любым юридическим лицам, а только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления. Все остальные юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г.

В ходе развития постсоветского земельного права к числу субъектов права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками законом были отнесены граждане. Однако согласно действующему законодательству гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование более не предоставляются.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан ранее, сохраняется. Более того, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, аналогично участкам, предоставлен

ным на праве пожизненного наследуемого владения. В настоящее время граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками;

• право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При этом сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Однако по требованию собственника земельного участка, обремененного

сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Кроме того, в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с его назначением, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

32. Вещные права на землю: понятие и виды. Вещные права по владению и пользованию чужими земельными участками. Сервитут

32. Вещные права на землю: понятие и виды. Вещные права по владению и пользованию чужими земельными участками. Сервитут

Вещное право — право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица посредством воздействия на вещь, находящуюся в сфере его хозяйственного господства. Законодательно закреплены признаки вещного права:

1) право следования (право следует за вещью);

2) абсолютный характер защиты (защита вещных прав лица, не являющегося собственником, осуществляется любым лицом).

Закон к вещным правам относит:

1) право собственности, право пожизненного наследуемого владения землей;

2) право постоянного (бессрочного) пользования землей;

3) право хозяйственного ведения;

4) право оперативного управления;

Кроме этого, к вещным правам можно отнести право члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа, право залога недвижимости, право членов семьи собственника помещения на пользование этим помещением.

Действующее законодательство классификации вещных прав не дает.

Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование возможно государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, полномочного на принятие таких решений. Земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются гражданам.

Новый Земельный кодекс не допускает приобретения земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения гражданами. Те граждане, которые имеют земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

Сервитут — право ограниченного пользования чужими земельными участками. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка; в некоторых случаях сервитут устанавливается судом. Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, если отпали основания установления сервитута.

Сервитутные права граждан — отдельные, строго определенные, закрепленные законом или договором с собственником права по использованию чужих земельных участков, ограниченные конкретными хозяйственными или потребительскими нуждами (проход или проезд через соседний земельный участок, обеспечение водоснабжения и др.). Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, пользующихся сервитутом, соразмерной платы за пользование участком. При прекращении оснований пользования сервитутом он может быть прекращен по требованию собственника участка. В случае перехода прав на земельный участок, который обременен сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется (ст. 275 ГК). Выделяют частные и публичные сервитуты.

Частный сервитут — сервитут, обеспечивающий интересы одного лица либо небольшой группы лиц (например, проход или проезд через соседний участок).

Публичный сервитут — сервитут, обеспечивающий интересы общества (например, прокладка линии электропередач). Публичный сервитут устанавливается законами или иными нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Юридическая библиотека

ВИДЫ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

В Земельном кодексе РФ закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся соб­ственниками:
1) постоянное пользование земельными участками;
2) пожизненное наследуемое владение земельными участками;
3) аренда земельных участков;
4) право ограниченного пользования чужим земель­ным участком (сервитут);
5) безвозмездное срочное пользование земельными участками.

Основное назначение названных вещных прав — обеспечение доступа к использованию имущества лицами, не являющимися его собственниками. Осо­бенность указанных вещных прав на чужое имущест­во — будучи связанными с правом собственности на то же самое имущество, а в ряде случаев и возни­кая по воле собственника, они имеют самостоятель­ное параллельное с правом собственности существо­вание. Вещное право следует за вещью, а не за лицом, поэтому смена собственника вещи сама по себе не влечет прекращения иного вещного права на нее.

Существовавшие до принятия Земельного кодекса РФ и не соответствующие его положениям права на земельные участки (право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др.) в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в целях упорядочения ви­дов прав на землю, подлежат переоформлению со дня введения Кодекса в действие.
Права и обязанности пользователей земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, в законе не урегулированы. Однако на основе логического толкования соответствующих статей Земельного кодекса можно сделать вывод, что аналогичными правами и обязанностями обладают и пользователи земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим ли­цам. Эти права и обязанности могут быть в определен­ной степени конкретизированы в договоре, заключае­мом между пользователем и собственником земельного участка.

Порядок пользования земельным участком субъек­том права сервитута устанавливается по соглашению с собственником земельного участка в случае, если сервитут устанавливается договором, либо в судеб­ном решении при недостижении соглашения об уста­новлении и условиях сервитута (ст. 274 ГК).
Правомочия арендатора и субъекта права безвозмезд­ного пользования земельным участком устанавлива­ются соответствующим договором (ст. 615 ГК РФ).
Порядок пользования земельным участком лицами, не являющимися его собственниками, включает в себя обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК право распоря­жаться по своему усмотрению имуществом предо­ставлено его собственнику. Соответственно лица, не являющиеся собственниками имущества, не вправе по общему правилу им распоряжаться. В отношении субъектов прав на земельные участки законом сдела­ны два исключения:
1) субъект права пожизненного наследуемого владе­ния земельным участком может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 267 ГК РФ);
2) субъект права постоянного (бессрочного) пользо­вания земельным участком вправе передавать этот участок в аренду или в безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника зе­мельного участка (ст. 270 ГК РФ).
скую ответственность (например, участники кресть­янского (фермерского) хозяйства).

Отличительная черта этого вида собственности — ее субъектами выступают несколько граждан или юридических лиц. Выделяют:
а) общую совместную собственность;
б) общую долевую собственность;
3) собственность юридического лица, при кото­рой собственниками земли могут быть все коммер­ческие и некоммерческие организации, кроме го­сударственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Зе­мельные участки могут быть как переданы в соб­ственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями, так и приобретены этим юриди­ческим лицом по иным основаниям.
Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать зе­мельными участками на праве собственности, нахо­дящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответ­ствии с федеральным законодательством о Государ­ственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными за­конами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ). На всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность.

Участками земли из земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. могут обладать только на праве аренды.
кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники. При разграничении государственной собственно­сти на землю в городах федерального значения Моск­ве и Санкт-Петербурге земельные участки в муници­пальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникнове­ния муниципальной собственности на земельные участ­ки в этих субъектах РФ являются:
1) признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;
2) приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.
При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципаль­ного образования переходят земли, находящиеся в гра­ницах этого требования. Однако муниципальное обра­зование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муни­ципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального обра­зования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными зако­нами, ими может быть предусмотрена и возмездная пе­редача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являют­ся земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотрен­ным законодательством РФ (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ

В земельном праве объектом правового регулирования явля­ется конкретно определенный земельный участок. Земельный участок — это только поверхность земли, который имеет фиксированные границы, площадь, местоположение, право­вой статус, кадастровый номер и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и доку­ментах государственной регистрации прав на землю.

Земельный участок выступает как имущество и как природ­ный объект, земельное законодательство очерчивает круг прав и обязанностей по его использованию и охране. Если земельный участок выступает как имущество, то он становится объектом гражданского права (вещного права), но приоритет всегда отда­ется нормам земельного права. Содержанием вещного права яв­ляется право владения, пользования и распоряжения вещью (имуществом).

Виды вещных прав на землю. С точки зрения объема пра­вомочий обладателей вещных прав на землю по владению, пользованию и распоряжению землей различают право собст­венности и иные вещные права на землю. К иным вещным пра­вам на землю, согласно ст. 216 ГК РФ, относятся:

— право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

— право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Право собственности на землю представляет собой право­мочия собственника по владению, пользованию и распоряже­нию земельным участком. Право собственности на землю под­лежит государственной регистрации.

Государственная собственность включает в себя собствен­ность Федерации и собственность субъектов РФ. Государствен­ной собственностью являются земли, не находящиеся в собст­венности граждан, юридических лиц или муниципальных обра­зований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

В ст. 19 ЗК РФ дан перечень земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Это земель­ные участки, которые признаны таковыми федеральными зако­нами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; установленным гражданским законодательством право му­ниципальной собственности, которое возникло при разграниче­нии собственности на землю; которые приобретены по основа­ниям,. Это тоже земельные участки, от которых собственник отказался, и которые перешли в муниципальную собственность по наследству, приобретены у граждан и юридических лиц и т. п. В собственность муниципальных образований для обеспече­ния их развития могут безвозмездно передаваться земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципального образования. Спо­ры между РФ, субъектами РФ и муниципальными образования­ми о разграничении собственности на землю разрешаются заин­тересованными сторонами в согласительном порядке. При не­достижении согласованного решения спор рассматривается в суде.

Разграничение земельной собственности на собственность Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований осуще­ствляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю»[50].

Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основа­ниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 15 ЗК РФ). В соответствии с ЗК РФ земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданст­ва и иностранных юридических лиц, но с определенными ограни­чениями. Указанные лица могут получить земельные участки на праве собственности, за исключением участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательст­вом о государственной границе РФ и на иных территориях, опре­деленных федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). В настоя­щее время таким иным федеральным законом является Феде­ральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[51], который запрещает ино­странцам иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения. Что касается порядка предоставления земельных участков и условий пользования ими, указанные лица имеют рав­ные права с российскими гражданами и юридическими лицами (п. 4 ст. 28, п. 9 ст. 36 ЗК РФ). Нет каких-либо отклонений и в со­держании права собственности на землю у иностранцев по срав­нению с гражданами и юридическими лицами РФ (ст. 40-42 ЗК РФ). Но иностранцам земельные участки в собственность предос­тавляются во всех случаях только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).

Частная собственность на землю может быть как индивиду­альной, принадлежащей одному лицу, так и общей (совместной и долевой).

Право пожизненного наследуемого владения (ППНВ) землей можно определить как владение и пользование земель­ным участком с правом передачи его по наследству. Владение — это одно из правомочий собственника земли и землепользовате­ля и означает нахождение земли в хозяйстве собственника или землепользователя и не больше. ППНВ землей — понятие значи­тельно шире, чем владение собственника и пользователя. ППНВ землей — понятие самостоятельное. Оно сходно с правом земле­пользования, так как и в том и в другом случае земля предостав­ляется в пользование для осуществления определенной хозяйст­венной деятельности. Вместе с тем ППНВ имеет в своем содер­жании хотя и ограниченный, но элемент распоряжения: право передачи земли по наследству. Это роднит его с правом собст­венности на землю.

ППНВ землей как вещное право является правом абсолют­ным и защищается от любого вмешательства извне, в том числе со стороны собственника земли.

Субъектами ППНВ землей являются только граждане, кото­рым земельные участки были предоставлены для самых различ­ных нужд, связанных с ведением с/х производства, строительст­вом индивидуальных жилых домов, ведением личного подсоб­ного хозяйства и др.

Согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ, ППНВ земельным участком, приобретенное гражданином до введение в действие нового ЗК РФ, сохраняется. Но предоставление земельных участков на ППНВ после введения в действие ЗК РФ не допускается. Дру­гими словами, ППНВ землей обречено на вымирание.

Распоряжение земельным участком (передача в аренду, в срочное пользование другим лицам), находящимся на ППНВ, не допускается, за исключением перехода права на земельный уча­сток по наследству.

На основании свидетельства о праве на наследство наслед­ник вправе произвести государственную регистрацию перехода к нему ППНВ земельным участком, то есть у него, как и у на­следодателя, возникает ППНВ на земельный участок.

Гражданин, имеющий земельный участок в ППНВ, вправе приобрести его в собственность. При этом он имеет право при­обрести земельный участок в собственность бесплатно, но толь­ко один раз. Право на приобретение земельного участка, нахо­дящегося в ІІІІНВ, в собственность не ограничено сроком.

Право постоянного (бессрочного) пользования землей

обладает всеми чертами права землепользования. На этом праве земельные участки предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по реше­нию исполнительных органов власти или органов местного са­моуправления в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) поль­зование земельный участок предоставляется только трем груп­пам субъектов: 1) государственным и муниципальным учрежде­ниям; 2) федеральным казенным предприятиям; 3) органам го­сударственной власти и местного самоуправления.

Гражданам земельные участки на этом праве не предостав­ляются (п. 2 ст. 20 ЗК РФ). Если граждане и юридические лица пользовались земельными участками на постоянной основе, по­лученными до введения в действия нового ЗК РФ, то это право за ними сохраняется. При этом граждане вправе сменить титул постоянного пользования на титул собственника и притом бес­платно. Однако приобрести земельный участок в собственность бесплатно гражданин вправе только единократно. Последующее новое приобретение земельного участка в собственность из зе­мель государства или муниципалитета возможно лишь за плату. Переоформление гражданами права пользования земельным участком на право собственности сроком не ограничено (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О вве­дении в действие Земельного кодекса РФ»).

Что касается юридических лиц, то они, за исключением ука­занных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (имеющих право получить земельные участки в постоянное пользование), обязаны были переофор­мить право постоянного пользования земельным участком по своему желанию на право аренды или на право собственности до 01. 01. 2004. Арендная плата за пользование земельными уча­стками устанавливается в соответствии с решением Правитель­ства РФ.

Сервитут — это право ограниченного пользования чужим имуществом. В советском праве понятие «сервитут» отсутство­вало, хотя фактически он применялся. В законодательстве со­временной России сервитут возрождается. В ГК РФ ему посвя­щены ст. 274-277. В ЗК РФ отношения сервитута регулируются ст. 23.

В силу сервитута собственник недвижимого имущества (земли, другой недвижимости) вправе требовать от собственни­ка соседнего или другого земельного участка предоставления ему права ограниченного пользования этим участком.

Известны два вида земельного сервитута: публичный и ча­стный.

Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, нормативно­правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов го­сударства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка из пользования. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохо­да или проезда через земельный участок; 2) использование зе­мельного участка в целях коммунальных, инженерных, элек­трических и других линий и сетей, а также объектов транс­портной инфраструктуры; 3) забора воды и водопоя; 4) прогона скота через земельный участок и других целей, указанных в п. 3 ст. 23 ЗК РФ.

Публичный сервитут может устанавливаться на земельных участках, находящихся как в непосредственном пользовании собственника, так и на участках, переданных во владение и по­стоянное пользование. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению, то собственник участка, землепользо­ватель и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка или предос­тавления равноценного земельного участка с возмещением убытков за счет органов государственной власти или органов местного самоуправления, установивших публичный сервитут. Если установление публичного сервитута приводит к сущест­венным затруднениям в использовании земельного участка, то собственник участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать от указанных органов соразмерную плату.

Частный сервитут в отличие от публичного устанавливает­ся только между собственниками соседних земельных участков по соглашению между ними. Цели установления частного сер­витута, в общем, те же самые, что и публичного сервитута: обеспечить проезд через соседний земельный участок и иные нужды собственника соседнего земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Публичный и частный сервитут имеют много общего. Как публичный, так и частный сервитут устанавливается без изъятия земельного участка. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением как публичного, так и частного сервитута, могут защитить свои права в судебном порядке. И тот, и другой сервитут подлежат государственной регистрации, так как устанавливаются в отношении недвижимого имущества. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собст­венника, землевладельцев и землепользователей прав на владе­ние, пользование и распоряжение этим участком.

При переходе прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.

Основания и порядок приобретения вещных прав на зем­лю. Права на земельный участок у собственников, землепользо­вателей, землевладельцев возникают, как это предусмотрено п. 1 ст. 25 ЗК РФ, по основаниям, установленным гражданским зако­нодательством и федеральными законами. Этим законодатель­ством являются ГК РФ, ЗК РФ и другие федеральные законы. Таких оснований несколько:

1) предоставление прав на землю государством или муници­палитетом;

2) приватизация земельного участка в связи с приватизацией государственных и муниципальных предприятий;

3) совершение земельных сделок;

4) переход права на здание, строение, сооружение;

5) приобретательная давность (Право собственности на зем­лю у юридических лиц и граждан может возникнуть и в силу приобретательной давности, что закреплено в ст. 234 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владею­щее как своим собственным недвижимым имуществом в тече­ние 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Решение о факте возникновения права собственности на землю в силу приобретательной давно­сти принимает государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по заявлению заинтересо­ванного лица. При отказе указанных органов признать факт приобретательной давности, спор разрешается в судебном по­рядке.);

6) иные основания, предусмотренные федеральными зако­нами.

Единого порядка приобретения прав на землю не существу­ет. Он многообразен. В каком порядке приобретаются права на землю, зависит от различных факторов: от того, из чьих земель приобретается право (государственных, муниципальных или частных); для каких целей (для строительства зданий, строений, сооружений или для целей, не связанных со строительством, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, веде­ния личного подсобного хозяйства).

Есть особенности в порядке приобретения прав на земель­ный участок в связи с переходом прав на здание, строение, со­оружение (ст. 35 ЗК); на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на ко­тором расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 ЗК).

Земельные участки для индивидуального жилищного строи­тельства и ведения личного подсобного хозяйства предоставля­ются в порядке, определенном ст. 30 ЗК РФ (предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта строительства), для других целей — в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ (поря­док предоставления земельных участков, находящихся в госу­дарственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством).

Граждане могут получить земельные участки из государст­венных или муниципальных земель за плату и бесплатно. Если земельный участок приобретается в собственность или в аренду, то это может осуществляться на торгах (конкурсах или аукцио­нах) (ст. 38-1 ЗК РФ) либо предоставления прав в порядке отво­да.

Вопрос о нормах предоставления земельных участков регу­лируется ст. 33 ЗК РФ, в которой речь идет о трех видах норм:

1) предельных (максимальных и минимальных) размерах зе­мельных участков, предоставляемых гражданам в собствен­ность; 2) максимальных размерах земельных участков, предос­тавляемых гражданам в собственность бесплатно; 3) размерах земельных участков, предоставляемых для иных целей.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры зе­мельных участков, предоставляемых гражданам в собствен­ность, в зависимости от целей предоставления устанавливаются либо законами субъектов РФ, либо нормативными актами орга­нами местного самоуправления.

Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строи­тельства эти нормы устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными актами органов ме­стного самоуправления. Предельные размеры земельных участ­ков, предоставляемых для названных целей, определяются ис­ходя из возможностей данной территории и с учетом потребно­стей в земельном участке для данной цели. Конкретные размеры в рамках установленных пределов (максимума и минимума) оп­ределяются непосредственно при предоставлении земельного участка.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляе­мых гражданам в собственность бесплатно, в зависимости от того, в чьей собственности находятся предоставляемые земель­ные участки (собственность Федерации, субъекта РФ, муници­пальных образований), устанавливаются федеральными закона­ми, законами субъектов РФ или нормативными актами органов местного самоуправления. Например, согласно Закону Алтай­ского края от 16 декабря 2002 г. «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»1, максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно из земель, на­ходящихся в собственности Алтайского края, для ведения кре­стьянского (фермерского) хозяйства, равен среднерайонной нор­ме бесплатной передачи земельных участков, утверждаемой ор­ганами местного самоуправления; для садоводства — 0,1 га в пределах 50 километров от городской черты городов Барнаула, Бийска, Рубцовска и 0,15 га — на остальной территории края. Этот же Закон в обобщенном виде приводит перечень категорий лиц, имеющих право на однократное бесплатное получение зе­мельных участков в собственность по законодательству РФ.

Для других целей (возведение зданий и сооружений, устрой­ство территорий городских и сельских поселений, строительство железных и автомобильных дорог и т.п.) размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в уста­новленном порядке нормами отвода земель для конкретных ви­дов деятельности или в соответствии с правилами землепользо­вания и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Здесь нормы отвода земель нередко также заранее установлены, например, полосы отвода железных и автомобильных дорог. Но во многих случаях они определяют­ся в соответствии с проектной документацией отдельно для конкретного объекта (здания и сооружения).