Трудовой кодекс рк статья 2

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 23 ноября 2015 года №414-V ЗРК

(В редакции Законов Республики Казахстан от 06.04.2016 г. №483-V ЗРК, 13.06.2017 г. №69-VI ЗРК, 30.11.2017 г. №112-VI ЗРК, 10.01.2018 г. №134-VI ЗРК (вступил в силу 13.07.2018), 16.04.2018 г. №147-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 02.07.2018 г. №165-VI ЗРК, 04.07.2018 г. №171-VI ЗРК, 04.07.2018 г. №172-VI ЗРК)

Оглавление:

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные Положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

1) гражданская служба — профессиональная деятельность гражданских служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций казенных предприятий, государственных учреждений, осуществление технического обслуживания и обеспечение функционирования государственных органов;

2) гражданский служащий — лицо, занимающее в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемую штатную должность в казенных предприятиях, государственных учреждениях и осуществляющее должностные полномочия в целях реализации их задач и функций, осуществления технического обслуживания и обеспечения функционирования государственных органов;

3) минимальный размер месячной заработной платы — гарантированный минимум денежных выплат работнику простого неквалифицированного (наименее сложного) труда при выполнении им трудовых обязанностей в нормальных условиях и при нормальной продолжительности рабочего времени, установленных настоящим Кодексом, в месяц;

4) специальная одежда — одежда, обувь, головной убор, рукавицы, иные средства индивидуальной защиты, предназначенные для защиты работника от вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) тяжелые работы — виды деятельности работника, связанной с постоянными передвижениями, перемещением и переноской вручную (десяти килограммов и более) тяжестей и требующей больших физических усилий (расход энергии более 250 ккал/час);

6) сменная работа — работа в две либо в три или четыре рабочие смены в течение суток;

7) социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), государственными органами, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями;

8) соглашение генеральное, отраслевое, региональное (далее — соглашение) — правовой акт в форме письменного соглашения, заключаемого между сторонами социального партнерства, определяющий содержание и обязательства сторон по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников на республиканском, отраслевом и региональном уровнях;

9) условие о неконкуренции — условия договора о неконкуренции, ограничивающие право работника на осуществление действий, способных нанести ущерб работодателю;

10) простой — временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера;

11) квалификационная категория (разряд) — уровень требований к квалификации работника, отражающий сложность выполняемых работ;

12) посредник — физическое или юридическое лицо, привлекаемое сторонами трудовых отношений для оказания услуг по разрешению трудового спора;

13) отпуск — освобождение работника от работы на определенный период для обеспечения ежегодного отдыха работника или социальных целей с сохранением за ним места работы (должности) и в случаях, установленных настоящим Кодексом, средней заработной платы;

14) труд — деятельность человека, направленная на создание материальных, духовных и других ценностей, необходимых для жизни и удовлетворения потребностей человека и общества;

15) гигиена труда — комплекс санитарно-эпидемиологических мер и средств по сохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятных воздействий производственной среды и трудового процесса;

16) трудовой спор — разногласия между работником (работниками) и работодателем (работодателями) по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, трудового и (или) коллективного договоров, актов работодателя;

17) условия труда — условия оплаты, нормирования труда, выполнения трудовых обязанностей, режима рабочего времени и времени отдыха, порядок совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, безопасности и охраны труда, технические, производственно-бытовые условия, а также иные по согласованию сторон условия труда;

18) уполномоченный государственный орган по труду — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

19) местный орган по инспекции труда — структурное подразделение местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, осуществляющее в пределах соответствующей административно-территориальной единицы полномочия в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

20) оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением работодателем обязательной выплаты работнику вознаграждения за его труд в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя;

21) трудовые отношения — отношения между работником и работодателем, возникающие при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан, соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя;

22) отношения, непосредственно связанные с трудовыми, — отношения, складывающиеся по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;

23) безопасность труда — состояние защищенности работников, обеспеченное комплексом мероприятий, исключающих воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работников в процессе трудовой деятельности;

24) условия безопасности труда — соответствие трудового процесса и производственной среды требованиям безопасности и охраны труда при выполнении работником трудовых обязанностей;

25) мониторинг безопасности и охраны труда — система наблюдений за состоянием безопасности и охраны труда на производстве, а также оценка и прогноз состояния безопасности и охраны труда;

26) нормативы в области безопасности и охраны труда — эргономические, санитарно-эпидемиологические, психофизиологические и иные требования, обеспечивающие нормальные и безопасные условия труда;

27) несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью, — воздействие на работника вредного и (или) опасного производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя, в результате которого произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, приведшие его к временной или стойкой утрате трудоспособности либо смерти;

28) трудовые обязанности — обязательства работника и работодателя, обусловленные нормативными правовыми актами Республики Казахстан, актом работодателя, трудовым, коллективным договорами;

29) трудовой стаж — время в календарном исчислении, затраченное работником на выполнение трудовых обязанностей, а также иные периоды, включаемые в трудовой стаж в соответствии с настоящим Кодексом;

30) трудовая дисциплина — надлежащее исполнение работодателем и работниками обязательств, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также соглашениями, трудовым, коллективным договорами, актами работодателя, учредительными документами;

31) трудовой распорядок — порядок регулирования отношений по организации труда работников и работодателя;

32) охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-эпидемиологические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;

33) технический инспектор по охране труда — представитель работников, осуществляющий внутренний контроль по безопасности и охране труда;

34) нормирование труда — определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работы (изготовление единицы продукции) работниками в конкретных организационно-технических условиях и установление на этой основе норм труда;

35) безопасные условия труда — условия труда, при которых уровни воздействия производственных факторов на работающих не превышают установленных нормативов;

36) трудовой договор — письменное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять определенную работу (трудовую функцию), соблюдать трудовой распорядок, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату;

37) заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;

38) средства индивидуальной защиты — средства, предназначенные для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе специальная одежда;

39) работодатель — физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

40) представители работодателей — физические и (или) юридические лица, уполномоченные на основании учредительных документов и (или) доверенности представлять интересы работодателя или группы работодателей;

41) акты работодателя — приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, графики сменности, графики вахт, графики отпусков, издаваемые работодателем;

42) декларирование деятельности работодателя — процедура признания деятельности работодателя, соответствующей требованиям трудового законодательства Республики Казахстан, на основании поданного им заявления;

43) работник — физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору;

44) представители работников — органы профессиональных союзов, их объединений, а при их отсутствии выборные представители, избранные и уполномоченные на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников, при присутствии на нем не менее двух третей работников (делегатов конференции);

45) рабочее место — место постоянного или временного нахождения работника при выполнении им трудовых обязанностей в процессе трудовой деятельности;

46) тарификация работы — отнесение выполняемых работ к определенной сложности в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;

47) рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с актами работодателя и условиями трудового договора выполняет трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актом работодателя отнесены к рабочему времени;

48) суммированный учет рабочего времени — учет рабочего времени путем его суммирования за установленный работодателем учетный период;

49) вредные условия труда — условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов;

50) вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию или снижению трудоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства;

51) профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении работником своих трудовых (служебных) обязанностей;

52) гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений;

53) нормы безопасности — качественные и количественные показатели, характеризующие условия производства, производственный и трудовой процесс с точки зрения обеспечения организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и иных норм, правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

54) опасные условия труда — условия труда, при которых воздействие определенных производственных или неустранимых природных факторов приводит в случае несоблюдения правил охраны труда к производственной травме, внезапному ухудшению здоровья или отравлению работника, в результате которых наступают временная или стойкая утрата трудоспособности, профессиональное заболевание либо смерть;

55) опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к временной или стойкой утрате трудоспособности (производственной травме или профессиональному заболеванию) или смерти;

56) совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время;

57) иностранный работник государственного органа — иностранец, привлеченный в государственный орган по трудовому договору;

58) праздничные дни — дни национальных и государственных праздников Республики Казахстан;

59) основная заработная плата — относительно постоянная часть заработной платы, включающая оплату по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, и предусмотренные трудовым законодательством Республики Казахстан, отраслевым соглашением, коллективным и (или) трудовым договорами выплаты постоянного характера;

60) производственное оборудование — машины, механизмы, устройства, аппараты, приборы и иные технические средства, необходимые для работы, производства;

61) производственная травма — повреждение здоровья работника, полученное при исполнении им трудовых обязанностей, приведшее к утрате трудоспособности;

62) производственная необходимость — выполнение работ в целях предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, аварии или немедленного устранения их последствий, для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения временно отсутствующего работника;

63) производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, оказание различных видов услуг и выполнение работ;

64) специализированные организации по проведению аттестации производственных объектов — организации, осуществляющие деятельность по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда, обладающие квалифицированными кадрами и имеющие в своем составе лаборатории по лабораторным и инструментальным исследованиям факторов производственной среды и условий труда или заключившие договоры с организациями, имеющими такие лаборатории;

С 1 января 2017 года предусмотрена новая редакция подпункта 64) пункта 1 статьи 1

65) аттестация производственных объектов по условиям труда — деятельность по оценке производственных объектов (цехов, участков, рабочих мест, а также иных отдельно стоящих подразделений работодателей, осуществляющих производственную деятельность) в целях определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам в области безопасности и охраны труда;

66) производственная санитария — система санитарно-гигиенических, организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работников вредных производственных факторов;

67) производственные факторы — технические, санитарные, гигиенические, производственно-бытовые и другие условия, оказывающие воздействие на работника в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

68) грубая неосторожность — действия работника, способствующие нарушению правил охраны труда и техники безопасности и безопасности своего здоровья;

69) компенсационные выплаты — денежные выплаты, связанные с особым режимом работы и условиями труда, потерей работы, возмещением работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законами Республики Казахстан обязанностей, а также выплаты, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников или иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях (далее — обучаемый);

70) межразрядный коэффициент — соотношение между тарифными ставками смежных тарифно-квалификационных разрядов;

71) тарифная система — разновидность системы оплаты труда, при которой заработная плата работников определяется дифференцированно на основе тарифных ставок (окладов) и тарифных сеток;

72) тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, предусматривающая дифференциацию по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников;

73) тарифная ставка (оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение трудовых обязанностей определенной сложности (квалификации) за единицу времени;

74) тарифный разряд — уровень сложности работ и показатель квалификационного уровня, необходимого для выполнения данной работы;

75) дисциплинарное взыскание — мера дисциплинарного воздействия на работника, применяемая работодателем или первым руководителем национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, за совершение дисциплинарного проступка;

76) дисциплинарный проступок — нарушение работником трудовой дисциплины, а также ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;

77) время отдыха — время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению;

78) средства коллективной защиты — технические средства, предназначенные для одновременной защиты двух и более работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

79) коллективный договор — правовой акт в форме письменного соглашения, заключаемого между работниками в лице их представителей и работодателем, регулирующий социально-трудовые отношения в организации;

80) сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени (сверх нормального количества рабочих часов за учетный период);

81) уведомление — письменное заявление работника или работодателя либо заявления, поданные иным способом (посредством курьерской почты, почтовой связи, факсимильной связи, электронной почты и иных информационно-коммуникационных технологий);

82) командировка — направление работника по распоряжению работодателя для выполнения трудовых обязанностей на определенный срок вне места постоянной работы в другую местность, а также направление работника в другую местность на обучение, повышение квалификации или переподготовку.

2. Другие специальные понятия и термины трудового законодательства Республики Казахстан используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Трудовое законодательство Республики Казахстан

1. Трудовое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Запрещается включение в другие законы Республики Казахстан норм, регулирующих трудовые отношения, отношения социального партнерства и охраны труда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к трудовым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Статья 3. Цель и задачи трудового законодательства Республики Казахстан

1. Целью трудового законодательства Республики Казахстан является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав и свобод в сфере труда.

2. Задачами трудового законодательства Республики Казахстан являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, социальной стабильности, общественного согласия.

Статья 4. Принципы трудового законодательства Республики Казахстан

Принципами трудового законодательства Республики Казахстан являются:

1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

2) свобода труда;

3) запрещение дискриминации в сфере труда, принудительного труда и наихудших форм детского труда;

4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

5) приоритет жизни и здоровья работника;

6) обеспечение права на вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;

7) обеспечение права на отдых;

8) равенство прав и возможностей работников;

9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

10) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства;

11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда.

Статья 5. Свобода труда

Каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Статья 6. Запрещение дискриминации в сфере труда

1. Каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям.

3. Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые в соответствии с законами Республики Казахстан устанавливаются для соответствующих видов трудовой деятельности либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

4. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Статья 7. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Принудительный труд допускается только:

вследствие приговора суда, вступившего в законную силу, при условии, что работа будет производиться под надзором и контролем государственных органов и что лицо, выполняющее ее, не будет уступлено или передано в распоряжение физических и (или) юридических лиц;

в условиях чрезвычайного или военного положения.

Статья 8. Сфера действия настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс регулирует отношения:

2) непосредственно связанные с трудовыми;

3) социального партнерства;

4) по безопасности и охране труда.

2. Действие настоящего Кодекса распространяется на работников и работодателей, расположенных на территории Республики Казахстан, в том числе филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, прошедшие учетную регистрацию, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

3. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

4. Законы Республики Казахстан не должны снижать уровень прав, свобод и гарантий, установленных настоящим Кодексом.

Статья 9. Минимальные социальные стандарты в сфере труда

Минимальный размер месячной заработной платы, продолжительность ежедневной работы (рабочей смены), основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск являются минимальными социальными стандартами в сфере труда в соответствии с Законом Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях».

Статья 10. Трудовые договоры, соглашения сторон социального партнерства, коллективные договоры, акты работодателя в сфере труда

1. Трудовые отношения, а также иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, регулируются трудовым договором, актом работодателя, соглашением и коллективным договором.

2. Положения соглашений сторон социального партнерства, коллективных, трудовых договоров, актов работодателей, ухудшающие положения работников по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан, признаются недействительными и не подлежат применению.

3. Условия соглашений, коллективных, трудовых договоров не могут быть изменены в одностороннем порядке.

Статья 11. Акты работодателя

Работодатель издает акты в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, трудовым договором, соглашениями, коллективным договором.

Статья 12. Порядок учета мнения представителей работников при издании актов работодателя

1. Работодатель в случаях, предусмотренных соглашениями, коллективным договором, издает акты с учетом мнения представителей работников.

2. Работодатель представляет проект акта работодателя и обоснование по нему представителям работников. При наличии нескольких представителей работников ими создается единый представительный орган для учета мнения по актам работодателя, численный состав которого пропорционален численности представляемых ими работников.

3. Проект акта работодателя обсуждается представителями работников не более пяти рабочих дней со дня его представления. В случае непредоставления представителями работников решения в сроки, установленные настоящим Кодексом, работодатель вправе принять акт без учета мнения.

4. Решения представителей работников оформляются протоколом, в котором указывается согласие (несогласие) с проектом акта работодателя представителей работников, при наличии излагаются их предложения.

5. В случае, если мнение представителей работников не содержит согласия с проектом акта работодателя либо содержит предложения по его изменению, работодатель:

1) при согласии издает акт, измененный с учетом предложений представителей работников;

2) при несогласии вправе провести дополнительные консультации с представителями работников.

6. При недостижении согласия по проектам актов работодателя, для издания которых в соответствии с соглашениями, коллективным договором необходим учет мнения представителей работников, возникшие разногласия оформляются протоколом, подписываемым одним представителем работодателя и работников, после чего работодатель вправе принять акт.

7. В случае, если изданный акт работодателя содержит положения, нарушающие либо ухудшающие права и гарантии работников, предусмотренные настоящим Кодексом, трудовым, коллективным договорами, соглашениями, он может быть обжалован в местный орган по инспекции труда либо в суд.

Статья 13. Исчисление сроков, установленных настоящим Кодексом

1. Установленный настоящим Кодексом, трудовым или коллективным договором, соглашениями срок определяется календарной датой, истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, срок исчисляется в рабочих днях.

3. Течение срока, определяемого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты, наступления события, которыми определено его начало.

4. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующие числа последнего года, месяца, недели. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

5. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый, следующий за ним рабочий день, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 14. Ответственность за нарушение трудового законодательства Республики Казахстан

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства Республики Казахстан, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Глава 2. Государственное регулирование в области трудовых отношений

Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;

2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;

3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;

4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;

5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников;

6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;

7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

Уполномоченный государственный орган по труду:

1) реализует государственную политику в области труда, безопасности и охраны труда;

2) организует государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе требования по безопасности и охране труда, законодательства Республики Казахстан о занятости населения, а также координирует деятельность и осуществляет проверку деятельности местного органа по инспекции труда;

3) осуществляет методическое руководство и координацию местных исполнительных органов в области регулирования трудовых отношений;

4) запрашивает необходимую информацию от местных органов по инспекции труда по вопросам трудовых отношений;

5) согласовывает назначение главного государственного инспектора труда области, города республиканского значения, столицы;

6) координирует деятельность государственных органов по разработке технических регламентов в области безопасности и охраны труда;

7) осуществляет координацию и взаимодействие в области обеспечения безопасности и охраны труда с другими государственными органами, а также с представителями работников и работодателей;

8) устанавливает порядок разработки, утверждения, замены и пересмотра норм труда работодателем, типовых норм и нормативов по труду, единых и (или) межотраслевых, типовых норм и нормативов по труду для всех сфер деятельности;

9) разрабатывает и утверждает перечень наименований должностей работников, относящихся к административному персоналу;

10) устанавливает порядок представления, рассмотрения и согласования норм труда в организациях, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов);

11) устанавливает порядок представления, рассмотрения и согласования параметров по системе оплаты труда работников организаций, на услуги (товары, работы) которых вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов);

12) осуществляет регистрацию отраслевых и региональных соглашений, заключенных на уровне области (города республиканского значения, столицы);

13) проводит обучение и аттестацию государственных инспекторов труда;

14) осуществляет контроль за своевременным и объективным проведением расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

15) осуществляет международное сотрудничество в области регулирования трудовых отношений;

16) определяет порядок разработки, пересмотра, утверждения и применения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения»
ред. 19.04.2018

Опубликован: ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 19 апреля 2018 г.

Закон Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года № 147-VI

Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 21, ст. 93; 2009 г., № 23, ст. 112; № 24, ст. 129; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 29, 32; № 15, ст. 71; № 24, ст. 146, 149, 150; 2011 г., № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 7, ст. 54; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 15, ст. 125; № 16, ст. 129; № 20, ст. 151; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 16; № 3, ст. 21; № 4, ст. 30, 32; № 5, ст. 36, 41; № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 14, ст. 94; № 18-19, ст. 119; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 2, ст. 13; № 5-6, ст. 30; № 8, ст. 50; № 9, ст. 51; № 10-11, ст. 56; № 13, ст. 63; № 14, ст. 72; № 15, ст. 81, 82; № 16, ст. 83; № 20, ст. 113; № 21-22, ст. 114; 2014 г., № 1, ст. 6; № 2, ст. 10, 12; № 4-5, ст. 24; № 7, ст. 37; № 8, ст. 44; № 11, ст. 63, 69; № 12, ст. 82; № 14, ст. 84, 86; № 16, ст. 90; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 22, ст. 128, 131; № 23, ст. 143; 2015 г., № 2, ст. 3; № 11, ст. 57; № 14, ст. 72; № 15, ст. 78; № 19-I, ст. 100; № 19-II, ст. 106; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 117; № 21-I, ст. 121, 124; № 21-II, ст. 130, 132; № 22-I, ст. 140, 143; № 22-II, ст. 144; № 22-V, ст. 156; № 22-VI, ст. 159; № 23-II, ст. 172; 2016 г., № 7-II, ст. 53; № 8-I, ст. 62; № 12, ст. 87; № 22, ст.116; № 23, ст. 119; № 24, ст. 126; 2017 г., № 4, ст. 7; № 6, ст. 11; № 9, ст. 18; № 10, ст. 23; № 13, ст. 45; № 14, ст. 51; № 15, ст. 55; № 20, ст. 96; № 22-III, ст. 109; № 23-III, ст. 111; № 23-V, ст. 113; № 24, ст. 115; 2018 г., № 1, ст. 2):

пункт 3 статьи 71 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«размеры повышения пенсионных выплат по возрасту и пенсионных выплат за выслугу лет;».

2. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-I, 18-II, ст. 92; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; № 24, ст. 145, 146; 2015 г, № 1, ст. 2; № 2, ст. 6; № 7, ст. 33; № 8, ст. 44, 45; № 9, ст. 46; № 10, ст. 50; № 11, ст. 52; № 14, ст. 71; № 15, ст. 78; № 16, ст. 79; № 19-I, ст. 101; № 19-II, ст. 102, 103, 105; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 115; № 21-I, ст. 124, 125; № 21-II, ст. 130; № 21-III, ст. 137; № 22-I, ст. 140, 141, 143; № 22-II, ст. 144, 145, 148; № 22-III, ст. 149; № 22-V, ст. 152, 156, 158; № 22-VI, ст. 159; № 22-VII, ст. 161; № 23-I, ст. 166, 169; № 23-II, ст. 172; 2016 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 9; № 6, ст. 45; № 7-I, ст. 49, 50; № 7-II, ст. 53, 57; № 8-I, ст. 62, 65; № 8-II, ст. 66, 67, 68, 70, 72; № 12, ст. 87; № 22, ст. 116; № 23, ст. 118; № 24, ст. 124, 126, 131; 2017 г., № 1-2, ст. 3; № 9, ст. 17, 18, 21, 22; № 12, ст. 34; № 14, ст. 49, 50, 54; № 15, ст. 55; № 16, ст. 56; № 22-III, ст. 109; № 23-III, ст. 111; № 23-V, ст. 113; № 24, ст. 114, 115; 2018 г., № 1, ст. 4):

1) подпункт 3) части первой статьи 83 изложить в следующей редакции:

«3) несоблюдения работодателем обязанностей в сфере профессиональной реабилитации инвалидов от трудового увечья и (или) профессионального заболевания, полученных по вине работодателя, -»;

2) абзац первый части третьей статьи 90 изложить в следующей редакции:

«3. Размещение центром занятости населения, частным агентством занятости, а также работодателем информации о вакансиях для приема на работу, содержащей требования дискриминационного характера в сфере труда, -»;

подпункт 5) части первой исключить;

в абзаце первом части пятой слова «физическими и юридическими лицами, занимающимися трудовым посредничеством» заменить словами «частными агентствами занятости».

3. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 22-IV, ст. 151; 2016 г., № 7-I, ст. 49; 2017 г., № 11, ст. 29; № 12, ст. 34; № 13, ст. 45; № 20, ст. 96; 2018 г., № 1, ст. 4):

1) подпункт 5) пункта 2 статьи 26 изложить в следующей редакции:

«5) на работу по совместительству работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, и работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за исключением медицинских работников.»;

2) пункт 9 статьи 53 изложить в следующей редакции:

«9. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 24) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, допускается по достижении работником пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с уведомлением работника после достижения им пенсионного возраста не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора и выплатой компенсации в размере, определяемом трудовым, коллективным договорами и (или) актом работодателя.»;

3) пункт 2 статьи 158 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«В случае истечения срока действия коллективного договора он считается продленным до заключения нового коллективного договора, но не более чем на срок до одного года, при условии, что хотя бы одной из сторон до истечения срока его действия внесено предложение о заключении нового коллективного договора.

В коллективном договоре может быть предусмотрено его продление до даты заключения нового коллективного договора без ограничения срока, установленного частью второй настоящего пункта.»;

4) подпункт 3) пункта 2 статьи 181 изложить в следующей редакции:

«3) проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также предсменное и иное медицинское освидетельствование в порядке, определенном уполномоченным органом в области здравоохранения;»;

5) подпункт 17) пункта 2 статьи 182 изложить в следующей редакции:

«17) проводить за счет собственных средств обязательные, периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и предсменное медицинское освидетельствование работников в случаях, предусмотренных соглашением, коллективным договором, законодательством Республики Казахстан, а также при переводе на другую работу с изменениями условий труда либо появлении признаков профессионального заболевания.»;

6) в пункте 2 статьи 185 слова «и послесменное», «и послесменного» исключить.

4. В Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года «О гражданстве Республики Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1991 г., № 52, ст. 636; 1995 г., № 19, ст. 117; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 10, ст. 101; 2004 г., № 19, ст. 115; № 23, ст. 142; 2007 г., № 10, ст. 69; 2009 г., № 8, ст. 44; 2011 г., № 16, ст. 128; 2012 г., № 8, ст. 64; 2013 г., № 9, ст. 51; № 23-24, ст. 116; 2014 г., № 16, ст. 90; 2015 г., № 22-V, ст. 158; 2016 г., № 8-II, ст. 67; № 23, ст. 118; 2017 г., № 16, ст. 56):

1) в подпункт 11) части первой статьи 17 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;

2) в заголовок, абзац первый и подпункт 8) части первой статьи 21 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;

3) в часть вторую статьи 27 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;

4) в подпункт 3) части первой статьи 30 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;

5) в абзац третий части первой статьи 31 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;

6) в абзац четвертый части второй статьи 37 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;

7) в часть вторую статьи 41 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется.

5. В Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранцев» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 9-10, ст. 68; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 12, ст. 184; 2001 г., № 8, ст. 50, 54; № 21-22, ст. 285; 2006 г., № 5-6, ст. 31; 2007 г., № 3, ст. 23; № 20, ст. 152; 2009 г., № 17, ст. 82; № 24, ст. 122; 2011 г., № 16, ст. 128; 2013 г., № 2, ст. 10; № 9, ст. 51; № 23-24, ст. 116; 2014 г., № 14, ст. 84; № 21, ст. 118; 2015 г., № 22-I, ст. 143; № 22-V, ст. 158; 2016 г., № 23, ст. 118; № 24, ст. 131; 2017 г., № 8, ст. 16; № 16, ст. 56):

часть четвертую статьи 6 изложить в следующей редакции:

«Временно пребывающие в Республике Казахстан иностранцы могут являться субъектами частного предпринимательства. При этом не допускается осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица.».

6. В Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст. 247; 2004 г., № 23, ст. 142; 2007 г., № 3, ст. 20; № 10, ст. 69; № 20, ст. 152; 2009 г., № 1, ст. 4; № 23, ст. 117; 2011 г., № 10, ст. 86; № 16, ст. 128; 2012 г., № 2, ст. 14; № 8, ст. 64; 2013 г., № 14, ст. 72; 2014 г., № 19-I, 19-II, ст. 96; 2015 г., № 6, ст. 27; № 10, ст. 50; № 19-II, ст. 106; № 22-II, ст. 145; № 22-V, ст. 158; 2016 г., № 7-I, ст. 49; 2017 г., № 12, ст. 36):

в подпункте 8) статьи 1 слова «государственное учреждение» заменить словами «юридическое лицо».

7. В Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 9, ст. 41; 2004 г., № 23, ст. 140, 142; 2006 г., № 23, ст. 141; 2007 г., № 3, ст. 20; № 20, ст. 152; № 24, ст. 178; 2008 г., № 23, ст. 114; 2009 г., № 9-10, ст. 50; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28; 2011 г., № 6, ст. 49; № 11, ст. 102; № 14, ст. 117; 2012 г., № 2, ст. 14; № 3, ст. 26; № 4, ст. 32; № 8, ст. 64; № 14, ст. 95; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 2, ст. 13; № 3, ст. 15; № 10-II, ст. 56; № 14, ст. 72; № 21-22, ст. 115; 2014 г., № 1, ст. 1, 4; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 22, ст. 131; 2015 г., № 6, ст. 27; № 20-IV, ст. 113; № 22-II, ст. 145; 2016 г., № 7-I, ст. 49; 2017 г., № 12, ст. 36; № 13, ст. 45; № 22-III, ст. 109):

в подпункте 13-3) статьи 1 слова «государственное учреждение» заменить словами «юридическое лицо».

8. В Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 5, ст. 42; № 15, ст. 118; № 16, ст. 129; № 17, ст. 136; № 24, ст. 196; 2012 г., № 2, ст. 11, 16; № 4, ст. 30, 32; № 5, ст. 41; № 6, ст. 43; № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 14, ст. 95; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 2, ст. 13; № 8, ст. 50; № 9, ст. 51; № 15, ст. 82; № 16, ст. 83; 2014 г., № 1, ст. 9; № 2, ст. 10, 12; № 4-5, ст. 24; № 7 ст. 37; № 12, ст. 82; № 19-I, 19-II, ст. 94, 96; № 22, ст. 131; № 23, ст. 143; 2015 г., № 8, ст. 42; № 11, ст. 57; № 14, ст. 72; № 19-I, ст. 99; № 19-II, ст. 103, 105; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 117; № 21-I, ст. 124; № 21-II, ст. 130; № 21-III, ст. 135; № 22-II, ст. 145, 148; № 22-VI, ст. 159; № 23-II, ст. 170, 172; 2016 г., № 7-I, ст. 47; № 7-II, ст. 56; № 8-I, ст. 62; № 24, ст. 124; 2017 г., № 4, ст. 7; № 9, ст. 22; № 11, ст. 29; № 13, ст. 45; № 14, ст. 51, 54; № 15, ст. 55; № 20, ст. 96; № 22-III, ст. 109; 2018 г., № 1, ст. 4):

1) пункт 2 статьи 134 дополнить подпунктом 5-3) следующего содержания:

«5-3) оказания услуг в сфере занятости населения;»;

2) статью 146 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Финансирование услуг государственных предприятий на праве хозяйственного ведения в сфере занятости населения, оказываемых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» бесплатно, осуществляется за счет бюджетных средств.».

9. В Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 16, ст. 127; 2012 г., № 5, ст. 41; № 8, ст. 64; № 15, ст. 97; 2013 г., № 9, ст. 51; № 21-22, ст. 114; № 23-24, ст. 116; 2014 г., № 11, ст. 64; № 16, ст. 90; № 21, ст. 118; № 23, ст. 143; 2015 г., № 19-II, ст. 102; № 20-IV, ст. 113; № 22-I, ст. 143; № 22-V, ст. 154, 158; № 22-VI, ст. 159; 2016 г., № 7-I, ст. 49; № 23, ст. 118; № 24, ст. 131; 2017 г., № 16, ст. 56; № 22-III, ст. 109):

подпункты 12-1), 13-2) и 20) изложить в следующей редакции:

«12-1) региональная квота приема переселенцев — предельное число переселенцев или переселенцев и членов их семей, прибывающих для постоянного проживания в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан, которые обеспечиваются мерами государственной поддержки, предусмотренными участникам активных мер содействия занятости в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения;»;

«13-2) региональная квота приема оралманов — предельное число оралманов или оралманов и членов их семей, прибывающих для постоянного проживания в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан, которые обеспечиваются мерами государственной поддержки, предусмотренными участникам активных мер содействия занятости в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения;»;

«20) уполномоченный орган по вопросам миграции населения — центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции руководство в области миграции населения, регулирование миграционных процессов, координацию работы и реализацию государственной политики в области миграции населения;»;

подпункт 20-1) исключить;

2) статью 8-1 исключить;

3) статью 9 дополнить подпунктами 5-1), 5-2) и 5-3) следующего содержания:

«5-1) осуществляют межведомственную координацию в области миграции населения;

5-2) осуществляют мониторинг миграционных процессов;

5-3) разрабатывают систему мер в области регулирования и мониторинга миграционных процессов;»;

подпункт 1) изложить в следующей редакции:

«1) вырабатывает предложения по основным направлениям государственной политики в области миграции населения;»;

дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

«1-1) реализует в пределах компетенции государственную политику в области миграции населения;»;

подпункт 2) исключить;

подпункты 3) и 7) изложить в следующей редакции:

«3) осуществляет методическое руководство местными исполнительными органами в области миграции населения;»;

«7) в пределах своей компетенции осуществляет мониторинг миграционных процессов;»;

подпункт 8) исключить;

подпункты 9) и 10) изложить в следующей редакции:

«9) определяет порядок присвоения или продления статуса оралмана;»;

«10) рассматривает жалобы на отказ в присвоении или продлении статуса оралмана;»;

5) подпункты 6-1) и 6-3) пункта 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:

«6-1) принимают заявление с приложением необходимых документов от этнических казахов на присвоение или продление статуса оралмана;»;

«6-3) принимают решение о присвоении или продлении статуса оралмана;»;

6) заголовок и пункт 1 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«Статья 18. Порядок подачи заявления на присвоение или продление статуса оралмана и (или) включение в региональную квоту приема оралманов

1. Этнические казахи, самостоятельно въехавшие на территорию Республики Казахстан, могут подавать заявление на присвоение или продление статуса оралмана и (или) включение в региональную квоту приема оралманов в местные исполнительные органы или через Государственную корпорацию.»;

заголовок после слова «Присвоение» дополнить словами «или продление»;

пункт 1 после слова «присвоение» дополнить словами «или продление»;

часть первую после слов «присваивает», «присвоении» дополнить соответственно словами «или продлевает», «или продлении»;

дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

«В целях получения гражданства Республики Казахстан в упрощенном (регистрационном) порядке этнические казахи, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, могут подавать заявление о продлении статуса оралмана в течение шести месяцев со дня его прекращения.

Решение о продлении статуса оралмана местным исполнительным органом принимается однократно на срок не более трех месяцев.»;

пункт 2 исключить;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Включение в региональную квоту приема переселенцев осуществляется на основании заявления, поданного переселенцем в местные исполнительные органы, в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения.».

10. В Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 8, ст. 48; № 16, ст. 90; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; 2015 г., № 1, ст. 2; № 16, ст. 79; № 21-I, ст. 125; 2016 г., № 6, ст. 45; № 24, ст. 129, 131; 2017 г., № 8, ст. 16; № 14, ст. 50):

статью 5 дополнить подпунктами 8-1), 8-2) и 8-3) следующего содержания:

«8-1) осуществляют межведомственную координацию в области миграции населения;

8-2) осуществляют мониторинг, анализ и прогнозирование миграционных процессов;

8-3) разрабатывают систему мер в области регулирования и мониторинга миграционных процессов;».

11. В Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2016 г., № 7-I, ст. 48; 2017 г., № 13, ст. 45; № 22-III, ст. 109):

в подпункт 1) внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется;

дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:

«5-1) государственный интернет-ресурс «Биржа труда» — электронный информационный ресурс, содержащий единую информационную базу рынка труда, функционирующий в сети Интернет, который сопровождается центром развития трудовых ресурсов в целях оказания государственных мер содействия занятости населения;»;

подпункты 10), 18) и 34) изложить в следующей редакции:

«10) частное агентство занятости — физическое или юридическое лицо, оказывающее трудовое посредничество, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;»;

«18) индивидуальная карта занятости — документ, в котором указываются личные данные, история занятости, предлагаемые и реализуемые мероприятия, цели содействия занятости и их исполнение;»;

«34) центр занятости населения — юридическое лицо, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости, организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости;»;

дополнить подпунктом 34-1) следующего содержания:

«34-1) аутсорсинг услуг в сфере занятости населения — комплекс мероприятий, направленных на передачу услуг центрами занятости населения частным агентствам занятости на основании договора об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения;»;

дополнить подпунктами 12-1), 12-2) и 12-3) следующего содержания:

«12-1) разрабатывает и утверждает правила организации и финансирования аутсорсинга услуг в сфере занятости населения;

12-2) разрабатывает и утверждает типовую форму договора об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения;

12-3) разрабатывает и утверждает квалификационные требования, предъявляемые к частным агентствам занятости, претендующим на участие в аутсорсинге услуг в сфере занятости населения;»;

подпункт 13) изложить в следующей редакции:

«13) разрабатывает и утверждает правила проведения социальной профессиональной ориентации по согласованию с уполномоченным органом в области образования;»;

в подпункте 15) слова «ведомственной отчетности,» исключить;

дополнить подпунктом 16-1) следующего содержания:

«16-1) разрабатывает и утверждает методику формирования тарифов и предельный уровень тарифов на услуги в сфере занятости населения, оказываемые за счет бюджетных средств;»;

подпункт 17) исключить;

подпункты 21) и 24) изложить в следующей редакции:

«21) разрабатывает и утверждает правила выдачи или продления справок иностранцу или лицу без гражданства о соответствии его квалификации для самостоятельного трудоустройства, перечень приоритетных отраслей (видов экономической деятельности) и востребованных в них профессий для самостоятельного трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства;»;

«24) разрабатывает и утверждает форму индивидуальной карты занятости и правила ее ведения;»;

дополнить подпунктами 26-1), 26-2) и 26-3) следующего содержания:

«26-1) разрабатывает и утверждает перечень услуг, предлагаемых в рамках аутсорсинга услуг в сфере занятости населения;

26-2) разрабатывает и утверждает правила осуществления мониторинга создания рабочих мест центральными и местными исполнительными органами, ответственными за реализацию государственных и правительственных программ, представления сведений о создании рабочих мест;

26-3) разрабатывает и утверждает правила регистрации лиц, ищущих работу, безработных и осуществления трудового посредничества, оказываемого центрами занятости населения;»;

3) дополнить статьей 7-1 следующего содержания:

«Статья 7-1. Компетенция центральных исполнительных органов

Центральные исполнительные органы, ответственные за разработку и реализацию государственных и правительственных программ, осуществляют мониторинг создания рабочих мест и представляют соответствующие сведения в уполномоченный орган по вопросам занятости населения.»;

4) статью 9 дополнить подпунктами 10-1), 10-2) и 10-3) следующего содержания:

«10-1) утверждения положений о районных (городских) и региональных комиссиях по вопросам занятости населения;

10-2) осуществления мониторинга создания рабочих мест в рамках государственных и правительственных программ и представления соответствующих сведений в уполномоченный орган по вопросам занятости населения;

10-3) осуществления контроля за деятельностью центров занятости населения по соблюдению законодательства Республики Казахстан о занятости населения;»;

5) статью 10 дополнить подпунктом 10) следующего содержания:

«10) регистрирует лиц, ищущих работу в качестве безработных, в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Центр занятости населения:»;

подпункты 3), 6), 9) и 11) изложить в следующей редакции:

«3) регистрирует обратившихся лиц в качестве ищущих работу в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;»;

«6) оказывает содействие лицам, ищущим работу, и безработным в подборе подходящей работы с обязательным уведомлением их о наличии подходящей работы при личном посещении или обращении посредством информационно-коммуникационных технологий и (или) абонентского устройства сети сотовой связи;»;

«9) ведет индивидуальную карту занятости;»;

«11) оказывает трудовое посредничество лицам, ищущим работу, безработным и иным обратившимся лицам;»;

дополнить подпунктами 11-1), 11-2) и 11-3) следующего содержания:

«11-1) на безвозмездной основе выдает справку о регистрации в качестве безработного;

11-2) осуществляет аутсорсинг услуг в сфере занятости населения за счет бюджетных средств в отношении зарегистрированных безработных и без взимания платы с них за оказанные услуги в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам занятости населения;

11-3) осуществляет мониторинг и контроль за ходом реализации договора об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения;»;

дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Финансирование деятельности центров занятости населения осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;

7) статьи 13 и 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Лицо, ищущее работу

1. Лицо, не имеющее работы и (или) заработка (дохода), ищущее подходящую работу, при обращении за содействием в трудоустройстве регистрируется в качестве лица, ищущего работу, непосредственно в центре занятости населения по месту жительства либо через веб-портал «электронного правительства» или Государственную корпорацию на основании документов:

1) удостоверяющего личность;

2) подтверждающего трудовую деятельность (при наличии);

3) об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки (при наличии).

Лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, также представляет письменное заявление одного из его законных представителей.

2. Центр занятости населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации лица, ищущего работу, на безвозмездной основе оказывает ему содействие в трудоустройстве путем подбора подходящей работы с уведомлением его о наличии подходящей работы посредством информационно-коммуникационных технологий и (или) абонентского устройства сети сотовой связи в течение трех рабочих дней со дня возникновения вакансий, а также услуги по социальной профессиональной ориентации и профессиональному обучению.

3. Лицо, ищущее работу, должно проявить интерес к поиску работы, а также участию в профессиональном обучении, посещая или уведомляя посредством информационно-коммуникационных технологий и (или) абонентского устройства сети сотовой связи центр занятости населения, а проживающие в сельских населенных пунктах — акима поселка, села, сельского округа в течение трех рабочих дней после получения от центра занятости населения (акима поселка, села, сельского округа) предложений о наличии подходящей работы.

Статья 14. Регистрация безработных

1. Центр занятости населения в течение двух рабочих дней по истечении периода, установленного пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона, направляет в местный орган по вопросам занятости населения документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона, для принятия решения о регистрации в качестве безработного, за исключением лиц, указанных в пункте 6 настоящей статьи и подпункте 4) пункта 2 статьи 8 настоящего Закона.

Местный орган по вопросам занятости населения в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующей информации от центра занятости населения принимает решение о регистрации в качестве безработного лица, ищущего работу, которому в течение десяти рабочих дней со дня обращения не подобрана подходящая работа, за исключением лиц, указанных в пункте 6 настоящей статьи и подпункте 4) пункта 2 статьи 8 настоящего Закона.

2. Регистрация лица, ищущего работу в качестве безработного, осуществляется после проверки его данных через информационные системы государственных органов и (или) организаций с занесением полученных сведений в индивидуальную карту занятости.

3. Центр занятости населения в течение двух рабочих дней со дня принятия решения местного органа по вопросам занятости населения извещает лицо, ищущее работу, о дате регистрации в качестве безработного или отказе в регистрации.

4. По обращению лица, зарегистрированного в качестве безработного, центром занятости населения на безвозмездной основе выдается справка, срок действия которой составляет тридцать календарных дней со дня ее выдачи.

5. Безработные, зарегистрированные в местном органе по вопросам занятости населения, должны в течение трех рабочих дней после получения от центра занятости населения предложений о подходящей работе уведомить центр занятости населения, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, — акима поселка, села, сельского округа о согласии или отказе от предложенной подходящей работы, обращаясь лично или посредством информационно-коммуникационных технологий и (или) абонентского устройства сети сотовой связи.

6. Не регистрируются в качестве безработного лица:

1) не достигшие шестнадцатилетнего возраста;

2) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за оплату на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу, приносящую заработок (доход);

3) достигшие пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

4) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка (дохода), а также другие недостоверные сведения.»;

подпункт 1) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1) бесплатное получение услуг в сфере занятости населения от центров занятости населения:

по поиску подходящей работы и содействию в трудоустройстве, в том числе на активные меры содействия занятости;

по социальной профессиональной ориентации в целях выбора или изменения вида деятельности (профессии), а также сведений о себе, содержащихся в единой информационной базе рынка труда;»;

подпункт 2) изложить в следующей редакции:

«2) соблюдать порядок, условия и сроки посещения или уведомления центра занятости населения в соответствии с настоящим Законом;»;

в подпункте 3) слова «получения направления на работу, выданного» заменить словом «уведомления»;

9) в пункте 1 статьи 16:

абзац первый и подпункт 1) изложить в следующей редакции:

«1. Местный орган по вопросам занятости населения в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующей информации от центра занятости населения снимает с учета безработного (за исключением лиц, указанных в подпункте 4) пункта 2 статьи 8 настоящего Закона) в случаях:

1) отказа от трех предложенных центром занятости населения вариантов подходящей работы или несвоевременного уведомления центра занятости населения, а проживающего в сельских населенных пунктах — акима поселка, села, сельского округа о согласии или отказе от предложенных вариантов подходящей работы;»;

в абзаце втором слова «выдачи направления» заменить словом «уведомления»;

в абзаце четвертом слова «по направлению центра занятости населения» исключить;

подпункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения или уведомления центра занятости населения, предусмотренных настоящим Законом;»;

10) подпункт 1) пункта 2 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«1) профессиональное информирование о трудовой деятельности, состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства по имеющейся профессии (специальности) или прохождения профессионального обучения;»;

11) пункты 5, 6 и 7 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«5. Профессиональное обучение проводится с учетом потребностей рынка труда, в том числе по заявкам работодателей, в организациях образования либо учебных центрах работодателей, имеющих право на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области образования в пределах бюджетных средств с учетом софинансирования работодателей.

6. Социальный контракт по профессиональному обучению заключается между центром занятости населения, организацией, проводящей профессиональное обучение, работодателем и обучаемым.

7 Лица, направленные центром занятости населения на профессиональное обучение, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение по истечении одного года со дня повторной регистрации в качестве лиц, ищущих работу, либо безработных, но не более одного раза.»;

части вторую и третью пункта 4 исключить;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие трудовую деятельность на социальных рабочих местах, снимаются с учета в качестве безработных и повторно могут участвовать в активных мерах содействия занятости только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации в качестве безработных.»;

дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

«4-1. Лица, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в молодежной практике, снимаются с учета в качестве безработных и повторно могут участвовать в активных мерах содействия занятости только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации в качестве безработных.»;

пункт 5 исключить;

подпункт 2) части первой изложить в следующей редакции:

«2) студенты и учащиеся старших классов общеобразовательных школ в свободное от учебы время в работах, не причиняющих вреда здоровью и не нарушающих процесса обучения;»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Участие лиц в общественных работах осуществляется с их согласия в порядке очередности согласно дате их регистрации в качестве безработных.»;

пункт 3 исключить;

дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1. Местные органы по вопросам занятости населения утверждают перечень организаций в регионах, представивших заявку на создание общественных работ, количество организуемых рабочих мест, виды, объемы и конкретные условия общественных работ, размер оплаты труда участников и источники их финансирования.»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в общественных работах, снимаются с учета в качестве безработных и повторно могут направляться на общественные работы только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации в качестве безработных.»;

15) пункт 3 статьи 23 исключить;

подпункты 1) и 2) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1) в пределах одной области — из сел с низким экономическим потенциалом в города областного (районного) значения при возможности выделения жилища из государственного жилищного фонда и трудоустройства на постоянное рабочее место;

2) в регионы, определяемые Правительством Республики Казахстан, в рамках региональных квот приема переселенцев и оралманов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О миграции населения», а также правительственных программ в сфере занятости населения, предусматривающих добровольное переселение.»;

абзац первый и подпункт 1) пункта 4 изложить в следующей редакции:

«4. Государственная поддержка добровольно переселяющихся лиц включает:

1) предоставление лицам и членам их семей субсидий на переезд и возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;»;

17) пункт 4 статьи 26 изложить в следующей редакции:

«4. Центр занятости населения своевременно вносит соответствующие изменения в индивидуальную карту занятости.»;

подпункты 5), 6) и 8) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«5) предоставления рабочих мест для организации общественных работ, социальных рабочих мест и прохождения молодежной практики;

6) принятия на имеющиеся вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства, в том числе направленных центром занятости населения, а также частным агентством занятости, в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях;»;

«8) предоставления текущих вакансий и данных о прогнозируемом создании рабочих мест в разрезе востребованных специальностей в единую информационную базу рынка труда, в том числе посредством государственного интернет-ресурса «Биржа труда»;»;

подпункты 1), 2) и 4) изложить в следующей редакции:

«1) направлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса «Биржа труда» сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение пяти рабочих дней со дня их появления с указанием условий труда и оплаты, за исключением вакантных должностей государственных служащих, выборных государственных должностей, депутатов Парламента и маслихатов, судей Республики Казахстан, лиц, состоящих на воинской службе, сотрудников специальных государственных, правоохранительных органов и государственной фельдъегерской службы, работников Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств;

2) предоставлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса «Биржа труда» в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с прекращением деятельности работодателя — физического лица либо ликвидацией работодателя — юридического лица, сокращением численности или штата, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя, о количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения;»;

«4) своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления для трудоустройства) извещать центр занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса «Биржа труда» о приеме на работу или отказе в приеме на работу;»;

подпункт 5) исключить;

дополнить подпунктом 9-1) следующего содержания:

«9-1) исчислять (удерживать) и перечислять отчисления и (или) взносы работников в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании;»;

подпункты 1) и 4) пункта 3 изложить в следующей редакции:

«1) принимать на работу лиц, непосредственно обратившихся к нему, на равных условиях с лицами, направленными центрами занятости населения, а также частными агентствами занятости;»;

«4) принимать участие в организации общественных работ, социальных рабочих мест, молодежной практики, организовывать и проводить другие виды работ временного характера;»;

19) статью 30 изложить в следующей редакции:

«Статья 30.Оказание трудового посредничества

1. Лицам, ищущим работу, безработным и иным обратившимся оказывается трудовое посредничество центрами занятости населения, частными агентствами занятости в соответствии со статьями 11 и 31 настоящего Закона.

2. Центр занятости населения вправе заключать договор об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения с частным агентством занятости.

Информация о заключении договора об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения размещается центром занятости населения на государственном интернет-ресурсе «Биржа труда» в течение десяти рабочих дней со дня его заключения.

Частные агентства занятости, претендующие на участие в аутсорсинге услуг в сфере занятости населения, должны иметь соответствующий опыт, материальные и трудовые ресурсы, достаточные для исполнения обязательств по договору об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения.»;

пункт 1 дополнить подпунктом 11) следующего содержания:

«11) участвовать в аутсорсинге услуг в сфере занятости населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения.»;

подпункт 5) изложить в следующей редакции:

«5) ежеквартально предоставлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса «Биржа труда» информацию о количестве лиц, обратившихся за трудовым посредничеством и трудоустроенных, в разрезе профессий (специальностей);»;

дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:

«5-1) ежемесячно предоставлять центру занятости населения информацию о реализации договора об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения;»;

подпункт 9) изложить в следующей редакции:

«9) постоянно проживающих в Республике Казахстан;»;

дополнить подпунктами 10) и 11) следующего содержания:

«10) работающих первыми руководителями филиалов или представительств иностранных юридических лиц;

11) предусмотренных определяемым Правительством Республики Казахстан перечнем лиц, для которых не требуются разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности.»;

в пункте 3 слова «, в отраслях экономики, определяемых Правительством Республики Казахстан» исключить;

22) пункт 2 статьи 33 изложить в следующей редакции:

«2. Местные исполнительные органы на территории соответствующей административно-территориальной единицы выдают и (или) продлевают разрешения либо отказывают в выдаче, продлении разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности в пределах квоты, распределенной уполномоченным органом по вопросам занятости населения, а также приостанавливают и отзывают указанные разрешения.»;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Перечень востребованных профессий в приоритетных отраслях экономики (видах экономической деятельности) определяется уполномоченным органом по вопросам занятости населения с учетом предложений уполномоченных государственных органов, осуществляющих руководство соответствующей сферой государственного управления, местных исполнительных органов, а также работодателей.»;

пункт 3 дополнить частью третьей следующего содержания:

«При самостоятельном трудоустройстве в Республике Казахстан в течение трех месяцев со дня выдачи справки для самостоятельного трудоустройства иностранец или лицо без гражданства обращается в уполномоченный орган по вопросам занятости населения для продления справки на срок действия трудового договора, но не более трех лет.»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Правила выдачи справок или их продления в случае самостоятельного трудоустройства и требования к квалификации и уровню образования иностранцев или лиц без гражданства, а также перечень приоритетных отраслей экономики (видов экономической деятельности) и востребованных в них профессий для самостоятельного трудоустройства утверждаются уполномоченным органом по вопросам занятости населения по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими руководство соответствующей сферой государственного управления.»;

24) в пункте 2 статьи 37 слова «Физические и юридические лица, занимающиеся трудовым посредничеством» заменить словами «Частные агентства занятости».

Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Президент
Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ

Опубликован: «Казахстанская правда» от 18 апреля 2018 г. № 73 (28702); ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 19 апреля 2018 г.