Статья 346 нк рф ставка 15

Оглавление:

Статья 224. Налоговые ставки

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 16 мая 2007 г. N 76-ФЗ и от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ в статью 224 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Статья 224. Налоговые ставки

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 224 НК РФ

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 58-ФЗ в пункт 2 статьи 224 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц

2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

Информация об изменениях:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2 настоящего Кодекса;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса;

доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2.1 настоящего Кодекса.

Для расчета НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах при получении кредитов (займов) в рублях воспользуйтесь калькулятором, разработанным экспертами компании «Гарант»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ в пункт 3 статьи 224 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

4. Утратил силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

5. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в пункт 6 статьи 224 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц

6. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 214.6 настоящего Кодекса.

Ст. 346 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

Ст. 346 НК РФ: официальный текст

Ст. 346 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 346 НК РФ после вступления в силу федерального закона от 06.06.2003 № 65-ФЗ утратила свою силу. Эта статья разъясняла особенности начисления налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции. Теперь информация на эту тему содержится в главе 26.4 НК РФ, целиком посвященной спецрежиму, действующему для соглашений о разделе продукции.

Почему статья 346 НК РФ году вызывает вопросы?

Возникновение вопросов в связи со ст. 346 НК РФ объясняется достаточно просто. Дело в том, что в Налоговом кодексе существует 53 статьи с первым индексом 346 — от 346.1 до 346.53. Все они включены в раздел VIII.1 НК РФ и посвящены особенностям применения специальных налоговых режимов, таких как ЕСХН (гл. 26.1), УСН (гл. 26.2), ЕНВД (гл. 26.3), соглашений о разделе продукции (гл. 26.4), патентной системы (гл. 26.5).

О сравнительной характеристике спецрежимов читайте в этой статье.

В связи с широкой распространенностью применения упрощенной системы налогообложения у современных бухгалтеров и предпринимателей большинство имеющихся вопросов связано именно с этой налоговой системой. Давайте подробнее остановимся на самых массовых и интересных вопросах, связанных с определением доходной и расходной частей в учете на УСНО. Именно эти показатели напрямую влияют на величину налога при выбранной системе налогообложения.

Какие особенности определения доходов по ст. 346 15 НК РФ?

При упрощенке с любым из выбранных объектов обложения налогом крайне важно посчитать доходы. Ведь с таким объектом налогообложения, как доходная часть деятельности, сумма к уплате в бюджет определяется как суммарная величина всех перечисленных в п. 1 ст. 346.15 НК РФ поступлений, умноженная на ставку налога. При выбранном объекте «доходы минус расходы» также важно правильно подсчитать доходы, ведь их величина участвует в подсчете налогооблагаемой базы.

Итак, учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы — полный их перечень представлен в ст. 248 НК РФ.

Важным вопросом остается то, какие поступления не учитываются при определении налогооблагаемой базы.

Их всего 3 группы — они представлены в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Особое внимание следует обратить на перечисленные в первом подпункте — их исчерпывающий список содержится в ст. 251 НК РФ.

Подробнее об этих доходах читайте здесь.

Разберем несколько практических примеров, с которыми могут сталкиваться налогоплательщики на УСН при определении размера своих доходов в целях налогообложения. Вот некоторые из часто встречающихся ситуаций:

Некоммерческая образовательная организация ООО «Ласточка» оказывает платные образовательные услуги. За прошедший год доход от оказания таких услуг составил 7 млн руб. Кроме того, организация выполнила условия, определенные грантодателем – физическим лицом для получения гранта на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями и получила грант в размере 5 млн руб.

Компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы». От какой суммы будет браться налог?

В соответствии с п. 1 ст. 346.18 НК РФ при определении налогооблагаемой базы следует посчитать все полученные ООО «Ласточка» доходы. При этом в п. 346.15 Кодекса четко указано, какие доходы учитываются при расчете налога.

Итак, доходы от оказания образовательных услуг в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ (это доходы от продаж, которые перечислены в подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ), следует целиком (7 млн руб.) отнести к объектам обложения налогом при упрощенке.

Что касается средств в объеме 5 млн руб., полученных на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями, они не могут не учитываться в составе доходов, которые следует учитывать при расчете налогооблагаемой базы при исчислении единого налога при выполнении определенных условий (п. 1.1 ст. 346.15, п. 14 ст. 251 НК РФ). Условия, позволяющие не учитывать полученный грант в доходах и предусмотренные п. 14 ст. 251 НК РФ, следующие:

  • грант должен быть получен от лиц, которые имеют право его представлять (физических лиц, некоммерческих организаций, иностранных и международных организаций и объединений, перечисленных в перечне, утвержденном Правительством РФ от 28.06.2008 № 485);
  • цели выдачи гранта — осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • грантодателем определены условия получения гранта, порядок и сроки отчета по нему;
  • получатель гранта должен организовать ведение раздельного учета дохода и расходов.

Если организация – получатель гранта соблюла все вышеперечисленные условия, она может не учитывать его в составе доходов, облагаемых единым налогом.

ООО «Суднуда» владеет 2 круизными теплоходами, регистрация которых была проведена по всем правилам (суда зарегистрированы в Международном реестре России). За последний отчетный период доход компании от перевозки пассажиров составил 10 000 000 руб. Судна совершали круизные туры из Санкт-Петербурга в портовые города Финляндии (Ханко, Турку, Хельсинки). Кроме того, компания обеспечивала питание пассажиров на борту и предоставляла кейтеринговые услуги. От этого вида деятельности доход составил 1 000 000 руб. за отчетный период. С какой суммы надлежит уплачивать налог, если компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы»?

В соответствии с подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при расчете объекта налогообложения «доходы» не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251. Услуги по перевозке пассажиров (п. 33 ст. 251 НК РФ) не могут быть отнесены к объекту налогообложения. А вот доходы, полученные от оказания услуг, в соответствии со ст. 248 учитываются при расчете налога (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Это значит, что при расчете упрощенного налога следует учесть лишь доходы в размере 1 000 000 руб., которые получены от оказания услуг общепита и кейтеринга.

ООО «Альфа» сдает в аренду принадлежащее ему помещение за 50 000 руб. в месяц. Помимо арендной платы фирма получает от арендатора компенсацию коммунальных платежей. Какую сумму следует признавать доходом для налогообложения: только арендную плату или с учетом коммуналки, узнайте здесь.

Подробнее о расчете налога на упрощенке с объектом налогообложения «доходы» читайте в статье «Порядок расчета налога по УСН «доходы» в 2017-2018 (6%)»

Какие особенности определения расходов по ст. 346.16 НК РФ?

Для «упрощенцев», выбравших объект для расчета налога «доходы минус расходы», крайне важно проследить, имеют ли они право уменьшить базу налогообложения на сумму понесенных ими в ходе хозяйственной деятельности затрат. Дело в том, что список таких расходов, которые могут уменьшить базу налогообложения, а соответственно, и снизить сумму платежа в бюджет, является исчерпывающим и закрытым. Все эти расходы перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся на практике ситуаций, чтобы более четко определить, какие именно расходы могут уменьшать налогооблагаемую базу, а какие — нет:

ООО «Агронафт», занимающееся продажей продуктов питания, получило за год доход в размере 40 000 000 руб. Компания выбрала УСН с объектом «уменьшенные на расходы доходы». За этот же период компания осуществила текущий ремонт торгового зала на сумму 200 000 руб. Кроме того, компания произвела реконструкцию офисного помещения, в результате чего его площадь увеличилась на 10 кв. м. За данные строительные работы был уплачен 1 000 000 руб. На какую сумму можно уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога?

За счет расходов, понесенных при выполнении текущего ремонта торгового помещения, можно уменьшить налогооблагаемую базу. Это допустимо в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Затраты на реконструкцию офисного помещения на сумму в 1 000 000 руб. могут уменьшить базу налогообложения при упрощенке в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Это значит, что база для обложения налогом, рассчитываемая как уменьшенные на расходы доходы, может быть сокращена на 1 200 000 руб. (1 000 000 + 200 000) за отчетный период.

ООО «Радуга» оформило подписку на журналы по бухучету и на газету объявлений на сумму 20 000 руб. Компания избрала для учета упрощенную систему налогообложения, учитывающую расходы. Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу на 20 000 руб., потраченных на подписку?

При определении суммы налога к уплате объект налогообложения можно уменьшить лишь на перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы. В связи с тем, что в этой статье не упомянуты расходы на подписку, то и уменьшить на ее стоимость полученные доходы нельзя.

ООО «Компас» избрало УСН с объектом «доходы», о чем было сообщено в уведомлении для местной ИФНС. За отчетный период компания понесла материальные расходы на приобретение сырья для производства на сумму 500 000 руб., а также отремонтировала арендованный автомобиль, за что было уплачено 10 000 руб. На какую сумму можно уменьшить облагаемую налогом базу?

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики-упрощенцы могут уменьшить сумму полученных доходов на расходы при расчете базы для налогообложения. Однако компания избрала объектом налогообложения «доходы», а это значит, что в соответствии с п. 1 ст. 346.18 Кодекса при подсчете базы для налогообложения надлежит учитывать лишь выручку, полученную от реализации. При этом стоимость указанных расходов никак не повлияет на размер налога.

О том, всегда ли платится налог при УСН и какой может быть его минимальная сумма, читайте в материале «Как рассчитать минимальный налог при УСН в 2017-2018 годах?».

ООО «Канитель» за отчетный период получило 20 000 000 руб. от реализации книг. Компания избрала упрощенную налоговую систему с объектом обложения налогом «доходы, уменьшенные на расходы». За этот же период ООО «Канитель» понесло такие расходы:

  • оплата издательствам за закупку партии книг в размере 10 000 000 руб.;
  • расходы на рекламу в метро своей продукции — 20 000 руб.;
  • на канцелярию — 2 500 руб.;
  • на почтовую корреспонденцию и телефонную связь — 2 000 руб.;
  • зарплата с учетом отчислений во все фонды обязательного соцстрахования работников в размере 700 000 руб.;
  • командировочные агенту в размере 10 000 руб. для расчета за проезд и оплату жилья;
  • оплата за судебный сбор и юридические услуги по спорам в сумме 100 000 руб.;
  • ущерб от кражи из кассы магазина в сумме 20 000 руб.;
  • за установку и наладку пожарной сигнализации — 10 000 руб.;
  • на размещение объявлений о поиске кассира — 5 000 руб.

На какую сумму расходов можно уменьшить базу для обложения налогом?

Согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик на упрощенке сможет уменьшить налогооблагаемую базу только на перечисленные в указанном пункте расходы.

Теперь разберемся, на какие именно расходы можно уменьшить полученные доходы.

  • оплата издательствам за закупку партии книг относится к стоимости приобретенных для реализации товаров (подп. 23), значит, выручку от реализации книг в книжном магазине ООО «Канитель» можно уменьшить на 10 000 000 руб.;
  • расходы на рекламу своей продукции в метро можно отнести на рекламные расходы (подп. 20) — от доходов отнимаем 20 000 руб.;

Об особенностях учета рекламных расходов на упрощенке читайте в статье «Как учесть расходы на рекламу при УСН».

  • расходы на канцелярские товары — это еще минус 2 500 руб.;
  • расходы на почтовую корреспонденцию и телефонную связь — можем отнять от доходов 2 000 руб.;
  • выплата зарплаты и уплата отчислений во все фонды обязательного соцстрахования работников — можно уменьшить базу для налогообложения на 700 000 руб.;
  • оплата командировочных, которые были потрачены агентом на проезд к месту назначения и на оплату проживания в гостинице, — можно вычесть из доходов 10 000 руб.;
  • оплата судебных и юридических услуг по спорам с кредиторами — можно отнять от суммы доходов все 100 000 руб.;
  • ущерб от кражи из кассы магазина не относится ни к одному основанию из перечисленных во всех подпунктах п. 1 ст. 346.16 НК РФ, значит, на данную потерю налогооблагаемую сумму уменьшить нельзя (а если виновное в краже лицо будет осуждено и выплатит весь нанесенный ущерб, тогда эти 20 000 руб. потребуется отнести к внереализационным доходам и увеличить налогооблагаемую базу);
  • расходы на установку и наладку пожарной сигнализации относятся к действиям по обеспечению пожарной безопасности ООО «Канитель», а значит, можно уменьшать налогооблагаемую базу на 10 000 руб.;
  • расходы на размещение объявлений о поиске кассира нельзя отнести к расходам на рекламу, ведь компания в таких объявлениях не рекламирует свои товары, значит, на сумму в 5 000 руб. уменьшить налогооблагаемую базу нельзя.

Силантьев Г. Р. работает программистом в ООО «Ояж-Трейд» (налогоплательщик, избравший УСН с объектом налогообложения «уменьшенные на расходы доходы»). Компания разрабатывает программное обеспечение, которое продает своим клиентам. На создаваемые программы ООО «Ояж-Трейд» оформило патенты для защиты своих авторских прав. Сумма расходов составила 200 000 руб.

Кроме того, предприятие в отчетном периоде направляло Силантьева Г. Р. в рамках повышения квалификации на 2 семинара. Первый проводил институт, который имеет лицензию на оказание образовательных услуг и с которым был заключен договор, а ООО «Ояж-Трейд» издало приказ о направлении Силантьева Г. Р. на обучение в этот институт (10 000 руб.). Второй проводился в консультационном центре частным предпринимателем, специализирующимся на оказании консультационных услуг (2 000 руб.). Приказ о направлении Силантьева Г. Р. на обучение был издан, но ИП, оказывающий консультационные услуги, не оформил лицензию.

На какую сумму расходов можно уменьшить полученные доходы при расчете налога?

Расходы на оформление патента для индивидуализации своих интеллектуальных прав на разрабатываемое программное обеспечение учтены в подп. 2.2. п. 1 ст. 346.16 НК. Значит, полученную выручку от реализации собственного программного обеспечения можно уменьшить на 200 000 руб. при расчете налога.

Расходы на посещение семинаров могут уменьшить налогооблагаемую базу «упрощенца» лишь частично. Согласно подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК затраты на обучение, организованное институтом, в размере 10 000 руб. можно вычесть из доходов, а вот 2 000 руб. — нет.

Подробнее о принимаемых при упрощенке расходах читайте в статье «Принимаемые расходы при УСН в 2017-2018 годах».

Ст. 346 НК РФ отменена, а вопросы относительно нее часто оказываются связаны с упрощенкой. Упрощенная система налогообложения очень популярна среди бизнесменов среднего и малого звена благодаря простоте налогового учета и сниженной налоговой нагрузке. Налогоплательщикам изначально важно определиться, какой объект налогообложения они выбирают — от этого напрямую зависит, какие расходы можно будет учесть при расчете налога и можно ли их учесть в принципе.

«Упрощенка» по-новому (комментарий к главе 26.2 НК РФ)

Знакомясь с текстом главы 26(2) НК РФ «Упрощенная система налогообложения» и задумываясь о возможности применения ее норм по отношению к своей организации, мы должны ответить на следующие вопросы:

  • что теперь будет представлять собой упрощенная система налогообложения?
  • кто может перейти с 2003 года на упрощенную систему налогообложения?
  • как упрощенная система налогообложения соотносится с официальным бухгалтерским учетом?

Что собой представляет «упрощенка» по-новому?

Согласно п. 2 ст. 346 НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Таким образом, главный вывод, который должен сделать для себя бухгалтер, до этого вообще не интересовавшийся «упрощенкой», — это то, что вместо огромного множества налогов организация или индивидуальный предприниматель теперь могут платить один налог, который так и называется — единый.

Однако и сравнение текста главы 26 НК РФ с действовавшим ранее Федеральным законом от 22.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» приводит к довольно радостным выводам.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 1 закона от 29.12.95 № 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого закона, также предусматривало замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Однако при этом говорилось, что для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты единого социального налога.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства, глава 26 НК РФ снимает с субъектов обложения единым налогом обязанность уплаты единого социального налога, что, безусловно, вне зависимости от прочих положительных изменений в режиме применения «упрощенки», делает ее существенно более выгодной.

Второе, что интересует нас при формировании общего представления об упрощенной системе налогообложения — это база обложения единым налогом и его ставки. И здесь, по сравнению с ранее существовавшим порядком, глава 26(2) НК РФ предлагает налогоплательщикам значительно более льготные условия.

Согласно п. 1 ст. 346 НК РФ, возможно два варианта объекта обложения единым налогом. Согласно НК, объектом налогообложения признаются: или доходы; или доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Закон от 29.12.95 № 222-ФЗ также предусматривал два возможных объекта налогообложения. Первый — это так называемый «совокупный доход», т.е. разницу между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Второй — валовая выручка, полученная за отчетный период, т.е. сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Вместе с тем, пунктом 1 ст. 3 закона № 222-ФЗ устанавливалось, что выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Теперь же такой выбор, как мы уже отметили, осуществляется организацией самостоятельно.

Более того, глава 26 (2) существенно меняет в пользу налогоплательщика порядок исчисления показателя «доходы, уменьшенные на величину расходов». Во-первых, п. 1 ст. 346 (16) определяет перечень расходов, уменьшающих доходы субъекта упрощенной системы налогообложения при исчислении налогооблагаемой базы, состоящий из 21 позиции. Данный перечень фактически воспроизводит соответствующие положения главы 25 НК РФ, однако с одной существеннейшей разницей — для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, отменено понятие амортизации основных средств и нематериальных активов.

Пункт 1 ст. 346 (16) НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов.

При этом специальной нормой п. 3 ст. 346 (16) НК РФ устанавливается, что расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:

1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, — в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении основных средств (ОС), приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость ОС включается в расходы на приобретение ОС в следующем порядке:

  • в отношении ОС со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
  • в отношении ОС со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения — 50 процентов стоимости, второго года — 30 процентов стоимости и третьего года — 20 процентов стоимости;
  • в отношении ОС со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости этих ОС.
  • При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

Стоимость ОС принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.

Пожалуй, самой мощной положительной новацией, которая заключена в главе 26 (2) НК РФ, является снижение ставок единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения.

Напомним, что законом от 29.12.95 № 222-ФЗ устанавливались ставки единого налога отдельно для случая уплаты его с совокупного дохода и с суммы валовой выручки. Пункт 2 ст. 4 закона гласил, что для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

  • в федеральный бюджет — в размере 10 процентов от совокупного дохода;
  • в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

  • в федеральный бюджет — в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;
  • в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

Таким образом, организации-«упрощенщики» должны были с совокупного дохода (фактически — с прибыли) уплачивать в бюджет 30 %. Это фактически означало, что за ними оставалась обязанность платить налог на прибыль, называемый единым налогом. С выручки уплачивался налог в размере 10 %, т.е. фактически — минимальная ставка НДС, однако не возмещаемая покупателем товаров, работ и услуг организаций, применяющих упрощенную систему.

Данные предписания распространялись только на организации. В соответствии с п. 3 ст. 1 закона от 29.12.95 № 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривало замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Глава 26 (2) НК РФ наряду с устранением обязанности уплаты единого социального налога для субъектов применения упрощенной системы налогообложения, снижает ставки налога практически в два раза.

Статьей 346 (20) НК РФ устанавливается, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Говоря о вводимых главой 26 (2) НК РФ новых ставках единого налога, следует отметить, что налогоплательщики, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают «минимальный налог».

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346 (15) НК РФ.

Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. При этом налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 этой статьи.

Кто сможет воспользоваться «упрощенкой»?

Главным критерием возможности перехода на упрощенную систему налогообложения, который устанавливался законом от 29.12.95 № 222-ФЗ, было отношение налогоплательщика к субъектам малого предпринимательства. Пунктом 1 ст. 2 закона устанавливалось, что действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Статьей 346 (12) НК РФ устанавливается, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).

При этом НК РФ вводит определенные ограничения возможностей организаций и индивидуальных предпринимателей по переходу на упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 3 ст. 346(12) НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26(3) настоящего Кодекса;
13) организации индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26(1) настоящего Кодекса;
14) организации, в которых для непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации. Уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;
16) организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей.

Как «упрощенка» соотносится с бухгалтерским учетом?

Это очень важный вопрос, претерпевший существенные изменения по сравнению с законом № 222-ФЗ.

Напомним, что в соответствии с пунктом 4 ст. 1 упомянутого закона, организациям, применяющим упрощенную систему, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. При этом упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливалось Минфином России и являлась единой на всей территории Российской Федерации. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохранялся только действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.

На практике это означало, что организации, работающие «по упрощенке», не вели бухгалтерского учета способом двойной записи и не составляли бухгалтерской отчетности.

Теперь ситуация меняется. Предписания, подобного содержавшемуся в рассмотренном пункте 4 закона № 222-ФЗ, глава 26 (2) НК РФ не содержит. То есть прямого разрешения не вести бухгалтерский учет в ней нет. Более того, определяя правила исчисления доходов и расходов для целей расчета базы обложения единым налогом, гл. 26 (2) НК РФ говорит не просто об «учете», не о «бухгалтерском учете», а именно о «налоговом учете», то есть системе данных, независимой от учета бухгалтерского.

Статьей 346 (24) НК РФ устанавливается, что налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются МНС России по согласованию с Минфином России.

Таким образом, переход на упрощенную систему налогообложения теперь, в соответствии с гл. 26 (2) НК РФ, не будет означать для организаций перехода на упрощенную систему бухгалтерского учета.

Данное положение подчеркивается в статье 346 (16) НК РФ, которая к расходам, уменьшающим доходы налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, для целей исчисления налогооблагаемой базы включает расходы на аудиторские услуги (п.п. 15) и расходы на публикацию бухгалтерской отчетности (п.п. 16).

Заканчивая данный обзор, хочется отметить, что глава 26 (2) НК РФ представляет собой редкий случай, когда новации в налоговом законодательстве вызывают положительные эмоции и внушают надежду.

Статья 284. Налоговые ставки

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ в статью 284 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 284. Налоговые ставки

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 284 НК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральными законами от 3 августа 2018 г. N 301-ФЗ и от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 348-ФЗ

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено настоящей статьей. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет, если иное не установлено настоящей главой;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 — 2020 годах), если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Для организаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.

Для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области законом Магаданской области может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Магаданской области от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (далее в настоящей статье — соглашение об осуществлении деятельности), при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности.

Размер налоговой ставки налога, указанной в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, не может быть выше 13,5 процента.

Для организаций — участников региональных инвестиционных проектов законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются:

налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, при исчислении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

при исчислении налоговой базы налогоплательщиками — контролирующими лицами по прибыли контролируемых ими иностранных компаний.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ статья 284 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющимся с 1 января 2011 г. до 1 января 2020 г.

1.1. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 настоящего Кодекса.

Для применения с 1 января 2011 г. налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ ) организации в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня, предусмотренного пунктом 1 статьи 284.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ), но не позднее 31 декабря 2011 г. вправе представить в налоговые органы заявление и документы, которые указаны в пункте 5 статьи 284.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ статья 284 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 января 2012 г. и применяющимся с 1 января 2012 г. до 1 января 2018 г., а в части налоговой ставки в размере 0 процентов налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, для организаций-резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, применяются с 1 января 2012 г. до 1 января 2023 г.

1.2. Для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется:

к прибыли от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны;

к прибыли от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких особых экономических зон.

Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации утратила статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

Информация об изменениях:

Статья 284 дополнена пунктом 1.2-1 с 27 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 348-ФЗ

Действие положения пункта 1.2-1 статьи 284 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 348-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

1.2-1. Для организаций — резидентов особой экономической зоны (за исключением организаций, указанных в пункте 1.2 настоящей статьи) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2 процентов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 94-ФЗ пункт 1.3 статьи 284 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

1.3. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 настоящего Кодекса, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ статья 284 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.4, вступающим в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1.4. К налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ в пункт 1.5 статьи 284 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

Положения пункта 1.5 статьи 284 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ) применяются до 1 января 2029 г. независимо от даты включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов

1.5. Для указанных в подпункте 1 пункта 1 и пункте 2 статьи 25.9 настоящего Кодекса организаций — участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.3 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ статья 284 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.5-1, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

1.5-1. Для указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса организаций — участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ статья 284 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.6, вступающим в силу с 1 января 2015 г. и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

1.6. К налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — контролирующими лицами по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний, налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов.

Информация об изменениях:

Пункт 1.7 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 297-ФЗ

Пункт 1.7 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 348-ФЗ

1.7. Для организаций — участников свободной экономической зоны:

налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне;

налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом указанная в настоящем абзаце налоговая ставка не может превышать 13,5 процента.

Указанные в настоящем пункте налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 214-ФЗ пункт 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

1.8. Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток», налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 настоящего Кодекса.

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток», законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток, в соответствии с положениями статьи 284.4 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 464-ФЗ статья 284 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.9, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

Положения настоящего пункта (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 464-ФЗ) применяются с 1 января 2015 г. по 1 января 2020 г.

1.9. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.5 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 321-ФЗ статья 284 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.10, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

Организации, указанные в пункте 1.10 статьи 284 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 г. N 321-ФЗ), которые в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» приобрели статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области по 31 декабря 2015 г. включительно, вправе применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, за отчетные (налоговые) периоды начиная с 1 января 2016 г.

1.10. Для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется к прибыли от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности.

Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» приобрела статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» утратила статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области.

При нарушении участником Особой экономической зоны в Магаданской области существенных условий соглашения об осуществлении деятельности сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу), исчисленного без учета статуса участника Особой экономической зоны в Магаданской области за весь период нахождения его в реестре участников Особой экономической зоны в Магаданской области.

Информация об изменениях:

Статья 284 дополнена пунктом 1.11 с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 168-ФЗ

1.11. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.6 настоящего Кодекса.

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов — со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 настоящего Кодекса;

2) 10 процентов — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 мая 2007 г. N 76-ФЗ пункт 3 статьи 284 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 32-ФЗ в подпункт 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса внесены изменения

1) 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Налоговая ставка, установленная настоящим подпунктом, не применяется в отношении доходов, полученных иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 настоящего Кодекса, за исключением иностранных организаций, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 3 дополнен подпунктами 1.1 и 1.2 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 294-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ и от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названных Федеральных законов и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

2) 13 процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 306-ФЗ в подпункт 3 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

3) 15 процентов — по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 настоящего Кодекса.

Для подтверждения права на применение налоговой ставки, установленной подпунктом 1 настоящего пункта, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов.

Такими документами могут, в частности, являться договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной регистрации организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги, выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) «депо» и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов. Указанные документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ в пункт 4 статьи 284 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 242-ФЗ подпункт 1 пункта 4 статьи 284 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

1) 15 процентов — по доходу в виде процентов по следующим видам ценных бумаг, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации):

государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства;

государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам;

облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года;

облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации), которые на соответствующие даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Налоговая ставка, установленная настоящим подпунктом, применяется также к налоговой базе в виде доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4.1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 294-ФЗ

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в пункт 4.1 статьи 284 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г. и применяющиеся по 31 декабря 2022 г. включительно

4.1. К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.2 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом.

Положения абзаца второго пункта 4.1 статьи 284 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ) применяются в отношении акций российских организаций, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 284.2.1 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ), приобретенных налогоплательщиком начиная с 1 января 2011 г., за исключением акций российских организаций, реализованных налогоплательщиком до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ

К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.2.1 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в пункт 4.2 статьи 284 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

4.2. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 310.1 настоящего Кодекса.

5. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 475-ФЗ в пункт 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

5.1. Прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем пункте — участник проекта), облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса.

В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса, превысил 300 миллионов рублей и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом положения настоящего абзаца не распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса, превысил 300 миллионов рублей (для участника проекта — исследовательского корпоративного центра — один миллиард рублей), и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50 процентов в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом положения настоящего абзаца распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Форма расчета налоговой базы по налогу участника проекта и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Участники проекта ведут налоговый учет в порядке, установленном статьей 346.24 настоящего Кодекса, в случаях, если они воспользовались правом ведения книги учета доходов и расходов в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

О праве участников проекта применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета см. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 32-ФЗ в пункт 6 статьи 284 настоящего Кодекса внесены изменения

6. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 1.4, 1.6, 2 — 4 настоящей статьи, подлежит зачислению в федеральный бюджет.