Ст 2611 коап рф комментарий

Оглавление:

Ст 2611 коап рф комментарий

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 26.11 КоАП РФ. Оценка доказательств

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 26.11 КоАП РФ. Оценка доказательств

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 26.11 КоАП РФ :

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ ).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 , частью 2 статьи 25.2 , частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ , статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ , а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

Не является нарушением порядка назначения и проведения экспертизы неисполнение обязанностей, изложенных в части 4 статьи 26.4 КоАП РФ , если лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с определением о назначении экспертизы, но оно в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах неявки, либо если названные лицом причины неявки были признаны неуважительными… См. п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Комментарий к статье 26.11 КОАП РФ. Оценка доказательств

1. Оценка доказательств — это мыслительная деятельность уполномоченного должностного лица, которая состоит в том, что он, руководствуясь законом и правосознанием, рассматривает каждое доказательство в отдельности и всю совокупность доказательств, определяя их относимость, допустимость, достаточность и достоверность для выводов по делу.

2. Относимость доказательств — это качество, определяющее, насколько данное доказательство может служить выяснению обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП РФ. Допустимость доказательств означает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Достоверность — это качество доказательства, характеризующее точность, правильность отражения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Достаточность доказательств — это качество совокупности имеющихся доказательств, необходимых для разрешения дела.

3. Принцип оценки доказательств уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению является общепринятым в российской юрисдикционной деятельности. В то же время это убеждение должно основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Комментарии к СТ 4.5 КоАП РФ

Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности

Комментарий к статье 4.5 КоАП РФ:

1. Давностный срок привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.

3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.

5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.

В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.

7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.

8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.

Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

СТ 4.5 КоАП РФ

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Комментарий к Ст. 4.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Давность привлечения к административной ответственности — это срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Данное положение основано на том, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 24.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для вынесения судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.

Кроме этого, к числу вопросов, которые судья, орган, должностное лицо в обязательном порядке выясняют при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, отнесено выяснение того, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (см. комментарий к ст. 29.1 КоАП).

2. В комментируемой статье 4.5 КоАП РФ предусмотрено несколько вариантов исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности:

— по общему правилу;

— в зависимости от вида административного правонарушения (первое исключение);

— в зависимости от вида санкции статьи, предусматривающей административную ответственность (второе исключение).

Наряду с этим предусмотрены особенности исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности:

— при длящемся административном правонарушении;

— в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения;

— в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица.

3. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

4. Первое исключение. В некоторых случаях, например за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности для административных правонарушений данной группы обусловлено следующими обстоятельствами:

— наличием временного разрыва между моментом фактического совершения противоправного деяния и моментом проявления признаков административного правонарушения (например, при нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);

— продолжительным периодом проявления причинно-следственной связи между совершенным административным правонарушением и наступившими в результате его совершения вредными последствиями (например, при нарушении законодательства РФ об охране окружающей природной среды);

— особенностями осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере правового регулирования (например, при нарушении законодательства РФ об использовании атомной энергии), в том числе календарной отчетности (например, при нарушении законодательства РФ о налогах и сборах).

5. Второе исключение. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

6. Длящимся является административное правонарушение, совершение которого происходит непрерывно на протяжении какого-нибудь времени, что исключает возможность указания в протоколе об административном правонарушении точной даты (дня) его совершения (см. комментарий к ст. 28.2 КоАП РФ).

В некоторых случаях можно установить дату начала совершения длящегося административного правонарушения, но значительно чаще сделать это не представляется возможным, поскольку совершение длящегося административного правонарушения может непрерывно продолжаться в течение нескольких дней, месяцев и даже лет.

Поскольку продолжительность совершения административного правонарушения не влияет на его квалификацию, то при длящемся административном правонарушении течение срока давности исчисляется с момента его обнаружения.

Следует иметь в виду, что продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.3 КоАП РФ), и не дает оснований для отнесения совершаемого при таком обстоятельстве административного правонарушения к разряду длящихся.

7. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела (например, по ст. 213 УК РФ «Хулиганство»), но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения (в данном примере предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство») сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

В соответствии со ст. 148 УПК РФ день принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела — это день вынесения прокурором, следователем или дознавателем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, день принятия решения о прекращении уголовного дела — это день вынесения следователем постановления о прекращении уголовного дела (ст. 213 УПК РФ).

8. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (см. комментарий к ст. 29.5 КоАП РФ).

Предоставив лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, право заявлять ходатайства, законодатель не оговаривает, в какие сроки это право может быть реализовано (см. комментарий к ст. 25.1 КоАП РФ).

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

9. Под месяцем и годом понимаются соответственно календарный месяц и календарный год.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ началом течения давностного срока считается день, в который было совершено административное правонарушение или в который было выявлено длящееся административное правонарушение.

Давностный срок истекает в 24.00 последних суток установленного срока.

Ваше право

Юридический интернет портал

Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок (действующая редакция)

1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Комментарий к ст. 262 ГК РФ

1. Земельные участки общего пользования — это участки, на которых могут свободно находиться граждане и использовать расположенные на этих участках природные объекты.

Пункт 12 ст. 85 ЗК РФ относит к земельным участкам общего пользования участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Земельные участки общего пользования могут находиться только в государственной или муниципальной собственности и не могут быть приватизированы.

Помимо прочего граждане также могут пользоваться инфраструктурой земель общего пользования, а именно дорогами, тротуарами, скамейками и т.д.

Земельные участки общего пользования имеют место и в составе земель лесного фонда. Так, согласно ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

На землях общего пользования могут находиться водные объекты общего пользования. Так, согласно ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Водные объекты общего находятся в государственной или муниципальной собственности и являются общедоступными. Однако законодатель предоставляет право собственнику в целях защиты жизни и здоровья граждан устанавливать, например, ограничения — запреты на купание в определенных местах.

2. Собственник земельного участка имеет право огородить свой участок с целью воспрещения прохода по нему либо установить информационные таблички с запретом прохода через его участок без разрешения.

Если же собственник не совершил вышеуказанных действий, то гражданин имеет право пройти через его земельный участок, но при условии, что в процессе прохода не будет причинен ущерб или беспокойство собственнику.

Важно заметить, что в то время, как ущерб является юридическим понятием и существует механизм его определения, понятие «беспокойство» достаточно субъективное и его критерии могут быть установлены только собственником земельного участка. То есть если собственник посчитает, что проходом через участок ему причиняется беспокойство, то он имеет право защитить свои права в соответствии со ст. 304 ГК РФ, а именно потребовать устранения всяких нарушений своего права.

3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»;

— ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

— Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

4. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 15248/10 по делу N А12-6151/2009;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.12.2013 по делу N А53-36375/2012;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.2013 по делу N А53-31343/2012;

— Постановление ФАС Московского округа от 11.04.2013 по делу N А40-75848/12-64-704.

Все нововведения в налоговом законодательстве в 2018 году

Изменение

Комментарий

-о налоговых правонарушениях и ответственности за них;

-о специальных налоговых режимах;

-об участии в консолидированной группе налогоплательщиков;

-о среднесписочной численности работников, уплаченных налогах и сборах, доходах и расходах компании по бухгалтерской отчетности.

– предприниматели на патенте (кроме розницы и общепита);

– компании и предприниматели на ЕНВД и патенте в сфере розницы и общепита, если не нанимают работников;

– бизнесмены, которые торгуют через автоматы и не нанимают работников;

– предприниматели, которые оказывают услуги и выдают бланки строгой отчетности (кроме бизнесменов с работниками из сферы общепита).

– с 1 мая 2018 года.

Величина прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года составила для трудоспособного населения 11 163 рубля (постановление Правительства РФ от 19.09.2017 № 1119). Соответственно, МРОТ с 1 января 2018 года составляет 85% от этой величины.

С 1 мая 2018 года МРОТ должны окончательно приравнять к прожиточному минимуму. Размер минималки составит 11 163 рубля.

– с 30 декабря 2017 г. по 8 января 2018 г.;

– с 23 по 25 февраля;

– с 8 по 11 марта;

– с 29 апреля по 2 мая;

– с 10 по 12 июня;

– с 3 по 5 ноября.

– минимальное ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком: 3163,79 р. (3065,69 × 1,032);

– минимальное ежемесячное пособие по уходу за вторым и последующими детьми: 6327,57 р. (6131,37 × 1,032);

– единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности: 632,76 р. (613,14 × 1,032).

§ 2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

Среди административных правонарушений, содержащихся в шестой главе КоАП РФ можно выделить три группы, видовыми объектами посягательства которых, являются: 1) здоровье граждан (ст.ст. 6.1, 6.2, 6.8-6.10, 6.13-6.15); 2) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (ст.ст. 6.3-6.7); 3) общественная нравственность (ст. 6.11, 6.12).

1) Административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан.

Одним из правонарушений данной группы является незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством), предусмотренное ст. 6.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан 48 от 22 июля 1993 г. в Российской Федерации допускается функционирование частной системы здравоохранения, к которой относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью (ст. 14).

Статья 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, под народной медициной понимает методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения на основании представления профессиональной медицинской ассоциации.

Объективную сторону правонарушений данной статьи составляют следующие действия: а) занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии лицензии на данный вид деятельности (ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ); б) действия, нарушающие установленный законом порядок занятия народной медициной (целительством) (ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 49 , медицинская и фармацевтическая деятельность подлежат обязательному лицензированию.

Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также органами исполнительной власти субъектов Федерации, в случае, когда им делегированы такие полномочия по соглашению с федеральным органом.

Субъектом правонарушения выступают физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой, фармацевтической деятельностью или народной медициной.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.

Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека должно рассматриваться как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 235 УК РФ.

Отдельным блоком правонарушений данной группы выступают правонарушения, связанные с нарушением порядка оборота наркотических средств.

Это незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ) и потребление наркотических средств без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ).

Видовым объектом данных правонарушений являются общественные отношения, регулирующие порядок оборота (производства, хранения, сбыта и потребления) наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изъятых из свободного гражданского оборота.

Объективная сторона этих правонарушений выражается в следующих противоправных действиях: приобретении (покупке, обмене, сборе дикорастущих растений, принятии в дар и т. д.); хранении; перевозке, изготовлении, переработке без цели сбыта; потреблении без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ.

Субъектом является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны данные проступки могут быть совершены только умышленно.

Критерием, разграничивающим данные правонарушения с уголовными преступлениями, ответственность за совершение которых предусмотрена ст.ст. 228, 228.1 УК РФ, выступают размеры наркотических средств. Размеры крупного и особо крупного размеров разовых доз наркотических средств и психотропных веществ утверждены постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации».

2) Административные правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Видовым объектом данных правонарушений выступают общественные отношения по поводу соблюдения установленных соответствующими правовыми актами санитарно-эпидемиологических и гигиенических правил.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ является общим. Им устанавливается ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Объектом посягательства данного правонарушения выступают общественные отношения по поводу выполнения установленных санитарных правил и гигиенических нормативов.

Непосредственными объектами посягательства остальных правонарушений данной группы выступают общественные отношения по поводу выполнения установленных санитарных правил и гигиенических нормативов в отдельных сферах жизнедеятельности.

Так, ст. 6.4 КоАП РФ, установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения влечет административную ответственность по ст. 6.5 КоАП РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.6 КоАП РФ. Статья 6.7 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения.

Объективная сторона правонарушений рассматриваемой группы выражается либо в активных действиях, либо в бездействии, когда лицо, обязанное выполнять установленные правила и нормативы, не выполняет их.

Субъектом правонарушений являются должностные лица, ответственные за соблюдение санитарных и гигиенических норм и правил, и граждане, нарушающие такие правила.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

3) Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере общественной нравственности.

Объективная сторона данных правонарушений выражается: а) в систематических действиях, направленных на получение женщиной или мужчиной материального вознаграждения от беспорядочных половых связей (ст. 6.11 КоАП РФ), б) в действиях, направленных на получение дохода от деятельности лица, занимающегося проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ).

Субъектом правонарушения являются граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Апелляционная жалоба по административному делу

Апелляция – это предусмотренный законом механизм для частичной или полной отмены ранее принятого судебного решения, которым может воспользоваться как истец, так и ответчик. Если речь идет о правонарушении, которое подпадает под действие одной или нескольких статей КоАП РФ, то в случае, если какой-то участник процесса не согласен с вынесенным вердиктом, он может подать апелляцию по административному делу при условии, что судебное решение еще не вступило в законную силу.

Кто может обратиться

Подать апелляцию может любой дееспособный и совершеннолетний участник процесса, который не согласен с позицией суда и хочет ее обжаловать в вышестоящей инстанции. Таким правом наделены:

  • граждане РФ, проживающие на территории страны или за ее пределами;
  • лица с двойным гражданством;
  • частные и государственные организации, компании и учреждения;
  • должностные лица и государственные служащие;
  • общественные объединения и их работники;
  • лица без гражданства (беженцы, переселенцы, иностранцы).

Правила составления

В связи с тем, что основанием для отклонения апелляции может стать наличие ошибок в тексте документа и несоблюдение требований действующего законодательства к его оформлению, заявитель должен уделить особое внимание процессу его составления, указав всю необходимую суду информацию. Для этого можно использовать образец, выделив три основные части, которые должны содержать определенную информацию:

  1. Вступление. В правом верхнем углу заявитель должен указать полные реквизиты судебного органа, куда направляется документ, свои личные данные (ФИО, место регистрации и проживания, возможные контакты для связи) и аналогичные сведения всех участников процесса. Во вступлении также следует выделить оспариваемые законодательные акты, в том числе номер протокола об административном правонарушении, постановление и решение первой инстанции.
  2. Основная часть. Чтобы у суда не было сомнений в целесообразности повторного пересмотра ранее принятого решения, истец должен четко изложить причину обращения, перечислить основания для обжалования не вступившего в силу судебного акта и свои требования (какой результат оспаривания он считает справедливым). От того, насколько грамотно будет составлена эта часть документа, во многом зависит, будет ли он принят вышестоящей инстанцией и какое будет вынесено решение после его рассмотрения.
  3. Заключительная часть, в которой приводится перечень дополнительных материалов и другие необходимые доказательства.

Вместе с тем гражданин вправе подать краткую апелляцию, если есть опасения, что он пропустит предусмотренный законом срок оспаривания (к примеру, если срок обжалования подходит к концу, в то время как из суда первой инстанции все еще не пришла копия постановления судебного органа). В такой ситуации можно написать предварительную апелляцию, намеренно составив ее без соблюдения требований процессуального законодательства, чтобы получивший ее судья вынес постановление об устранении выявленных нарушений. И, несмотря на то, что такое заявление останется без движения, после получения всех необходимых материалов заявитель сможет повторно подать жалобу, которая будет принята вышестоящей инстанцией.

Порядок подачи

В соответствии с положениями КоАП РФ, ранее принятое решение должно быть обжаловано только через суд, который его вынес. Документ можно подать:

  • лично в канцелярии судебного органа, предъявив удостоверение личности. На экземпляре заявителя секретарь должен проставить дату принятия, что будет являться подтверждением его принятия;
  • по почте заказным письмом с уведомлением. Узнать адрес для отправки корреспонденции можно на сайте https://sudrf.ru/.

Чтобы исключить вероятность утери документов, гражданину лучше самостоятельно обратиться в канцелярию суда. При этом подача такого документа не связана с оплатой государственной пошлины: в соответствии с пунктом 5 ст. 30.2 КоАП РФ от этой обязанности освобождаются как юридические, так и физические лица, если речь идет об оспаривании постановления по административному делу.

В течение трех суток после получения апелляции судом первой инстанции она должна быть перенаправлена в вышестоящий судебный орган.

Срок подачи

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ, жалоба, поданная должностному лицу или органу, который наделен соответствующими полномочиями, должна быть рассмотрена в течение 10-ти дней с момента ее получения. Суд высшей инстанции обязан принять решение относительно принятой жалобы по административному делу в течение 2-х месяцев, если заявителем был предоставлен полный комплект необходимых документов. Апелляция может быть:

  • удовлетворена в полном объеме;
  • не удовлетворена;
  • удовлетворена частично по итогу рассмотрения дела.

Если суд высшей инстанции придет к выводу, что ранее вынесенное определение противоречит нормам действующего законодательства, то оно также может быть отменено.

Возврат апелляции заявителю

Поданная жалоба может быть возвращена и не принята к рассмотрению, если:

  • был пропущен предусмотренный законодательством срок. В такой ситуации гражданин вправе добиться восстановления срока, если он сможет доказать, что пропуск обжалования обусловлен серьезными причинами;
  • документ составлен с грубыми нарушениями требований КоАП или ошибками в данных;
  • она была подана гражданином, который не имеет соответствующих прав.

Порядок рассмотрения

Жалоба по административному делу рассматривается уполномоченным должностным лицом или судьей единолично. После получения всех необходимых документов в ходе судебного разбирательства объявляется, кто подал апелляцию, кто будет ее рассматривать и какая жалоба подлежит рассмотрению.

Судом должна быть установлена явка лица (физического или юридического), в отношении которого было принято оспариваемое постановление, или его законного представителя, действующего, согласно предоставленной доверенности. Кроме того, в обязательном порядке устанавливается явка лиц, вызванных для участия в судебном процессе.

Перед началом рассмотрения проверяются полномочия представителя юридического и физического лица, и выясняется причина неявки других участников, если они проигнорировали полученное приглашение явиться в суд. В этом случае должно быть принято решение о повторном рассмотрении дела без их непосредственного участия или переносе слушания для оповещения участников о дате и времени заседания.

Огласив жалобу на постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении, судья должен проверить обоснованность ранее принятого постановления, для чего используются имеющиеся в деле или предоставленные к слушанию материалы. На этом этапе могут быть заслушаны объяснения юридического или физического лица (или его законного представителя), в отношении которого было вынесено постановление об административном правонарушении.

В ходе процесса могут быть заслушаны показания других лиц, имеющих непосредственное отношение к ситуации, а также заключения экспертов и пояснения специалистов. В соответствии с положениями Кодекса, в суде может осуществляться целый ряд процессуальных действий, что впоследствии отразится на принятом решении.

Несмотря на то, что при подаче апелляционной жалобы дело должно быть заново пересмотрено уполномоченным судом, во внимание принимаются только те доказательства, которые были получены первой инстанцией. Привлечь дополнительные материалы, которые ранее не были учтены в завершенном процессе, можно только при условии, что его участники не знали об их существовании (что должно быть подтверждено неопровержимыми доказательствами) или по определенным причинам в первой инстанции их сочли недостаточно вескими.

Видео: школьники подают апелляцию на результаты ЕГЭ

Законодательная база

При составлении и подаче апелляционной жалобы по административному делу гражданин вправе руководствоваться такими законодательными актами:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 03.12.2001г. (ред. от 29.07.2017).
  3. ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-I от 26.06.1992г. (ред. от 28.12.2006).
  4. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996г. (ред. от 05.02.2014).
  5. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» N 262-ФЗ от 22.12.2008г. (ред. от 29.07.2017).

Дужурные юристы

Столкнувшись с произволом чиновников, взяточничеством, коррупцией, бездействием властей на местах, россияне часто опускают…

В соответствии с положениями ГК РФ, в случае предоставления займа частному лицу на…

Права официально трудоустроенных лиц гарантируются Законодательством РФ (Конституция РФ, КЗоТ) и договором найма…

Статья 68 Водного кодекса. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

1. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Комментарии к ст. 68 ВК РФ

Административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Водные административные правонарушения, связанные с водными отношениями и соответствующими правоотношениями, — часть административных правонарушений.

В статье 4 Водного кодекса РФ предусматриваются водные отношения, под которыми в ВК РФ 1995 г. подразумевались отношения в области использования и охраны водных объектов. Такая норма решает вопросы регулирования водных отношений в связи с регулированием отношений по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны вод.

Водное законодательство наряду с горным законодательством регулирует также отношения в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод. Таким образом, водные правонарушения включают собственно водные, т.е. направленные на нарушение водного правопорядка, и относительно, опосредованно водные, направленные на нарушение других аспектов и видов природопользования, тесно связанные с водными отношениями.

Водное законодательство регулирует вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водохозяйственных и других объектов и сооружений, проведением работ на дне, влияющих на состояние вод. В таких случаях может оказываться вредное воздействие на воды. Все это и приводит к учету и применению водного законодательства в указанных случаях. Нарушение его требований должно влечь административную ответственность как за нарушение водного законодательства в соответствии с частью 1 ст. 68 ВК РФ.

В главе 8 КоАП РФ предусматриваются собственно водные правонарушения:

— ст. 8.9 — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

— ст. 8.12 — нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;

— ст. 8.13 — нарушение правил охраны водных объектов;

— ст. 8.14 — нарушение правил водопользования;

— ст. 8.15 — нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

— ст. 8.16 — невыполнение правил ведения судовых документов и др.

К ним примыкает группа статей КоАП РФ, например, о нарушении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии и др. (ст. ст. 8.17 — 8.20).

О водных правонарушениях говорится в статьях 8.29 (уничтожение мест обитания животных), 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных); 8.35 (уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений); 8.38 (нарушение правил охраны рыбных запасов) и др.

Опосредованно к водным отношениям относятся также следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ:

— ст. 8.2 — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

— ст. 8.3 — нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами;

— ст. 8.4 — нарушение законодательства об экологической экспертизе;

— ст. 8.5 — сокрытие или искажение экологической информации;

— ст. 8.6 — порча земель;

— ст. 8.10 — нарушение требований по рациональному использованию недр;

— ст. 8.11 — нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр и др.

Кроме того, водные отношения и водный правопорядок могут затрагиваться нормами главы 7, где предусматриваются пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольная добыча янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки; самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.7), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений (ст. 7.11) и др. (см. комментарий к ст. 16 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В условиях развития рыночной экономики и формирования разных, равноправных и равным образом защищаемых видов собственности привлечение к административной ответственности наряду с возможностями привлечения к уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности за нарушения прав собственников, в том числе прав на водные объекты, может быть эффективным и иметь перспективный характер, особенно при увеличении штрафных санкций .

См.: Ивакин В.И. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства // Аграрное и земельное право. 2006. N 3. С. 101 — 118; Боголюбов С.А. Комментарии к гл. 7 и 8 КоАП РФ // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2002. С. 156 — 159, 164 — 172, 179, 183, 194 — 253.

Конкретный размер штрафа определяется органом, его налагающим, в соответствии с законом в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Если постановление отменяется, штраф не взыскивается (или возвращается). Наложение и взыскание штрафа не освобождает нарушителя от возмещения причиненного вреда.

В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельный раздел 26 «Экологические преступления». Непосредственно относящимися к водным отношениям можно считать статьи 250 и 252 УК РФ (о загрязнении вод и загрязнении морской среды).

В соответствии со статьей 250 УК РФ загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в большем размере, либо исправительными работами на больший срок, либо лишением свободы.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.

Согласно статье 252 УК РФ загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы со штрафом.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.

Меры уголовного наказания, предусмотренные указанными статьями, отличаются большой широтой и разнообразием и призваны обеспечивать уголовно-правовую охрану водных объектов в Российской Федерации. Однако этими нормами не исчерпывается перечень общественно опасных деяний, затрагивающих охрану водных объектов. В этой же главе 26 УК РФ предусматривается ответственность за:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

— нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);

— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

— незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262) и др.

Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

СТ 68 ВК РФ

1. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Комментарий к Статье 68 ВК РФ

Административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Водные административные правонарушения, связанные с водными отношениями и соответствующими правоотношениями, — часть административных правонарушений.

В статье 4 Водного кодекса РФ предусматриваются водные отношения, под которыми в ВК РФ 1995 г. подразумевались отношения в области использования и охраны водных объектов. Такая норма решает вопросы регулирования водных отношений в связи с регулированием отношений по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны вод.

Водное законодательство наряду с горным законодательством регулирует также отношения в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод. Таким образом, водные правонарушения включают собственно водные, т.е. направленные на нарушение водного правопорядка, и относительно, опосредованно водные, направленные на нарушение других аспектов и видов природопользования, тесно связанные с водными отношениями.

Водное законодательство регулирует вопросы, связанные со строительством и эксплуатацией водохозяйственных и других объектов и сооружений, проведением работ на дне, влияющих на состояние вод. В таких случаях может оказываться вредное воздействие на воды. Все это и приводит к учету и применению водного законодательства в указанных случаях. Нарушение его требований должно влечь административную ответственность как за нарушение водного законодательства в соответствии с частью 1 ст. 68 ВК РФ.

В главе 8 КоАП РФ предусматриваются собственно водные правонарушения:

— ст. 8.9 — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;

— ст. 8.12 — нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;

— ст. 8.13 — нарушение правил охраны водных объектов;

— ст. 8.14 — нарушение правил водопользования;

— ст. 8.15 — нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

— ст. 8.16 — невыполнение правил ведения судовых документов и др.

К ним примыкает группа статей КоАП РФ, например, о нарушении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии и др. (ст. ст. 8.17 — 8.20).

О водных правонарушениях говорится в статьях 8.29 (уничтожение мест обитания животных), 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных); 8.35 (уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных или растений); 8.38 (нарушение правил охраны рыбных запасов) и др.

Опосредованно к водным отношениям относятся также следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ:

— ст. 8.2 — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

— ст. 8.3 — нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами;

— ст. 8.4 — нарушение законодательства об экологической экспертизе;

— ст. 8.5 — сокрытие или искажение экологической информации;

— ст. 8.6 — порча земель;

— ст. 8.10 — нарушение требований по рациональному использованию недр;

— ст. 8.11 — нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр и др.

Кроме того, водные отношения и водный правопорядок могут затрагиваться нормами главы 7, где предусматриваются пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольная добыча янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки; самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.7), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений (ст. 7.11) и др. (см. комментарий к ст. 16 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В условиях развития рыночной экономики и формирования разных, равноправных и равным образом защищаемых видов собственности привлечение к административной ответственности наряду с возможностями привлечения к уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности за нарушения прав собственников, в том числе прав на водные объекты, может быть эффективным и иметь перспективный характер, особенно при увеличении штрафных санкций .

———————————
См.: Ивакин В.И. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства // Аграрное и земельное право. 2006. N 3. С. 101 — 118; Боголюбов С.А. Комментарии к гл. 7 и 8 КоАП РФ // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2002. С. 156 — 159, 164 — 172, 179, 183, 194 — 253.

Конкретный размер штрафа определяется органом, его налагающим, в соответствии с законом в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Если постановление отменяется, штраф не взыскивается (или возвращается). Наложение и взыскание штрафа не освобождает нарушителя от возмещения причиненного вреда.

В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельный раздел 26 «Экологические преступления». Непосредственно относящимися к водным отношениям можно считать статьи 250 и 252 УК РФ (о загрязнении вод и загрязнении морской среды).

В соответствии со статьей 250 УК РФ загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в большем размере, либо исправительными работами на больший срок, либо лишением свободы.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.

Согласно статье 252 УК РФ загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы со штрафом.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы.

Меры уголовного наказания, предусмотренные указанными статьями, отличаются большой широтой и разнообразием и призваны обеспечивать уголовно-правовую охрану водных объектов в Российской Федерации. Однако этими нормами не исчерпывается перечень общественно опасных деяний, затрагивающих охрану водных объектов. В этой же главе 26 УК РФ предусматривается ответственность за:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

— нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);

— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

— незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262) и др.