Специальные счета организации

Оглавление:

Специальные счета в банках

Одним из важных моментов для ведения бухгалтерии любой организации является правильное распределение целевых денежных средств.

Необходимость специальных банковских счетов

При наличии только одного расчетного счета довольно сложно управлять финансовыми потоками предприятия. Поэтому для удобства учета и распределения владельцы или главные бухгалтера открывают дополнительные специальные счета в банках, прикрепленные к основному расчетному. В зависимости от целевого назначения они могут делиться на аккредитивы предприятия, депозитные счета, чековые книжки, корпоративные банковские карты, специальные ссудные и валютные счета и прочие.

Актуальность открытия дополнительных специальных банковских счетов возрастает с увеличением оборотных средств предприятия, по статистике отношение безналичного денежного обращения к наличному у крупных компаний составляет примерно 70% и 30%.

Виды специальных счетов в банке

Рассмотрим наиболее часто используемые виды таких счетов.

Беспроцентный депозитный банковский счет, куда с расчетного счета на определенное время переводится конкретная сумма по распоряжению владельца счета или главного бухгалтера предприятия, для уплаты стоимости товара или иного расчета по сделкам.

Это своего рода поручение банку от клиента (юридического лица), перевести указанную сумму на счет поставщика в его банке при выполнении им условий договора по срокам и качеству поставленного товара. Один аккредитив может быть открыт для работы только с одним указанным поставщиком.

Сроки могут регулироваться только по взаимному согласию сторон. Наиболее часто такой специальный банковский счет открывают предприятия имеющие дело с импортом и экспортом товара.

Депозитный счет.

Специальные счета в банках, предназначенные для хранения и увеличения денежных средств предприятия, могут открываться в целях сбережения уставного капитала или приращения дополнительных дивидендов. С 2003 года такие счета рассматриваются, как финансовые вложения предприятия. Осуществляться они могут как в рублях, так и в иностранной валюте.

Такая форма снятия денежных средств, как чековые книжки, не имеет в России заслуженного признания. Хотя за рубежом использование чековых книжек достигает невероятных размеров.

Для этого открывается банковский счет для специальных нужд, куда с основного расчетного счета ежемесячно по распоряжению владельца списывается определенная сумма на расходы предприятия (выплата заработной платы, выдача средств под отчет и пр.).

Для снятия денежных средств выписывается чек, который по российскому законодательству должен быть заверен подписями уполномоченных лиц и печатью предприятия и является своего рода ценной бумагой банковского характера. Распоряжение владельца счета в чеке ничем не обусловлено для банка, который обязан при предъявлении просто оплатить его из денежных средств чекодателя.

Особенности открытия счетов специального назначения

Специальные счета в банках открываются лишь при наличии основного расчетного счета в этом же банке и на определенных условиях для каждого вида счета. Кроме того, движение денежных средств на этих счетах подчиняется всем общим правилам управления любыми банковскими счетами.

Для открытия любого специального счета руководитель или главбух организации должны предоставить справки из налоговой инспекции, ПФ и других государственных бюджетных фондов об отсутствии задолженности по обязательным выплатам за последние 6 месяцев.

Таким образом, открытие специальных банковских счетов может осуществляться для различных целей и является важным инструментом управления денежными средствами.

Специальные счета в банках

Специальные счета в банках — это счет 55. Предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

Учет специальных счетов в банках

Наряду с расчетным счетами малые предприятия могут иметь иные специальные счета для учета денежных средств, как правило, целевого использования, находящихся на аккредитивах, чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей), а также для движения средств целевого финансирования в той части, которая подлежит обособленному хранению.

Учет данных средств ведется на счете 55 «Специальные счета в банках» в порядке, установленном для учета операций на расчетном счете. Организация может открыть на счете 55 следующие субсчета:

  • 55-1 «Аккредитивы»;
  • 55-2 «Чековые книжки»;
  • 55-3 «Депозитные счета» и др.

“Гособоронзаказ”: специальный счет и расчетный. В чем разница?

Дискуссия: «Гособоронзаказ»: специальный счет и правоприменительная практика.
(Заключительная часть)

Часть 1:
«ФЗ «О гособоронзаказе» — слишком много вопросов!»

Часть 2:
«Гособоронзаказ»: разбираемся в деталях.

«Гособоронзаказ»: специальный счет и правоприменительная практика.

(Заключительная часть)

Текст: Анатолий Диденко
адвокат, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Ряд вопросов, поставленных ФЗ-275, еще не получили своего разрешения в принципе. Речь идет, например, о различиях в правовом режиме обычного расчетного счета организации и специального счета в уполномоченном банке.

Если провести аналогию с высказыванием «Каждый снайпер – стрелок, но не каждый стрелок – снайпер», то, исходя из толкования положений нового закона, мы получим «Каждый специальный счет – расчетный счет, но не каждый расчетный счет – специальный счет».

Закон говорит о порядке расходования средств со специальных счетов, но при этом не содержит запрета на пополнение специального счета собственными средствами предприятия. В законе нет ограничений на приход средств не только от государственного заказчика, но и из иных источников. Казалось бы, зачем предприятию пополнять специальный счет собственными средствами, если их списание жестко регламентировано и перечень расходных операций закрытый? Но этот закрытый перечень не предусматривает расходов на расчетно-кассовое обслуживание.

Действительно, даже при максимально лояльном подходе уполномоченного банка к тарифам на обслуживание специальных счетов и при установленном 275-ФЗ требовании о безвозмездном банковском сопровождении представители уполномоченных банков уже назвали стоимость проведения платежного поручения. Это 25 рублей.

Из каких средств предприятие должно платить комиссию банка?

Видимо, исключительно из собственных. Тогда с какого счета? Со специального или с расчетного? И можно ли отнести эти расходы на себестоимость государственного оборонного заказа? И, если в уполномоченный банк судебный пристав приносит исполнительный лист, предусматривающий безакцептное списание денежных средств со счета предприятия-должника, может ли банк отказать в исполнении, нарушив федеральное законодательство об исполнительном производстве, или обязан исполнить документ, нарушив при этом законодательство о государственном оборонном заказе? Ведь 275-ФЗ регламентирует и ограничивает исключительно добровольные расходные операции по специальным счетам, но никак не принудительные. Как в этой ситуации поступить банку и предприятию-клиенту? Это только частный случай будущей правоприменительной практики, требующий разъяснения.

Предприятиям следует воспользоваться предоставленной ФАС и МО возможностью участвовать в обсуждении подобных вопросов на различных площадках.

Если не делегировать своих специалистов, с недоверием относиться к консалтингу в сфере ОПК, ограничиваться формальным ожиданием волшебных рецептов, выписанных «сверху», при этом приостанавливая работу «до выяснения», то велика вероятность сорвать выполнение оборонного заказа или, рискнув разобраться самостоятельно, совершить ошибку, оставшись один на один со сложными правовыми и финансовыми вопросами.

А ведь мы пока обозначили только один из них. Есть ли у каждого предприятия готовые ответы на остальные? Например, на такие:

  • Как планируется при выполнении обязанности предоставить доступ к коммерческой тайне с целью проведения контроля целевого использования бюджетных средств, перечисленных по гособоронзаказу, проводить разграничение между средствами, перечисленными по ГО и иными финансовыми потоками компании?
  • Ограничивает ли получение государственным заказчиком дополнительных бюджетных ассигнований в случае срыва исполнителем государственного оборонного заказа, право заказчика дополнительно предъявить к исполнителю иск о возмещении убытков, включая упущенную выгоду?
  • Подразумевается ли под обязанностью ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту обязанность ведения отдельного бухгалтерского, управленческого или налогового (по определению, консолидированного) учета?
  • Как правильно истолковать различие между запретом действий, «влекущих за собой», и действий, «направленных на», с точки зрения квалифицирующих признаков по критерию умысел/неосторожность? Особенно, учитывая разницу в ответственности с точки зрения уголовного законодательства?
  • Как будет соотноситься административный регламент о проведении проверок предприятий с режимом секретности, предусмотренным для отдельных предприятий ОПК?

Вряд ли штатным сотрудникам отдельного предприятия, при всем их профессионализме, будет очень просто быстро ответить на подобные вопросы, поставленные перед ними.

Конечно, оборонно-промышленному комплексу не привыкать работать в тяжелых условиях. Но, может быть, эта тяжесть кажущаяся? Тем более, государство и экспертное сообщество готовы оказать помощь. Ведь императивная норма в новом законе только одна – не сорвать выполнение государственного оборонного заказа. Все остальное – лишь правоприменительная практика, в формировании которой нам и предлагают участвовать, причем на начальной стадии. Кооперация необходима не только в производственном процессе, не правда ли? А опыт кооперации у нас есть…

Специальные счета

Планом счетов предусмотрено использование счета 55 «Специальные счета в банках» для учета денежных средств организации, которые предназначены для конкретной цели и существуют в виде аккредитивов, чековых книжек и иных платежных документов. Кроме того, на счете 55 учитываются «почти деньги».

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

• 55-2 «Чековые книжки»;

• 55-3 «Депозитные счета» и др.

Учет денежных средств в аккредитивах

На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитываются денежные средства, которые зарезервированы в аккредитивах, оформленных организацией, но еще не перечислены деловым партнерам. Имеются в виду так называемые покрытые аккредитивы, когда при оформлении аккредитива организацией-плательщиком ее банк сразу списывает с расчетного счета всю сумму платежа по аккредитиву. Организация обязана вести аналитический учет по каждому оформленному аккредитиву, в частности, путем открытия к субсчету 55-1 «Аккредитивы» субсчетов более высокого порядка.

Когда организация оформляет непокрытый аккредитив, банк не списывает денежные средства с расчетного счета организации. Поэтому данное событие в бухгалтерском учете не отражается. При расчетах непокрытыми аккредитивами указанный субсчет не используется.

Списание суммы 2 500 000 руб. с расчетного счета с зачислением на субсчет аккредитива отражается в учете следующим образом:

Дебет 55-1 – Кредит 51 – 2 500 000 руб.

В результате этой проводки на субсчете 55-1 «Аккредитивы» остаток увеличивается на указанную сумму. Эти деньги по – прежнему являются имуществом организации, но по условиям аккредитива организация не может ими свободно распоряжаться.

Если получатель платежа выполнит все условия аккредитива, то эти деньги будут отправлены банком на его расчетный счет. Аккредитив будет закрыт, а в бухгалтерский учет организации вносится следующая запись:

Дебет 62 – Кредит 55-1 – 2 500 000 руб.

В результате этой проводки указанная сумма списывается с субсчета 55-1 и одновременно погашается задолженность перед получателем.

Но если получатель платежа не выполнит условия аккредитива, то по истечении срока действия аккредитив закрывается, а зарезервированная сумма возвращается на расчетный счет организации. В бухгалтерском учете это событие отражается следующей проводкой:

Дебет 51 – Кредит 55-1 – 2 500 000 руб.

При аккредитивной форме расчетов между организациями допускается частичный платеж по аккредитиву, когда сумма аккредитива используется не полностью. В этом случае закрытие аккредитива оформляется двумя проводками, первая из которых означает погашение задолженности перед получателем платежа, а вторая – возврат неиспользованной части суммы аккредитива на расчетный счет организации – плательщика.

Учет денежных средств в чековых книжках

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитываются денежные средства, находящиеся в чековых книжках. Имеются в виду лимитированные чековые книжки, при оформлении которых коммерческий банк депонирует соответствующую сумму.

Проводка, отражающая депонирование суммы лимита 100 000 руб., может выглядеть следующим образом:

Дебет 55-2 – Кредит 51 – 100 000 руб.

Организация обязана вести аналитический учет по каждой оформленной чековой книжке. Для этого в ее рабочем плане счетов могут быть открыты субсчета к субсчету 55-2 «Чековые книжки» более высокого порядка.

Передача заполненного чека деловому партнеру (который после этого становится чекодержателем) в бухгалтерском учете не учитывается. Отражается более позднее событие: оплата банком предъявленного чека. Проводка, отражающая оплату чека на сумму 75 000 руб., предъявленного чекодержателем, может выглядеть следующим образом:

Дебет 62 – Кредит 55-2 – 75 000 руб.

Организация может вернуть банку не до конца использованную чековую книжку. При этом банк должен вернуть неиспользованную часть лимита на расчетный счет. Данное событие может быть оформлено следующей проводкой:

Дебет 51 – Кредит 55-2 – 25 000 руб.

На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражается по дебету субсчета 55-3 «Депозитные счета» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета». При возврате банком сумм вкладов в бухгалтерском учете производятся обратные записи.

Переводы в пути

Для отражения затянувшегося процесса перечисления денежных средств с одного счета на другой, когда денежные средства с одного счета уже списаны, а на другой счет еще не зачислены, используется счет 57 «Переводы в пути».

Например, при взносе наличными в вечернее время средства на расчетный счет могут быть зачислены только на следующий день. В бухгалтерском учете такая ситуация отражается двумя проводками. В первый день записывается проводка:

Дебет 57 – Кредит 50,

на следующий день:

Дебет 51 – Кредит 57.

Первая проводка записывается на основании записи кассовой книги организации, вторая – на основании выписки с банковского счета.

Счет 55 — Специальные счета в банках

Tип счета: Активные Инвентарный

«Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.

Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 «Специальные счета в банках» движение указанных средств.

Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Специальный счет: инструкция для бухгалтера

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк ( пп. «е»,» п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.