Содержание педагогической культуры родителей

Статья по теме:
Педагогическая культура родителей: сущность, структура, уровни.

Повышение педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

Предварительный просмотр:

Проблема педагогического просвещения родителей всегда была предметом внимания любого цивилизованного общества. Ею занимались выдающиеся педагоги прошлого: А.Дистервег, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Л.Ф.Кантерев и др.

В последние годы проблеме психолого-педагогического просвещения родителей, формированию у них различных сторон педагогической культуры большое внимание уделялось в работах современных отечественных ученых: Е.П. Арнаутовой, О.Л. Зверевой, В.Н. Вершинина, О.И. Волжиной, П. Каптерева и др.

Вместе с тем, в настоящее время отсутствует общепринятая концепция содержания и структуры педагогической культуры родителей, не раскрыты ее содержание, критерии и уровни проявления. Исследования по формированию педагогической культуры родителей в настоящее время малочисленны, фрагментарны и не отражают системного видения данной проблемы в современных условиях. При этом отечественные исследователи отмечают низкий уровень педагогической культуры родителей, который приходит в противоречие с возрастанием роли семьи в процессе социализации и развития подрастающего поколения.

Повышение педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.

Понятие «педагогическая культура» в современной педагогической литературе трактуется достаточно широко и неоднозначно. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой, – реализацию этого опыта в повседневной деятельности. Ряд исследователей (В. Н. Вершинин, И. А. Колесникова) под педагогической культурой понимают часть общечеловеческой культуры, имеющей своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных эпох и соответствующих им образовательных парадигм, историю педагогической науки.

Можно рассматривать педагогическую культуру на различных уровнях: социально-педагогическом, научно-педагогическом, профессионально-педагогическом и личностном. С социально-педагогической точки зрения педагогическая культура выступает как средство педагогизации окружающей среды. Учителя, родители, педагогические сообщества являются носителями и творцами педагогической культуры в этом понимании. Научно-педагогический уровень позволяет рассмотреть педагогическую культуру как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сферу педагогических ценностей, включающую педагогические теории, мышление, сознание, культурные образцы практической деятельности. В профессионально-педагогическом плане педагогическая культура рассматривается как сфера профессиональной деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога. Педагогическая культура может рассматриваться и как личностное свойство учителя и воспитателя (личностный уровень).

Педагогическая культура родителей — один из существенных компонентов общественной культуры, а процесс ее формирования, развития и совершенствования — это важнейшая задача, стоящая перед современным обществом. В поисках средств, обеспечивающих решение этой задачи, нами был выбран культурологический подход, позволяющий наиболее точно и всеобъемлюще раскрыть феноменологию педагогической культуры родителей, выявить закономерные связи и отношения изучаемого явления.

Следуя культурологическому подходу, исследование психолого-педагогической культуры родителей проходило на трех уровнях: аксиологическом (ценностном), субъектно-деятельностном и личностно-творческом.

Анализ теоретических положений, раскрывающий аксиологическую природу культурологического феномена, показывает, что человек усваивает только те социальные нормы, которые приобрели для него ценностное значение. Значимость для личности предметов, людей, знаний, средств деятельности, качеств и отношений выступает мерой нравственной, мировоззренческой, интеллектуальной готовности личности преобразовывать мир предметный, социальный и свой внутренний мир.

Педагогическая культура родителей — это осуществление процесса самореализации в культуре, раскрытия внутренних сущностных сил: потребностей, интересов, способностей, умений в конкретной деятельности, в том числе и педагогической. Любой результат деятельности родителей, возникающий в процессе воспитания и развития ребенка в семье, определенным образом характеризует тот или иной уровень их психолого-педагогической культуры.

Анализируя личностно-творческую природу родительской культуры, отметим, что потребность в самореализации является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других. По нашему мнению, желание родителей изменить себя, свое отношение к ребенку, стиль взаимодействия с ним, зависит от желания преобразовать себя в этой культуре. Процесс самореализации родителей в ходе педагогической деятельности — это итог сложного процесса самопознания и самоорганизации, это процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя, который отражается в способности родителей к рефлексии себя, своего поведения и поступков, самореализации и контролю своих чувств и состояний .

Педагогическая культура родителей представляет собой такое личностное образование, которое выражается в их ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком.

По нашему мнению, эффективность семейного воспитания, полноценное психическое и личностное развитие ребенка зависит от уровня психолого-педагогической культуры родителей, от степени сформированности тех или иных элементов ее структуры. Недостатки и пробелы компетентности родителей в вопросах семейного воспитания ведут к необходимости оказания квалифицированной помощи родителям в развитии, воспитании и обучении подрастающего поколения. Основной целью такой помощи является коррекция и устранение ошибок семейного воспитания, формирование и совершенствование психолого-педагогической культуры родителей.

В структуре педагогической культуры родителей можно выделить когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты. Кратко охарактеризуем компоненты педагогической культуры родителей.

Когнитивный компонент педагогической культуры представляет собой определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. Прежде всего — это знание законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества, понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания: любовь, здоровье, здоровый образ жизни, семейные и культурно-национальные традиции и обычаи; владение знаниями о проблемах, типичных ошибках семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей, вопросов правовой и экономической защиты личности ребенка.

Операционный компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка.

Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей включает в себя, прежде всего, умение родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое: состояние и свои мысли, умение предупреждать и решать конфликты.

Рефлексивный компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка.

Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей включает умение владеть собою в сложных ситуациях, умение понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, умение видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования и общей культуры, от индивидуальных особенностей (способностей, темперамента, характера), определяется богатством жизненного опыта, уровнем собственной воспитанности. В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Многие родители, некомпетентны в вопросах семейного воспитания, не знакомы с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды. Они четко не представляют цели семейного воспитания, не видят оптимальные пути достижения этих целей, воспитывают собственных детей подобно тому, как воспитывали их самих, не учитывая изменившиеся социокультурные условия.

Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников Нестерова Ольга Сергеевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нестерова Ольга Сергеевна. Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2002 193 c. РГБ ОД, 61:03-13/1293-X

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ 13

1.1. Социально-педагогические тенденции гуманизации семейного воспитания на современном этапе 13

1.2. Сущность педагогической культуры родителей, ее проявление во взаимодействии субъектов воспитательного процесса 45

1.3. Взаимодействие семьи и школы как условие гуманизации процесса развития младших школьников 68

ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 95

2.1. Диагностика состояния сформированности у родителей педагоги ческой культуры 95

2.2. Основные пути и разработка модели формирования педагогической культуры родителей 112

2.3. Содержание программы «По повышению уровня педагогической культуры родителей » и результаты опытно- экспериментальной работы 135

Введение к работе

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу» общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые, к которым общество стремится перейти, еще не полностью определены.

Для решения важной педагогической проблемы — гуманизации личности ребенка на основе использования культурных ценностей необходимо обращение к семье, а особенно к педагогической культуре родителей. В последние годы проблема обостряется, во-первых, потому, что возникли новые системы ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации общества и образования, а также кризиса прежних систем ценностей; во-вторых, по нарастающей усиливаются процессы регионализации воспитания и образования, что не могло, не отразиться на каждой семье, и родители к такой работе должны быть готовы; в-третьих, низкий уровень знаний родителей, недостаточность их педагогической культуры, ухудшение материального положения в семьях настоятельно требуют изменений в постановке вопроса.

Логика настоящего исследования базируется на ряде выводов ученых с позиции формирования культуры личности как качественной характеристики социального субъекта, основанной на прочном фундаменте гуманистического мировоззрения. Среди наиболее известных можно назвать работы: Ю.П.Азарова, Ш.А.Амонашвили, И.А.Арабова, А.А.Бодалева, Е.В.Бондаре-вской, И.В.Гребенникова, И.Ф.Исаева, А.В.Мудрика, К.Б.Семенова, В.А.Сластенина, В.А.Сухомлинского, и т. д.

Психологической наукой также получены данные, раскрывающие сущность отдельных компонентов гуманистической культуры личности: гу манных отношений, гуманистических убеждений, чувств, гуманистической направленности. Изучены взаимосвязь этих компонентов между собой, своеобразие их развития на различных возрастных этапах, разными авторами выявлены и обоснованы условия воспитания и формирования с учетом возрастных особенностей детей (Л.И.Божович, А.А.Вербицкий, И.Б.Котова, А.А.Леонтьев, В.М.Рогов, С.Л.Рубинштейн, Е.Н.Шиянов и др.).

Считается, что одним из условий, стимулирующих процесс гуманиза- ции личности, является формирование гуманистической культуры личности, выражающей единство и взаимообусловленность всех ее компонентов, основанных на гуманистической идеологии.

Педагогической наукой получены данные, раскрывающие сущность отдельных компонентов гуманистической культуры личности: гуманных отношений, гуманистических убеждений, чувств, гуманистической направленности. Изучены взаимосвязь этих компонентов между собой, своеобразие их развития на различных возрастных этапах, выявлены и обоснованы условия воспитания и формирования с учетом возрастных особенностей детей.

Что же касается такого вопроса, как степень взаимодействия субъектов образовательного процесса на гуманизацию воспитательного процесса, то он, на наш взгляд, нуждается в более глубоком и тщательном исследовании. Одной из актуальнейших проблем, подлежащих такому изучению, является проблема определения роли семьи, точнее, педагогической культуры родителе лей в реализации указанной цели.

Кроме того, нам представляется недостаточно исследованными сущность гуманистической культуры как интегративной характеристики личности с позиции целостного подхода к ней; возможности внеурочной деятельности и других факторов, влияющих на ее формирование; пути формирования гуманистической культуры; а также педагогические условия, позволяющие осуществлять процесс формирования гуманистической культуры личного сти наиболее успешными средствами.

Теоретический анализ философской, педагогической и психологиче ской литературы, обобщение передового педагогического опыта работы массовых школ и результатов собственных педагогических наблюдений выявили круг факторов, без учета которых, рассчитывать на достижение сколько-нибудь заметных успехов в анализируемом явлении трудно. А именно:

— современная социально-педагогическая ситуация характеризуется усилением негативных процессов младших школьников: обеднением морально-психологического облика, эгоизмом, равнодушием, отстраненным отношением к ценностям культуры и нравственности;

— возрождение духовно-нравственных ценностей в обществе осуществляется весьма медленно, противоречиво, не прослеживается целенаправленная, систематическая работа школы и семьи по их формированию;

— роль школы в культивировании общечеловеческих ценностей, в гу- манизации общественной жизни велика и существенна, но в последнее

время для нее характерно пренебрежение развитием духовного мира личности;

— при столь значимой роли школы в гуманизации воспитательного процесса в настоящее время недостаточно целенаправленно, систематично, оперативно проводится работа по формированию гуманистической культуры личности школьника;

— при ориентации школы на гуманизацию учебно-воспитательного процесса наблюдается недооценка процессов внутренней жизни школьника, его самовоспитания и саморазвития, расхождение ценностно-нравственных позиций родителей и детей, учеников и учителей;

— недостаточно используется гуманистический потенциал внеурочной деятельности с целью формирования гуманистической культуры личности, обогащения их опыта гуманного поведения и формирования гуман ных качеств;

— наряду с объективной необходимостью в гуманизации личности ребенка отсутствуют научно обоснованные педагогические условия успешного осуществления этого процесса.

Необходима разработка современных теоретических положений относительно структуры гуманистической культуры личности и построенной на их основе технологии ее формирования, что обеспечит решение важнейшей социальной задачи осуществления системности в организации гуманистического воспитания подрастающего поколения. Постоянная угроза возникновения психологических коллизий в межличностных отношениях в семье вызывает у части родителей и воспитателей состояние нервного постоянного напряжения. Такое положение мешает воспитателю сосредоточиться на личности ребенка с его неповторимыми индивидуальными особенностями. Следовательно, именно в данной области родители и воспитатели нуждаются в помощи.

Таким образом, в теории и практике воспитания возникли противоречия между: потребностью практики в подготовке родителей, ориентированных на правильные взаимоотношения в семье, как источника гуманизации воспитательного процесса и уровнем готовности педагогической науки и практики к реализации задач такой подготовки в педагогических заведениях. Необходимость разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования, которую мы сформулировали следующим образом: каковы основные условия формирования педагогической культуры родителей как источника гуманизации воспитательного процесса младших школьников, в решении этой проблемы заключается и цель нашего исследования.

Объект — повышение педагогической культуры родителей в процессе воспитания младших школьников.

Предмет исследования — педагогическая культура родителей как основа гуманизации воспитательного процесса.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что гума низация воспитательного процесса младших школьников достигнет своей цели, если:

— становление гуманистических качеств личности младших школьников будет опираться на использовании педагогической культуры родителей;

-процесс формирования этой культуры реализуется по образовательно-воспитательной программе, составленной на основе запросов и интересов родителей, на признании активной позиции родителей на всех этапах освое ния этой программы;

-внедрение данной программы является составной частью жизнедеятельности родителей и детей, семьи и школы.

— раскрыть сущность педагогической культуры родителей;

— разработать системную модель формирования педагогической культуры родителей, как источника гуманизации воспитания младших

школьников и показать характер взаимодействия государственных органов власти и субъектов образовательного процесса, занятых проблемами семьи на федеральном и региональном уровне;

— выявить основные пути и условия повышения педагогической культуры родителей как основы гуманизации воспитательного процесса;

— составить программу формирования педагогической культуры родителей;

— раскрыть традиционные и инновационные формы взаимодействия семьи и школы по воспитанию учащихся младшего школьного возраста.

Методологической основой исследования являются: теория личностного усвоения знаний, теория развивающего взаимодействия субъектов педагогического процесса. В качестве методологических выступали положения о личности как о субъекте собственной жизнедеятельности и отношений, идеи системного подхода, идеи самоактуализации личности, гуманизации процесса воспитания.

Ведущим методологическим принципом исследования является культурологический подход, вскрывающий единство аксиологического, деятель-ностного и личностно-творческого аспектов и рассматривающий человека высшей ценностью общественного развития.

Теоретическая основа исследования сложилась из общей теории культуры (АИ.Арнольдов, Ю.П.Азаров, А.В.Барабанщиков, В.С.Библер, В.Е.Давыдович, С.В.Дармодехин, И.Ф.Исаев, М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, Э.СМаркарян, В.П.Туга-ринов, и др.), психологической теории личности (К.САбульханова-Славская, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, В.В.Давьщович, А.Н.Леонтьев, С.Л Рубинштейн, А.В.Петровский и др.), теории общения и отношений (А.А.Бодалев, В АКан-Калик, В.Н.Мясищев, АВМудрик, Л.П.Петровский и др.).

Концептуальное значение в исследовании имели положения о психологических основах детско-родительских отношений (АЯ.Варга, А.Г.Лидерс, А.С.Спиваковская, В.В.Столетова и др.), о педагогике воспитания детей в семье и путях совершенствования педагогической культуры родителей (И.ААрабов, Г.Н.Волков, И.В.Гребенников, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, ВАСухомлинский, В.Я.Титаренко, АГ.Харчев, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов, И АШоров и др.

Решение поставленных задач и проверка исходных положений обеспечивались следующими методами исследования:

— методы теоретического анализа философской, социологической, педагогической и медицинской литературы;

диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование;

— праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности детей, родителей);

— словесные методы (занятия-семинары, лекции, групповые, дискуссии, беседы);

— обсервационные методы (структурированное и неструктурированное наблюдение, самонаблюдение);

— прогностические методы (обобщение независимых характеристик, моделирование);

— математические методы (статистические методы обработки данных, корреляционный анализ).

Научная новизна результатов исследования:

— разработана системная модель формирования педагогической культуры родителей как источника гуманизации воспитания младших школьников, раскрыт характер взаимодействия государственных органов власти и субъектов образовательного процесса, занятых проблемами семьи на федеральном и региональном уровне;

— выявлена и экспериментально обоснована совокупность педагогических условий гуманизации воспитательного процесса как эффективного средства формирования и развития педагогической культуры родителей;

— раскрыты потенциальные возможности семьи для разработки, теоретических и эмпирических положений, способствующих реализации процесса гуманизации воспитания и обучения младших школьников.

Теоретическая значимость исследования:

— раскрыта сущность педагогической культуры родителей в новых социально-педагогических условиях;

— дополнена феноменология педагогической культуры родителей, ее диагностика на основании гуманизации семейного воспитания на современном этапе;

— синтезированы и введены в научный оборот семейной педагогики традиционные и инновационные результаты, которые позволяют прогнозировать степень готовности повышения педагогической культуры родителей в работе с младшими школьниками.

— положения и выводы исследования углубляют представления о стратегии формирования педагогической культуры родителей в контексте гуманизации воспитательного процесса с учетом современных задач государственной семейной политики;

— разработана, внедрена и проверена опытным путем программа формирования педагогической культуры родителей как условия гуманизации образовательного процесса;

— предложена серия психолого-педагогических методик для диагностики и прогнозирования развития педагогической культуры родителей;

— материалы проведенного исследования могут найти применение в массовой практике на основе взаимодействия различных социальных институтов и дальнейшего поиска путей и методов совершенствования процесса формирования педагогической культуры родителей.

Достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций обеспечиваются методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных позиций, достаточной источниковедческой базой, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, анализом научных результатов, педагогического опыта и эксперимента различными взаимопроверяемыми методами.

Положения, выносимые на защиту: — педагогическая культура родителей представляет собой такое личностное образование, которое выражается в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении педагогическими технологиями, в отношениях взаимодействия семьи и школы, в гуманистическом стиле взаимодействия с детьми;

— системная модель формирования педагогической культуры родителей как источника гуманизации воспитания младших школьников предполагает взаимодействие таких социальных институтов, как государственные органы власти, система образовательных учреждений, сфера социального и медицин ского обслуживания, средства массовой информации, религиозные организации, неформализованные структуры, обеспечивающие успех во взаимодействии субъектов образовательного процесса;

— совокупность выявленных нами педагогических условий включает:

необходимость опоры на педагогическую культуру родителей в процессе становления гуманистических качеств личности детей, готовность родителей к этой работе;

необходимость того, чтобы педагогическая культура родителей была основана на учете новых социокультурных и социально- экономических условий жизни, приведшим к образовательно-воспитательным преобразованиям и оказывающим эффективное воздействие как на организацию учебного процесса в школе, так и на семейное воспитание;

непрерывность коррекционно — формирующей работы с родителями;

внедрение возможностей народной педагогики.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА:

На первом этапе (1998-1999 гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная, социально-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, формулировались вопросы анкет, бесед, интервью с родителями, учителями школ, проводился анализ творческих работ детей.

На втором этапе (1999-2001 гг.) основное место занял формирующий экспери мент на базе школ №1, № 3 г. Карачаевска, разрабатывались пути и условия повы шения эффективности развития педагогической культуры родителей, использовались

обсервационные, экспериментальные и словесные методы; проверялись положения

На третьем, заключительном этапе (2001-2002 гг.) проводился анализ опытно- экспериментальной работы, мы использовали праксиметрические, прогностические и математические методы обобщались результаты, вырабатывались выводы и методи- ческие рекомендации по исследуемой проблеме.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные теоретические и практические положения работы отражены в публикациях автора. Они обсуждались и получили одобрение на научных семинарах, на кафедре педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госпеду-ниверситета, на ежегодных итоговых научно-практических конференциях КЧГПУ (1998,1999,2000,2001,2002 гг.), на Второй региональной научно-практической конференции — «Этнос, культура, образование в контексте современных социально педагогических проблем» (Карачаевск, 1998 г.), на научно — практической конференции «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона» (Ростов, 2000 г.), на Международной научно- практической конференции «Когнитивная парадигма» (Пятигорск, 2000 г.) и другие.

Результаты исследования нашли свое отражение в 12 публикациях.

Разработанные рекомендации внедрены в образовательный процесс в СШ № 1, № 3 г. Карачаевска. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключе ния, библиографии и приложений. Библиография включает 280 источников, работа содержит 1 модель, 2 диаграммы, 2 схемы и 6 таблиц.

Социально-педагогические тенденции гуманизации семейного воспитания на современном этапе

Гуманизм как идейно-нравственный комплекс стал включать в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Глобальность гуманизма как философской системы воззрений, в том числе педагогических, определяется такими его аксиологическими признаками, как автономность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, отражение в них единства целей и средств, приоритете идеи свободы.

Уровень развития гуманистического мировоззрения всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др.

Универсальность философии гуманизма проявляется и в том, что его ценности и, прежде всего человек как «мера всех вещей», выступают общечеловеческими критериями личной и социальной рефлексии. Основанная на таких критериях рефлексия требует поиска путей разрешения глобальных, групповых и индивидуальных конфликтов с точки зрения социально-ценностных установок гуманизма.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее основные условия общественной жизни.

Ценности гуманизма — не второстепенные элементы определенной настройки, по своей значимости они соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пресечение всяких попыток любыми средствами добиться своих целей. Нельзя поступаться гуманистическими принципами по соображениям стратегической необходимости. Так, насилие и грубость не могут использоваться в качестве средств регулирования отношений между людьми или в качестве методов социальных преобразований, какими бы благополучными целями это не обосновывалось.

Свобода индивида является той ценностью, с помощью которой реализуются другие социальные ценности (равенство, справедливость и др.). Идея свободы проявляется в различных формах и прежде всего как свобода мысли и духа. Она относится ко всем, областям, включая политику, науку, образование, мораль. Другая форма проявления свободы — это моральная свобода или смысложизненное самоопределение личности. Данная форма, с одной стороны, тесно связана с «правом на личную жизнь», а с другой -требует создание условий для самоутверждения и самореализации личности.

В гуманистическом мировоззрении как раз, находя свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности. Гуманность поэтому не может быть чертой личности. Черта — это всего лишь отдельное свойство или отличительная особенность. Представляется правомерным рассматривать гуманность как качество личности, поскольку качество — это объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. В этой связи гуманность следует понимать как интегральную характеристику личности, которая включает комплекс свойств личности, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности в личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности, в актах содействия, соучастия, помощи.

Взаимодействие семьи и школы как условие гуманизации процесса развития младших школьников

Семья всегда была средоточением всех воспитательных начал. Она имела свой уклад и авторитет, свои традиции, с помощью которых каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Роль семьи в воспитании детей определяется глубоким знанием особенностей родного ребенка, которого родители естественно, знают лучше других воспитателей.

Как образно отмечает известный социолог А.Г. Харчев, семья не только » воспитывает сама , но и » удобряет » или, наоборот, » истощает почву для последующего общественного воспитания » [252, С.310].

Исследования в области этики, социологии, педагогики и психологии убедительно показывают, что семье принадлежит основная социальная функция — воспитание детей, в семейном воспитании есть свои преимущества и ценные средства: родительский авторитет, возможность индивидуального подхода к детям, положительный пример родителей, учет возрастных особенностей, духовная связь и нравственная преемственность поколений.

Повышение роли школы в воспитании подрастающих поколений и руководстве воспитательной работой семьи теснейшим образом связано с теми социальными и производственно-экономическими сдвигами, которые происходят в развитии общества.

Быстрое развитие науки и техники и совершенствование всех отраслей производства повлекли за собой необходимость в 70-е годы введения всеобщего среднего образования и повышения научного уровня образовательно-воспитательной работы. Школа, в тот период, стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии учащейся молодежи.

Российская школа и сейчас располагает квалифицированными кадрами педагогов, и стремиться строить учебно-воспитательную работу на научной основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимой педагогической подготовкой, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь и способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П.Блонский [25] отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая родителей. Эту же мысль, но в иной форме высказывал А.С.Макаренко, он писал: » Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. МЫ должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей» [106, С.501].

В.А. Сухомлинский требовал тонкого, глубокого, обдуманного влияния учителя на семью, в которой формируется личность ребенка, при этом он стремился устанавливать доброжелательные отношения как между родителями и школой, так и между родителями и детьми, считая, что именно семья закладывает первоначальные истоки в становлении личности ребенка [232].

В 60-70 годы влияние школы на воспитание учащихся в семье обусловливалось тем обстоятельством, что почти все родители были вовлечены в производство, многие из них занимались самообразованием, повышением своей квалификации, активно участвовали в деятельности общественных и культурно-массовых организаций. Все это, так или иначе сказывалось на их воспитательной работе и, в частности, ослабляет традиционные контакты между родителями и детьми.

Учитывая это, школа не только должна была поддерживать тесные связи с семьей, но и оказывать воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей.

Многие сторонники гуманизации [8; 30; 163] образования видят цели обучения в том, чтобы создать условия для самоатуализации личности, потенциал которой задан генетически, забывая о том, что учащимся предстоит ещё овладеть определёнными социокультурными нормами, понятно, что они не должны быть общими для различных культур, различных социальных групп.

Сегодня гуманистическая школа существенно меняет представления о характере взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса, утверждается стиль доверия, сотрудничества и сотворчества, происходит сближение их позиций, усиливается роль эмоции, эмпатии. Всё это избавляет учителей и учащихся от психологического дискомфорта, от состояния одиночества, беспокойства, тревоги.

Гуманистическая педагогика исходит из того, что человек может развивать способности и реализовывать свой познавательный потенциал, если удовлетворены его потребности в безопасности, принадлежности к какому-либо сообществу, в любви, уважении и самооценке.

Однако не следует забывать, что личностно-ориентированный подход предполагает не только самоактуализацию с целью максимального развёртывания «Я-концепции». Упускается из виду необходимость формирования » Я-идеального», т.е. представления о том, каким человек хотел бы быть. Такое формирование происходит, прежде всего, под воздействием социально-значимых норм и ценностей.

Диагностика состояния сформированности у родителей педагоги ческой культуры

Провести диагностику уровня педагогической культуры родителей, а также уровня развития психических и личностных особенностей ребенка.

Опираясь на полученные данные, определить направления коррекци-онно — формирующей работы по развитию и совершенствованию родительской культуры, направляя родителей на процесс самодиагностики и самоанализа собственного поведения.

Диагностике уровня педагогической культуры родителей предшествовала первичная диагностика, ее целью являлось установление контакта с родителями и диагностическая ориентировка, позволяющая задать дальнейшее направление диагностической деятельности на констатирующем этапе эксперимента. В результате первой встречи мы обозначили цели и пути дальнейшего взаимодействия с родителями по диагностике и развитию их педагогической культуры как источника гуманизации воспитательного процесса младших школьников, коррекции родительского отношения и общения с ребенком в семье. Далее родители заполнили ознакомительные анкеты, отражающие «семейный портрет»- состав, структура семьи, образование, занятость родителей, их основные жалобы, связанные с процессом воспитания и развития ребенка.

На втором занятии работы с родителями была проведена диагностика личностного и психического развития ребенка, определяющая диагностику родительского отношения к нему, а так же характер дальнейшей коррекци-онно — формирующей работы с родителями.

Диагностика уровня педагогической культуры родителей проводилась нами в соответствии с выделенными в теоретической части исследования параметрами и показателями аксиологического, информационно-содержательного и операционально-деятельностного компонентов родительской культуры.

Необходимо отметить, что в ходе диагностической работы с родителями были обнаружены различные личностные проблемы родителей, имеющие глубинный характер и требующие длительной работы с самими родителями по коррекции их индивидуально-личностных проблем. Однако, комплексная оценка и коррекция характерологических, психофизиологических свойств родителей, особенностей их когнитивной сферы выходили за рамки нашего исследования. Поэтому в данной работе были использованы лишь те методы и соответствующие им методики, которые позволяли оценить уровень сформированное того или иного компонента педагогической культуры родителей, исходя из выделенных в теоретической части исследования параметров и показателей родительской культуры.

Полученный и обобщенный фактический материал позволил описать три уровня сформированности у родителей педагогической культуры: высокий, средний, низкий.

Аксиологический компонент педагогической культуры родителей представлен следующими параметрами и соответствующими им показателями. 1. Тип родительского отношения к ребенку определяется согласно:

«Тесту-опроснику родительских отношений», разработанного А.Я.Варгой и В.В.Столиным [184, С. 193], в котором родительские отношения понимаются как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Родителей высокого уровня педагогической культуры характеризуют следующие параметры: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится много времени проводить с ребенком, одобряет его интересы и планы (Шкала «Принятие»). Родитель интересуется делами и планами ребенка, стремится во всем помочь ему, сочувствует и сопереживает ребенку. Родитель достаточно высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу, самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается понять и принять его точку зрения в спорных вопросах. Приоритетными ценностями такие родители выделяют семью, счастливую семейную жизнь, выступающую поддержкой для самореализации, любовь и заботу о ближнем и т. д.

Для родителей среднего уровня данного параметра родительской культуры соответствует стремление удовлетворить все потребности ребенка. Оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка. Ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. По своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности (Шкала «Симбиоз»). Имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписывая ему личную и социальную несамостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия (Шкала «Маленький неудачник»).