Расчет тарифа методом индексации пример

Оглавление:

Расчет тарифа на водоснабжение и воду

Виды тарифов

Что мы делаем

ООО «Энерго Тарифный Холдинг» выполняет расчеты тарифов:

  • на питьевую воду;
  • техническую воду;
  • транспортировку воды;
  • на горячую воду (при открытой и закрытой системе теплоснабжения).

Как производится расчет тарифов на водоснабжение

Расчет тарифов производим следующими методами:

Специалисты нашей компании производят корректировку установленных долгосрочных тарифов.

При формировании тарифной заявки производится расчет показателей надёжности и качества оказываемых услуг, а также формируется программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Расчеты производятся в соответствии с действующим законодательством и методиками. В составе тарифной заявки формируется производственная программа по водоснабжению.

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В случае, если для организации, оказывающей услуги по водоснабжению или транспортировке воды, тарифы на воду или транспортировку воды устанавливаются впервые (новая организация или услуги по водоснабжению/транспортировке воды ранее не оказывались), для расчета применяется Метод экономически обоснованных расходов (затрат). Его иногда называют «Метод НВВ» (НВВ — необходимая валовая выручка). Методика расчета тарифов на воду и транспортировку воды методом экономически обоснованных расходов (затрат) утверждена приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат), выполняемый нашими специалистами, включает следующие этапы:

Анализ схем сетей водоснабжения

Составляется спецификация к схемам сетей водоснабжения – информация по схеме расписывается по участкам между колодцами с указанием номеров колодцев, точек подключения абонентов, длин участков сетей, диаметров, количества пожарных гидрантов, количества запорной арматуры, установленной на сетях.

Генеральный план для расчета тарифов на воду

Формирование баланса водопотребления на период регулирования

Баланс водопотребления для расчета тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) формируется на основании заключенных с потребителями услуг договоров водоснабжения или договоров транспортировки воды.

Изучение технологического процесса водоснабжения

Изучение технологического процесса водоснабжения при формировании тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) включает:

  • изучение технологической схемы подъема, очистки и транспортировки воды; механических, химических и иных методов очистки и обеззараживания воды;
  • изучение используемых химических реагентов, реактивов, норм их расхода при очистке и обеззараживании воды;
  • изучение характеристик оборудования, используемого при подъеме, очистке и транспортировке воды;
  • изучение характеристик приборов учета поднятой воды, транспортируемой воды и приборов учета, установленных у потребителей.
  • Технологические процессы на ВЗУ (PDF)
  • Технологические решения на ВЗУ (PDF)
  • Технологическая схема ВЗУ (PDF)

Нормативный расчет расхода воды на технологические нужды, расчет потерь воды при ее производстве и транспортировке на период регулирования

Расчет расхода воды на технологические нужды, потерь воды при ее производстве и транспортировке в централизованной системе водоснабжения выполняется нашими специалистами на основании приказа Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке».

Формирование баланса водоснабжения

Баланс водоснабжения для расчета тарифов на воду формируется на период регулирования на основании рассчитанного объема водопотребления и рассчитанного нормативного расхода воды на технологические нужды и объема потерь воды при ее производстве и транспортировке.

Расчет нормативного расхода материалов (химических реагентов и прочих материалов) для очистки и обеззараживания воды и затрат на их приобретение

Расчет нормативного расхода материалов по водоснабжению для учета их в тарифе на воду выполняется в соответствии с технологическим процессом и нормативами расхода материалов.

Расчет нормативного расхода электроэнергии и затрат на покупку электроэнергии

Расчет нормативного расхода электроэнергии для учета его в тарифе на воду выполняется на основании информации, полученной при изучении технологического процесса водоснабжения. Расход электроэнергии на технологические нужды по водоснабжению рассчитывается на период регулирования:

  • на основании характеристик установленного (на водозаборе, станциях очистки, станциях повышения давления воды) электрооборудования — тип, марка, мощность, количество;
  • часов работы установленного электрооборудования – рассчитываются с учетом объемов подъема, перекачки и очистки воды, производительности установленного оборудования, коэффициента спроса.

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда для включения их в тариф на воду выполняется на основании норм действующего законодательства РФ, штатного расписания, Положения по оплате труда, Коллективного договора, приказов на доплаты, совмещения и иных локальных актов регулируемой организации.

В соответствии с технологическим процессом, характеристиками и количеством установленного оборудования, протяженностью сетей производится расчет нормативной численности основных производственных рабочих и оперативного руководства по водоснабжению. Рассчитывается численность младшего обслуживающего персонала по содержанию объектов водоснабжения – уборщики производственных помещений, уборщики производственной территории. При наличии транспортных средств, спецтехники – выполняется расчет нормативной численности водителей, трактористов и машинистов.

Расчет расходов на амортизационные отчисления

Расходы на амортизационные отчисления для включения их в тариф на воду рассчитываются на основании инвентарных карточек (ОС-6), актов ввода в эксплуатацию (ОС-1, ОС-1а), норм амортизационных отчислений, первоначальной стоимости, сроков полезного использования и эксплуатации, данных о реконструкции и модернизации.

Расчет расходов на ремонт

Расходы на ремонт в тарифе на воду включают затраты:

  • на капитальный ремонт объектов водоснабжения подрядным способом и хозяйственным способом;
  • на текущий ремонт объектов водоснабжения подрядным способом;
  • на материалы для текущего ремонта, выполняемого хозяйственным способом для объектов водоснабжения.

Трубы для ремонтных работ

Задвижки для ремонтных работ

Расчет расходов на аренду и лизинговые платежи

Расчет расходов на аренду объектов водоснабжения выполняется в соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Арендная плата, учитываемая в тарифе, включает:

  • амортизационные отчисления;
  • налог на имущество;
  • налог на землю (или арендные платежи за землю);
  • иные обязательные платежи собственника, связанные с владением имуществом, сдаваемым в аренду.

Расчет расходов на покупную продукцию

Расчет расходов на покупную продукцию производится в случае, если регулируемая организация покупает воду у другой ресурсоснабжающей организации или оплачивает услуги по очистке воды, или по транспортировке воды.

Расчет цеховых расходов

Расчет цеховых расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общепроизводственного назначения, непосредственно относящихся к виду деятельности по водоснабжению.

В цеховые затраты по водоснабжению включаются следующие виды расходов:

  • затраты на оплату труда и отчисления с фонда оплаты труда цехового персонала;
  • затраты на электроэнергию по электрооборудованию цехового назначения;
  • затраты на амортизационные отчисления по основным средствам цехового назначения;
  • затраты на охрану труда;
  • затраты на обучение;
  • затраты на анализы воды;
  • затраты на техническое обслуживание объектов водоснабжения;
  • затраты на аварийно-диспетчерское обслуживание;
  • затраты на хозяйственные товары для водозабора и/или станции очистки воды;
  • затраты на малоценные и быстро изнашиваемые предметы, основные средства стоимостью до 40 тысяч рублей и сроком полезного использования менее 1 года;
  • иные услуги производственного назначения по водоснабжению.

Расчет административных расходов

Расчет административных расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общехозяйственного назначения (общеэскплуатационные расходы) – расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Рассчитываются административные расходы на период регулирования в целом по предприятию на основании заключенных договоров общехозяйственного назначения, фактических затрат и обоснованных планируемых расходов на период регулирования. В тариф на питьевую воду, рассчитываемый методом экономически обоснованных расходов (затрат), включается доля административных расходов, приходящаяся на вид деятельности по водоснабжению в соответствии с методикой распределения косвенных расходов, отраженной в учетной политике по бухгалтерскому учету предприятия.

Расчет расходов на уплату налогов и сборов

Расчет расходов на уплату налогов и сборов для учета их в тарифе на питьевую воду, рассчитываемого методом экономически обоснованных расходов (затрат) заключается в определении суммы расходов, необходимой для уплаты налогов и сборов, относящихся непосредственно на вид деятельности «Водоснабжение» и доли затрат на уплату налогов и сборов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, приходящейся на вид деятельности «Водоснабжение».

Расчет нормативной прибыли

Расчет нормативной прибыли, учитываемой в тарифе на воду, заключается в определении величины следующих видов расходов по водоснабжению:

  • затраты на возврат займов и кредитов, уплату процентов по займам и кредитам, используемым для реализации инвестиционной программы по водоснабжению, а также на пополнение оборотных средств по водоснабжению;
  • затраты на капитальные вложения по водоснабжению на период регулирования в соответствии с утвержденной инвестиционной программой по водоснабжению (без учета процентов по займам и кредитам, привлекаемым для капитальных вложений по водоснабжению);
  • расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором регулируемой организации.

Расчет тарифов на воду

Расчет тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование необходимой валовой выручки (НВВ);
  • распределение НВВ по полугодиям на период регулирования (на 2 полугодие по каждой статье расходов применяется соответствующий индекс-дефлятор);

расчет тарифов на воду по полугодиям на период регулирования:

тариф на воду в 1 полугодии = НВВ 1 полугодия / объем полезного отпуска воды в 1 полугодии;

тариф на воду во 2 полугодии = НВВ 2 полугодия / объем полезного отпуска воды во 2 полугодии.

Расчет тарифов на питьевую воду

Формирование производственной программы по водоснабжению

Формирование производственной программы по водоснабжению осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 101.

Производственная программа по водоснабжению часть 1

Производственная программа по водоснабжению часть 2

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование папок с расчетными таблицами (расчет тарифов на воду);
  • формирование папок с обосновывающими документами, на основании которых произведен расчет тарифов на воду;
  • написание пояснительной записки;
  • написание заявления об установлении тарифов на воду;
  • написание заявления о выборе метода регулирования при установлении тарифов на воду;
  • составление описи всех документов;
  • нумерация документов в папках с описями;
  • подписание тарифного предложения (тарифной заявки) руководителем регулируемой организации и заверение подписей печатью регулируемой организации;
  • сканирование всех документов тарифного предложения и записывание их на электронные носители информации;
  • сшивание всех документов тарифного предложения, заверение их подписью руководителя и печатью регулируемой организации;
  • направление тарифного предложения в орган государственного регулирования в сфере тарифообразования для установления тарифов на воду для регулируемой организации.

Тома тарифного предложения на воду

Опись к тарифной заявке по тарифам на воду 1

Опись к тарифной заявке по тарифам на воду 2

Пояснительная записка к расчету тарифов на воду 1

Пояснительная записка к расчету тарифов на воду 2

Пояснительная записка к расчету тарифов на воду 3

ООО «Энерго Тарифный Холдинг» осуществляет полное сопровождение по сформированным тарифным предложениям (заявкам) при утверждении тарифов в регулирующих органах, а также при оспаривании утвержденных тарифных решений в ФАС России и судах.

Наши преимущества

Отслеживаем изменения в действующем законодательстве. Используем только актуальные нормативно-правовые документы. При проведении экспертиз используются документы, имеющие правовую силу в спорный период.

ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА И СРОКОВ

Заключается Договор, в котором прописываются все существенные условия, что гарантирует соблюдение сроков и получение качественного конечного результата.

Выполняем работу «под ключ».

Не завышаем стоимость услуг.

Цена всегда соответствует объему затрачиваемых трудовых ресурсов и времени на выполнение Договора.

ШИРОКИЙ ВЫБОР УСЛУГ

Производим расчеты всех видов тарифов, нормативов, расценок.

Выполняем все виды технико-экономических экспертиз.

Выполняем расчеты и экспертизы на эксклюзивные услуги.

Разносторонняя квалификация наших специалистов позволяет выполнять нестандартные проекты и находить оптимальное решение для сложных задач.

Индивидуальный подход для каждого клиента. Учитываем специфику деятельности, состав имущественного комплекса, наличие обосновывающих документов у Заказчика и его пожелания.

Полное соблюдение конфиденциальности.

Получить бесплатную консультацию

ООО «Энерго Тарифный Холдинг» оказывает услуги организациям, осуществляющим деятельность в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, а также организациям – потребителям услуг в сфере энергетики и ЖКХ.

Полезные ссылки

Новостная рассылка

Будьте в курсе последних новостей, подписавшись на нашу рассылку

Приложение 5.9. Расчет необходимой валовой выручки методом индексации установленных тарифов

Информация об изменениях:

Приложение 5.9 изменено с 30 октября 2017 г.- Приказ ФАС России от 4 октября 2017 г. N 1292/17

Приложение 5.9
(с изменениями от 4 июля 2016 г.,
4 октября 2017 г.)

Расчет
необходимой валовой выручки методом индексации установленных тарифов

факт в году i0 по данным регулируемой организации

прогноз на год i0 по данным регулируемой организации

факт в году i0 + 1 по данным регулируемой организации

прогноз на год i0 + 1 по данным регулируемой организации

факт в году i1 по данным регулируемой организации

прогноз на год i1 по данным регулируемой организации

Операционные (подконтрольные) расходы

Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

Расчетная предпринимательская прибыль

Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

Корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения

Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

Корректировка, подлежащая учету в НВВ и учитывающая отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы

1. Год i0 — первый год долгосрочного периода регулирования, год i1 — последний год долгосрочного периода регулирования.

2. Графы 3, 5, . n — 1 строк 1 и 3 заполняются на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных.

3. В строке 5 графы 3, 5, n — 1 не заполняются.

4. Строка 6 заполняется только для первого долгосрочного периода регулирования.

5. Графы 4, 6. n строки 11 заполняются как сумма соответствующих граф строк с 1 по 10.

6. Графы 3, 5. n — 1 строки 11 заполняются как сумма соответствующих граф строк с 1 по 6.

гр. 7 = гр. 3 стр. 11 — гр. 3 стр. 12 + гр. 3 стр. 7;

гр. 9 = гр. 5 стр. 11 — гр. 5 стр. 12 + гр. 5 стр. 7 и т.д.;

гр. 3 и 5 заполняются аналогично по данным таблицы предыдущего долгосрочного периода регулирования.

8. Строка 12 заполняется только в графах 3, 5. n — 1.

9. К таблице прилагаются дополнительные материалы, содержащие обоснованный расчет по строкам 8, 9, 10, 12.

Теплоснабжение

Регулирование тарифов в 2019 году

Информационное письмо комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 05.03.2018 № 31-06-11/478 «О тарифной кампании на 2019 год»

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

К заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы:

Инструкция по заполнению форм экономического обоснования

В случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) тарифы на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.

В целях создания и развития коммунальной инфраструктуры организация может разработать и утвердить инвестиционную программу. С порядком согласования и утверждения можно ознакомиться по ссылке.

Отчетность, представляемая в Комитет.

Ежегодно, до 20 апреля, представляются отчеты о выполнении инвестиционных программ согласно форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.08.2014 № 459/пр.

Ежеквартально представляется информация о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива по ЕИАС в формате шаблона WARM.TOPL.Q.

Ежемесячно представляется статистическая отчетность по ЕИАС по Форме № 46 в соответствии с Приказом РОССТАТа от 23.12.2016 № 848 (Информация на сайте www.eias.ru в разделе «Форма 46»).

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2014 № 98-п «Об утверждении комплекса мер («дорожной карты») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области» по запросу Комитета организации представляют анализ финансового состояния ресурсоснабжающей организации в сфере теплоснабжения согласно шаблону:

Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере передачи тепловой энергии, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие программы должны отвечать требованиям, установленным приказами Комитета от 31.03.2016 № 12/2.

Обязанность по раскрытию информации

Согласно постановлению Правительства РФ от 05.07.2013 № 570, теплоснабжающие организации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на сайте Комитета по форме шаблонов ЕИАС. Для этого необходимо в системе ЕИАС скачивать и направлять заполненные шаблоны в следующие сроки: ·

единоразово (либо в течение 10 дней со дня изменений) – информацию об организации (JKH.OPEN.INFO.ORG);

в течение 10 дней со дня подачи заявления на установление тарифов (JKH.OPEN.INFO.REQUEST);

в течение 30 календарных дней со дня принятия приказа об установлении тарифов (JKH.OPEN.INFO.PRICE);

в течение 30 календарных дней со дня сдачи бухгалтерского баланса в ФНС, но не позднее 30 апреля (для организаций, не осуществляющих сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (JKH.OPEN.INFO.BALANCE);

в течение 30 календарных дней после окончания квартала (за исключением операторов ТКО) (JKH.OPEN.INFO.QUARTER).

В случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в течение 10 календарных дней со дня изменения информации.

Дополнительно теплоснабжающие организации в рамках раскрытия информации обязаны на своем официальном сайте в сети «Интернет» публиковать следующие сведения:

— До 1 марта ежегодно – Об условиях, на которых осуществляется поставка товаров (оказание услуг), а также сведения о договорах, заключенных в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении»;

— Ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом – О выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации; Об основаниях приостановления, ограничения и прекращения режима потребления тепловой энергии в случаях, предусмотренных пунктами 70 и 76 Правил организации теплоснабжения в РФ.

Полная информация о стандартах раскрытия информации и порядке их исполнения размещена на сайте Комитета в разделе «Иная информация» — подраздел «Раскрытие информации» (или баннер «Раскрытие информации»).

Водоснабжение и водоотведение

Регулирование тарифов в 2019 году

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении (корректировке) тарифов и необходимых обосновывающих материалов.

Заявление на установление (корректировку), сопутствующие документы и формы:

Расчет объемов отпуска населению

  • Расчет объемов по водоснабжению
  • Расчет объемов по водоотведению

Сведения о проведении ремонтов

Ремонты (таблицы вода и стоки)

Исходные экономические параметры для установления тарифов

В целях создания и развития коммунальной инфраструктуры организация может разработать и утвердить инвестиционную программу. С порядком согласования и утверждения можно ознакомиться по ссылке.

Контакты экспертов комитета тарифного регулирования Волгоградской области в сфере ВС, ВО по муниципальным образованиям Волгоградской области

Отчетность, представляемая в Комитет.

Ежегодно, до 01 апреля, представляется отчет о выполнении производственных программ за предыдущий год согласно формам:

Отчет о выполнении инвестиционных программ согласно пункту 57 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», представляется организациями:

за квартал – не позднее 45 дней после квартала;

за год – не позднее 45 дней после сдачи годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2014 № 98-п «Об утверждении комплекса мер («дорожной карты») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области» по запросу Комитета организации представляют анализ финансового состояния ресурсоснабжающей организации в сфере водоснабжения и водоотведения согласно шаблону.

Расчет тарифа методом индексации пример

Установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

Регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством РФ.

При установлении регулируемых тарифов (цен) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет по следующим видам деятельности:

  • производство электрической энергии (мощности);
  • производство тепловой энергии;
  • передача электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
  • передача электрической энергии по распределительным сетям;
  • передача тепловой энергии;
  • оказание услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России;
  • организация функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);
  • обеспечение системной надежности;
  • технологическое присоединение к электрическим сетям;
  • оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;
  • сбыт электрической энергии (мощности);
  • сбыт тепловой энергии.

При установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

Регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов.

Если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).

Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

Если деятельность организации регулируется органами более чем одного субъекта Российской Федерации, то регулирующие органы обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры необходимой валовой выручки с тем, чтобы суммарный объем необходимой валовой выручки позволял возмещать экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную доходность инвестированного капитала этой организации в целом по регулируемой деятельности.

При регулировании тарифов могут устанавливаться:

  • тарифы (фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг);
  • предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов.

При регулировании тарифов применяются различные методы регулирования, в том числе:
1 метод — экономически обоснованных расходов (затрат);
2 метод — экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;
3 метод — индексации тарифов.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:

  • на топливо;
  • на покупаемую электрическую и тепловую энергию;
  • на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
  • на сырье и материалы;
  • на ремонт основных средств;
  • на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
  • на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
  • прочие расходы.

Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:
1. капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;
2. выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов;
3. взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;
4. прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

В необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.

Расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе:
1. Нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики РФ по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
2. Цен на топливо, определяемых в соответствии с настоящим документом;
3. Расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года;
4. Нормативов создания запасов топлива, рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Минэнерго РФ по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

В отдельную группу выделяются расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Расходы на оплату указанных услуг определяются на основе тарифов, установленных регулирующими органами, и объема оказываемых в расчетном периоде регулирования услуг в соответствии с настоящим документом.
Расходы на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии настоящим документом и нормативами расходов, которые утверждаются соответственно Минэнерго РФ.
При определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются:

  • нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Минэнерго РФ по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
  • цены, указанные в настоящем документе;
  • программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Сумма амортизации основных средств для расчета регулируемых тарифов (цен) определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются:

  • расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ;
  • расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.;
  • плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду; — плата за аренду имущества;
  • расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов;
  • расходы на обучение персонала;
  • расходы на страхование;
  • отчисления на проведение мероприятий по надзору и контролю, производимые гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, по утверждаемым в установленном порядке нормативам;
  • расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики, согласованные с соответствующим регулирующим органом;
  • другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по тарифам.

В необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Уплата сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемый тариф (цену) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

В состав внереализационных расходов включаются также расходы на консервацию основных производственных средств, используемых в регулируемых видах деятельности.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Инвестиционные программы (проекты) должны содержать перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источники финансирования капитальных вложений, а также расчет срока окупаемости капитальных вложений.

Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с момента поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых тарифов (цен) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.

Средства, необходимые для финансирования инвестиционных программ (проектов) развития производителей, осуществляющих поставку электрической энергии (мощности) на оптовый рынок по регулируемым договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам), учитываются в составе необходимой валовой выручки при установлении регулируемых тарифов (цен) с учетом рассмотрения среднесрочных инвестиционных программ (проектов) в части их финансирования за счет тарифных источников.

Расчетная величина дивидендов (распределяемого дохода), учитываемая на расчетный период регулирования в составе необходимой валовой выручки, определяется с учетом суммы дивидендов (распределяемого дохода), заявленной организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, на расчетный период регулирования, и исходя из сумм фактически выплаченных дивидендов за последние 3 года, а также с учетом размера оставшейся после уплаты налогов и сборов прибыли, полученной в последний отчетный период.

Платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, учитываются на расчетный период регулирования в составе необходимой валовой выручки.

Экономически обоснованные расходы на уплату взносов в уставные (складочные) капиталы и на инвестиции в ценные бумаги организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включаются в состав необходимой валовой выручки в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При расчете регулируемых тарифов (цен) с использованием метода экономически обоснованных расходов валовая прибыль должна соответствовать экономически обоснованному уровню доходности инвестированного капитала организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Рассчитанные таким методом регулируемые тарифы (цены) не должны превышать предельных максимальных уровней регулируемых тарифов (цен), установленных в соответствии с настоящим документом.

Экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала определяется регулирующим органом на основании прогноза уровня инфляции, принятого при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год, с учетом стоимости долгосрочного заемного капитала, сложившейся на финансовом рынке в отчетный период. Указанный уровень доходности не должен превышать действующую ставку рефинансирования Центрального банка РФ, но не может быть ниже минимальной доходности облигаций федерального займа по состоянию на 1 июля последнего отчетного года.

Оценка величины инвестированного капитала на расчетный период регулирования осуществляется на основе бухгалтерского баланса организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на последнюю отчетную дату. При этом учитываются решения органов управления организации, осуществляющей регулируемую деятельность, принятые во исполнение решений Правительства РФ и в соответствии с законодательством РФ, ведущие к изменению величины уставного и добавочного капитала, относимой на регулируемые виды деятельности, в расчетный период регулирования.

Величина инвестированного капитала определяется как сумма долей уставного и добавочного капитала, относимых на данный вид регулируемой деятельности, и долгосрочных обязательств (долгосрочного заемного капитала, обоснованно относимого на данный вид регулируемой деятельности) организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

Методика расчета и определения уровня доходности инвестированного капитала (включая особенности его определения в переходный период реформирования электроэнергетики) утверждается Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и применяется для следующих регулируемых видов деятельности: производство электрической энергии, производство тепловой энергии, передача электрической энергии, передача тепловой энергии и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике.
При определении расходов регулирующие органы используют:

  • регулируемые государством тарифы (цены);
  • цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
  • официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.

При отсутствии указанных данных применяются прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности.

Метод индексации может применяться при установлении регулируемых тарифов (цен), на срок более одного года.

Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые тарифы (цены) и (или) их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни.

При применении указанного метода тарифы устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, которые учитывают:

  • программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами;
  • изменения состава и (или) объемов финансирования инвестиционной программы электроэнергетики; — отклонения фактических показателей производства продукции на розничном рынке и (или) оказываемых услуг от прогнозных;
  • отклонения фактических цен на топливо от прогнозных;
  • отклонения фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении регулируемых тарифов (цен) прогнозного индекса;
  • изменения нормативных правовых актов, влияющие на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
  • изменения регулируемых тарифов (цен) на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов;
  • изменения ставок налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • изменения размера платежей, вносимых в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике;
  • технологические особенности производства электрической энергии (мощности) (для эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, — в соответствии с утвержденными в установленном порядке программами мероприятий по обеспечению безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития).

Регулирующие органы субъектов РФ ежегодно проводят анализ влияния установленных ими таким образом тарифов на финансово-экономическое состояние организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, на уровень инфляции, на финансово-экономическое состояние потребителей продукции (услуг) указанных организаций и на уровень жизни населения с целью учета результатов этого анализа при установлении регулируемых тарифов (цен) на очередной расчетный период регулирования. Результаты указанного анализа предоставляются в Федеральную службу по тарифам ежегодно не позднее 1 марта.

При регулировании тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничных рынках и тарифов (размер платы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) и на розничных рынках тепловой энергии (мощности), регулирующие органы вправе применять метод индексации тарифов, если уровень инфляции (индекс потребительских цен), определенный в прогнозе социально-экономического развития РФ, не превышает в расчетном периоде регулирования 12 процентов в год.

Государственный контроль за формированием регулируемых тарифов (цен) и применением тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) осуществляется регулирующими органами в пределах своей компетенции.