Предоставление земельного участка инвалиду войны

Предоставление земельного участка инвалиду войны

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничества и других целей, не противоречащих действующему законодательству, могут в настоящее время предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Причем в качестве общего правила выделение земельных участков в собственность должно производиться за плату. Бесплатное предоставление возможно только в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ. Выделение в постоянное бессрочное пользование земельных участков предусмотрено для государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления. Закон не исключает в ряде случаев предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование.

Суды рассматривают значительное число споров как при отказе в предоставлении земельных участков, так и по поводу их предоставления на том или ином праве. Сложность и специфика этих дел в материальном и в процессуальном отношении связана во-первых, с тем, что, речь всегда идет о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во-вторых, с административно-правовым способом возникновения прав на земельные участки. Даже в том случае, когда земельный участок передается за плату либо в аренду, соответствующему гражданско-правовому договору предшествует административный акт исполнительного органа государственной власти либо местного самоуправления.

Возможность предоставления земельных участков в собственность безвозмездно либо за плату была предусмотрена еще ЗК РСФСР 1991 г. В соответствии со ст. 7 этого Кодекса бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности, садоводства и огородничества, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и т.п. В то же время в городах и поселках предусматривалось платное предоставление для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Отдельным категориям граждан (пенсионерам, очередникам на получение жилой площади и др.) могли быть предоставлены льготы городскими и поселковыми Советами народных депутатов при передаче в собственность земельных участков. Таким образом, для льготного предоставления земельных участков по ЗК РСФСР имели значение такие факторы, как местоположение земельного участка, его назначение, а также профессия гражданина либо принадлежность его к той или иной группе граждан.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 в числе многих других норм ст. 7 ЗК РСФСР 1991 г. признана недействующей. До октября 2001 г., когда вступил в действие новый ЗК, выделение гражданам земельных участков в собственность бесплатно регулировалось отдельными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Из подзаконных актов можно отметить Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 , которым разрешалось руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством РФ (п. 7).

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5085.

СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.

С принятием нового ЗК, одним из принципов которого провозглашена платность землепользования, возможность передачи земельных участков в собственность граждан безвозмездно сохранилась. В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Из приведенной нормы ст. 28 ЗК РФ видно, что с введением в действие нового ЗК подзаконные нормативные правовые акты, включая указы Президента РФ, регулирующие безвозмездное предоставление земельных участков, не могут далее применяться. Помимо отмеченного выше Указа Президента РФ утратили также силу Указы Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», от 4 января 1992 г. N 1 «Об отводе земельных участков в Московской области для малоэтажного строительства и садоводства для жителей г. Москвы и области», от 2 февраля 1996 г. N 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и другие.

В отличие от прежнего ЗК РСФСР, действующим ЗК предусмотрены два случая передачи земельных участков в собственность граждан бесплатно. Во-первых, это относится к тем участкам, которые уже ранее были выделены гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, т.е. речь идет о бесплатной приватизации (ст. 20, 21 ЗК РФ). Во-вторых, допускается выделение земельных участков в собственность в порядке компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 63 ЗК РФ).

На практике не всегда проводится различие между бесплатной приватизацией и новым предоставлением земельных участков.

Глава Одинцовского района Московской области, рассмотрев заявление членов кооператива индивидуальных застройщиков «Зеленая роща-1» о передаче им земельных участков в собственность безвозмездно, постановил предоставить земельные участки бесплатно тем членам кооператива, кто имел льготы — ветеранам Великой Отечественной войны, МВД, участникам боевых действий, а другим лицам — за плату.

Одинцовский городской суд согласился с постановлением главы администрации района и отказал в удовлетворении обращения граждан о бесплатном предоставлении им земельных участков, исходя из того, что спорные земли были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование кооперативу индивидуальных застройщиков «Зеленая роща-1».

По мнению суда первой инстанции, как по ранее действующему ЗК РСФСР 1991 г., так и по новому ЗК РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Тот факт, что земельные участки находились в фактическом пользовании граждан, некоторые из них освоены с возведением различного рода построек, правового значения не имеет. Земельные участки могут быть им предоставлены при отсутствии льгот только путем изъятия из постоянного (бессрочного) пользования КИЗ «Зеленая роща-1» и передачи указанным лицам по договору купли-продажи за плату.

Президиум Московского областного суда отменил в порядке надзора решение суда первой инстанции и указал, что ст. 20 ЗК РФ гарантирует гражданам право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков, которые имеются у них в пользовании.

Так, п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок.

Отсюда следует, что земельный участок, для того чтобы стать объектом собственности на основании указанной выше статьи, должен быть выделен гражданину в установленном порядке в постоянное (бессрочное) пользование. Отвод земельных участков для организации кооперативов индивидуальных застройщиков удостоверяется государственным актом. Граждане, вступающие в кооператив индивидуальных застройщиков, которому земля предоставлена в бессрочное пользование, после распределения земельных участков между его членами (в соответствии с установленным уставом кооператива порядком распределения) становятся владельцами соответствующих земельных участков на тех же условиях, что и кооператив.

Поскольку у члена кооператива индивидуальных застройщиков возникло правомерное пользование конкретным земельным участком, расположенным в рамках отведенной кооперативу земли, то на основании п. 5 ст. 20 ЗК РФ, гарантирующего предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное пользование, у него возникает право на однократное бесплатное приобретение в собственность этого земельного участка .

Постановление Президиума Московского областного суда от 9 ноября 2005 г. N 638 // Дело N 44г-408/05.

Следует отметить, что аналогичная точка зрения по данной проблеме высказана также Верховным Судом РФ .

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2005 г.

Признавая возможность предоставления бесплатно гражданам в собственность земельных участков, ЗК РФ не предусматривает льготные категории граждан и условия реализации ими права на земельный участок. Эта задача должна решаться отдельными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. К моменту принятия нового ЗК только на федеральном уровне насчитывалось несколько десятков законов, содержащих различного рода льготы, в том числе и в отношении предоставления земельных участков. Наиболее известные из них такие, как Федеральные законы «О ветеранах» и «О статусе военнослужащих». Однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, известного как Закон о монетизации льгот, прежние льготы для многих категорий граждан оказались упраздненными. В частности, в новой редакции Закон «О ветеранах» не содержит льгот по бесплатному предоставлению земельных участков инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства. Аналогичная судьба постигла и Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ст. 17 которого, посвященная льготам в отношении бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, признана утратившей силу.

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» сохранились предусмотренные ст. 15 гарантии на получение земельного участка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо по состоянию здоровья. Однако данная льгота ограничивается обязанностью органов местного самоуправления в первоочередном порядке предоставлять им право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, не затронули социальные гарантии Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров Ордена Трудовой Славы в части бесплатного получения земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач и т.п.

На практике указанные выше нововведения вызвали различное отношение к бесплатному предоставлению земельных участков тем гражданам, которые пытались, но не реализовали предусмотренные им льготы до принятия Закона о монетизации льгот.

Льготы на получение земельного участка участником ВОВ

Добрый день. бабушка участник ВОВ, 88 лет, проживает в комнате общежития в г.Санкт Петербурге, хочет приобрести земельный участок в садоводстве пригорода Санкт Петербурга. Какие льготы на получение земельного участка? спасибо.

Ответы юристов (1)

Льготы для ветеранов

Льготы по предоставлению жилья распространяются на определенные категории ветеранов, войны и труда. Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Инвалиды войны имеют право на следующие льготы:

1. получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков;

2. первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления;

3. первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

4. безвозмездное предоставление жилых помещений инвалидам войны в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;

5. преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Могу ли я оспорить отказ в предоставлении земельного участка?

Я мама троих детей: 1 год, 11 лет и 19 лет.

На момент , когда родился третий ребенок- старшему не было 18 лет.Так как я и понятия не имела, что многодетным предоставляется земля. Поэтому подала заявление позже, 18 лет уже исполнилось.Он учится в Высшем уч.заведении.

Нам пришел отказ на предоставление зем.участка.

Могу ли я оспорить решение? А ведь на момент , когда родился третий ребенок- старшему не было 18 лет!! .

Ответы юристов (1)

Решение администрации соответствует Закону Новосибирской области

от 5 декабря 2016 г. N 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области»

Статья 5.Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам в собственность бесплатно
1.Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, постоянно проживающим на территории Новосибирской области, в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления:
1) земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества, личного подсобного хозяйства:
а) инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
б) лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
в) нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
г) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
д) ветеранам боевых действий;
е) нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей) сотрудника органов внутренних дел, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
2) земельных участков, расположенных на территориях сельских поселений Новосибирской области, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества, личного подсобного хозяйства:
а) лицам, работающим и проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет;
б) пенсионерам, проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет;
в) лицам, подвергшимся политическим репрессиям и признанным реабилитированными;
г) гражданам, имеющим детей-инвалидов;
3) земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений Новосибирской области, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества, личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц;
4) земельных участков для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества:
а) инвалидам;
б) лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим звание «Ветеран труда» или почетное звание «Ветеран труда Новосибирской области».
5) иным отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2.Земельные участки гражданам, указанным в подпунктах «б» — «д» пункта 1, пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, для индивидуального жилищного строительства предоставляются в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее — нуждающиеся в жилых помещениях).
3.В случае совместного проживания родителей (опекунов, попечителей) земельные участки в случаях, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 и пунктом 3 части 1 настоящей статьи, предоставляются в общую долевую собственность родителей (опекунов, попечителей).
4.В случае раздельного проживания родителей (опекунов, попечителей) земельный участок в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 2 части 1 настоящей статьи, предоставляется тому из родителей (опекунов, попечителей), по месту жительства (месту пребывания) которого проживает ребенок-инвалид.
5.В случае раздельного проживания родителей (опекунов, попечителей) земельный участок в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, предоставляется тому из родителей (опекунов, попечителей), по месту жительства (месту пребывания) которого проживает трое и более детей.
Статья 6.Порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно, снятия граждан с данного учета и предоставления гражданам земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно
1.Учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно (далее — учет), осуществляется следующими органами:
1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области, — областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области (далее — областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения);
2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области, — исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Новосибирской области.
2.Учет осуществляется органами учета путем ведения сводного реестра. Ведение сводного реестра осуществляется в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.
3.Постановка на учет осуществляется на основании представленного гражданином заявления в соответствующий орган, осуществляющий учет, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
4.Вместе с заявлением гражданин представляет:
1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
2) документ, подтверждающий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;
3) документ, подтверждающий право на внеочередное (первоочередное) приобретение земельного участка, — при наличии такого права.
5.Помимо указанных в части 4 настоящей статьи документов гражданами, указанными в подпункте «г» пункта 2, в пункте 3 части 1 статьи 5 настоящего Закона, представляются:
1) свидетельство о рождении каждого ребенка;
2) выписка из домовой (поквартирной) книги по месту регистрации детей в жилом помещении или иной документ, подтверждающий место жительства детей;
3) свидетельство о заключении брака родителей (опекунов, попечителей).
6.Граждане, указанные в подпунктах «б» — «д» пункта 1, пунктах 2 и 3 части 1 статьи 5 настоящего Закона, вправе представить по собственной инициативе документ, подтверждающий, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в случае получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В случае, если гражданином по собственной инициативе не представлен документ, подтверждающий, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, орган, осуществляющий учет, запрашивает необходимую информацию в соответствующих органах в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
7.Рассмотрение заявления осуществляется органом, осуществляющим учет, в течение 30 дней со дня его регистрации.
8.По итогам рассмотрения заявления орган, осуществляющий учет, принимает одно из следующих решений:
1) о постановке на учет;
2) об отказе в постановке на учет.
Решение органа, осуществляющего учет, в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается лично гражданину или направляется ему по почте.
9.Решение об отказе в постановке на учет принимается в следующих случаях:
1) отсутствие оснований для предоставления земельного участка гражданину в собственность бесплатно в соответствии с федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области;
2) непредставление документов, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи;
3) реализация гражданином права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;
4) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
10.Основаниями для снятия гражданина с учета являются:
1) заявление гражданина в письменной форме о снятии с учета;
2) реализация права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;
3) утрата оснований для предоставления земельного участка в собственность бесплатно (за исключением случаев, установленных частью 11 настоящей статьи);
4) смерть гражданина;
5) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.11.Право граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно сохраняется в случаях:
1) непредоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, принятым на учет и не получившим земельный участок до достижения детьми возраста 18 лет;

2) непредоставления земельного участка гражданам, имеющим детей-инвалидов, принятым на учет и не получившим земельный участок до достижения детьми возраста 18 лет.
12.Решение органа, осуществляющего учет, о снятии гражданина с учета в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается лично гражданину или направляется ему по почте.
13.Гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка, вправе состоять на учете в нескольких органах, осуществляющих учет.
14.Предоставление земельных участков осуществляется:
1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области, — уполномоченным органом;
2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области, — уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Новосибирской области.
15.Информация о количестве и цели использования образованных земельных участков (далее — информация) направляется уполномоченным органом в областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.
Областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, в течение 15 дней со дня получения от уполномоченного органа информации направляет гражданам, имеющим право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в порядке очередности постановки на учет извещения о необходимости повторного представления документов, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи (далее — извещение). Извещение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование получения извещения.
Гражданин представляет в областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, документы, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, в течение 30 дней со дня получения извещения.
Областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, в течение трех месяцев со дня получения информации формирует и направляет в уполномоченный орган список граждан, повторно представивших документы, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи и имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно (далее — список граждан).
16.Уполномоченный орган в течение 15 дней со дня получения списка граждан направляет указанным в нем гражданам уведомления о необходимости представления заявления о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанное уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование его получения гражданином.
Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области направляет гражданам, имеющим право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в порядке очередности постановки на учет, уведомление о необходимости представления заявления о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанное уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование его получения гражданином.
17.Решение о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно принимается не позднее 30 дней со дня представления гражданином в соответствующий орган письменного заявления о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
18.Решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается лично гражданину или направляется ему по почте.
19.Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам в собственность бесплатно в случаях, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Закона, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в нескольких случаях, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Закона, гражданин вправе получить земельный участок в собственность бесплатно по одному из указанных случаев и одной из целей использования по его выбору.
20.Предоставление земельных участков Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Трудовой Славы осуществляется во внеочередном порядке.

Таким образом Вы могли бы сохранить право на получение при условии:
1) непредоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, принятым на учет и не получившим земельный участок до достижения детьми возраста 18 лет;

Т.е. Вы должны были стоять на учете

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Бесплатное предоставление в собственность земельных участков ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий

Описание услуги

Способы подачи заявки

Способы получения результата

  • Лично
  • Почтой

Категории получателей

  • Физические лица

Пошаговые инструкции

1. В течение 1 рабочего дня со дня регистрации заявления министром государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее – министр) назначается должностное лицо министерства, ответственное за рассмотрение документов о предоставлении земельного участка (далее – специалист).
Основанием для начала рассмотрения заявления является его получение специалистом с резолюцией министра.
2. Министерство в 30-дневный срок со дня подачи заявления рассматривает поступившее заявление, принимает решение о принятии заявителя на учет либо об отказе в постановке на учет.
3. Основаниями для отказа заявителю в постановке на учет являются следующие обстоятельства:
— заявителем представлены не все необходимые документы либо в представленных документах имеются недостоверные сведения;
— заявление подано лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий;
— заявителем уже было реализовано ранее право на бесплатное получение в собственность земельного участка.
4. В случае принятия решения о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке на учет министерство в 30-дневный срок со дня подачи заявления направляет уведомление заявителю о принятии решения о постановке его на учет с целью предоставления земельного участка либо об отказе в постановке на учет.

1. Основанием для начала предоставления государственной услуги является поступившее в министерство письменное заявление о бесплатном предоставлении в собственность либо в аренду отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области с приложением необходимых документов.

При переходе на предоставление государственной услуги в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации или Нижегородской области заявление и прилагаемые к нему документы могут быть получены в электронной форме через государственную информационную систему «Единый Интернет-портал государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Прилагаемые к заявлению документы могут быть получены через систему межведомственного электронного взаимодействия либо иным путем, предусмотренным соглашением об информационном взаимодействии с организацией, располагающей данными сведениями.

2. При приеме заявления должностное лицо министерства, ответственное за прием документов в течение 15 минут:
— проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя, а для представителя заявителя – оформленную надлежащим образом доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя заявителя;
— проверяет правильность оформления заявителем заявления на предоставление государственной услуги, удостоверяясь, что:
документы представлены в полном объеме;
документы в установленных законодательством случаях скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
тексты документов написаны разборчиво, фамилии, имена и отчества граждан, адреса их мест жительства написаны полностью, в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
документы не исполнены карандашом;
документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
— проверяет комплектность представленных заявителем (представителем заявителя) документов, прилагаемых к заявлению, на соответствие описи, предоставленной заявителем, а также срок действия документов.
3. Должностное лицо министерства, ответственное за прием документов, регистрирует заявление по правилам делопроизводства (срок выполнения действия не более 10 минут) в Единой системе электронного документооборота «Служебная корреспонденция» и журнале учета заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства и выдает заявителю второй экземпляр заявления с отметкой о принятии документов.
4. Результатом исполнения административного действия является регистрация поступившего в министерство заявления.

Если заявитель не представил необходимые документы самостоятельно, то специалист, ответственный за предоставление услуги, в 3-хдневнй срок со дня регистрации извещения формирует межведомственный запрос в Росеестр (выписка из ЕГРП), в орган местного самоуправления (выписка из лицевого счета, справка об утверждении учетной нормы жилого помещения).
Предоставление сведений Росреестром осуществляется в течение 5 дней со дня получения запроса.

1.По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов министерство в пятнадцатидневный срок со дня поступления заявления принимает решение о безвозмездной передаче в собственность земельного участка.
2. Решение о безвозмездной передаче в собственность земельного участка в пятидневный срок направляется заявителю.
3. В десятидневный срок со дня принятия решения о безвозмездной передаче министерство подготавливает проект договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность и направляет его заявителю.

1. В случае принятия решения о предоставлении земельного участка специалистом в 10-дневный срок с момента принятия решения подготавливается проект договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность либо проект договора аренды земельного участка и передается на согласование руководителям структурных подразделений министерства.
2. Согласованный руководителями структурных подразделений проект договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность либо проект договора аренды земельного участка направляется (передается) заявителю.
3. В течение трех дней согласованный руководителями структурных подразделений проект договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность либо проект договора аренды подписывается заявителем и передается на подпись министру.
В случае уклонения гражданина от подписания договора земельный участок, являющийся предметом такого договора, предоставляется другому гражданину, состоящему на учете в качестве желающего приобрести земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства.
4. После подписания договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность либо договора аренды министром в течение двух дней договор (экземпляр заявителя) выдается специалистом заявителю (или направляется почтой) с регистрацией документов по правилам делопроизводства (максимальный срок выполнения действия 30 минут).

Конечным результатом исполнения административного действия является подписанный сторонами (министерством и заявителем):
договор безвозмездной передачи в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, для индивидуального жилищного строительства;
договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, для индивидуального жилищного строительства.

1. При фактическом наличии сформированного в соответствии с требованиями земельного участка:
1.1. Министерство направляет заявителю, стоящему первым на очереди, уведомление о рассмотрении в отношении него вопроса о предоставлении земельного участка из сформированного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления для индивидуального жилищного строительства.
В течение пяти дней со дня получения уведомления заявитель направляет в адрес министерства в письменной форме за своей подписью согласие на получение конкретного земельного участка либо отказ от предложенных земельных участков.
1.2. В течение десяти дней с момента получения от заявителя согласия на получение конкретного земельного участка специалист в течение дня подготавливает проект распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду сроком на три года.
В течение десяти дней подготовленный проект распоряжения согласовывается руководителями структурных подразделений министерства.
Согласованный руководителями структурных подразделений проект распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду сроком на три года передается на подпись министру.
1.3. Решение министерства о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно либо в аренду для индивидуального жилищного строительства направляется заявителю в десятидневный срок с момента его принятия.

Результатом исполнения административного действия является принятие решения о безвозмездной передаче в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, для индивидуального жилищного строительства, либо предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, для индивидуального жилищного строительства (либо об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства).

1. В случае принятия решения о предоставлении земельного участка специалистом в 10-дневный срок с момента принятия решения подготавливается проект договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность либо проект договора аренды земельного участка и передается на согласование руководителям структурных подразделений министерства.
2. Согласованный руководителями структурных подразделений проект договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность либо проект договора аренды земельного участка направляется (передается) заявителю.
3. В течение трех дней согласованный руководителями структурных подразделений проект договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность либо проект договора аренды подписывается заявителем и передается на подпись министру.
В случае уклонения гражданина от подписания договора земельный участок, являющийся предметом такого договора, предоставляется другому гражданину, состоящему на учете в качестве желающего приобрести земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства.
4. После подписания договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность либо договора аренды министром в течение двух дней договор (экземпляр заявителя) выдается специалистом заявителю (или направляется почтой) с регистрацией документов по правилам делопроизводства (максимальный срок выполнения действия 30 минут).

Конечным результатом исполнения административного действия является подписанный сторонами (министерством и заявителем):
договор безвозмездной передачи в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, для индивидуального жилищного строительства;
договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, для индивидуального жилищного строительства.

1. При фактическом наличии сформированного в соответствии с требованиями земельного участка:
1.1. Министерство направляет заявителю, стоящему первым на очереди, уведомление о рассмотрении в отношении него вопроса о предоставлении земельного участка из сформированного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления для индивидуального жилищного строительства.
В течение пяти дней со дня получения уведомления заявитель направляет в адрес министерства в письменной форме за своей подписью согласие на получение конкретного земельного участка либо отказ от предложенных земельных участков.
1.2. В течение десяти дней с момента получения от заявителя согласия на получение конкретного земельного участка специалист в течение дня подготавливает проект распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду сроком на три года.
В течение десяти дней подготовленный проект распоряжения согласовывается руководителями структурных подразделений министерства.
Согласованный руководителями структурных подразделений проект распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду сроком на три года передается на подпись министру.
1.3. Решение министерства о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно либо в аренду для индивидуального жилищного строительства направляется заявителю в десятидневный срок с момента его принятия.

Результатом исполнения административного действия является принятие решения о безвозмездной передаче в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, для индивидуального жилищного строительства, либо предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, для индивидуального жилищного строительства (либо об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства).

1. Основанием для начала предоставления государственной услуги является поступившее в министерство письменное заявление о бесплатном предоставлении в собственность либо в аренду отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области с приложением необходимых документов.

При переходе на предоставление государственной услуги в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации или Нижегородской области заявление и прилагаемые к нему документы могут быть получены в электронной форме через государственную информационную систему «Единый Интернет-портал государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Прилагаемые к заявлению документы могут быть получены через систему межведомственного электронного взаимодействия либо иным путем, предусмотренным соглашением об информационном взаимодействии с организацией, располагающей данными сведениями.

2. При приеме заявления должностное лицо министерства, ответственное за прием документов в течение 30 минут:
— проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя, а для представителя заявителя – оформленную надлежащим образом доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя заявителя;
— проверяет правильность оформления заявителем заявления на предоставление государственной услуги, удостоверяясь, что:
документы представлены в полном объеме;
документы в установленных законодательством случаях скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
тексты документов написаны разборчиво, фамилии, имена и отчества граждан, адреса их мест жительства написаны полностью, в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
документы не исполнены карандашом;
документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
— проверяет комплектность представленных заявителем (представителем заявителя) документов, прилагаемых к заявлению, на соответствие описи, предоставленной заявителем, а также срок действия документов.
3. Должностное лицо министерства, ответственное за прием документов, регистрирует заявление по правилам делопроизводства (срок выполнения действия не более 10 минут) в Единой системе электронного документооборота «Служебная корреспонденция» и журнале учета заявлений о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства и выдает заявителю второй экземпляр заявления с отметкой о принятии документов.
4. Результатом исполнения административного действия является регистрация поступившего в министерство заявления.

Если заявитель не представил необходимые документы самостоятельно, то специалист, ответственный за предоставление услуги, в 3-хдневнй срок со дня регистрации извещения формирует межведомственный запрос в Росеестр (выписка из ЕГРП), в орган местного самоуправления (выписка из лицевого счета, справка об утверждении учетной нормы жилого помещения).
Предоставление сведений Росреестром осуществляется в течение 5 дней со дня получения запроса.

1. В течение 1 рабочего дня со дня регистрации заявления министром государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее – министр) назначается должностное лицо министерства, ответственное за рассмотрение документов о предоставлении земельного участка (далее – специалист).
Основанием для начала рассмотрения заявления является его получение специалистом с резолюцией министра.
2. Министерство в 30-дневный срок со дня подачи заявления рассматривает поступившее заявление, принимает решение о принятии заявителя на учет либо об отказе в постановке на учет.
3. Основаниями для отказа заявителю в постановке на учет являются следующие обстоятельства:
— заявителем представлены не все необходимые документы либо в представленных документах имеются недостоверные сведения;
— заявление подано лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий;
— заявителем уже было реализовано ранее право на бесплатное получение в собственность земельного участка.
4. В случае принятия решения о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке на учет министерство в 30-дневный срок со дня подачи заявления направляет уведомление заявителю о принятии решения о постановке его на учет с целью предоставления земельного участка либо об отказе в постановке на учет.

1.По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов министерство в пятнадцатидневный срок со дня поступления заявления принимает решение о безвозмездной передаче в собственность земельного участка.
2. Решение о безвозмездной передаче в собственность земельного участка в пятидневный срок направляется заявителю.
3. В десятидневный срок со дня принятия решения о безвозмездной передаче министерство подготавливает проект договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность и направляет его заявителю.

Стоимость и порядок оплаты

Общие сведения

Предоставление государственной услуги осуществляется органом исполнительной власти Нижегородской области – министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее — Министерством).

В качестве заявителей могут выступать граждане, постоянно проживающие на территории Нижегородской области, относящиеся к следующим категориям:
1. Специалисты, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, работающие по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, в государственных и муниципальных учреждениях Нижегородской области, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, в соответствии с полученной квалификацией.
2. Граждане, работающие в организациях, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, или в крестьянских (фермерских) хозяйствах, расположенных на территории Нижегородской области, по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет.
3. Молодые семьи, в которых возраст супругов на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность не превышает 35 лет, либо неполные семьи, состоящие из одного родителя, возраст которого на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных).
4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
5. Ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.
6. Семьи, имеющие на иждивении детей-инвалидов.
7. Участковые уполномоченные полиции.
8. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
9. Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, в случае возвращения на прежнее место жительства в Нижегородскую область.
10. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
11. Граждане, лишившиеся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
12. Граждане, являющиеся участниками областных целевых программ, направленных на развитие индивидуального жилищного строительства, при условии выполнения ими требований, установленных указанными программами.
13. Специалисты в возрасте до 35 лет, заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области договор, предусмотренный федеральным законодательством и устанавливающий обязанность специалиста работать в государственном или муниципальном учреждении, расположенном в сельском населенном пункте.
14. Граждане, проживающие в зоне активного оползня, карстовых провалов, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории, чье жилье признано непригодным для проживания

Заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее – заявление) с приложением пакета документов подается в министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в письменной форме лично заявителем или через уполномоченного представителя:
в собственность бесплатно;
в аренду для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность.

Предоставление государственной услуги осуществляется при участии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.