Местные органы власти не имеют права

Местные органы власти не имеют права

Термины»система государственных органов исполнительной власти»,»вертикаль исполнительной власти»,»исполнительная вертикаль»,»»президентская вертикаль»,»правительственная вертикаль»появились в политическом и научном лексикон ни вместе с введением в Украине местного самоуправления и поиском оптимальной модели его взаимодействия с правительством и правительственными периферийными структурами на местах. Дело в том, что государство, если демократ ична, не может обойтись без децентрализации своей исполнительной власти. Жесткая централизация этой власти присуща лишь диктаторским или тоталитарным режимам. В теории и практике государственного строительства разр изняють, как правило, две формы децентрализацииії:

1) децентрализацию демократическую, когда речь идет о переносе (деволюции) части государственной исполнительной власти на уровень населения соответствующих административно-территориальных единиц (территориальных гром мад, общин, коммун, муниципалитетов, территориальных коллективов) и иных органов, которые оно выбирает (органов местного самоуправления)

2) децентрализации административной, когда речь идет о создании на местах специальных правительственных органов (местных государственных администраций, префектур, правительственных комиссариатов и др.), составляют так называемые на правительственную или исполнительную верти.

В разных странах по-разному применяются указанные выше формы децентрализации власти. Так,. Великобритания прославилась как родина такого управления на местах, главной особенностью которого является требование са амостийности общин и крупных общностей людей, исторически сложившихся в управлении местными делами в рамках законов, но без вмешательства государственной администрации, органы которой на местах отсутствуют. Этим шл яхом идут также. США,. Канада,. Австралия и некоторые другие страны. В специальной литературе такой тип местного управления, сложившийся в. Великобритании и упомянутых странах, принято именовать англосаксонс ьким, или классическим, типопом.

Свои особенности имеет местное управление во. Франции,. Италии и некоторых других европейских странах. Его характерным признаком является то, что наряду с местным самоуправлением на местах создаются и действуют правительственные и периферийные структуры — префектуры, комиссариаты, одной из важнейших функций которых является осуществление так называемой административной опеки в отношении местного самоуправления, его органов и должностных лиц. Ц ей тип местного управления называется французского, или континентальногго.

протяжении многих десятилетий господствующим принципом построения государственной власти в. СССР, в состав которого входила и Украина, был принцип ее единства, который вызывал в свою очередь единство системы советов как органе ей этой власти. Поэтому местные советы были конституированные как органы единой государственной власти в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков, сел) и рассматривались в т еории и практике государственного строительства советских времен, с одной стороны, как органическая часть, элемент этой власти, проводник ее решений на местах, т.е. как определенная правительственная администрация, а с другой — как организация местного населения, которая призвана решать»все вопросы местного значения», т.е. как органы местного самоуправления. Этот тип организации управления на местах называется советского. К. т ого же исполнительные органы местных советов, как об этом уже отмечалось, находились в двойном подчинении, а значит, прямо входили в правительственную вертиалі.

Таким образом, перед каждым государством, которое становится на путь демократического развития, всегда возникает вопрос, а какая из рассмотренных здесь форм децентрализации, какой тип организации управления на местах более приемлемый для нее учитывая те конкретные обстоятельства политического, экономического, социально-культурного характера, в которых она возникла и ди.

Следует еще напомнить, что выбор форм децентрализации во многом зависит от того, на каких принципах должен осуществляться государственная власть (ее единства или разделения на законодательную, исполнительную и судебную), а также как к государство в лице тех политических сил, при власти, относится к местному самоуправлению, насколько она доверяет своим гражданам и тем органам, которые они выбирают, самостоятельно управлять местными спра вами, насколько само население (территориальные общины) готово для осуществления этой важной миссии.

Здесь следует отметить, что среди практических работников государственного аппарата, некоторых ученых иногда возникает такой вопрос: а нельзя ли вообще обойтись без местного самоуправления, поскольку оно является лишь фор рмою децентрализации государственной власти. Ведь представители этой власти — квалифицированные специалисты в области государственного управления — и лучше, и оперативнее выполнять соответствующие функции. Такие мер ковки аргументируются, как правило, ссылками на факты некомпетентности, неоперативности, а то и безответственности и бездействия, на которые закономерно страдает народное представительство вообще, мес. Цевей самоуправления в частности, особенно на начальном этапе его развития, при отсутствии соответствующих демократических традиций, политической и правовой культурри.

Такие рассуждения продиктованы, как правило, неверием в здравый смысл, таланты и инициативу простых людей — народных представителей, а также тех специалистов, которым они доверяют осуществления исполнительных функции й местного самоуправления. Относительно вышеперечисленных недостатков, то они, к сожалению, присущи и профессиональном государственном аппарате, если не ведется постоянная работа по воспитанию высокой политической культуры, с изм ицнення законности, дисциплины и правопорядкау.

Когда государство уничтожает в себе все следы местного самоуправления, отмечал в свое время профессор. А. Ященко, она неизбежно работает над собственным исчезновением. Ведь благодаря жесткой централизации можно достичь, на его мнению, лишь определенного порядка, поддерживая в социальном организме роль административной дремоты, которую администраторы называют добрым порядком, а чтобы двигаться вперед, осуществлять реформы, глубоко обеспокоить общество и предоставить ему быстрой ходьбы, для этого нужно подключить к этому процессу все население, то есть развивать местное самоуправлениея1.

Эти мысли, высказанные почти сто лет назад, актуальны и сегодня, когда в Украине происходят радикальные преобразования реализовать их силами только центральных властных структур, не опираясь на поддержку у всего населения, то есть не развивая местное самоуправление, — задача невыполнимаяе.

Украина, как известно, — большая европейская страна, член. Совета. Европы, суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее разделения на законод ных, исполнительную и судебную (статьи 1, 6. Конституции Украины). Вот почему Украина выбрала континентальный (европейский) тип управления местными делами с его дуализмом осуществления публичной власти в мес этаях.

Здесь следует отметить, что выбор оптимальной модели организации власти на местах происходил в Украине не просто. В 2005 г исполняется 15 лет со дня принятия. Закона. УССР»О местных. Советах народных депутат тов Украинской. ССР и местном самоуправлении», на основании которого началась муниципализация указанных местных органов власти на принципах местного самоуправления, в частности была отменена субординация в их системе и двойное подчинение их исполнительных органов — исполнительных комитетов, их отделов и управлений. Однако. Президент Украины, который был избран в декабре 1991 г, стал настоятельно требовать отр одження исполнительной (правительственной) вертикали, под которой понималась, прежде всего, система местных правительственных органов общей компетенции, которая создавалась. Президентом и работала на принципах строгой суборд инации по вертикалі.

Начиная с 1992 p, Украина пережила три реформы государственной исполнительной власти и самоуправления на местах: в связи с введением в районах и областях, городах. Киеве и. Севастополе, районах в этих мес стах местных государственных администраций во главе с. Представителями. Президента Украины (1992 p), в связи с ликвидацией этих местных органов исполнительной власти и восстановлением систем исполкомов советов как орган ей местного самоуправления (1994 г), в связи с ликвидацией исполкомов и восстановлением местных государственных администраций во главе с председателями, на должность которых назначаются. Президентом Украины головы от соответствующих районных и областных,. Киевской и. Севастопольской городских, районных в городах советов (1995 p p.).

Действующая. Конституция Украины предусматривает также систему местных государственных администраций в районах и областях, городах. Киеве и. Севастополе как местных органов исполнительной власти, правовой статус которых определяется аеться самой. Конституцией (статьи 118,119) и. Законом Украины»О местных государственных администрациях».

Одной из особенностей модели организации государственной власти и самоуправления на местах, которая постепенно сложилась и нашла свое воплощение в новой. Конституции Украины, является то, что местные органы ис онавчои власти создаются не только для осуществления контрольно-надзорных функций относительно местного самоуправления и его органов, но и берут на себя основной объем полномочий по осуществлению управления в идповиднимы территориями, в частности районами и областями, а также городами. Киевом и. Севастополем. Это, в свою очередь, привело к возникновению одной из самых сложных проблем — проблемы разграничения функций и по вноважень между местными государственными администрациями и органами местного самоуправления. В тех же странах, где местное самоуправление управляет территориями, а местные органы государственной исполнительной власти лишь е осуществляют контрольно-надзорные и некоторые другие специальные функции (Италия,. Франция), такой проблемы почти не существуетує.

Сложность проблемы разграничения функций и полномочий между указанными двумя системами местных органов власти обусловлена, во-первых, тем, что функционально (содержательно) это, по сути, однородные системы,. Оскол лькы они решают практически одинаковые вопросы. В Украине эта проблема приобретает особое значение еще и потому, что на районные и областные государственные администрации. Конституцией Украины возлагается не только осуществления исполнительной власти в районах и областях (в 118) и контроль за органами местного самоуправления по вопросам осуществления делегированных им законом полномочий органов исполнительной власти (в 143), а еще и полномочия районных и областных советов, делегированные ими соответствующим местным государственным администрациям (в 119119).

Здесь следует отметить, что делегирование полномочий органов исполнительной власти органам местного самоуправления хорошо известно мировой практике государства, о чем говорится в. Хартии. Такая практика, как о ц это уже отмечалось, не нарушает автономию местного самоуправления в пределах его собственных полномочий и вместе с тем является одной из важнейших форм экономии финансовых и человеческих ресурсов, поскольку исключается является необходимость создания наряду с органами местного самоуправления еще каких-то структур исполнительной власти, особенно на первичном уровне административно-территориального деления государстви.

К тому же, с точки зрения государственной теории местного самоуправления, сам разделение полномочий местного самоуправления на»собственные»и»делегированные»не несет в себе какое-то серьезное концептуальное нагрузки поскольку все свои властные полномочия местное самоуправление получает в законе, в котором воплощена государственная воля народа. Только и всего, что в пределах своих полномочий орган местного самоуправления действует вполне автономно, а в пределах делегированных — под контролем соответствующих государственных органов, поскольку делегирование полномочий не является формой их полной деволюции на уровне того, кому они делегируются. Эти полномочия ния остаются и полномочиями соответствующих государственных органеів.

Однако одной из новелл, которую ввела новая. Конституция Украины, является перенос ней института делегирования полномочий с вертикального на горизонтальный уровень — от районных и областных советов как органов мы исцево самоуправления в районных и областных районных администраций как местных органов государственной исполнительной власти. Почему так произошло? карманы как органы местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин, но без собственных исполнительных органов, функции которых вынуждены делегировать местным государственным администрациям.

Может возникнуть закономерный вопрос. А зачем территориальным общинам сел, поселков, городов такие органы местного самоуправления, которые должны представлять их общие интересы, управлять, например, объектами и коммунальной собственности, находящихся в общей собственности территориальных громад, когда сами не способны осуществлять эти свои полномочия, из-за чего должны делегировать их государству в лице соответствующих ми сцевих администраций?

Естественно, что с научной точки зрения такая форма взаимоотношений самоуправляющихся и государственных органов является исключением из общего правила, поскольку делегирование полномочий, если такое право предоставляется каком-то ор ргану, является его правом, а не обязанностью. Отсюда могут возникнуть соответствующие конфликтные ситуации в практике работы указанных органов. С другой стороны,. Конституция Украины (ст. 118) предусматривает, что местные гос. Авни администрации подотчетны и подконтрольны советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами, что эти последние могут выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего. Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ. Если за недоверие председателю районной или областной государственной администрации высказались две трети д епутатив от состава соответствующего советаади,

Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной администрации

К тому же так называемые»делегированы»полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов и полномочия районных и областных администраций не разграничены, что также порождает определенные проблемы при их применении, поскольку в соответствующих правовых актах четко не определено, кто имеет право применять эти полномочия как первая инстанция и как быть в том случае, когда и исполнительный орган местного само управления, и местная государственная администрация по одному и тому вопросу принимают решения, которые существенно различаются по своему содержанию.

Итак, складывается такая ситуация, местные государственные администрации берут на себя функции исполнительных органов местного самоуправления. Надо также иметь в виду и то обстоятельство, что. Конституция Украины н не предусматривает более объединение в одном лице, чем должностей председателя районного, областного совета и председателя районного, областного государственной администрации. Следовательно, на этом уровне существует так называемое»двоголивья», от которой го Украина отказалась 1994 р..

Здесь следует отметить, что сегодня в Украине идет активный поиск более оптимальной модели организации власти на так называемом»региональном уровне»Этот поиск особенно оживился в связи с проведением в. Укр раине административной и политической реформ. Высказываются, например, предложения о предоставлении регионам (областям) более широких полномочий и о восстановлении на этом уровне исполнительных органов районных областных советов, а также об уточнении в связи с этим функции местных государственных администраций, о сосредоточении их усилий в основном на реализации контрольно-надзорных функций. Эти идеи стали лейтмоты вом инаугурационной речи. Президента Украины. В. А. Ющенко, который, обращаясь к украинскому народу, призывал:»Вы хотите быть хозяевами там, где живете. Вы не хотите, чтобы за вас все решали в висок их кабинетах. Мы вернем права местным общинам. Община сама даст порядок улице, селу или городу. Вы сами выберете себе руководителя, сами заработаете себе деньги и сами будете их тратить. Мы будем нацией же врядних общиних громад».

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Лекция 3. Органы государственной власти и местного самоуправления в РФ

1. Система органов государственной власти в РФ.

2. Судебная система РФ.

3. Местное самоуправление в РФ.

1. Народ РФ осуществляет свою власть через органы государственной власти. Органы государственной власти наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций, образуются и действуют в установленном государством порядке.

Конституционный принцип федерализма предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Соответственно выделяются два уровня органов государственной власти — федеральный и региональный (субъектов Федерации).

Конституция РФ, выделяет четыре категории субъектов осуществления государственной власти: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды. Единство системы государственной власти проявляется во взаимодействии и взаимозависимости государственных органов; в механизме сдержек и противовесов, который позволяет каждой из ветвей власти осуществлять свои конституционные полномочия и обеспечивает рычаги влияния на другие власти.

Президент Российской Федерации является главой госу­дарства. Его функции связаны с обеспечением основ конститу­ционного строя: он выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостно­сти; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Новизна Конституции РФ состоит в закреплении верховенства Президента РФ в системе органов государственной власти. Свои полномочия Президент РФ реализует в рамках Конституции РФ и в соответствии с федеральными законами. Период полномочий Президента РФ ограничен шестилетним сроком; одно лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд; Президент избирается всенародными прямыми выборами на альтернативной основе, предусматривается процедура отрешения его от должности; допускается признание нормативных актов Президента не соответствующими Конституции по решению Конституционного Суда.

Органы законодательной власти составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Федеральным законодательным органом является парламент — Федеральное Собрание РФ. В пределах субъекта РФ действуют законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ.

Парламент в рамках Конституции обладает всей полнотой законодательной власти, а также наделяется функцией контроля за исполнительной властью. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от законодательного (представительного) и ис­полнительного органов государственной власти субъекта РФ. Представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается этим органом, а представитель от исполни­тельного органа в верхней палате парламента назначается выс­шим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Государственная Дума представляет население Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года на основе всеобщего избирательного права: 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, 225 — по федеральным спискам кандидатов от избирательных объединений (блоков) по единому общефедеральному избирательному округу.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнитель­ные и распорядительные функции государственного управления. К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства при Правительстве РФ. Органами исполнительной власти субъектов Федерации являются президенты и главы администраций субъектов РФ, правительства субъектов РФ, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Правительство — высший исполнительный орган государственной власти РФ, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Во-первых, Правительство РФ призвано обеспечивать единство системы исполнительной власти: организует, направляет и контролирует деятельность ее органов. Во-вторых, федеральное Правительство в пределах своего ведения управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. В-третьих, решения Правительства распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления.

В особую группу государственных органов выделены органы прокуратуры, которые составляют самостоятельную централизованную систему органов государственной власти. Функции прокуратуры заключаются в осуществлении надзора за законностью, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координации деятельности.

2. Органы судебной власти осуществляют правосудие — осо­бый вид государственной деятельности, направленной на рас­смотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права. Суды обладают правом осуществлять конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Носителями судебной власти в РФ являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции РФ, судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической про­фессии не менее пяти лет. Судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. Первые включают Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

К компетенции Конституционного Суда относятся дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод граждан. Он обладает правом толкования Конституции. В случае признания актов неконституционными они утрачивают свою юридическую силу.

К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краев и областей, суды городов фе­дерального значения, автономных округов и областей, а также районные и военные суды.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв­шимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров между юриди­ческими лицами и предпринимателями без образования юриди­ческого лица. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Важным элементом судебной системы РФ являются мировые судьи. Мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, ответственность за которые не превышает двух лет лишения свободы, а также дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака и разделе имущества, дела по имущественным спорам (при цене иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда), трудовые споры (за исключением дел о восстановлении на работе), дела об административных правонарушениях. Мировой судья рассмат­ривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отноше­нии решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Судебные участки, в рамках которых осуществляют свои полномочия мировые судьи, создаются из расчета: 15-30 тыс. на 1 участок. Мировые судьи избираются законодательным собранием субъекта РФ, либо населением соответствующего судебного участка не более чем на 5 лет, но возможно и повторное избрание.

3. Местное самоуправление занимает «промежуточную пози­цию» между государством и обществом, что определяет двой­ственность его природы. На местном уровне управленческие функции зачастую осуществляются непосредственно местным населением и образуемыми им органами власти, которые признаны и юридически закреплены государственной властью. С другой стороны, местное самоуправление является основным институтом гражданского общества и представляет собой автономную деятельность самоорганизующегося населения.

Местное самоуправление определяется как форма осуще­ствления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление реализуется в форме непосредственной и представительной демократии. Особую роль в осуществлении местного самоуправления играют формы прямого волеизъявления граждан — референдум, выборы, собрания, сходы граждан.

Местный референдум — это голосование граждан РФ, по­стоянно или преимущественно проживающих в границах муни­ципального образования, по важным вопросам местного значения. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находя­щиеся в ведении местного самоуправления. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утвер­ждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Выборы — это наиболее массовая и широко применяемая форма непосредственной демократии, с помощью которой формируются представительные органы местного самоуправления, а также наделяются полномочиями главы местной администрации. Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Правом на участие в муниципальных выборах обладают все граждане РФ, постоянно проживающие на территории соответствующих муниципальных образований.

Наиболее доступным способом самоорганизации граждан и формой их привлечения к осуществлению управленческих функций являются сходы. Их проведение предусмотрено в поселениях с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением в форме собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Существуют и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. К их числу относится опрос граждан. Он проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Государственные органы не вправе вмешиваться в компетенцию местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических, местных условий. Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления. Численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Кроме того, устав может предусматривать должность главы муни­ципального образования — выборного должностного лица, воз­главляющего деятельность местного самоуправления, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Уставы определяют роль главы муниципального образова­ния (мэра) достаточно подробно. В одних муниципальных обра­зованиях уставы ограничивают полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган; но в большинстве случаев он наделен широкими полномочиями. В основном отличия в статусе главы муниципального образования зависят от порядка его избрания: избран он населением или представительным органом.

Полномочия местного самоуправления подразделяются на несколько групп: вопросы местного бюджета и финансов; уп­равление муниципальной собственностью; регулирование земель­ных отношений в пределах муниципального образования и ох­рана окружающей среды; строительство, жилищное хозяйство, коммунальное, бытовое обслуживание населения, транспорт и связь; социальная защита населения; охрана общественного по­рядка, прав и свобод граждан.

Конституционными гарантиями осуществления местного самоуправления являются право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запретом на ограничение прав местного самоуправления. Граждане и органы местного самоуправления вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействительными актов го­сударственных органов, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите уровни органов государственной власти в РФ.

2. Назовите категории субъектов осуществляющих государственную власть.

3. Какими полномочиями обладает Президент РФ?

4. Как называется высший орган законодательной власти в РФ? Его состав.

5. Назовите федеральные органы исполнительной власти.

6. К какой группе государственных органов относится прокуратура?

7. Из каких элементов состоит судебная система РФ?

8. Посредством каких процедур осуществляется местное самоуправление в РФ?

9. Какими полномочиями обладают органы местного самоуправления?

Раздел 4. Отношения местных государственных администраций с презедентом Украины, органами исполнительной власти и местного самоуаправления, объединениями граждан, предпринимателей, учреждениями и организациями.

Статья 30. Отношения местных государственных администраций с Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины.
Местные государственные администрации и их председатели при осуществлении своих полномочий ответственны перед Президентом Украины.
Местные государственные администрации и их председатели при осуществлении своих полномочий ответственны перед Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны ему.
Председатели областных государственных администраций информируют Президента Украины и Кабинет Министров Украины и ежегодно отчитываются перед ними об исполнении местной государственной администрацией возложенных на нее полномочий, а также общественно-политическом, социально-экономическом, экологическом и ином положении на соответствующей территории, вносят предложения по вопросам совершенствования действующего законодательства Украины и практики его реализации, системы государственного управления.

Статья 31. Отношения местных государственных администраций с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти.
Местные государственные администрации при осуществлении своих полномочий в сфере управления взаимодействуют с соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти.
Управления, отделы и другие структурные подразделения местных государственных администраций подотчетны и подконтрольны соответствующим министерствам, другим центральным органам исполнительной власти.
Председатели местных государственных администраций координируют деятельность территориальных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти и содействуют им в выполнении возложенных на эти органы задач.
По вопросам осуществления полномочий местных государственных администраций руководители территориальных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти подотчетны и подконтрольны председателям соответствующих местных государственных администраций.
В случае признания министерством, другим центральным органом исполнительной власти неудовлетворительной работы соответствующего управления, отдела, другого структурного подразделения местной государственной администрации или их руководителей министр либо руководитель другого центрального органа исполнительной власти обращается с соответствующим мотивированным представлением к председателю местной государственной администрации. Председатель местной государственной администрации обязан рассмотреть это представление и не позднее чем в месячный срок принять решение и дать обоснованный ответ.
Председатель местной государственной администрации имеет право возбуждать перед министерствами, другими центральными органами исполнительной власти мотивированные вопросы о соответствии занимаемой должности руководителей их территориальных органов, на основании чего министерство, другой центральный орган исполнительной власти должен в месячный срок принять решение и дать обоснованный ответ.

Статья 32. Отношения местных государственных администраций с другими органами государственной власти.
При осуществлении полномочий местные государственные администрации взаимодействуют с другими органами государственной власти в пределах Конституции и законов Украины.

Статья 33. Отношения областной и районных местных государственных администраций.
Областные государственные администрации в пределах своих полномочий направляют деятельность районных государственных администраций и осуществляют контроль за их деятельностью.
Председатели районных государственных администраций регулярно информируют о своей деятельности председателей областных государственных администраций, ежегодно и по требованию отчитываются перед ними.
Председатели областных государственных администраций имеют право отменять распоряжения председателей районных государственных администраций, противоречащие Конституции Украины и законам Украины, решениям Конституционного Суда Украины, актам Президента Украины, Кабинета Министров Украины, председателей областных государственных администраций, а также министерств, других центральных органов исполнительной власти.
Руководители управлений, отделов и других структурных подразделений областной государственной администрации имеют право отменять приказы руководителей соответствующих управлений, отделов и других структурных подразделений районной государственной администрации, противоречащие законодательству Украины и актам органов исполнительной власти высшего уровня. При наличии оснований, предусмотренных законодательством, председатели областных государственных администраций могут возбуждать вопрос перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины о привлечении к дисциплинарной ответственности председателей районных государственных администраций. По результатам работы районной государственной администрации председатель областной государственной администрации может применять установленные законодательством меры поощрения к должностным лицам районной государственной администрации.

Статья 34. Отношения местных государственных администраций с областными и районными советами.
Местные государственные администрации осуществляют полномочия, делегированные им соответствующими областными, районными советами.
Делегирование советами полномочий местным государственным администрациям сопровождается передачей финансовых, материально-технических и других ресурсов, необходимых для их осуществления.
Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны соответствующим советам в части делегированных полномочий.
Председатели местных государственных администраций имеют право вносить на рассмотрение соответствующих советов вопросы, связанные с исполнением делегированных полномочий, и другие предложения.
Председатели областных государственных администраций имеют право совещательного голоса на заседаниях областных советов. Председатели районных государственных администраций имеют право совещательного голоса на заседаниях районных советов.
Председатели местных государственных администраций ежегодно отчитываются перед соответствующими советами по вопросам исполнения бюджета, программ социально-экономического и культурного развития территорий и делегированных полномочий.
Областной и районный советы могут выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего, с учетом предложений органа исполнительной власти высшего уровня, Президент Украины принимает решение и дает соответствующему совету обоснованный ответ.
Если недоверие председателю областной или районной государственной администрации выразили две трети от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает отставку председателя соответствующей местной государственной администрации.

Статья 35. Отношения местных государственных администраций с органами местного самоуправления территориальных громад и их должностными лицами.
Местные государственные администрации на соответствующей территории взаимодействуют с сельскими, поселковыми и городскими советами, их исполнительными органами и сельскими, поселковыми и городскими головами, содействуют в осуществлении ими собственных полномочий местного самоуправления, в частности, в решении вопросов экономического, социального и культурного развития соответствующих территорий, укрепления материальной и финансовой базы местного самоуправления, контролируют исполнение предоставленных им законом полномочий органов исполнительной власти, рассматривают и учитывают в своей деятельности предложения депутатов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
При рассмотрении местной государственной администрацией вопросов, затрагивающих интересы местного самоуправления, об этом уведомляются заранее соответствующие органы местного самоуправления. Представители этих органов и должностные лица территориальных громад имеют право принимать участие в рассмотрении таких вопросов местной государственной администрацией, высказывать замечания и предложения.
Председатели местных государственных администраций, их заместители, руководители управлений, отделов и других структурных подразделений местной государственной администрации или их представители имеют право присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления и быть выслушанными по вопросам, касающимся их компетенции.
Местные государственные администрации не имеют права вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления собственных полномочий.
Для осуществления совместных программ местные государственные администрации и органы местного самоуправления могут заключать договоры, создавать совместные органы и организации.

Статья 36. Отношения местных государственных администраций с предприятиями, учреждениями и организациями.
Местные государственные администрации осуществляют функцию управления имуществом предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере их управления. Председатели местных государственных администраций заключают и расторгают контракты с их руководителями.
Руководители предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления министерств и других центральных органов исполнительной власти, назначаются и освобождаются от должностей по согласованию с председателем соответствующей местной государственной администрации, кроме руководителей учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил и иных воинских формирований Украины, а также руководителей учебных заведений, назначаемых на должность по условиям конкурса.
(Ч. 2 ст. 36 с доп., внес. Законом Украины от 03.02.2004 г. // Вед. ВР Украины.— 2004.— № 19.— Ст. 252)
Местные государственные администрации не вмешиваются в хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций, кроме случаев, определенных законом.
Местные государственные администрации имеют право обратиться к собственнику предприятия, учреждения, организации или уполномоченному им лицу с мотивированным представлением о привлечении к ответственности их руководителей в случае нарушения ими законов. О результатах рассмотрения собственник или уполномоченное им лицо обязаны уведомить местную государственную администрацию в месячный срок.
Руководители предприятий, учреждений и организаций имеют право обратиться в органы исполнительной власти высшего уровня или в суд об отмене распоряжения председателя местной государственной администрации, противоречащего законодательству по вопросам, касающимся их деятельности.
Руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности обязаны в десятидневный срок предоставлять по требованию председателя местной государственной администрации необходимую информацию в пределах, определенных законом.

Статья 37. Отношения местных государственных администраций с объединениями граждан.
Местные государственные администрации взаимодействуют с политическими партиями, общественными, религиозными организациями, профессиональными союзами и их объединениями для обеспечения прав и свобод граждан, удовлетворения их политических, экологических, социальных, культурных и других интересов с учетом общегосударственных и местных интересов, содействуют выполнению уставных задач и обеспечивают соблюдение законных прав этих объединений граждан.
Политические партии, общественные, религиозные организации, профессиональные союзы и их объединения могут вносить предложения по вопросам их деятельности на рассмотрение местных государственных администраций. В этих случаях представители указанных организаций имеют право присутствовать при рассмотрении внесенных ими вопросов, давать необходимые пояснения.
(Ст. 37 с изм., внес. Законом Украины от 10.07.2003 г. // Вед. ВР Украины.— 2004— № 6— Ст. 38)

Статья 38. Отношения местных государственных администраций с гражданами.
Местные государственные администрации обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан.
Граждане обращаются в местные государственные администрации за решением вопросов, которые относятся к сфере полномочий местных государственных администраций.
Должностные лица местных государственных администраций обязаны рассмотреть обращения граждан и не позднее чем в опре-деленный законом срок принять решение или дать обоснованный ответ. Должностные лица проводят личный прием граждан в порядке, определенном законом.
Решения должностных лиц местных государственных администраций могут быть обжалованы Президенту Украины, органу исполнительной власти высшего уровня, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека или в суд.