Малоимущая семья улучшение жилищных условий

Оглавление:

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Улучшение жилищных условий для многодетных семей

На территории Российской Федерации действует множество программ для поддержки уязвимых слоев населения, к которым также относятся многодетные семьи. Для таких семей предусматривается государственная помощь в оздоровлении, различные льготы и выплата пособий, а также улучшение жилищных условий на льготных условиях.

Для того чтобы воспользоваться льготами и государственной поддержкой, малоимущая или многодетная семья должна получить признание ее нуждающейся, после чего ей будет выдан соответствующий сертификат.

Критерии многодетной семьи

Данный вопрос в большей степени регулируется местными органами управления, которые могут устанавливать свои критерии и ограничения на признание семьи многодетной, а также определяют порядок получения ею льготного жилья. Из общих пунктов, которыми руководствуются на территории всех регионов России можно выделить следующие:

  • Наличие гражданства Российской Федерации. Сертификат многодетной семьи могут получить только граждане Российской Федерации, при том одного паспорта может быть недостаточно, так как в каждом регионе установлены свои нормы оседлости, как правило это от 3 до 10 лет постоянного проживания на территории государства.
  • Наличие 3 детей возрастом до 16 лет, а в случае получения высшего или средне-специального образования возраст может быть увеличен до 18 лет. При подаче заявления на получение сертификата многодетной семьи учитываются как родные, так и усыновленные дети. Опекунство над ребенком не является поводом для получения государственной поддержки в виде льготного жилья.
  • Помимо наличия сертификата многодетной семьи также должно быть подтверждение наличия нужды в улучшении жилищных условий – недостаток квадратных метров на одного человека (менее 10 квадратных метров) или непригодность существующей жилой площади для проживания, к примеру, если это аварийное жилье.
  • Подтверждения факта, что семья является малоимущей. Специального подтверждающего сертификата для данного случая не предусмотрено, просто необходимо представить документы о совокупном доходе. К таким документам относятся справки о доходах с места работы, выписки из налоговой службы или справка из регионального центра занятости, в случае, когда один или несколько членов семьи являются безработными.

Если основной причиной обращения многодетной или малоимущей семьи является недостаток жилой площади, то необходимо предоставить подтверждение, что за последние годы не производилось искусственное сокращении жилой площади, путем прописки родственников или иных лиц, что может послужить отказом в предоставлении льгот или выплат на приобретение или расширение льготной жилплощади.

Отдельным пунктом следует упомянуть случаи, когда льготы или выплата субсидий на получение или расширение жилой площади предоставляются без передачи ранее перечисленных документов и сертификата – это беженцы и эмигранты, приехавшие на территорию Российской Федерации по программе репатриации. В таких случаях семьи также могут рассчитывать на получение жилья на льготных условиях.

Государственные программы

Помимо существующих льгот и выплат, предусмотренных законодательством, бывают также государственные и региональные программы поддержки молодых семей, имеющих более 3 детей. Такие программы разрабатывают местные органы управления или государственная дума в следующих случаях:

  • При необходимости развития регионов, страдающих от нехватки населения или рабочих кадров. В таких случаях, молодые работники, занятые на производственных предприятиях или в строительстве, могут рассчитывать на получение постоянного места жительства или выплаты денежных средств на его покупку.
  • Для поддержания молодых малоимущих семей или матерей-одиночек. При рождении ребенка государство делает единоразовые выплаты, так называемый «материнский капитал», который также может быть использован для улучшения жилищных условий.
  • Программы повышения уровня жизни населения, при реализации которых в отдельных регионах может быть увеличен предел жилой площади, при котором молодая семья, имеющая сертификат многодетной, получит право на льготы для ее увеличения.

Государственная поддержка во всех случаях может предусматривать как выдачу готовой квартиры, дома или его части, так и различные выплаты, а также льготные программы кредитования для молодых малоимущих семей.

Предоставление субсидий

Субсидии на приобретение нового жилья или улучшение жилищных условий существующего, молодые малоимущие семьи могут получить только для определенных целей, после чего им в обязательном порядке придется отчитаться за потраченные деньги, предоставив различные документы – договора, акты выполненных работ или чеки.

Помощь государством выделяется только на приобретение жилья, в котором на каждого члена семьи будет приходиться минимум 18 квадратных метров жилой площади. Допускается покупка как на первичном рынке недвижимости, так и на вторичном, а также в готовящихся к сдаче новостройках.

Семьям, имеющим сертификат дающий право на субсидии, можно распорядиться льготными средствами при осуществлении следующих процедур:

  • покупка нового жилья для всей семьи (покупка жилья для одного члена семьи в таком случае является незаконной);
  • расширение существующей жилплощади путем пристройки в частном доме, покупке части квартиры или площади в коммунальной квартире;
  • малоимущие молодые семьи могут потратить деньги на заключение нового договора социального найма жилой площади, а также на ее расширение, ремонт и улучшение жилищных условий.

При составлении заявки на получение льготы необходимо помнить, что в зачет идет также площадь, которую семья занимает согласно договора о социальном найме.

При получении молодой семьей государственных льгот или субсидий при строительстве частного дома, следует помнить, что субсидии предоставляются только на постройку жилой площади и улучшение жилищных условий – тратить денежные средства на строительство гаража или других нежилых объектов запрещено, так как семья может лишится льгот и ей придется компенсировать в полном объеме средства, потраченные на такие сооружения.

Порядок получения льгот

После подачи всех необходимых документов молодая малоимущая семья будет поставлена в очередь на улучшение жилищных условий. Но для начала следует определиться, что именно необходимо – получение нового жилья, льготы или выплаты денежных средств на покупку, расширение жилой площади или улучшение жилищных условий.

Перед постановкой в очередь, государственная комиссия сначала рассматривает пакет предоставленных документов, после чего принимает решение о признании или непризнании для молодой семьи на права постановки в очередь.

Заявление подается только при наличии всего необходимого пакета документов, в котором должны быть сертификат многодетной семьи, документы, подтверждающие, что она относится к малоимущей (общий доход каждого члена не должен превышать бюджет прожиточного минимума), и также справка, подтверждающая нехватку жилой площади.

После рассмотрения заявления, комиссия вправе отказать в постановке молодой семьи в очередь, если та не является нуждающейся в улучшении жилищных условий или получении льготных выплат. Если семья сочтет такое решение неправомерным, то она имеет право обратиться в суд.

Улучшение жилищных условий для многодетных семей

Содержание

В РФ жилищная проблема беспокоит многих граждан. У кого-то нет своего жилья вовсе, а кому-то просто необходимо увеличить жилплощадь. В особенности нуждаемость в квадратных метрах ощущается среди многодетных семей. Чаще всего именно они испытывают материальные сложности и не могут позволить себе приобретение новой квартиры. В данной статье рассмотрим вопрос о том, как многодетной семье улучшить жилищные условия?

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с жилищными условиями, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Кто нуждается в улучшение жилищных условий для многодетных семей?

СК РФ порядок признания семьи многодетной не регламентирует. Так, социальный статус определяют на основании Указа Президента России от 1992 года №431.

Согласно его положениям каждый субъект России самостоятельно устанавливает критерии, на основании которых семье присваивается статус «многодетной».

По всей России признаются многодетными семьи:

  • в которых 3-е и более детей, которые не достигли шестнадцати лет;
  • если дети учатся в учебных заведениях, многодетными считаются семьи с 3-мя и более детьми до восемнадцати лет, причем не имеет значения — усыновленный или родной ребенок.

Чтобы семья официально была признана в статусе «многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий», нужно получить соответствующее удостоверение.

Удостоверение выступает подтверждением того, что семья имеет право на получение льготных компенсаций и выплат.

Условия предоставления возможности улучшения жилищных условий

Для того, чтобы получить указанное удостоверение и получить льготы для улучшения жилплощади, должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Отсутствие жилплощади либо недостаток квадратов. На одного проживающего в семье — 10 кв.м., если коммунальная квартира, то 15 кв.м на одного человека.
  2. Семья является малоимущей.
  3. За последние пять лет не ухудшали условия проживания. Так, к способам ухудшения можно отнести прописку многочисленных родственников, дарение квартиры и т.п. Все это сводится к попыткам обманным путем заполучить новое жилое помещение.
  4. Постоянная прописка. Каждый субъект РФ устанавливает собственный срок, в течение которого необходимо прожить на принадлежащей ему территории. Только в этом случае существует возможность получить помощь для улучшения жилищных условий. К примеру, в Москве такой срок будет составлять 10 лет.
  5. Наличие гражданства РФ.

Программы по улучшению жилищных условий для многодетных семей в России

Стоит упомянуть ряд действующих программ, которые оказывают содействие в улучшении жилищных условий многодетным семьям. Они направлены на помощь в улучшении жилья семьям, которым присвоен статус «многодетные».

Законодательно такие программы регулируются ст. 5, ст. 49 ЖК РФ, Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Некоторые из них распространены на семьи с 3-мя, а иные и с 5-ти детьми. Кроме того, правила и условия каждой из программ отличаются. В частности, материнский капитал на улучшение жилищных условий до момента, пока ребенку не исполнится 3 года, является одним из вариантов приобретения новой жилплощади.

Субсидии на улучшение жилищных условий многодетным семьям

Субсидии для многодетной семьи, стоящей в очереди на улучшение жилищных условий, предоставляются из регионального бюджета. Жилое помещение с их помощью должно быть приобретено на рынке недвижимости в любом месте страны.

При этом площадь должна быть рассчитана так, что на одного проживающего в семье приходится как минимум 18 кв.м. Предоставление субсидии на улучшение жилищных условий многодетным семьям возможно для:

  • строительства жилья;
  • приобретения квартиры на всю семью;
  • тех, кто желает дополнить квадратные метры к уже занимаемому жилому помещению;
  • выкупа свободного помещения в коммунальной квартире.

Многодетные семьи, которые встали на учет до 2005 года, имеют возможность получить субсидию в полном размере (100 %). После предоставления субсидии многодетная семья снимается с учета.

Важно! При начислении субсидии принимается во внимание жилплощадь, в которой проживают члены многодетной семьи по договору социального найма.

Очередь на улучшение жилищных условий для многодетных семей

Предоставление новой жилой площади многодетной семье осуществляется в порядке очередности. Для того, чтобы претендовать на получение квартиры, необходимо встать на учет и записаться в очередь (согласно ст. 52 ЖК РФ). Но перед тем, как это осуществить, нужно определиться — что вы желаете получить? Семья может встать в очередь в администрации субъекта на приобретение квартиры или местный муниципалитет для получения субсидии.

Порядок действий

Чтобы получить государственную поддержку для улучшения жилищных условий, необходимо собрать пакет необходимых документов и подать его в местный орган самоуправления. Заявление о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, подписанное всеми совершеннолетними членами многодетной семьи, рассматривает государственная комиссия. Если она принимает положительное решение, многодетная семья встает на очередь.

  1. Получить статус, который подтверждает льготное положение семьи. Нужно написать соответствующее заявление в муниципалитет. Наряду с этим подается свидетельство о рождении детей.
  2. Необходимо подтвердить, что семья, которая получила статус «многодетной», нуждается в финансовой поддержке. Жилплощадь будет предоставлена, если доход семьи составляет не более размера суммы прожиточного минимума, установленного в регионе.
  3. Требуется договор социального найма либо бумаги, которые подтверждают права собственности на объект недвижимости.

Важно! Согласно ст. 54 ЖК РФ в постановке на учет на улучшение жилья многодетной семье может быть отказано. При неправомерном отказе, нужно обратиться в судебный орган с исковым заявлением.

Необходимые документы

Чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий для многодетных семей, необходимо собрать следующий пакет документации:

  1. удостоверение многодетной семьи;
  2. справка, подтверждающая то, что семья малоимущая;
  3. документация на жилье, которая имеется в распоряжении;
  4. свидетельства рождения всех несовершеннолетних граждан, живущих в квартире, и гражданские паспорта;
  5. выписка о составе семьи.

Собранные бумаги нужно дополнить заявлением. В нем требуется выдвинуть условие о том, что семья нуждается в ином жилье либо получении дополнительных квадратных метров жилплощади.

Расширение жилья многодетным семьям

Семьям, имеющим статус «многодетные», государство предоставляет жилую площадь из муниципальной собственности. Если семья вовсе не имеет жилплощади или требуется расширение жилья, то при положительном решении органа местного самоуправления и на основании действующего законодательства, таким семьям предоставляется жилье, которое оформляется посредством договора социального найма. Такое жилое помещение в дальнейшем может быть приватизировано.

Не стоит забывать, что для заключения договора социального найма многодетная семья должна стоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

У многодетной семьи также есть выбор — получить социальное жилье или право на выделение земельного участка. Многодетная семья, имеющая трех или более детей, вправе бесплатно приобрести земельный участок, в том числе и для индивидуального жилищного строительства. При постройке жилого помещения на выделенном участке жилплощадь на одного проживающего не должна также быть менее 18 кв.м.

Конечно же, можно встать на очередь на расширение своего жилья, если больше не имеется никаких возможностей. Однако ждать получения нового жилого помещения приходится годами, а дети могут вырасти, поэтому необходимо применять все привилегии, предоставляемые государством.

Если у вас возникли вопросы, касающиеся улучшения жилищных условий для многодетных семей, то обратитесь к нашим специалистам по указанным на сайте телефонам или заполнив форму обратной связи. Наши квалифицированные юристы помогут разобраться с вашей ситуацией, подскажут порядок действий для получения жилья, а в случае отказа признания семьи многодетной, составят соответствующее исковое заявление в суд.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Изменения в законодательстве в вопросе предоставления жилья и государственной помощи многодетным семьям

Одна из самых сложных социальных проблем в нашей стране — это жилищный вопрос.

Особенно остро он стоит для многодетных семей (МС). В то время как одни семьи вынуждены ютиться на маленькой жилплощади, другие не имеют собственного жилья вообще.

Это имеет самые негативные последствия для всей семьи, а особенно для маленьких граждан.

Поэтому рассмотрим, что предусмотрено законодательством РФ для решения данного вопроса.

Законодательное регулирование

Этот документ выдает Управление соцзащиты по месту проживания.

В согласии с Указом президента № 431 “О мерах по соцподдержки многодетных семей” от 5.05.92 г. (в редакции от 25.02.03 г.), статус МС определяют региональные власти. Данное понятие определяется в законах регионов. Кроме того, в каждой области России существуют свои законодательные акты, регулирующие меры поддержки рассматриваемой категории граждан. Например, в Москве эти вопросы регламентирует закон “О соцподдержке семей с детьми”.

Также, семье могут присвоить статус малоимущей, благодаря чему она сможет воспользоваться дополнительными льготами. В этом случае среднедушевой доход должен быть меньше установленного прожиточного минимума. При этом должны быть уважительные причины для низкого размера дохода. Стоит отметить, что уровень размера госпособий и выплат данным семьям имеет прямую зависимость от экономического положения области РФ.

Примечательно, что многодетные семьи, имеющие приемных детей, которым необходима жилплощадь, с 1.08.16 года могут получить жилье при условии, что доход на одного человека не превышает прожиточного минимума. При этом у них не должно быть собственного жилья, либо жилплощади по договору соцнайма. Такие же права имеют семьи, у которых площадь жилья меньше нормы на 1 человека (в среднем по регионам 10 м²). Чтобы получить эту льготу, необходимо встать на жилищную очередь.

Еще одна льгота — это жилищная субсидия. Она выдается из средств бюджета для частичной компенсации суммы приобретаемого жилья, а оставшуюся часть семья платит самостоятельно. Например, в столице семьи с тремя детьми имеют возможность получить 100 %-ю субсидию на покупку жилплощади. При выплате субсидии, семья снимается с очереди на получение соцжилья.

Помимо рассмотренных льгот, многодетная семья может получить земельный надел для жилищного строительства (ЖС). Данная льгота предусмотрена для семей с тремя и более детьми. Площадь земельного надела зависит от субъекта РФ, но не меньше 6 соток. Землевладение передается совершенно бесплатно. Но оно предоставляется только один раз. Законодательство некоторых регионов России может позволять выделение участка не только для строительства дома, но и для ведения сельского хозяйства.

Землевладение выделяется в пределах населенного пункта, где проживает многодетная семья (регистрация по месту проживания должна составлять не меньше пяти лет). Хотя он выдается в порядке очереди, но обычно время ожидания намного меньше, чем при предоставлении жилищной субсидии или жилплощади по договору соцнайма.

Федеральные законы не предусматривают льготное налогообложение земли. Тем не менее, местные власти имеют право учреждать их в виде отсрочки оплаты, частичного освобождения от налогообложения на установленный период, а также уменьшения ставки данного налога.

Помимо того, в регионах разработаны дополнительные преференции, которые позволяют расширить площадь жилья, приобрести участок, получить единоразовую финпомощь и так далее. Стоит отметить, что в различных регионах предусмотрено обеспечение, отличающееся от принятого в других субъектах России.

Согласно статье 49 ЖК РФ, малоимущим многодетным семьям полагается соцжилье. Также, им предоставляется возмещение расходов на аренду жилплощади. Помимо перечисленного, таким семьям власти некоторых субъектов России могут частично компенсировать затраты во время постройки дома на выделенном участке. Рассмотрим более подробно некоторые законодательные акты РФ, регулирующие вопрос предоставления жилплощади МС в текущем году.

Федеральные законодательные акты

Проект ФЗ № 98035393-2 » (редакция согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 17.11.99) Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей» регламентирует систему мер по оказанию материальной помощи МС для увеличения рождаемости в РФ, а также создания необходимых условий для полноценного развития детей из данных семей.

Согласно 2-й статье данного законопроекта для получения статуса МС, необходимо иметь 3-х и более детей, которым не исполнилось 18 лет. Статья 3 устанавливает, что затраты на реализацию прав и льгот таких семей компенсируются за счет федерального и региональных бюджетов. Эти средства перечисляются региональным властям, которые предоставляют данные льготы в рамках проведенного финансирования госорганами.

Статья 5 регламентирует жилищные льготы для МС. К примеру, бесплатное предоставление квартир (в пределах нормы жилплощади) в первоочередном порядке в согласии с соответствующими законодательными актами РФ. Примечательно, что дополнительные причины для признания рассматриваемых семей нуждающимися в увеличении жилплощади устанавливаются региональными властями.

Кроме того, данный проект закона предусматривает первоочередное предоставление участков земли площадью от 0,15 га, единоразовое обеспечение земельными наделами для образования фермерских хозяйств и предприятий с льготным налогообложением в согласии с законами РФ.

Данный Федеральный закон был отклонен президентом РФ (письмо от 3.01.00 г. № Пр-30), поэтому Государственная Дума сняла этот законопроект с дальнейшего рассмотрения.

Предоставление земельных участков

ФЗ от 14.06.11 г. № 138-ФЗ гласит, что МС имеют право на предоставление бесплатного земельного участка. Поправки, внесенные в закон, регламентирующий поддержку ЖС, и в Земельный кодекс, устанавливают, что кадастровый учет, касающийся объектов недвижимости Федерального фонда поддержки ЖС, может проводиться и госучреждением подотчетным федеральному госоргану исполнительной власти по решению последнего.

Многодетные семьи, имеющие 3-х и более детей, теперь могут получить бесплатно землевладения, которые являются муниципальной или госсобственностью, например, для индивидуального ЖС.

Основания и порядок передачи земельных наделов, в том числе и их максимальные размеры регламентируются региональными законами.

Землевладения, относящиеся к федеральной или общественной собственности, которые планируются выделяться многодетным семьям, сначала могут быть отданы в безвозмездное владение муниципалитетам. Кроме того, участки, принадлежащие какому-либо муниципалитету, могут передаваться во владение другому муниципальному образованию, чтобы впоследствии бесплатно передаваться данным семьям. Однако федеральным законом установлено, что передача землевладений не должна проходить при помощи торгов, а также ей не должна предшествовать координация мест размещения участков.

Примечательно, что закон отдельно оговаривает данный вопрос для Москвы и СПб, так как они испытывают острый дефицит земли для строительства жилья. Это означает, что если многодетные семьи, проживающие в этих городах, решат построить дом, то земельный участок им будет выделен, по всей видимости, не на территории этих городов, а в пригороде.

Также, этот документ устраняет противоречия между положениями двух законов — о госкадастре недвижимости, а также о поддержке жилищного строительства. Например, установлен единый перечень госорганов, которые наделяются обязанностью проводить кадастровый учет и вести госкадастр недвижимости. Данные поправки действуют с момента их опубликования на официальных интернет-ресурсах и печатных публикациях.

Указы Президента

На сегодняшний день статус МС, а также финансирование ее соцподдержки регламентируются Указом президента от 05.05.92 года № 431.

В нем регионам предоставлена возможность самостоятельно решать каким категориям семей необходима экономическая поддержка. В связи с этим, Минфин должен установить порядок финансирования.

Это связано с тем, что в каждом субъекте понятие “МС” определяется по-разному, так как в одном регионе семья с 3 детьми является обычным явлением, а в другом — это редкость. К примеру, в столице с 2009 года льготы полагаются МС, имеющим 3-х и более детей до наступления 16-ти летия младшего ребенка или 18-ти летия, при условии, что он обучается в общеобразовательном учреждении. В Республике Марий Эл (Приволжский Федеральный округ), где большие семьи составляют значительный процент от общего числа семей, многодетной является только та семья, у которой минимум четверо детей.

Из рассмотренной статьи мы увидели, что законодательная база, регулирующая вопросы получения жилья многодетными семьями является весьма сложной и требующей доработок во многих вопросах. Кроме того, региональное жилищное законодательство отличается во многих субъектах РФ. Но в ряде случаев это имеет большие плюсы для семьи, так как региональные льготы могут быть значительно больше, чем это предусматривают федеральные законы.

Инновации 2018 года

В 2018 году многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут воспользоваться Федеральными и региональными программами. Такой категории граждан следует знать о следующих законодательных инновациях:

  1. Правительство оказывает помощь многодетным семьям в решении жилищных вопросов. В зависимости от региона проживания им доступны в 2018 году: займ на возведение частного дома, не предусматривающий уплату процентов; субсидии; получение ордеров на муниципальное жилье; участие в программе приватизации недвижимости; получение новой квартиры взамен ветхого жилья (аналогичная квадратура).
  2. Многодетные семьи по-прежнему могут принимать участие в государственных программах на приобретение в ипотеку жилья: «Молодая семья», «Доступное жилье» и т. д. После оформления кредитной документации государство будет в течение определенного количества лет возмещать часть расходов, при условии внесения заемщиком своевременных ежемесячных платежей.
  3. Многодетные семьи, решившие приобрести жилье в ипотеку, могут рассчитывать на снижение годовых процентных ставок, увеличение срока действия займа, снижение размера первоначального взноса и т. д.
  4. При оформлении программы рефинансирования такая категория заемщиков может претендовать на более выгодные и комфортные условия.
  5. Если многодетная семья решит развивать приусадебное или фермерское хозяйство, то ей будет бесплатно выделен земельный надел. Также для них предоставлена возможность переводить в частную собственность участки, находящиеся на балансе своего населенного пункта.
  6. Проект ФЗ № 98035393-2 не был поддержан Президентом, поэтому описанные в законодательном акте возможности для улучшения жилищных условий многодетными семьями в 2018 году не возможны.
  7. Региональные власти должны ориентироваться в вопросах предоставления муниципального жилья многодетным семьям Указами Президента № 431 от 05.05.92. Претендентам необходимо будет встать в очередь в областной муниципалитет либо в администрацию своего населенного пункта. Как только подойдет их очередь, они получат положенную по закону жилищную субсидию.

О государственной помощи в приобретении жилой недвижимости или ее строительстве рассказано в следующем видеосюжете: