Кем ведется учет граждан нуждающихся в социальном жилье

Кем ведется учет граждан нуждающихся в социальном жилье

ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 5 сентября 2017 года N 354-пп

Об утверждении Положения о порядке учета граждан, нуждающихся
в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений
жилищного фонда социального использования

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель Губернатора
Архангельской области —
председатель Правительства
Архангельской области
А.В. Алсуфьев

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Архангельской области
от 5 сентября 2017 года N 354-пп

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с главами 8.1и 8.2 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 областного закона от 28 сентября 2015 года N 313-19-ОЗ «О реализации полномочий органов государственной власти Архангельской области в сфере предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, создания, учета и эксплуатации наемных домов», определяет порядок учета граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее — учет), в том числе порядок принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него.

2. Учет осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Положения (далее — уполномоченные органы местного самоуправления).

3. Учет осуществляется местными администрациями муниципальных районов Архангельской области раздельно применительно к территориям отдельных сельских поселений Архангельской области.

На территориях отдельных сельских поселений Архангельской области учет осуществляется местными администрациями отдельных сельских поселений Архангельской области в случае заключения между органами местного самоуправления муниципального района Архангельской области и органами местного самоуправления отдельных сельских поселений Архангельской области, входящих в состав муниципального района Архангельской области, соглашений о передаче отдельным сельским поселениям Архангельской области полномочий по учету нуждающихся в жилых помещениях за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты сельских поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На территориях отдельных городских поселений Архангельской области учет осуществляется местными администрациями отдельных городских поселений Архангельской области в случае заключения между органами местного самоуправления муниципального района Архангельской области и органами местного самоуправления отдельных городских поселений Архангельской области, входящих в состав муниципального района Архангельской области, соглашений о передаче отдельным городским поселениям Архангельской области полномочий по учету нуждающихся в жилых помещениях за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты городских поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4. Учет осуществляется следующими органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области:

1) на территориях городских поселений Архангельской области — местными администрациями городских поселений Архангельской области;

2) на территориях городских округов Архангельской области — местными администрациями городских округов Архангельской области;

3) на территориях сельских поселений Архангельской области — местными администрациями муниципальных районов Архангельской области.

5. Жилые помещения предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, областным законом или актом представительного органа муниципального образования Архангельской области (далее — муниципальное образование), нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если:

2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном областным законом N 78-5-ОЗ порядке.

II. Порядок признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и постановки на учет

6. Для признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и постановки на учет (далее — постановка на учет) гражданин представляет в уполномоченный орган местного самоуправления лично, по почте либо через Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) привлекаемые им организации (далее — многофункциональный центр) в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным уполномоченным органом местного самоуправления и многофункциональным центром следующие документы (далее — заявка):

1) заявление о постановке на учет (далее — заявление) по форме согласно приложению к настоящему Положению.

Заявление представляется гражданином индивидуально или совместно с постоянно проживающими с ним членами семьи;

2) копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и подтверждающего гражданство Российской Федерации гражданина и каждого члена его семьи либо одиноко проживающего гражданина;

3) копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, отражающих семейные отношения гражданина-заявителя и членов его семьи;

4) копии судебных решений об определении места жительства или об установлении факта проживания гражданина и (или) членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина в определенном жилом помещении (если место жительства гражданина и (или) членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина определяется или устанавливается на основании указанных судебных решений);

5) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, которые принадлежат на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи либо одиноко проживающему гражданину и право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

6) копии документов, подтверждающих право собственности гражданина и (или) членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина на транспортные средства (копии регистрационных документов на транспортные средства), отчет об оценке транспортного средства, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи либо одиноко проживающему гражданину на праве собственности;

7) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций, книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, книга учета доходов индивидуальных предпринимателей за расчетный период в зависимости от применяемой индивидуальным предпринимателем системы налогообложения, а также выписка из этих книг с указанием общей суммы доходов индивидуального предпринимателя за календарный год, непосредственно предшествующий году, в котором подается заявление (далее — расчетный период). Должностные лица уполномоченного органа местного самоуправления или многофункционального центра сопоставляют сведения из представленной книги с выпиской из этой книги и возвращают книгу гражданину;

8) справки о начисленной и выплаченной заработной плате за расчетный период с указанием суммы удержанного и перечисленного с нее налога на доходы физических лиц, а также справки (документы) об иных доходах гражданина и всех членов его семьи либо доходах одиноко проживающего гражданина за расчетный период, выданные работодателями (представителями нанимателей);

9) копии документов, подтверждающих суммы уплаченных (полученных) гражданином и (или) членами его семьи либо одиноко проживающим гражданином алиментов в течение расчетного периода;

10) копии документов, подтверждающих статус лиц, указанных в абзацах втором — седьмом пункта 4 статьи 3 областного закона N 78-5-ОЗ и пункте 5 приложения N 1 к областному закону N 78-5-ОЗ;

11) справки о размере стипендий обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных организациях, духовных образовательных организациях (в том числе аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров, слушателей), выплачиваемых указанным лицам этими организациями в течение расчетного периода, а также о размере компенсационных выплат указанным лицам в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям, приходящемся на расчетный период;

12) справка о размере получаемой в течение расчетного периода пенсии, выплачиваемой по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, если она не облагается налогом на доходы физических лиц;

13) документы, подтверждающие получение в течение расчетного периода доходов от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков, иного имущества или долей в указанном имуществе, если с этих доходов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не уплачивался налог на доходы физических лиц.

7. Для постановки на учет гражданин вправе представить по собственной инициативе следующие документы:

1) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, которые принадлежат на праве собственности гражданину и (или) членам его семьи либо одиноко проживающему гражданину и право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) документы органов (организаций) социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов (организаций) службы занятости населения, копии документов других государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, осуществляющих социальные выплаты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и других источников, о доходах гражданина и членов его семьи либо доходах одиноко проживающего гражданина за расчетный период;

3) копии налоговых деклараций о доходах гражданина и каждого члена его семьи либо одиноко проживающего гражданина за расчетный период, заверенные налоговыми органами;

4) копии документов органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, о стоимости принадлежащего гражданину, членам его семьи либо одиноко проживающему гражданину недвижимого имущества (кроме земельных участков);

5) копии документов государственного кадастра недвижимости о стоимости земельных участков, принадлежащих гражданину, членам его семьи либо одиноко проживающему гражданину;

6) копии документов о составе семьи гражданина с места его жительства: копия поквартирной карточки или выписка из домовой (поквартирной) книги либо справка, выданная на основании поквартирной карточки или домовой (поквартирной) книги. При этом копия поквартирной карточки или выписка из домовой (поквартирной) книги либо справка, выданная на основании поквартирной карточки или домовой (поквартирной) книги, должна быть выдана не ранее чем за 10 календарных дней до дня подачи заявления;

7) выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированные на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за расчетный период (в отношении гражданина и членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина).

8. Если гражданин не представил по собственной инициативе документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, уполномоченный орган местного самоуправления самостоятельно запрашивает указанные сведения, в том числе путем направления межведомственных информационных запросов.

9. Копии документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке или представлены с предъявлением подлинника.

10. Заявка регистрируется в день ее поступления в уполномоченный орган местного самоуправления в книге регистрации заявлений (далее — книга регистрации), которая ведется по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению. Каждому заявлению присваивается порядковый номер.

Гражданину, подавшему документы, выдается расписка в получении этих документов.

11. Уполномоченный орган местного самоуправления рассматривает документы в течение тридцати календарных дней со дня регистрации заявки, проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином, определяет размер дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), и размер стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению.

Размер дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), и размер стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, определяется в том числе с учетом выявленных источников доходов, полученных гражданином и членами его семьи либо одиноко проживающим гражданином в течение расчетного периода, но не указанных гражданином в поданном заявлении, и с учетом выявленного имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, но не указанного гражданином в поданном заявлении.

Размер дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), и размер стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, оформляется справкой, подписываемой уполномоченным должностным лицом уполномоченного органа местного самоуправления.

Размер дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), и размер стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина, определяются уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном статьями 3 и 4 областного закона N 78-5-ОЗ.

12. По результатам рассмотрения документов уполномоченный орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

1) об отказе в принятии на учет;

2) о принятии на учет.

13. Уполномоченный орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 12 настоящего Положения, но не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявки письменно уведомляет об этом гражданина.

Уведомление вручается гражданину лично или направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

14. Принятие на учет осуществляется в порядке очередности исходя из времени подачи документов. Сведения об указанных гражданах, принятых на учет, вносятся в книгу учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее — книга учета), которая ведется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению. Поправки и изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом осуществляющим ведение учета.

Граждане признаются нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в течение трех лет и ставятся на учет со дня принятия решения о принятии на учет.

15. На каждого гражданина, принятого на учет, формируется учетное дело, в котором содержатся все представленные им документы, послужившие основанием для принятия решения о принятии на учет, копии решений, принимаемых уполномоченным органом местного самоуправления.

Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру очередности в книге учета. Документы в учетном деле нумеруются, вносятся в опись и располагаются в хронологическом порядке по датам поступления. Изменения в учетное дело вносятся на основании документов, подтверждающих необходимость внесения соответствующих изменений, предоставленных гражданами.

16. Уполномоченные органы местного самоуправления обеспечивают надлежащее хранение книги регистрации и книг учета, а также учетных дел граждан, состоящих на учете.

17. Книги регистрации, книги учета и учетные дела граждан, состоящих на учете, хранятся 10 лет начиная с года предоставления жилого помещения.

III. Отказ в принятии на учет граждан

18. В случае принятия решения об отказе в принятии на учет гражданина уполномоченный орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения письменно уведомляет об этом гражданина. Уведомление вручается гражданину лично или направляется почтовым отправлением.

19. Основаниями для принятия решения, указанного в пункте 18 настоящего Положения, являются:

1) гражданин не соответствует требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения;

2) заявка, предусмотренная пунктом 6 настоящего Положения, представлена не в полном объеме;

3) представленные документы содержат недостоверные сведения;

4) количество заявок достигло количества жилых помещений, которые могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с частью 3 статьи 91.14 Жилищного кодекса Российской Федерации.

20. Уведомление об отказе в принятии на учет должно содержать указание на причины принятия такого решения.

Отказ в принятии на учет может быть обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Гражданин вправе повторно обратиться с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления после устранения причин, повлекших отказ в принятии гражданина на учет.

IV. Снятие граждан с учета

21. Основаниями для снятия граждан с учета являются:

1) предоставление им жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или по договорам социального найма;

2) подача гражданином по месту учета заявления о снятии с учета в свободной форме;

3) утрата оснований, дающих им право на предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) их выезд на место жительства в другое муниципальное образование Архангельской области;

5) выявление в представленных ими документах в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет;

6) истечение срока трех лет со дня принятия решения о постановке на учет.

22. В случае наступления оснований, указанных в подпунктах 1, 3, 4 пункта 21 настоящего Порядка, гражданин обязан известить об этом уполномоченный орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня их наступления.

23. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом местного самоуправления в течение тридцати рабочих дней со дня выявления одного или нескольких обстоятельств, предусмотренных пунктом 21 настоящего Порядка и (или) со дня поступления извещения, указанного в пункте 20 настоящего Порядка.

24. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 23 настоящего Порядка, уведомление с указанием причины принятия такого решения вручается гражданину лично или направляется почтовым отправлением.

Решение о снятии с учета граждан может быть обжаловано гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение 1. ЗАЯВЛЕНИЕ о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Порядку учета граждан, нуждающихся
в предоставлении жилых помещений
по договорам найма жилых помещений
жилищного фонда социального использования

Документационное обеспечение деятельности отдела жилищной политики районов г. Казани

Автор: Т. Н. Гайдученко, А. Т. Имамеева

Документационное обеспечение деятельности отдела жилищной политики районов г. Казани

Т.Н.Гайдученко к. социол.н., А.Т.Имамеева, Казанский гос. энергетический университет

  • Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилья
  • Документирование целевых программ

«Социальная ипотека»
«Обеспечение жильем молодых семей»
«Социальное жилье»

Данные социологических исследований показывают, что население страны в той или иной степени нуждается в улучшении жилья. Полностью и сразу оплатить покупку новой квартиры может только 1-2% российских семей. Причина – разрыв между доходами населения и рыночными ценами на жилье.

В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 4,5 млн. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 15-20 лет. В настоящее время решение этого вопроса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед 1014 тыс. граждан (из них ветераны и инвалиды — 306 тыс. человек, граждане, относящиеся к иным категориям — 708 тыс. человек). Острота вопроса определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.

В Республике Татарстан и её столице – г.Казани – за годы социально- экономических реформ накоплен солидный опыт по решению жилищных проблем населения. Документационное обеспечение деятельности государственных и муниципальных органов по реализации жилищной политики — актуальная и значимая задача современного российского делопроизводства. Рассмотрим этот механизм на примере работы отдела жилищной политики администрации районов города Казани
Прием граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий производится по вторникам с 9.00 до 12.00 и четвергам с 14.00 до 18.00. Прием ведется как начальником, так и специалистами отдела, по следующим вопросам:

— принятия на учет на приобретение жилья по системе социальной ипотеки;

— передачи жилого помещения в собственность граждан (приватизация);

— рассмотрения заявлений жителей района о предоставлении освободившейся жилой площади по договору социального найма.

Обеспеченность жильем, в среднем, среди семей, вставших в очередь на получение жилья в Московском районе города Казани, составляет 7,91 кв. м. Менее 6 кв.м имеют 18%; более 6 кв.м, но менее 9 кв.м -32%; более 9 кв.м, но менее 12 кв.м — 50% молодых семей (Рис. 1.).

Рис. 1. Обеспеченность жильем семей, нуждающихся в государственной поддержке.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местной администрации. При рассмотрении вопроса о принятии на учет граждан, учитывается норма площади жилого помещения.

Учетная норма площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения на одного проживающего, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье. Таким образом, для постановки на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо, чтобы прописанным в квартире «не хватало метров» по учетной норме.

Для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданином подается заявление в администрацию, к которому должны прилагаться выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, в необходимых случаях – выписка из технического паспорта дома и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление о принятии на учет гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с приложением всех необходимых документов, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления заявления в соответствующий орган местной администрации или на предприятие, в учреждение либо организацию. О принятом решении гражданину должно быть сообщено в письменной форме.

Принятые на учет граждане включаются в Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые ведутся по установленной форме в органах местного самоуправления и в организациях как документы строгой отчетности.

На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело.

Учетное дело формируется отделом жилищной политики. Оно представляет собой папку (скоросшиватель), заведенную на заявителя и его семью. Каждый лист учетного дела нумеруется.

На лицевой стороне папки учетного дела указываются:

  • год и номер учетного дела (в верхнем левом углу);
  • фамилия, имя, отчество заявителя (полностью) в центре;
  • полный адрес и контактный телефон (под фамилией).

В учетном деле заявителя содержатся:

— опись документов, находящихся в учетном деле заявителя .
— заявление гражданина с просьбой о принятии на учет для приобретения жилого помещения по социальной ипотеке (см.образец 1).
Образец 1. Форма заявления
Главе администрации ________________________________________
(название района, города)
__________________________________________________________________
от гр. ____________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
_________________________________________________
(проживающего в городе, поселке, селе по адресу:
_________________________________________________
почтовый индекс, полный адрес, контактный телефон)
__________________________________________________________________
(зарегистрированный по адресу: почтовый индекс, полный адрес)
__________________________________________________________________
_______________________________ с _________________________________
(число, месяц, год)

З А Я В Л Е Н И Е

В связи _______________________________________________________________________
(указать причины нуждаемости в улучшении жилищных условий)______________________________________________________________________
(обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже нормы принятия на учет по социальной ипотеке,_________________________________________
(проживание в жилом помещении, не отвечающем санитарным и техническим требованиям)__________________________________________________________________
(указать тип занимаемого объекта жилых прав: изолированная, коммунальная, количество комнат) ___________________
_____________________________________________________________________________
Анкета к заявлению по установленной форме, содержащая сведения, необходимые для принятия моей семьи на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке, прилагается.
Прошу Вас принять меня с семьей в составе ______ человек на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке.
Я и члены моей семьи даем согласие на проверку органами местного самоуправления сведений, указанных в заявлении и в анкете, на запрос ими, а также специализированной организации (Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан) документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии на учет.
Я и члены моей семьи предупреждены, что, в случае принятия нас на учет, мы будем обязаны при изменении указанных в заявлении сведений в месячный срок информировать о них органы местного самоуправления в письменной форме по месту учета.
Я и члены моей семьи согласны, что, в случае выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении, мы будем сняты с учета в установленном законом порядке.
Настоящим даю согласие на проверку сведений о моих доходах и принадлежащем мне на праве собственности имуществе в соответствующих налоговых органах и органах по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Заявитель: _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью, подпись)
Дееспособные члены семьи:
1. ________________________
2. ________________________________________________
3.
( подписи всех дееспособных членов семьи)

«____________»______________________________________ 20___ г.

анкета по установленной форме (см. образец 2)

Образец 2. Фрагмент формы анкеты заявителя

А Н К Е Т А З А Я В И Т Е Л Я

1. Фамилия, имя, отчество заявителя ____________________________________________________________________________
(полностью)
2. Проживаю по адресу

(указать контактный телефон: домашний, служебный)
3. Документ, удостоверяющий личность ____________________________________________________________________________
(вид документа)
Серия ________ номер ____________________ кем и когда выдан _____________________________________________________________________________
4. Дата рождения
(число, месяц, год)
5. Место рождения
(код города, района)
6. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
(код 9 раздела — указать все двенадцать знаков)
7. Занятость:
(если Заявитель не работает, указать причину незанятости) (код 10 раздела)
________________________________________________________________________(указать полное наименование организации, предприятия, отдела, места учебы) _____________________________________________________________________________

распоряжение администрации (муниципального образования) о принятии заявителя на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке по установленной форме (см. образец 3);
Образец 3. Фрагмент формы распоряжения

Утверждаю:
Глава ________________________________
(органа местного самоуправления)
____________________________________
(наименование района, города)
____________________________________
(подпись, дата)

Распоряжение N _______ от _________________ 200__ г.
О постановке семьи заявителя на учет для улучшения
жилищных условий по социальной ипотеке

Заявитель __________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
с семьей из ________ человек обратился с заявлением о принятии на учет по месту жительства/работы (подчеркнуть) для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке
______________________________________________________
(указать дату обращения заявителя по заявлению)
Заявитель _______________________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
с семьей зарегистрированы по адресу:
____________________________________
(указать полный адрес)
__________________________________________________________________в __________________________________________________________________
(в жилом доме, квартире, комнате)___________________________________________________________
общей площадью ________ кв.м, жилой площадью ________ кв.м
Заявитель_____________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
является______________________________________________________
(собственником, нанимателем, арендатором)
на основании
________________________________________________________________________
(указать вид и реквизиты договора либо документа о праве собственности)

учетная карточка семьи;
материалы переписки с заявителем по его жилищному вопросу с указанием входящих и исходящих номеров и принятых решений по ним.
Документы в учетном деле располагаются в хронологическом порядке по датам поступления, снизу вверх, нумеруются и вносятся в опись по мере поступления. Изменения в учетное дело вносятся на основании распорядительных, жилищных и иных документов. Соответствующие изменения вносятся в учетную карточку семьи. Учетное дело хранится в отделах органов местного самоуправления, ответственных за ведение учета граждан до решения жилищного вопроса заявителя. Службы, ответственные за учет граждан, обеспечивают надлежащее хранение книг учета семей, учетных дел граждан, электронных носителей. Учетные дела хранятся в течение 10 лет после приобретения жилого помещения.
Ежегодно с 1 января по 1 апреля Администрации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников и запрашиваются документы. Лица, уклоняющиеся от представления документов для перерегистрации, по истечении месяца после письменного предупреждения исключаются из списков учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В Татарстане в настоящее время реализуется несколько федеральных и республиканских программ, направленных на обеспечение жильем нуждающихся в этом жителей республики. Также в городе Казани существуют программы, направленные на поддержку горожан для решения их жилищных проблем. Наибольшую распространенность в Республике Татарстан получила целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан». Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий в Республике Татарстан осуществляется уже с 1997г. Целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани» реализуется в Татарстане с 2006г.
Партнером по реализации программ «Обеспечение жильем молодых семей» и «Социальная ипотека» является Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан (ГЖФ при ПРТ), который обеспечивает семьи доступным жильем по ценам ниже рыночных.
Республика Татарстан является одним из субъектов в Российской Федерации, начавшим реализацию собственной программы социальной ипотеки. На сегодняшний день, государственный жилищный фонд Республики Татарстан имеет серьезные финансовые средства, что позволяет обеспечивать жителей Республики Татарстан квартирами по ценам намного ниже рыночных.
Участниками программы социальной ипотеки являются:
— работники бюджетной сферы;
— работники предприятий, финансирующих социальную ипотеку;
— люди, проживающие в аварийном и ветхом жилье.
Рассмотрим механизм взаимодействия целевой программы «Обеспечение жильем граждан в Республике Татарстан по социальной ипотеке» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (Рис.2.).
Рис.2. Механизм взаимодействия участников программ «Социальная ипотека» и «Обеспечение жильем молодых семей».

Данный рисунок показывает, что гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходима помощь государства, Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, банков и кооператива «Строим будущее».

Программа «Обеспечение жильем молодых семей» имеет следующий механизм реализации. Администрации районов Исполкома города Казани проводят информационно-разъяснительную работу с молодыми семьями, осуществляют прием документов, организуют работу по постановке молодых семей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятию с данного учета. После принятия полного пакета документов, утвержденного постановлением Руководителя Исполнительного комитета города Казани от 22.11.2007 № 4102 «О признании молодых семей, проживающих в города Казани, нуждающимися в улучшении жилищных условий», администрации районов Исполкома города Казани письменно уведомляют молодую семью о решении жилищной комиссии района о постановке на учёт либо об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в срок, предусмотренный Законом Республики Татарстан от 12.06.2003 № 16-ЗРТ «Об обращениях граждан в Республике Татарстан», а также о снятии с учета с указанием причины.

Администрации районов Исполкома города Казани формируют, утверждают и представляют в Комитет по делам детей и молодежи (далее — КДДМ) Исполкома города Казани (на бумажном и электронном носителях):

— списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” Федеральной целевой программы “Жилище” на 2011-2015 годы» (далее — утвержденные формы);

— уточненные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в текущем году по утвержденным формам в срок до 1 февраля текущего года;

— уточненные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в текущем году по форме, утвержденной Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан, в срок до 1 февраля текущего года. Администрации районов Исполкома города Казани представляют заявки на участие в реализации программы.

КДДиМ Исполкома города Казани представляет списки молодых семей и заявку муниципального образования города Казани на участие в реализации целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан» в Министерство по делам детей, молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (далее — МДМСиТ РТ). В администрации районов Исполкома города Казани комитетом направляются выписка из утвержденного МДМСиТ РТ списка молодых семей — претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Республике Татарстан.

Администрации районов Исполкома города Казани в течение 20 дней организуют работу по определению платежеспособности молодых семей. По итогам проведенной работы направляют в КДДиМ Исполкома города Казани списки молодых семей, подтвердивших платежеспособность, по утвержденным формам. Обеспечивают консультативное сопровождение молодых семей в процессе выбора приобретаемого жилого помещения.

После получения документов, подтверждающих факт приобретения молодыми семьями жилых помещений, администрации районов Исполкома города Казани в течение семи календарных дней формируют и представляют в КДДиМ Исполкома города Казани финансовую заявку на выделение средств из Федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) местного бюджета для предоставления социальных выплат молодым семьям на банковские (текущие) счета категории «Молодая семья».

На основании представленных администрациями районов Исполкома города Казани заявок КДДиМ Исполкома города Казани в течение трех календарных дней формирует сводную финансовую заявку в МДМСиТ Республики Татарстан на выделение средств из Федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан для перечисления социальных выплат молодым семьям на счета категории «Молодая семья». Финансовых заявок по молодым семьям может быть несколько по районам (городу).

КДДиМ Исполкома города Казани получает у МДМСиТ Республики Татарстан бланки свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее — Свидетельства). На основании письменных запросов и оформленных доверенностей представители администраций районов Исполкома города Казани в течение трех дней получают в КДДиМ Исполкома города Казани бланки свидетельств.

КДДиМ Исполкома города Казани на основании финансовых заявок администраций районов Исполкома города Казани готовит проект постановления Руководителя Исполнительного комитета горда Казани о выделении администрациям районов Исполкома города Казани денежных средств, поступивших в Исполнительный комитет города Казани.

Администрации районов Исполкома города Казани в течение пяти дней осуществляют выдачу Свидетельств молодым семьям, направляют их в банк, выбранный для обслуживания средств, предоставляемых молодым семьям в качестве социальных выплат, для открытия банковских (текущих) счетов и оформления заявлений о перечислении социальных выплат в счет приобретаемого жилого помещения, на основании заявки банка перечисляют социальные выплаты на банковские (текущие) счета молодых семей. После этого молодые семьи снимают с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Администрация районов дает возможность улучшить свои жилищные условия по нескольким программам: «Социальная ипотека»; «Социальное жилье»; «Жилье горожанам (Молодая семья, Доступное жилье)».

Гражданин участвующий в программе «Социальная ипотека», взаимодействует со следующими органами: администрацией районов, банками и кооперативом «Строим будущее». Участник подает заявление в администрацию района по месту жительства и встает в очередь по социальной ипотеке, затем заключает договор с кооперативом «Строим будущее» для приобретения жилья или улучшения своих жилищных условий, далее участник заключает договор с банком на получение кредита и вносит сумму от 10 до 90% стоимости жилья.

Условием постановки на учет по социальной ипотеке является необходимость в улучшении жилищных условий, совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи должен быть менее 18 кв.м.

Участники программы получают следующие привилегии:

— Процентная ставка за кредит — 7% годовых.
— Срок кредитования — до 28,5 лет.
— При определенных условиях первоначальный взнос может отсутствовать.
— Предоставление невыкупленной части жилья в наем (в том числе в случае невозможности своевременного внесения текущих платежей с возможностью последующего возобновления выкупа жилья).

Граждане являются принятыми на учет и получают право участвовать в социальной ипотеке только после принятия семьи в Сводный список ГЖФ при Президенте Республики Татарстан, то есть фактически после утверждения заявления ГЖФ при Президенте Республики Татарстан.
ГЖФ при Президенте Республики Татарстан заключает договор социальной ипотеки с гражданином-членом ПК «Строим будущее». Чтобы вступить в члены ПК «Строим будущее» нужно написать заявление о вступлении в ПК «Строим будущее» (форма заявления у представителей ПК «Строим будущее» на местах) и заплатить вступительный членский взнос. Члены семьи младше 18 лет не должны вступать в члены Кооператива и соответственно платить вступительный членский взнос не должны.

Договор социальной ипотеки подписывается всеми членами семьи, состоящими на учете, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. После заключения (подписания) договора социальной ипотеки граждане могут платить денежные средства по договору социальной ипотеки, тем самым накапливая их для выкупа будущей квартиры. Все накопления граждан при заселении в новую квартиру засчитываются в счет выкупа квадратных метров по договору социальной ипотеки. До заселения в новую квартиру можно заплатить любую сумму в любое время по усмотрению.
Общеобязательные основания постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки:

  • осуществление трудовой деятельности заявителями и трудоспособными членами семьи (заявитель должен быть работником бюджетной сферы или работником предприятия, которое участвует в финансировании социальной ипотеки);
  • совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет (18 кв.м.);
  • наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность.

Заявитель и члены его семьи должны быть зарегистрированы по постоянному месту жительства в Республике Татарстан не менее 5-ти лет, в случае если заявитель зарегистрирован менее указанного срока, администрация района вправе запрашивать необходимые документы с прежнего места жительства за период до 5 лет. Вышеуказанные документы необходимы для того, чтобы уточнить, нуждался ли заявитель ранее, не ухудшил ли свои жилищные условия намеренно для того, чтобы приобрести право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Реализация подпрограммы «Социальное жилье» предусматривает предоставление жилья по договору социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
— не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

— являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

— проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

  • Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  • Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

За годы реализации программы администрациями районов Исполнительного комитета города Казани приняты на учет 15 490 участников программы, обеспечены жильем 6708, сняты с учета 214 (Рис. 3.)