Как вы понимаете что такое честь и достоинство личности

2.3.5. Честь и Достоинство

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Честь и достоинство категории комплементарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга.

Честь  достоинство

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания; честь – это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит.

Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию. Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Поэтому независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Достоинство – это объективная ценность личности, которая может быть не связана с ее признанием или осознанием: достоинство принадлежит человеку по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство).

Итак, честь это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство – это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Поэтому чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Корреляция чести и достоинства

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность – корреляция.

Потребность в чести, т. е. признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Человек с достоинством (достойный человек) должен быть честолюбивым – «любить честь».

Однако не обязательно, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание – почет, честь его не только не волнует, но даже отталкивает.

3. Сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства, что ведет к образованию таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть, которые чаще всего связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности.

4. Корреляция осложняется и относительной независимостью чести и достоинства, проявляющейся, в частности, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному:

Вариант 1.Человек в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным» и, искренне считая, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств.

Вариант 2.Он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.

Вариант 3. Несмотря на унижения и оскорбления, человек принимает бесчестье с достоинством, т.е. теряя честь, сохраняет достоинство, что дает ему силы для активной защиты собственной чести. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести.

В чем Вы видите различие понятий Честь и Достоинство?

Студент А. А. не согласен с утверждением, что, унижая достоинство другого человека, ты теряешь свое собственное достоинство. Почему же тогда, спрашивает он, если ты не ответишь обидой на обиду, тебя считают человеком без собственного достоинства? И почему многие люди, добившиеся чего-то в жизни, стремятся принизить достоинство других?

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка. Каким образом адекватная или неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка сказывается на чувстве собственного достоинства личности?

Рассмотрите различные варианты корреляции чести и достоинства и подберите жизненные примеры для их подтвердения или опровержения.

Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?

Студентка О. М. считает, что отсутствие в нашем языке обращений типа «спадар», «спадарыня», «господин» и др. и обращения типа «мужчина», «женщина» свидетельствуют о неразвитом чувстве собственного достоинства. Согласны ли Вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения.

Что значит «гражданская честь»? Что Вы понимаете под «профессиональной честью»? Как утверждать и отстаивать ее?

Что значит честь семьи? А честь фамилии?

Честолюбие – хорошо это или плохо? Гордость – это положительное или отрицательное качество?

У некоторых людей скромность доходит до самоуничижения, а гордость превращается гордыню. Причем то и другое смыкаются, образуя феномен псевдоскромности, который зачастую несет в себе тщеславие. Чем тщеславие отличается от честолюбия? И почему гордыня издревле считается одним из смертных грехов?

Оцените следующее высказывание Ф. Ларошфуко: «Признак истинного достоинства человека в том, что даже завистники вынуждены хвалить его».

Актуальна ли сегодня мысль Ж.-Ж. Руссо, что «утрата чести страшнее, чем смерть?»

10. Оцените следующие высказывания о чести и достоинстве. Согласны ли Вы с ними?

Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки (Древнеинд. изречение).

Каждому свою честь воздает потомство (Тацит, древнеримский историк).

Какое бы высокое положение ни занимал честолюбец, он желает подняться еще выше (Д. Брюэс, французский богослов и драматург, 1640 – 1723).

Нет человека благороднее человека честного (П. Буаст, французский лексикограф, 1765–1824).

Человек не должен никогда сходить с широкой дороги чести. Даже под благовидным предлогом, что цель оправдывает средства (Ч. Диккенс, английский писатель, 1812–1870).

Сначала нужно быть честным, а уже потом благородным (У. Черчиль, премьер-министр Великобритании, 1874 – 1965).

Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика

Страницы в журнале: 20-26

В.Н. Барсукова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов [email protected]

Рассматриваются концепции чести и достоинства личности, устанавливаются сходства и различия данных категорий. Автором предлагаются определения понятий чести и достоинства личности.

Ключевые слова: честь и достоинство личности, оценка, мораль, личность, духовные качества.

Честь и достоинство человека представляют собой важнейшую социально-правовую ценность, утверждение и всесторонняя защита которой является фундаментом, на котором зиждется современное общество. Благодаря становлению и развитию демократических институтов уровень гарантированности их уважения и защиты постоянно возрастает. Вместе с тем совершенствование различного рода технологий нередко имеет обратный эффект, закладывающий основу для попрания указанных благ. Ярким примером являются разработки в области медицины, биологии, генетики и т.п. (в сфере клонирования, трансплантации органов и тканей, суррогатного материнства и многие другие), тотальная информатизация современного общества посредством сети Интернет, телевидения, радиовещания и т.д. Обозначенные факторы свидетельствуют о необходимости создания и закрепления на законодательном уровне качественного механизма обеспечения и защиты чести и достоинства личности.

Данным вопросам посвящено немало как общетеоретических, так и отраслевых работ известных ученых, таких как А.В. Белявский, В.А. Блюмкин, Н.А. Придворов, Ф.М. Рудинский, Х.П. Маннанова, А.Д. Анисимов, А.А. Власов, С.С. Омельченко, И.В. Телегина, В.П. Тугаринов, Н.А. Пятак, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, И.С. Ной и др. Однако, состояние современного законодательства в рассматриваемой области по-прежнему вряд ли можно признать удовлетворительным. Показателем ущербности данного механизма является отсутствие нормативно закрепленного определения понятий данных категорий. Сложность формулирования рассматриваемых понятий очевидна. Еще в XIX веке ученый и философ Ч. Беккариа сказал: «Честь принадлежит к числу тех слов, которые послужили основанием для длинных и блестящих рассуждений, не давших ни одного точного и твердого понятия о предмете» [3, с. 232]. При этом многогранность объекта исследования, на наш взгляд, не является весомой причиной для отказа от нормативного закрепления понятий чести и достоинства, а лишь обусловливает необходимость применения к нему многоаспектного подхода, отражающего как философскую, социальную, так и правовую сущность обозначенных благ. Выработка единой позиции относительно понятия данных благ необходима по той простой причине, что полноценная реализация охраны и защиты какого бы то ни было блага или права, в том числе чести и достоинства, невозможна без четкого понимания их сущности. В рамках данной статьи посредством использования различных методов познания (исторического, диалектического, аналитического и др.) нами будет предпринята попытка сформулировать собственное мнение относительно сущности и соотношения обозначенных категорий.

Условно высказываемые в теории позиции относительно понятия «честь» могут быть объединены в две концепции.

Первая теория (назовем ее условно теорией «объективной оценки») в самом общем виде сведена к мысли о том, что честь, будучи социальной категорией, представляет собой оценку личности, ее моральных качеств и поступков обществом (так называемую «внешнюю» оценку). Сторонниками данной позиции являются И.С. Ной, В.М. Седов, М.Н. Малеина, И.Я. Дюрягин, Б.Т. Безлепкин, А.М. Эрделевский и др. Так, например, Б.Т. Безлепкин подчеркивает, что понятие чести связывается не с самооценкой личности, а с ее оценкой другими людьми, т.е. с морально-политической оценкой гражданина со стороны общества, достоинством человека, определяемым обществом; таким образом, понятие чести связывается не только и не столько с совокупностью личных качеств, а главным образом с их морально-этической оценкой другими людьми [2, с. 33]. Анализ высказываний сторонников теории «объективной оценки» свидетельствует об их неоднородности. В частности, некоторые авторы полагают, что честь может принадлежать только человеку, другие считают, что честь может принадлежать и организации (юридическому лицу). Кроме того, отдельные ученые настаивают на том, что честь — это всегда высокая оценка качеств того или иного лица, другие ограничивается указанием на то, что это оценка, не уточняя ее характеристики.

Вторая концепция носит комплексный характер (назовем ее условно теорией «объективно-субъективной оценки»). Ее сторонники полагают, что категория чести в этике выражает, прежде всего, высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, проявляющуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека и вместе с тем высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности [10, с. 41]. Сторонниками данной теории являются А.В. Белявский, Н.А. Придворов, Х.П. Маннанова, А.Д. Анисимов, А.А. Власов, С.С. Омельченко, И.В. Телегина и др. Выделяя внутреннюю (субъективную) и внешнюю (объективную) стороны чести, они отстаивают позицию о том, что стороны чести тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга воздействие. Объективный компонент чести представляет собой носящую устойчивый характер оценку, касающуюся личности в целом или отдельных ее сторон. По своему содержанию данная оценка носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, личных и общественных оценках его деятельности, т.е. общие для конкретного общества нравственные явления [6, с. 34]. Субъективный компонент понятия «честь» заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями [1].

Краткий обзор позиций, высказываемых в рамках обозначенной теории, показывает ее неоднородность. Назовем лишь некоторые, основные отличия.

Во-первых, большинство ученых придерживаются мнения о том, что честь представляет собой, с одной стороны, оценку личности, ее качеств и поступков обществом (объективная сторона чести), а с другой стороны, самосознание, самооценку личности с точки зрения ее восприятия обществом, т.е. адекватное восприятие человеком того мнения, которое выражает о нем общество (субъективная сторона чести). Встречается, однако, и более широкий подход, согласно которому к категории чести относятся и моральные, духовные, социально значимые качества личности, а также совершаемые ею поступки, мотивы, цели, которыми она руководствуется (так называемая внутренняя сторона чести).

Во-вторых, большинство исследователей отстаивают точку зрения, согласно которой субъективная сторона чести (самооценка своего положения в обществе) не тождественна понятию достоинства. При этом высказывается и противоположное мнение о тождественности данных категорий. Существует также и промежуточная позиция, которая включает достоинство в состав внутренней составляющей чести, не отождествляя данные категории.

В-третьих, в науке высказываются противоположные мнения относительно взаимосвязи внутренней и внешней составляющей чести.

Анализ сущности изложенных теорий позволяет сделать выбор в пользу теории «объективно-субъективной оценки», поскольку вряд ли человек мог бы добиться положительной оценки общества в том случае, если бы он не осознавал, каким образом общество его воспринимает. Очевидно, что положительная оценка общества имеет для личности стимулирующий характер.

В неразрывной связке с категорией чести находится достоинство личности. Как верно отмечает Н.А. Придворов, «категория «достоинство», будучи предельно общим понятием, закрепленным в границах отраслевого и конституционного законодательства, относится к достаточно сложному и многогранному общественному явлению. Оно является чрезвычайно широким, богатым по содержанию и глубоко диалектическим по своей природе понятием» [12, с. 14]. Научной литературе современного периода свойственен плюрализм мнений относительно того, что представляет собой категория «достоинство», каковы его сущность и содержание, кто является его носителем.

Рассмотрим некоторые концепции достоинства, существующие в современной науке.

Теория «субъективной оценки», сторонниками которой являются, например, такие авторы как А. Осмонов и К.А. Шахманаев, трактует достоинство личности как осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. При этом достоинство личности, по мнению авторов, определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.) [11, с. 10; 16, с. 13]. Таким образом, данная концепция трактует достоинство личности с позиции внутренней оценки личностью себя и своего положения в обществе. В целом данная концепция имеет рациональное зерно, однако, на наш взгляд, носит несколько односторонний характер, поскольку не учитывает общественной значимости категории достоинства.

Наиболее широкое распространение в настоящее время получила концепция «объективно-субъективной оценки». Она имеет наибольшее число сторонников, к числу которых относятся такие известные ученые, как В.А. Блюмкин, В.П. Тугаринов, Н.А. Пятак, Н.А. Придворов, А.В. Белявский, Ф.М. Рудинский, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.А. Власов, А.Д. Анисимов, М.Л. Шелютто, И.С. Ной и др. Суть данной концепции нашла отражение в Словаре по этике, который определяет достоинство как моральное понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности [14, с. 84].

В понятии достоинства следует выделять, также как и в понятии чести, объективный момент (признание ценности личности) и субъективный момент, т.е. чувство и осознание своей нравственной ценности.

Объективный компонент включает следующие аспекты:

1) человеческое достоинство, ценность человека вообще независимо от его конкретных качеств и особенностей (общественного положения, профессии, национальности, цвета кожи и т.д.). «Идея человеческого достоинства означает признание человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью» [5, с. 10—11], причем ценностью общественной, ибо вне общества достоинство просто немыслимо. Признание человека высшей ценностью есть сердцевина гуманизма и необходимое условие общечеловеческих норм нравственности. Оно означает в то же время признание так называемых неотъемлемых прав человека — на жизнь, здоровье, счастье, свободу, труд, удовлетворение материальных и духовных потребностей, справедливость, равенство и т.д. [7, с. 401—403; 8, с. 8; 13, с. 257; 15, с. 242; 17, с. 321];

2) личное достоинство, под которым понимается ценность конкретного человека;

3) достоинство человека как представителя определенной социальной группы и т.п. (например, национальное достоинство, достоинство педагога, достоинство судьи, достоинство женщины). В данном контексте также уместно сказать о том, что в ряде случаев общество предъявляет повышенные требования к духовным качествам личности, а также к ее поступкам.

Субъективный компонент достоинства есть осознание индивидом своей ценности как человека вообще, конкретной личности, представителя определенной социальной группы (класса, нации и т.д.). Внутренняя (субъективная) сторона достоинства связана также со способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу [6, с. 45]. Эта сторона обусловливается способностью человеческого сознания отражать не только объективный мир, но и самого себя, свое место и значимость в этом мире [4, с. 25; 12, с. 17].

Несмотря на общность подхода к пониманию категории достоинства с точки зрения включения в нее объективного и субъективного компонентов, внутри данной концепции имеется немало дискуссионных моментов. Отметим наиболее значимые.

Во-первых, некоторые авторы к числу субъектов, наделенных достоинством, относят исключительно физических лиц. Другие трактуют субъектный состав значительно шире, включая в него также коллективы, организации, нации, народы, государства, мировое сообщество.

Во-вторых, отдельные ученые (Н.А. Придворов, А.В. Белявский, А.В. Зелепукин, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский и др.) выделяют в качестве самостоятельного структурного элемента достоинства наличие у человека совокупности моральных качеств, ценностных ориентиров, которые объективно характеризуют социальную значимость личности [9, с. 68]. Другие ученые в качестве одного из аспектов достоинства личности указывают нравственное поведение, достойный образ жизни и т.п. На наш взгляд, положительные качества личности, поведение в обществе не являются самостоятельным компонентом достоинства, они входят в структуру личного достоинства и являются тем критерием, на основе которого осуществляется оценка достоинства конкретного лица.

В-третьих, высказывается мнение о необходимости отнесения к личному достоинству не только духовных качеств личности, но и физических (И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.Д. Анисимов и др.). При этом другие авторы (например, А.А. Власов, А.В. Белявский, Н.А. Придворов и др.), напротив, полагают необходимым употребление этических категорий только для обозначения нравственного сознания и нравственных отношений [6, с. 56]. С данной позицией представляется возможным согласиться: действительно, физические недостатки человека (глухота, слепота и т.п.) ни в коей мере не могут отражаться на его достоинстве.

Теория объективно-субъективной оценки, на наш взгляд, является наиболее обоснованной, поскольку учитывает как социальный, так и индивидуальный аспект достоинства личности.

Честь и достоинство тесно связаны между собой, взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Провести абсолютную грань между этими понятиями невозможно. Представляется интересной высказанная когда-то Вольтером мысль: «Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства» [19, с. 79]. Вместе с тем тесная взаимосвязь данных категорий не исключает присутствия у них специфических признаков.

Чести и достоинству свойственны следующие общие качества.

1. Являясь нравственными категориями, они представляют собой этические блага и в то же время носят общеправовой характер. Современное законодательство относит честь и достоинство к категории личных неимущественных благ.

2. Честь и достоинство имеют общее историческое происхождение и зависят от типа общественно-экономической формации. Появление феноменов чести и достоинства не связано непосредственно с возникновением человеческой цивилизации. Они появляются на определенном этапе социокультурного развития общества, характеризующемся достаточно развитыми материальными и духовными условиями реализации нравственных ценностей. В этом смысле честь и достоинство в полном смысле являются достоянием лишь современного общества. Представление о чести и достоинстве складывается в зависимости от того, в каком обществе имеет место становление данных понятий. Признанные в обществе социальные нормы формируют правила должного поведения, выполнение которых вызывает уважение, положительную оценку.

3. Данные категории раскрывают существенные связи между обществом и личностью. Посредством категорий чести и достоинства характеризуются разнообразные аспекты общественной ценности личности, ее положительные социальные качества, мотивы поведения и нравственные потребности. Как оценочные категории, честь и достоинство раскрывают отношение общества к личности и личности к самой себе.

4. Честь и достоинство связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений.

5. Рассматриваемые категории имеют самообогащаемый характер, смысл которого видится в том, что наличие конкретного блага у определенного лица дает ему возможность рассчитывать в дальнейшем на еще более высокую положительную оценку со стороны общества при условии последующего позитивного (по мнению общества) поведения.

6. Честь и достоинство являются приобретенными благами, так как при рождении они признаются за человеком настолько, насколько они корреспондируют естественным правам и свободам, и лишь в дальнейшем своими поступками человек может заслужить хорошее или плохое мнение о себе.

7. Честь и достоинство имеют нематериальный характер, они не являются и не могут являться предметами имущественного оборота в силу свойства их неотчуждаемости и непередаваемости.

Несмотря на тесную взаимосвязь, имеются и довольно существенные различия в характеристиках рассматриваемых категорий. В частности, чести свойственны следующие специфические признаки.

1. Честь, будучи объективным общественным свойством, включает в себя два аспекта: объективный (оценка личности, ее качеств и поступков обществом) и субъективный (оценка личностью своего положения в обществе). Вместе с тем категория «честь» связана, в первую очередь, с социальным статусом личности, с тем, насколько она соответствует тем требованиям, которые к ней предъявляет общество. Моральная ценность личности связывается с ее заслугами, поэтому значение имеют только те качества личности, которые имеют ценность для общества.

2. Наличие чести определяется на основе сопоставления информации о содержании социальных норм, принятых в обществе, и совокупности качеств личности, ее поступков, а также целей и мотивов ее поведения. Объективный характер критериев морали и нравственности не допускает субъективного, произвольного толкования того, что является честью или бесчестьем.

4. Честь может проявляться во внешних формах признания (награды, чины и т.п.).

5. Честь может принадлежать только личности и имеет большое значение для наиболее полного понимания данной категории.

К специфическим чертам достоинства следует, на наш взгляд, отнести следующие.

1. Категория достоинства рассматривается как одно из понятий теории гуманизма, тогда как честь не входит в число этих понятий.

2. Достоинство включает в себя два аспекта: объективный (общественная оценка человека как ценности вообще безотносительно к ее качествам и поступкам, оценка личностного достоинства, оценка представителя определенной общности людей) и субъективный (самоосознание личностью своей внутренней ценности). Достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. В достоинстве отражается представление о ценности всякого человека (т.е. оно исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении) [13, с. 229—251]. Достоинство объективно включает в себя качества, которые личность осознает как ценности общества. Достоинство субъективно отражает переживание субъектом чувства морального удовлетворения уважительным отношением к его качествам и поступкам со стороны общества [18, с. 12]. Таким образом, достоинство ориентировано на внутреннюю составляющую, осознание личностью своей ценности в целом.

3. Достоинство в общечеловеческом понимании принадлежит любому человеку независимо от психофизиологических качеств. Личное достоинство, а также достоинство представителя определенной общности людей может принадлежать только личности.

4. Наличие достоинства определяется на основе сопоставления информации о социальных нормах, принятых в обществе, совокупности качеств личности, ее поступков и мотивов поведения, а также самоосознания личностью своих качеств и поведения.

5. Достоинство не нуждается во внешних атрибутах признания.

Изложенные характеристики позволяют сформулировать следующие определения чести и достоинства.

Честь как социально-правовая категория представляет собой исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, отражающее положение личности в обществе, формирующееся в результате ее общественной оценки с точки зрения критериев соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации, и адекватного восприятия личностью данной оценки, подлежащее защите со стороны государства.

Достоинство как социально-правовая категория есть исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, подлежащее всесторонней государственной защите, характеризующее, с одной стороны, человека как высшую ценность, не зависящее ни от каких внешних факторов, а с другой, отражающее ценность личности в глазах общества и самоосознание ею своей социальной значимости с позиций соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Подводя итог сказанному, сформулируем некоторые выводы:

— честь и достоинство представляют собой многогранное явление, они в равной мере имеют философский, социологический, этический, нравственный и правовой характер;

— как честь, так и достоинство включают в себя два компонента: объективный и субъективный;

— рассматриваемые категории тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, однако не тождественны друг другу;

— обозначенные категории обладают некоторыми общими свойствами, в том числе имеют общее историческое происхождение и раскрывают существенные связи между обществом и личностью, связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений и т.д.; при этом данным благам свойственны специфические черты;

— на сегодняшний день существуют объективные предпосылки к закреплению определения чести и достоинства на законодательном уровне, а также совершенствованию механизма их защиты.

1. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. URL: http://www.library.ru/help/docs/n56821/hest1.doc (дата обращения: 11.04.2013).

2. Безлепкин Б.Т. Судебная защита чести н достоинства граждан в охранительных отношениях // Правоведение. 1990. № 1.

3. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / биогр. очерк и пер. М.М. Исаева. — М., 1939.

4. Белявский А.В., Придворов Н.А. Охрана чести и достоинства личности в СССР. — М., 1971.

5. Блюмкин В.А. Категории достоинства и чести в марксистской этике: автореф. дис. … канд. филос. наук. — М., 1964.

6. Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. — М., 2000.

7. Герцен А.И. Несколько замечаний об историческом развитии чести: в 7 т. — Спб., 1905. Т. 4.

8. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. — М, 1933.

9. Зелепукин А.В. Предмет и категории этики: учеб. пособие. — Саратов, 2002.

10. Маннанова Х.П. Честь как категория марксистской этики: дис. … канд. философ. наук. — Ташкент, 1970.

11. Осмонов А.К. Уголовная ответственность за оскорбление: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1972.

12. Придворов Н.А. Институт достоинства личности в советском праве: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Харьков, 1986.

13. Рудинский Ф.М., Шишенина И.В. Право человека на достоинство // Наука прав человека и проблемы конституционного права. — М., 2006.

14. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. — М., 1989.

15. Уткин С.С. Очерки по марксистско-ленинской этике. — М., 1962.

16. Шахманаев К.А. Уголовно-правовая защита чести и достоинства личности (уголовно-правовой и криминологический анализ): автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009.

17. Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. — М., 1961.

18. Шмарион В.И. Ответственность за преступления против чести и достоинства личности по российскому уголовному законодательству: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д, 2001.

19. Эйнштейн И. Честь в философии и праве. — Спб., 1895.

ОРКСЭ честь и достоинство

Урок по основам религиозных культур и светской этики «Честь и достоинство»

— помочь детям осознать и прочувствовать такие традиционные духовно-нравственные ценности как честь и достоинство;

— познакомить с понятиями рыцарская, дворянская, воинская, гражданская честь.

— раскрыть понятия “честь” и “достоинство” как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;

— выйти на размышление о том, что честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей;

— побудить детей к анализу собственных поступков;

— обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

Идея урока: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего” (Ф. М. Достоевский)

разработка презентации “Достоинство и честь”, аудиозаписи произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» , литературные герои, газета «Белебеевские известия» № 24, 2014г, журнал «1000 советов» № 2, 2014г, фото известных общественных деятелей, учебник “Основы светской этики”, стр. 46-47

Добро пожаловать на урок Основ Религиозных Культур и Светской Этики!

Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний.

— Перед вами весы нравственности. На их чашах – добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у кого добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше.

Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чиполлино, Золушка, Кощей Бессмертный,Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка и др.

– Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? (ответы детей)

– Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.)

– Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.)

– Человек отдаёт взятые в долг деньги? (Денежный долг.)

– Врач оказывает помощь человеку на улице? (Служебный долг.)

– Сын заботится о своих родителях? (Моральный долг.)

– А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.)

– А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.)

– Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.)

III . Постановка проблемы.

— Работа с пословицами (на доске)

Береги платье снову, а честь смолоду.

Наша честь с утра до вечера.

Честь окрыляет, бесчестье гнетет.

— Какое слово встречается во всех пословицах? (честь)

— А каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность?

— На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство.

— Известный русский писателей и мыслителей Фёдор Михайлович Достоевский говорил: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего”

— О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке? (Честь и Достоинство)

Тема урока: Честь и Достоинство (тема на доске)

— У понятия «честь» можно выделить несколько составляющих (разгадывают ребусы)

Сегодня на уроке мы рассмотрим рыцарскую, воинскую, гражданскую честь.

Основная часть. И.Н.М

Как вы понимаете слово «честь»? (ответы детей)

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.

Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят “человек чести”.

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

— Что такое достоинство? (ответы детей)

Известный физик-теоретик Альберт Энштейн сказал “Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни”?

— Как вы понимаете это высказывание?

— Какие нравственные ценности вы бы включили в понятие “достоинство”?

— Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: “Это достойный человек”. Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

— Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность.

— Что значит “безнравственный поступок”?

— Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.

“ Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: “Лучше бы ты умер”.”

— Почему мама так ответила?

— Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?

Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.

Совершим путешествие в историческое прошлое.

— Кто такой рыцарь? (ответы детей, показ фото)

Ры́царь — средневековый дворянский почётный титул в Европе. (работа со словарём Ожегова)

Ры́царь — тяжеловооружённый конный воин, также представитель средневекового военно-дворянского сословия. Иносказательно в русском языке — самоотверженный, великодушный и благородный человек, лучший, честный служитель чего-либо на каком-нибудь поприще.

Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Но вот пол тыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят ­

Я не согласен с этим!

— А вы как думаете? (беседа)

Определение рыцарских добродетелей

Щедрость; Честь; Добрая Вера; Слава; Бескорыстие; Гордость; Учтивость; Храбрость; Преданность .

Кодекс чести рыцарства. (зачитывают дети)

Благородство в Служении

Скорее Смерть, чем Бесчестье

Смелость в исполнении правил

Уважение ко всем достойным людям

Презрение к подлецам

Учтивость ко всем женщинам

Битва — мерило мужественности

— Так какими же качествами должен обладать рыцарь? В чем состояла его честь?

ВЫВОД: Рыцарская честь состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости. (наглядность на доске)

— Кто такой воин? (ответы детей, показ фото)

Воин — тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. (работа со словарём Ожегова)

В твоей душе нет места страху,

В твоей душе нет места злу,

В сердце твоем лишь безупречность

Не дает вольности уму

И не допустишь ты страданья,

И ты не дашь себя жалеть,

Ты выполняешь все желанья

И заставляешь сердца петь

Без важности по миру ты шагаешь

Ведь нечего тебе уж защищать

И видом никого ты не обманешь,

Ничто и никого не будешь попрекать

Ты ценишь в жизни каждое мгновенье

И взглядом красоту ты отыскать

И жизни светлое, великое ученье

Уже давно смог осознать.

Воинский дух, воинская честь — совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

Петр I понимал офицерскую честь как служение Отечеству: «В службе — честь!».

Важнейшие критерии понимания воинской чести (зачитывают дети)

личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение

Внутреннее чувство благородства. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижат ься и унижать окружающих.

Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности.

Здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. «

Неприкосновенность личности офицера.

Преданность войсковому товариществу. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности и взаимовыручке.

Верности и преданности, строжайшем исполнении долга. Чувство долга считалось величайшей добродетелью в глазах государства

Даже в наши дни никто не сочтет устаревшим «Кодекс Чести русского офицера». Он по-прежнему силен нравственностью, способен побудить любого к размышлению о сути воинской службы, особенностях жизненного выбора.

ВЫВОД: Воинская честь состоит в благородстве, честности, честолюбии, преданности, верности и исполнении долга. (наглядность на доске)

— Какой ритуал существует в военной службе? (Отдание чести.)

— 15 февраля мы отмечали День памяти воинов – интернационалистов, 23 февраля – день Защитников Отечества.

Афганская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)

Война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 19 дней. В ней приняли участие 620 тысяч человек. Из них 14 453 россиянина убиты или пропали без вести, 2 386 умерли от ран, 4 000 погибли на полях сражений, стали жертвами катастроф и аварий 1739 человек. В эпицентре военных событий оказались 1350 женщин.

За заслуги в Афганской войне награждены 200 000 бойцов.

15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Этот день стал Днем памяти воинов-интернационалистов.

Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Афганистане – Сергей Виноградов, Валерий Фогель, Алик Силибаев, Фидаил Галлиуллин, капитан Ибрагим Тутаев.

Первый печальный «груз 200» был доставлен в Белебей в 1981 году. Сергей Виноградов был смертельно ранен в бою.

«Мы посадили в военном городке ели, – писал Сережа в письме к маме. – Они такие же, как в нашем лесу за городом… Знаешь, мама, кругом знойная пустыня, а саженцы принялись. В свободное от службы время я их поливаю…»

(работа с набором «Воины — интернационалисты»)

Чеченская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)

Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Чечне – Афанасьев Роман, Ахмадиев Разим, Багаутдинов Ринат, Денисов Эдуард, Нафиков Баян, Назаров Ильшат, Султанов Ринат, Шивкин Александр, Щипакин Виктор.

В Белеебеевском районе почти 700 воинов – интернационалистов, из них 190 – «афганцев», создано общество «Боевое братство».

(просмотр видеоклипа «Синева» группы «Голубые береты»)

— Кто такой гражданин? (ответы детей, показ фото)

Гражданин —лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией и исполняющее все установленные конституцией обязанности.. (работа со словарём Ожегова)

В этом слове – весомость, размах, высота.

Тот достоин его,

Чья душа пред Отчизной чиста.

Нет, не титул наследный, а гордое званье:

В нём и совесть и честь,

И родного народа признанье.

Путь твой пламенно прям

В раскалённости нынешних дней.

Нелегко стать мужчиной,

Гражданином стать – много трудней!

С самого начала своей биологической жизни человек наделяется нематериальными благами: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя. (зачитывают дети)

Нематериальные блага «следуют» за человеком всю его жизнь, обладают уникальностью, неповторимостью, характеризую его как личность.

Право на честь, достоинство, деловую репутацию является абсолютным субъективным неимущественным правом. Это право, в случае его нарушения, защищается от любого лица, которое его нарушает. И оно прописано в «Гражданском кодексе Российской Федерации». Свое право на защиту чести мы можем отстаивать в суде.

ВЫВОД: Гражданская честь включает в себя совесть, уважение к родному народу, честность, уважение к людям. (наглядность на доске)

— В произведении С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. (просмотр мультфильма)

— Как вы оцениваете его поступок? (ответы детей)

— В феврале 2014 года наша страна проводила Олимпиаду в Сочи.(беседа, обмен мнениями).

Все наши спортсмены проявили гражданскую честь, защищая интересы нашей страны. Но остановиться подробнее мне хотелось на паралимпийских играх, к ним проявляют чуть меньше интереса, но спортсмены – паралимпийцы — это герои своих стран. Один из главных героев нашей сборной – Ирек Зарипов. (фото на доске)

Биография И. Зарипова ( журнал « 100 советов» № 2, 2014г. )

— Скажите, изменился ли смысл чести на протяжении всего времени развития человечества? (ответы)

— Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? (ответы)

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

Честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

— Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно? (ответы детей)

— Вы – будущее России, наша надежда и опора. ( наглядность).

Послушайте стихотворение «10 правил маленького россиянина.»

Расскажу вам десять правил.

Вы запомнить их должны.

Их на память нам оставил

Верный сын родной страны.

Он прошел войну когда-то,

По геройски жизнь прожив,

Безымянным стал солдатом,

Свою голову сложив.

Павших всех Руси героев,

Кто в боях без вести пал,

Он возвел на пьедестал.

Правило один, конечно,

Свою Родину любить,

Быть ей преданным навечно,

Честь и славу заслужить.

Правило второе важно,

Коли первое блюсти:

Честь храните, и неважно,

Где и как пришлось расти.

Третьим правилом дано нам

Гимн Родной Отчизны знать,

А, услышав гимна звуки,

С гордостью в душе вставать.

Правило четыре дети –

Уважать вы все должны

И беречь основы эти:

Герб и флаг родной страны.

Пятым правилом всем будет

Честность ваша навсегда,

И тогда из многих судеб

Навсегда уйдет беда.

Правило шестое, знайте,

Помощь слабым – это честь.

Старость, младость уважайте,

Ведь таких людей не счесть.

Завещал седьмым из правил

Веру в Бога нам солдат.

Веры дух чтоб нами правил,

Был духовен, стар и млад.

Правило восьмое: бойтесь

Беса в душу запустить.

За святым крестом укройтесь,

Чтоб соблазны победить.

Вот девятое из правил:

Коль на Русь кто нападет,

Он завет всем нам оставил:

Бей врага родной народ!

Правилом десятым, важным,

Завещал Руси солдат:

Патриотом быть отважным,

Помнить павших всех ребят.

— Какие правила запомнили? А для чего мы вообще знакомимся с такими понятиями, как честь, достоинство?

Подведение итогов урока

В завершение урока притча:

“ Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.”

— Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека? (ответы детей)