Как писать справку по тематическому контролю в доу

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Развитие речи у детей в условиях ДОУ»

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

«Развитие речи у детей в условиях ДОУ»

Справку подготовил : заведующий детским садом Плотникова Нина Юрьевна

В МБДОУ «Пожвинский детский сад «Берёзка» в период 20 по 27 февраля 2015 г. был проведен тематический контроль по теме: «Развитие речи у детей в условиях ДОУ» с целью определения состояния речевой среды в ДОУ и развития речи дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Проверку осуществляли : заведующий – Плотникова Нина Юрьевна, старший воспитатель — Тюнева Светлана Степановна.

Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

система и вариативность планирования работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников;

наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;

система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками;

отношение родителей к решению данной проблемы.

Использовались следующие формы и методы контроля:

анализ календарных планов с детьми;

анализ ведения документации в группах по данному направлению (перспективное планирование, диагностические срезы уровня речевого развития дошкольников, планирование индивидуальной работы с дошкольниками, планирование работы по дополнительному образованию и работы с родителями воспитанников по данному направлению);

организация развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;

анализ непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности с дошкольниками;

анкетирование родителей по актуальным вопросам коммуникативного развития дошкольников.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Тон общения у детей доброжелательный и спокойный. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя, или детей не перебивая, ожидая очереди. Хотя наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.

Дети общаются по разному поводу: в основном по какой-либо деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности.

Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала).
Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье.

Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках (во всех группах). О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего наблюдается в беседах группы детей с воспитателем.

Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал: дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи.

Вместе с результатами обследования детей необходимо отметить профессионализм воспитателей.

Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Используют в общении речевой этикет, тем самым подавая положительный пример детям. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Вместе с тем, в редких случаях встречается строгость в позе, мимике и жестах.

Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми). Эти два повода общения очень тесно переплетаются между собой.

Дисциплинарный повод общения также присутствует во всех группах, но менее часто (по поводу дисциплины отдельных детей). Отмечен положительный опыт педагогов в использовании дисциплинарного повода в доброжелательной, сдержанной форме, с использованием удачных приемов (привлечение к трудовой деятельности, поручение, индивидуальная беседа, разъяснение, совместная с воспитателем деятельность).

Анализ взаимодействия педагогов с детьми во время НОД показал, что преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.

Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.

Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения.

Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальная работа (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).

Прослеживается планирование работы с родителями в младшей, средней и старшей группах: консультации, беседы, советы родителям: «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Как отвечать на детские вопросы?», «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет», «Об особенностях и проблемах речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

Отмечен положительный опыт воспитателя Крошихиной Т.В. по развитию коммуникативной компетентности дошкольников. Педагог активно использует в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников, уделяет пристальное внимание вопросам воспитания культуры общения дошкольников.

В анкетировании по вопросам развития коммуникативной компетентности дошкольников приняли участие 20 семей младшей, средней, старшей, подготовительной групп. Родителям было предложено 10 вопросов по теме общения с детьми и развития речи дошкольников.

1. Лишь 21% родителей от общего числа опрошенных считает основной целью развития речи детей в детском саду «обучение полноценному общению со взрослыми и сверстниками». 90% родителей уверены, что главное — подготовить детей к обучению в школе; развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

2. Среди достижений детей за прошедший год были выделены следующие:

младшая – дети стали лучше говорить, рассказывать по картине,

–средняя – обогатился словарный запас, научились придумывать сказки

старшая – научились рассуждать, читать. Выучили стихи. Речь стала выразительной;

подготовительная – научились правильно выражать мысли, чисто произносить слова, пересказывать, составлять рассказы, читать по слогам. Выучили стихи.

3. 83% родителей считают, что в детском саду созданы условия для развития речи детей.

4. Всего лишь половина 51% родителей ежедневно читают ребенку.

5. Любимые книги детей:

младшая – стихи, сказки;
познавательная литература, детская энциклопедия , сказки (среди них сказки А.С. Пушкина ), стихи, рассказы про Лунтика;

средняя – сказки (в том числе «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» ), стихи.

старшая – сказки, книги по экологическому воспитанию.

подготовительная – стихи, сказки (в том числе «Три медведя, «Маша и медведь» ), басни И.А. Крылова, Азбука для дошкольников .

6. 83 % семей имеют домашнюю библиотечку детской литературы.

7. 70% родителей выполняют домашние задания по развитию речи, которые рекомендует воспитатель.

8. 91% родителей считает, что дети получают в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе.

9. 88% родителей считают, что наглядная информация по развитию речи, предлагаемая им интересна и полезна. Вместе с тем, 4% родителей считают, что наглядная информация есть, но крайне скудная; 8% % родителей считают, что наглядная информация интересная, но не имеет для них практической значимости.

10. Наиболее распространенные просьбы:

младшая – Пожелания: в понимании потребностей семьи и ребенка, больше заниматься с детьми.

средняя – консультации по вопросам развития связной речи, а также об особенностях восприятия ребенка. (Ребенок не слышит взрослого.) Пожелания: дополнительные занятия с логопедом.

старшая – консультации по вопросам развития ЗКР. Пожелания: дополнительные занятия с логопедом.

подготовительная – консультации по вопросам развития психических процессов. Пожелания: в понимании потребностей семьи и ребенка, дополнительные занятия с логопедом.

Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в развитии речи детей: важным моментом считают общение с детьми и воспитание культуры общения, однако нуждаются в профессиональной поддержке специалистов ДО.

^ Вывод по тематическому контролю

Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДО решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.

Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.

Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая , подготовительная группы); индивидуальные и групповые беседы с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).

Познакомить педагогический коллектив с опытом работы воспитателя Крошихиной Т.В. , Исаковой Г. А. по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Включить в план работы с родителями воспитанников подготовительной группы мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.

Методическая разработка на тему:
Справка по итогам тематического контроля в СП –

Справка по итогам тематического контроля в СП –

«Детский сад №1 «Одуванчик»

«Оценка руководства музыкальной деятельности детей

Предварительный просмотр:

Справка по итогам тематического контроля в СП –

«Детский сад №1 «Одуванчик»

«Оценка руководства музыкальной деятельности детей»

В соответствии с планом работы ОУ на 2014-2015 учебный год и в целях определения качества руководства по музыкальной деятельности детей, выяснения причин и факторов, определяющих качество работы в ОУ по данному направлению, комиссия в составе руководителя Тюрниковой Т.С., старшего воспитателя Уразовой О.В. воспитателя –методиста Юдиной Г.А. с 16 марта по 27 марта 2015 г. Провели тематический контроль по вышеуказанной теме.

С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля: обследование уровня развития детей по музыкальному воспитанию, наблюдения и анализ занятий по музыкальному воспитанию, театральной деятельности, наблюдение и анализ совместной деятельности педагога с детьми во 2 половину дня; наблюдение и анализ работы музыкального руководителя, воспитателей в 1-ую и во 2-ю половину дня, беседы с педагогами. Кроме этого, проводился анализ плана работы с детьми музыкального руководителя, воспитателей групп. Изучение предметно-развивающей среды. Изучение документации по работе с родителями.

Обследование уровня развития детей по музыкальному воспитанию, показал, что дети эмоционально реагируют на музыку, умеют внимательно слушать музыку, выражать свои эмоции в движении, однако не всегда способны слышать в музыке изобразительные моменты, определять жанр музыки. Достаточно сформированы двигательные навыки, дети способны ориентироваться в пространстве зала. В связи с плохо поставленной речью у детей возникают трудности в пении, выразительном пении, умении правильно распределять дыхание и контролировать силу голоса. Большинство детей знают названия инструментов. У детей проявляется достаточно яркое желание участвовать в играх-драматизациях, музыкальных минипьесах, где решаются несложные игровые задачи. Однако, дети не способны вносить элементы творчества в ролевое поведение без руководства взрослого. (подробно см. схему обследования музыкального развития детей группы)

В рамках контроля были организованы открытые просмотры занятий по музыкальному воспитанию и театральной деятельности. Музыкальный руководитель Клемчук А.А. проводила занятия с детьми подготовительной группы №1. Возраст детей 6-7 лет. Основной целью занятия было формирование творческой активной личности на занятии по музыкальной деятельности. Анализ занятия показал, что программное содержание соответствует возрасту. Тип занятия — тематическое (тема занятия — «Будем птиц встречать»). Для проведения занятия были созданы достаточные условия, однако, не всегда была четко продумана расстановка атрибутов и материалов. Наглядные пособия, материалы отвечали педагогическим требованиям. Нотный материал был заранее приготовлен. Состояние инструмента удовлетворительное. Размещение детей рациональное. Внешний вид музыкального руководителя, знание им материала, исполнительское мастерство соответствует предъявляемым требованиям. Анализ показал, что муз. руководитель способен организовать детей и удерживать интерес к деятельности на протяжении всего занятия. Педагогом использовались разнообразные виды деятельности (пение, музыкальная игра, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, творческие задания к детям). Прослеживалась связь с предшествующими занятиями, учитывался возраст детей, их возможности. Проводилась индивидуальная работа с детьми. Наблюдался эмоциональный настрой детей, непринужденность, интерес. Дети активны и сосредоточены во время выполнения задания, способны эмоционально откликаться на музыку, имеют элементарные навыки пения. Наблюдались творческие проявления детей.

Воспитатель 2-ой младшей группы №1 Чирко Т. Н. проводила открытое занятие по театральной деятельности детей. Возраст детей 4-5 лет. Тема занятия — показ сказки «Репка». Анализ занятия показал, что была проведена большая предварительная работа по обогащению детей впечатлениями, переживаниями с целью развития театрализованной деятельности. Материалы и оборудования к занятию отвечают педагогическим требованиям. Для активизации интереса детей к деятельности педагог применяет разнообразные приемы руководства. Следует отметить, что наблюдаются неточности в подаче материала детям. В частности, беседа не отвечает педагогическим требованиям. Вопросы к детям не точные, не грамотно проводится индивидуальная работа. В целом, дети принимают цель занятия, проявляют активность в процессе выполнения заданий. Основная цель занятия достигается.

Наблюдение и анализ совместной деятельности педагогов с детьми во 2 половину дня свидетельствует, что воспитатели всех группы редко организуют театральную и музыкальную деятельность детей. Кроме этого, не всегда грамотно выстраивают партнерские отношения с детьми. В основном преобладают прямые приемы руководства указания, образец взрослого, показ с объяснением и пр. Руководство самостоятельной деятельностью детей не отвечает предъявляемым требованиям

В рамках контроля проводился анализ плана работы музыкального руководителя с детьми, воспитателей групп. Членами комиссии установлено, что все возрастные группы работают по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Музыкальные руководители Клемчук А.А. и Рыгалова В.П. работают по дополнительной программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Занятия по музыкальному воспитанию планируются 2 раза в неделю с детьми всех возрастов.

Музыкальным руководителем Клемчук А.А. разработан календарно — тематический план занятий по музыкальному воспитанию. Кроме этого, планируется индивидуальная работа с детьми в соответствии с расписанием занятий. Вместе с тем, комиссия провела анализ планов воспитательно — образовательной работы с детьми в группах. Воспитатели первой младшей группы (Борзых Т.В., Баранова Н.Н.) в рамках совместной деятельности педагога с детьми недостаточно уделяют внимание планированию музыкально- дидактических игр, использованию музыкальных пособий и игрушек для развитию у детей творческих способностей. Редко планируются показ театра. Самостоятельная деятельность по творческой и музыкальной деятельности упущена.

Воспитатели второй младшей группы №2 (Хлыстова О.А., Ямщикова Е.А. в совместной деятельности планируют элементы драматизации, музыкальные игры и упражнения. Однако этого недостаточно для развития творческих музыкальных способностей детей. Мало внимания обращается на планирование самостоятельной художественно-творческой деятельности детей. Воспитатели второй младшей группы №1 (Чирко Т.Н., Баранова Н.Н.) достаточно внимания обращают на планирование музыкальной и художественно- творческой деятельности. В рамках совместной деятельности используют музыкально-дидактические игры, настольный и теневой театр. Привлекают детей к показам, играм – драматизациям. Большое внимание уделяют чтению книги для обогащения опыта детей.

Анализ работы в средней группе показал, что педагоги Морозова И.В., Ямщикова Е.А. в своей работе с детьми уделяют должное внимание по развитию музыкальных способностей. Педагогами собран интересный методический материал по данной теме: созданы альбомы детских композиторов. Для самостоятельной деятельности имеются альбомы для рисования, раскрашивания, как для девочек, так и для мальчиков, пазлы по сказкам.Интересно оборудована сюжетно ролевая игра «Театр». Для данной игры имеется билеты, афиши, программки, костюмы для разыгрывания сценок. В группе имеются различные виды театров: «Би- Ба- Бо». В группе оборудован современный музыкальный уголок, где собраны музыкальные инструменты в соответствии с возрастом детей данной группы. Имеется магнитофон с набором дисков — сказок, детских песен, которые дети слушают по желанию.

Анализ работы в старшей группе воспитатели Акимова Н.В. и Усманова г.А. показал, что в группе имеется весь необходимый материал для организации работы с детьми по музыкальной деятельности, уголок ряжения. Все представленные уголки соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В группе много материалов для самостоятельной деятельности детей по всем разделам: трафареты для рисования, раскраски, пазлы, настольно — печатные игры, кубики. Изготовлены альбомы по сказкам. Имеется различные виды театров, есть ширма, маски для драматизации литературных произведений. В ходе беседы с детьми было выявлено, что дети старшей группы знают детские литературные произведения: из названия, авторов, умеют пересказывать по картинкам.

В подготовительных группах (воспитатели Некрасова Т.М.. Соколова Н.К., Викулова Л.В.) ведется систематическая работа по развитию творческих способностей детей, имеется перспективный план.

Уголки соответствуют возрасту и уровню развития детей. Для развития музыкальных способностей детей оборудован музыкальный уголок. В нем много детских музыкальных инструментов.

Комиссия в ходе контроля провела анализ создания условий в группах, музыкальном зале. В музыкальной зале созданы достаточные условия для организации творческой деятельности детей. В зале представлены музыкально- дидактические игры «Сложи песню», «Этот удивительный мир». «Угадай» и др. Большое разнообразие музыкальных пособий, игрушек. Кроме этого, в большом ассортименте имеются музыкальные инструменты. Все материалы и оборудование отвечает современным требованиям. Музыкальным руководителем Клемчук А.А. собрана медиатека детских песен, танцев, мелодий для слушания. Все это позволяет проводить работу по развитию у детей творческих способностей

В рамках контроля проводился смотр-конкурс музыкально-театральных уголков в группах. Целью конкурса было Создание оптимальных условий для организации музыкально-театральной деятельности воспитанников, выявление инициативы и творческих способностей педагогов к созданию условий для работы с детьми В результате конкурса были сделаны следующие выводы: в группах созданы достаточные условия для организации музыкально-творческой деятельности детей. Присутствует рациональность размещения, доступность, открытость для детей , педагогическая целесообразность, эстетичность, единство стиля, оригинальность оформления имеются в достаточном количестве музыкальные игрушки, музыкально-дидактических игр и пособия, озвученные музыкальные игрушки , игрушки-забавы. Большое количество детских костюмов, шапок, масок для театрализации. Во всех группах имеются настольный театр, теневой, пальчиковый и др. Все это позволяет воспитателям организовать работу по развитию творческих способностей детей.

В ходе контроля комиссия провела анализ взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме, (участие родителей в воспитательно- образовательном процессе) происходит постоянно в течении календарного года. Семьи привлекаются к участию в различных творческих конкурсах, семейных проектов. В декабре 2014 года родители приняли активное участие в конкурсе «Сбережем лесную красавицу». Всего приняло участие 32 семей. Среди них были выявлены победители. Кроме этого, родители привлекаются к подготовке к утренникам, досугам. Принимают в них активное участие. Достаточно предоставляется наглядной информации по данной теме. Все это позволяет решать задачи развития творческих способностей воспитанников в тесном сотрудничестве с семьями.

Итак, на основании вышеперечисленного комиссия сделала следующие выводы:

-работа по руководству театральной и музыкальной деятельности детей в ОУ ведется. Однако, наблюдается несогласованность работы специалистов и воспитателей групп. То есть, нет четкой взаимосвязи работы всех педагогов. Ежегодно проводится диагностика уровня развития детей по музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности детей. Специалисты строят свою работу с учетом индивидуального развития и возможностей воспитанников. Однако, воспитатели в группах не проводят индивидуальную работу, направленную на развитие и закрепление полученных умений и навыков.

-планирование работы по развитию творческих способностей и музыкальной деятельности детей на занятиях осуществляется педагогами в соответствии с календарно-тематическими планами. Планирование занятий происходит последовательно, постепенно, учитывается возраст и особенности развития детей. Наряду с этим, воспитатели в группах осуществляют планирование совместной театральной и музыкальной деятельности детей стихийно, не всегда последовательно, в отрыве от тематики занятий педагогов.

Наряду с положительными результатами выявлены недостатки: в группах нет ширм для теневого театра;

предлагается пополнить теневые театры новыми персонажами, составить картотеку игр-драматизаций.

В планировании мало уделяется индивидуальной работы с детьми. Не в полном объеме используются в НОД пальчиковые игры, речевые упражнения.

Не в достаточном количестве имеются музыкальные инструменты, в результате чего недостаточно выполняется программа по обучению детей игры на детских музыкальных инструментах

Таким образом, на основании проведенного контроля комиссия сделала следующие выводы:

1. Ежегодно проводить диагностику детей по музыкальному воспитанию в середине учебного года проводить обследование детей для выявления индивидуальных особенностей развития детей. Воспитателям проводить работу в соответствии с уровнем развития детей, их возможностями.

2. Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной и музыкальной деятельности строить в тесном взаимодействии. Провести консультацию с воспитателями «Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми», «Организация художественно-творческой деятельности в рамках совместной деятельности»

Срок: март 2015г.

Отв.: муз .руководитель Клемчук А. А.

Справку составил старший воспитатель: Уразова О.В.__________

Материал на тему:
Аналитическая справка по результатам тематического контроля Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи»

Тематический контроль по теме «Взаимодействие детского сада и семьи» был проведён в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения на 2015 – 2016 учебный год и включил в себя следующие пункты:

— уровень профессионального мастерства воспитателя: методы, приёмы, формы работы, используемые воспитателем;

— система планирования работы с родителями;

— правильное и своевременное заполнение документации.

— содержание оформления наглядной информации в группах для родителей

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам тематического контроля

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи»

Цель тематической проверки: проанализировать уровень работы по проблеме, определить эффективность работы по данному направлению.

Дата проведения контроля: 16.11.2015 — 20.11.2015 г.

Объекты контроля: все группы.

Проверяющий: старший воспитатель Н.В. Сюрха

Тематический контроль по теме «Взаимодействие детского сада и семьи» был проведён в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения на 2015 – 2016 учебный год и включил в себя следующие пункты:

— уровень профессионального мастерства воспитателя: методы, приёмы, формы работы, используемые воспитателем;

— система планирования работы с родителями;

— правильное и своевременное заполнение документации.

— содержание оформления наглядной информации в группах для родителей

В ходе контрольной проверки было выявлено:

Воспитатели средней группы Седова Н.Ю., Слепченко Н.Н. на достаточном уровне владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями, проявляют компетентность в вопросах воспитания. Однако, предпочтительнее используются традиционные формы работы такие, как: родительские собрания, консультации, папки – передвижки, анкетирование, самая активная форма работы консультации. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ. Эстетично оформлен родительский уголок, но требует замены на более современный. При организации сотрудничества с родителями для достижения положительных результатов используют разнообразный «наглядный материал» в родительском уголке: фотогазеты, консультации, папки – раскладушки, выставки детских работ, рисунков, буклеты. Созданы паспорта семей. Родительские собрания проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Протоколы родительских собраний ведутся в соответствии с требованиями. Есть в наличии журнал учёта индивидуальных консультаций с родителями, отражена работа с родителями и в календарных планах воспитательно – образовательной работы. Родители группы участвуют в различных мероприятиях, оказывают помощь в изготовлении поделок для конкурсов. В работе педагогов средней группы широко используется такая форма работы с родителями, как открытый показ организованной образовательной деятельности. Однако в своей работе воспитатели используют только традиционные формы, нет ни круглых столов, ни семинаров, ни семинаров – практикумов. В перспективном планировании не отражены беседы с родителями

Педагоги старшей и подготовительных групп (Буцинова И.В., Василенко Т.Н. Назарчук О.В., Ольховская Е.А.) на достаточном уровне владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями. Также широко используются традиционные формы работы. Самая активная форма работы – консультации. В общении с родителями педагоги используют доброжелательный, уважительный тон. В родительском уголке ежемесячно обновляется газета для родителей. Эстетично и современно оформлен родительский уголок. Созданы паспорта семей. Протоколы родительских собраний ведутся в соответствии с требованиями. Есть в наличии тетрадь учёта индивидуальных консультаций с родителями, отражена работа с родителями и в календарных планах воспитательно – образовательной работы. Родители этих групп участвуют в различных мероприятиях, оказывают помощь в ремонте групповой ячейки, участии в конкурсах.

В группе «Особый ребёнок» Экезли В.М., Дудка Е.Н. создана тесная взаимосвязь педагогов с родителями, при общении с родителями чувствуется доброжелательность и тесный контакт, доверительные отношения друг с другом. Родители группы не только участвуют в различных мероприятиях и оказывают помощь в благоустройстве группы, но и являются участниками образовательного процесса: участвуют в проектной деятельности, посещений открытых мероприятий. Без напоминаний, согласно перспективного плана работы, в родительском уголке ежемесячно обновляется газета для родителей. Но стенды «Для вас, родители» и «Советы дефектолога» требуют замены на более современные. Созданы паспорта семей. Родительские собрания проводятся своевременно. Протоколы родительских собраний ведутся в соответствии с требованиями. Есть в наличии журнал учёта индивидуальных консультаций с родителями, отражена работа с родителями и в календарных планах воспитательно – образовательной работы. Родители этой группы всегда с интересом принимают участие в жизни детского сада и группы.

Выводы: для формирования сотрудничества детей, родителей и педагогов детского сада созданы оптимальные условия. Содержание, организация и методика сотрудничества включили в себя:

  • единство детского сада и семьи по воспитанию детей;
  • взаимное доверие;
  • установление отношений на основе принципов гуманно-личностной педагогики;
  • взаимопомощь в совместной работе по воспитанию детей;
  • индивидуальные и групповые формы взаимодействия.

Педагоги и родители в детском саду являются равноправными партнёрами. В основу этого союза легло единство стремлений, взглядов на образовательный процесс. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители поддерживаю стремление педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. В свою очередь, педагоги исключают во взаимодействии с родителями дидактизм, не получают, а советуют, размышляют вместе с ними, договариваются о совместных действиях.

1. Совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей.

2. Активнее использовать инновационные формы во взаимодействии с родителями.

3. Для реализации преемственности детского сада и семьи включать в рабочие программы педагогов организацию совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательной деятельности.

4. Каждому педагогу проанализировать проделанную работу по данному направлению и наметить перспективы дальнейшей деятельности на следующий учебный год.

5. Рекомендовать педагогам для индивидуального изучения литературу по данной теме.

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Справка по итогам тематического контроля

Светлана Толстых
Справка по итогам тематического контроля

На основании годового плана МДОУ № 8 «Колосок» села Нины Советского района с 14.10.2016 г. по 26.10.2016 года была проведена тематическая проверка «Уровень работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в ДОУ».

1. Оценить знания педагогов по методике формирования ЭМП у детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для ФЭМП у детей.

4. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

5. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по развитию ЭМП у детей. Сроки: с 14.10.2016 г. по 26.10.2016 года.

Возрастные группы: вторая младшая группа, «Ромашка», средняя группа «Василёк», старшая группа «Фиалка», подготовительная группа. Состав комиссии: Оселедько М. И. заведующий МДОУ, Толстых С. П. старший воспитатель, Лактионова О. Г. музыкальный руководитель. В ходе проверки была проведена следующая работа:

— проверка документации педагогов,

— оценка условий в группе и уголков для родителей.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращается на обучение детей первоначальным математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одним из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений.

В ходе тематического контроля по получены следующие результаты.

1. Проверка документации педагогических работников. Анализ календарного планирования работы по ФЭМП свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В планах отражены дидактические игры, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, наблюдения, подводящие к теме занятия, чтение художественной литературы. В плане освещены обучающие, воспитательные и развивающие задачи по ФЭМП, материалы и оборудование для занятия. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке по развитию ЭМП у детей.

Рекомендации: Ежедневно планировать сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, совместную деятельность в режимные моменты, а также индивидуальную работу по ФЭМП.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах. Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования дидактических игр. Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению. В связи с этим, в каждой возрастной группе имеется «Центр занимательной математики», где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал: развивающие и дидактические игры, типографские и изготовленные самими воспитателями. Организация математических центров в группах отвечает возрастным требованиям программы. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров, подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием. Комиссия отметила достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми и игрушками. В группах математические центры размещены так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.

Рекомендации: воспитателям следить за рабочим состоянием уголка, а также составить картотеку математических игр.

3. Оценка эффективности занятий по ФЭМП. Формирование элементарных математических представлений у дошкольника осуществляется в процессе всей разнообразной деятельности воспитателя, но одной из важных является непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП. Анализ НОД по ФЭМП показал хороший уровень ее проведения. Во второй младшей группе «Ромашка», воспитатель Иченских О. Е. 18.10.2016 года был организован открытый показ НОД по теме «Солнышко зовёт в дорогу». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на развитие умения видеть общий признак предметов, различать понятия «много», по одному», называть геометрический фигуры и их цвет. В ходе НОД формировались навыки внимательного, заботливого отношения к окружающим; умения прийти на помощь. Воспитателем была проведена предварительная работа, изготовлены наглядные пособия, как в виде демонстрационного материала, так и раздаточного. Дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Ольга Евгеньевна использовала такие методы, как показ, объяснение, индивидуальная работа, использовались физкультминутка,

сюрпризные моменты, детям было очень интересно играя получать знания. Педагог продумала музыкальное оформление занятия, что поддерживало интерес детей на протяжении всего занятия. Активизации внимания детей способствовали элементы театрализации. Очевидна систематическая работа педагога с детьми.

Воспитателем средней группы «Василёк» Гайдуковой Натальей Павловной было подготовлено и проведено с детьми занятие на тему «Путешествие по островам». Работа педагога с детьми видна, дети свободно считают до 5, называют геометрические фигуры, части суток и т. д. Путешествуя по островам, ребята преодолевали трудности и получали ключик знаний. Дети слушали и слышали педагога, Наталья Павловна чётко и ясно формулировала задания и задавала вопросы. Ребята с интересом играли в игры: «Живые цифры», «Найди фигуру по описанию», «Расскажи по схеме», «Помоги медведям». Воспитателем удачно подобраны атрибуты к занятию, все это способствовало мотивации детей к занятию. Всё занятие использовались атрибуты и раздаточный материал, дети часто используют художественное слово, чётко знают физминутку. Но, не смотря на положительные стороны НОД, отмечался переизбыток объема программного содержания, что привело к увеличению времени НОД.

Рекомендации: четко соблюдать требование СанПИНа продолжительности НОД.

Макеева Лидия Васильевна, воспитатель старшей группы «Фиалка» подготовила для детей занятие «Путешествие по сказке «Дюймовочка». В ходе НОД решались следующие задачи: формировать умение считать в пределах 10 (порядковый счёт, формировать знания о составе чисел, умение ориентироваться на листе бумаги, составлять геометрические фигуры (работа с танграмом, логически мыслить, учить детей совершать добрые поступки.

Путешествуя по страницам сказки, ребята уточняли представления о частях суток, совершенствовали умение соотносить цифры с количеством предметов, сравнивали предметы, находили часть и целое, называли объёмные геометрические фигуры и др. Демонстрация слайдов презентации создавала интерес и формировала у детей желание помочь Дюймовочке. Все задания выполнялись с удовольствием, большую роль сыграл грамотно подобранный и красочный раздаточный и демонстрационный материал. НОД состояла из нескольких частей, каждая из которых раскрывала свои задачи. Отношения педагога с детьми построены на принципах сотрудничества, педагог доброжелательно и тактично общалась с детьми. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Они проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг, и совместной деятельности. Дети справились с поставленными задачами. Видна систематическая работа педагога с детьми.

Воспитатель подготовительной к школе группы «Колокольчик» Иванова Ирина Владимировна с детьми своей группы показала НОД «Приключение в осеннем лесу». Педагог умеет продумать ход занятия, целесообразно расположить демонстрационный и раздаточный материал. Ирина Владимировна умеет владеть детским коллективом, дети понимают педагога. Подержать хорошее настроение детей помогла релаксация «Солнышко проснулось». Звуковые эффекты с применение ИКТ также поддерживали интерес детей на протяжении всего занятия. Ирина Владимировна включила в ход занятия прямой и обратный счёт, работу по схемам с блоками Дьенеша, работу с цифрами (совершенствование вычислительных навыков, решение примеров и логических задач, формирование знаний об объёмных геометрических фигурах, пространственные представления. Путешествие по карте, в ходе которого дети выручали из беды лесных жителей проходило в тёплой дружественной обстановке, ребята помогали друг другу сталкиваясь и трудностями (работа со схемами по блокам Дьенеша, решая примеры собирали в корзины грибы, но не собирали грибы ядовитые, в этом им помогли полученные ранее знания по познавательному развитию. Конечно, работа с объёмными геометрическими фигурами вызывает затруднения, но только начало года, результат будет виден в апреле, когда воспитатель будет готовить занятие для педагогов школы. Воспитатель иногда терялась, не чётко формулировала вопросы, но при этом воспитанники продемонстрировали хорошие знания и умения математического характера.

В ходе тематического контроля были просмотрены занятия педагогов, у которых ещё не накоплен опыт работы с детьми, Чепакова Екатерина Николаевна, Фатулаева Аксана Владимировна, Галкина Евгения Владимировна. Воспитатели слабо владеют методикой проведения образовательной деятельности. Екатерина Николаевна Чепакова воспитатель средней группы «Радуга» умеет составить конспект НОД, но не рационально располагает демонстрационный материал, из-за этого интерес детей к занятию теряется. Екатерине Николаевне изучить методику проведения НОД по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Галкина Евгения Владимировна, воспитатель старшей группы «Родничок» использовала много наглядного материала, но не рационально использовала время, что привело к увеличению времени НОД и способствовало понижению интереса к занятию, утомлению детей. Дети не были заинтересованы, ещё потому, что пришли в детский сад в 5-ти, 6-ти летнем возрасте, они не усидчивы и ещё не приучены к режиму ДОУ. Из этого следует, что предстоит кропотливая работа с родителями воспитанников старшей группы «Родничок».

Воспитателем Фатулаевой Аксаной Владимировной было проведено занятие во второй младшей группе «Ягодка». Все дети были охвачены вниманием, был подведен итог занятия воспитателем с детьми. Тон воспитателя был доброжелательным, соблюдались нормы педагогической этики и такта.

Рекомендации: четко и точно формулировать вопросы к детям; уточнить методику проведения и задачи программы по ФЭМП для каждой возрастной группы, использовать адекватные возрасту детей формы работы.

4. Работа с родителями по формированию ЭМП у детей дошкольного возраста.

В работе по формированию элементарных математических представлений у детей не остаются в стороне и родители. Сменяемость материала в родительских уголках позволяет педагогам доносить информацию до родителей. Педагоги используют картотеки игр, по сенсорному воспитанию предлагая родителям для игры с детьми. Консультации для родителей: «Первые шаги в математику» — Иченских Ольга Евгеньевна, «Развитие математических способностей» — Гайдукова Наталья Павловна, «Математика дома» — Иванова Ирина Владимировна, «Занимательная математика» — Макеева Лидия Васильевна, «Математика в повседневной жизни» — Чепакова Екатерина Николаевна, «Учить цвета легко и просто» -Макеева Людмила Алексеевна и т. д.

Родители принимают участие в проектах: «Учимся играя» — старшая группа «Фиалка» воспитатель Макеева Лидия Васильевна, презентациях: «Три весёлых друга – круг, квадрат и треугольник» — воспитатель Иченских Ольга Евгеньевна, «Дети и математика» — Макеева Лидия Васильевна.

Рекомендации: продолжать проводить работу с родителями по ФЭМП;

5. Компетентность педагогов по методике формирования ЭМП у детей дошкольного возраста. Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с младшей группы и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Работа педагогов ДОУ по данному направлению ведется по всем требованиям ФГОС ДО, в соответствии с возрастом детей. Педагоги свою работу по познавательному развитию дошкольников строят на основе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МДОУ № 8 «Колосок», составленной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». В ходе контроля было выявлено, что все педагоги ответственно относятся к своей работе, заранее готовят материал к образовательной деятельности (демонстрационный и раздаточный, используют рабочие тетради в соответствии с программой обучения. Анализ профессионального мастерства воспитателей, по организации работы в рамках формирования элементарных математических представлений у дошкольников показал, что практически все воспитатели:

— знают и понимают программу по ФЭМП в своей возрастной группе;

— владеют методикой проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО;

— владеют методикой проведения диагностики детей; — учитывают индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников;

— активно используют здоровье сберегающие технологии. Педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Однако вопросы к детям не всегда формулируются точно и доступно. Культура речи педагогов характеризуется эмоциональностью, выразительностью. Воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей. Дети на просмотренных занятиях были активны, сохраняли интерес на протяжении всего НОД. Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия, проявляют творчество при самостоятельном изготовлении данного материала. Грамотно построена индивидуальная работа с детьми у педагогов. Воспитатели систематически организуют сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием («Магазин», «Путешествие в лес», «Школа», «В гости к ёжику» и т. д.). Дидактические игры: «Найди свой домик», «Подбери пару», «Какую фигуру забыли нарисовать», «больше – меньше», «Цветные колпачки», «Когда это бывает», «Математическое лото», «Назови и сосчитай», «Раздели на части», «Четвёртый лишний», «День и ночь» и т. д. Физкультминутки, как необходимый элемент в процессе организованной образовательной деятельности, присутствуют во всех возрастных группах детского сада. Воспитатели понимают важность физкультминуток для здоровьесбережения воспитанников, умело используют речевой и двигательный материал. Кроме того регулярно используются зрительная, дыхательная, пальчиковые гимнастики. Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду работают профессионально подготовленные педагоги, способные осуществлять формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на достаточно высоком уровне.

воспитателям возрастных групп: средняя «Радуга» — Чепаковой Е. Н., старшая «Родничок» — Галкиной Е. В.

— уточнить методику проведения и задачи программы по ФЭМП для каждой возрастной группы; срок до – 02.11.2016 г.

— использовать адекватные возрасту детей формы работ; срок — постоянно

воспитателям всех возрастных групп:

— четко и точно формулировать вопросы к детям; срок — постоянно

— соблюдать требование СанПИНа к продолжительности НОД; срок — постоянно

— рационально использовать время НОД; срок — постоянно

— воспитателям следить за рабочим состоянием уголка, а также составить картотеку математических игр; срок- постоянно/

— планировать сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, совместную деятельность в режимные моменты, а также индивидуальную работу по ФЭМП; срок — систематически

— использовать ИКТ; срок — не реже 3-х раз в месяц.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: «Познавательное развитие детей посредством системно-деятельностного подхода».

Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля Контроль в дошкольном учреждении — это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам.

Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля (образец) Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля от 31.05.2016 года. 04.05. Организация питания в группах (ясли). Режим.

Справка о результатах тематического контроля «Развитие коммуникативных способностей детей в различных видах детской деятельности» В соответствии с годовым графиком контроля, приказом.

Справка по итогам контроля «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности» МБДОУ Ярский детский сад №4 Справка по итогам тематического контроля на тему » Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности.

Справка по итогам оперативного контроля С целью проведения анализа воспитательно-образовательного процесса в МДОУ ДСКВ № ___ в ноябре 2016 года проводился оперативный контроль.

Справка по итогам оперативного контроля «Организация недели здоровья» Справка по итогам оперативного контроля «Организация недели здоровья» Дата проведения: 12- 16 января 2015 г Проверяющий: старший воспитатель.

Справка по итогам тематического контроля «Организация театрализованных игр с целью речевого развития дошкольников» Итоги тематического контроля «Организация театрализованных игр с целью речевого развития дошкольников». Справка Тематический контроль,.

Справка тематического контроля на тему «Создание условий для внедрения ФГОС в ДОУ» Справка тематического контроля на тему «Создание условий для внедрения ФГОС в ДОУ» Цель: оценить условия, созданные в группах детского сада.