Изменения в закон о рекламе в беларуси

Изменения в закон о рекламе в беларуси

10 июля вступила в силу новая редакции Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Наиболее значимые изменения и дополнения затрагивают используемые термины, общие требования к рекламе, порядок размещения наружной рекламы и рекламы на транспорте, а также нормы, регулирующие порядок осуществления рекламы на телевидении, в частности ее объемы, особенности рекламирования отдельных групп товаров (продукции, работ, услуг).

Так, изменяется определение рекламы. Из него исключается признак «предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы)».

Расширяется определение наружной рекламы – к ней будет относиться не только реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений), но и реклама, размещаемая (распространяемая) в подземных пешеходных переходах.

Вводится новый термин – мультимедийная реклама, под которым понимается реклама, размещаемая (распространяемая) с помощью программно-технических средств, реализующих информацию в звуковом и (или) зрительном виде (текст, графика, фотография, видео, мультипликация (анимация), звуковые эффекты и др.), за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) на телевидении и радио. К мультимедийной рекламе будут относиться, например, отдельные виды рекламы в сети Интернет, реклама на видеоэкранах, установленных в транспортных средствах и в торговых объектах, на средствах наружной рекламы и т.д.

Изменяются и общие требования к рекламе.

Так, требование о размещении рекламы на русском и (или) белорусском языке не будет распространяться на рекламу, размещаемую распространяемую) на информационных ресурсах национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещающих (распространяющих) информацию исключительно на иностранных языках, также можно будет не переводить на русский и (или) белорусский язык выполненные на иностранном языке наименования товаров, творческие псевдонимы, оригинальные названия творческих коллективов, произведений, доменные имена сайтов.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона о рекламе на рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы этого товара. Данное требование не распространяется на рекламу средства индивидуализации товара, если оно используется также для обозначения иного товара, не ограниченного и не запрещенного к рекламированию, организации или гражданина и в рекламе содержится указание на такой товар, организацию или гражданина.

Вносимыми дополнениями устанавливаются требования к техническому оформлению этого указания – его необходимо будет выполнять шрифтом, размер которого не должен быть менее размера шрифта, используемого для написания средства индивидуализации товара. Это означает, что размер шрифта указания на неограниченный к рекламированию товар должен быть такого же размера, как и шрифт, например, товарного знака (знака обслуживания). В рекламе на телевидении и в мультимедийной рекламе такое указание должно будет размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться.

С 10 июля текущего года не требуется указывать наименование и УНП рекламодателя в рекламе размещаемой (распространяемой) и на средствах наружной рекламы, и на транспортном средстве, и в рекламе, распространяемой посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи. При этом важно отметить, что при рассылке рекламы посредством SMS только рекламодатели – операторы сотовой связи могут не указывать наименование и учетный номер плательщика. Иные рекламодатели (например, организации, в торговых объектах которых клиенты заполнили анкету и согласились получать рекламную SMS-рассылку), осуществляющие распространение рекламы посредством SMS-сообщений, по-прежнему обязаны будут указывать в такой рекламе свое наименование и учетный номер плательщика.

Из Закона исключается требование об обязательном указании в рекламе реквизитов лицензии при рекламировании лицензируемого вида деятельности.

Существенно изменяются требования к оформлению сносок, уточняющих содержащуюся в рекламе информацию, и вводятся требования к оформлению номеров телефонов, доменного имени Интернет-сайта, номера и даты выпуска печатного СМИ, содержащего информацию об объекте рекламирования: они должны будут выполняться четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе. В рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе такая информация должна занимать не менее пяти секунд. Если же указанная реклама по длительности составляет менее пяти секунд, то такая информация должна размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы. В рекламе на радио эта информация должна будет озвучиваться. Данные изменения направлены на исключение случаев введения потребителей рекламы в заблуждение относительно, например, характеристик, стоимости товара или услуги либо условий их оплаты, условий проведения рекламных акций.

Устанавливается запрет на содержание в рекламе указания на лечебные свойства объекта рекламирования. Так, например, в рекламе косметических и гигиенических средств, молочных продуктов нельзя будет сообщать о лечебных свойствах этой продукции (рекламодатели этой продукции наиболее часто пытаются заявить о ее лечебном эффекте). Вместе с тем, этот запрет не будет касаться рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Разрешается использование образов и высказываний медицинских работников в рекламе медицинских центров, а также в социальной рекламе.

В целях пресечения рекламы создания и деятельности «финансовых пирамид» вводится запрет нарекламу деятельности по привлечению денежных средств, электронных денег и иного имущества граждан под выплату дохода, осуществляемой лицами, не зарегистрированными в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Изменяется порядок размещения средств наружной рекламы – функции облисполкомов по согласованию наружной рекламы переходят к соответствующим городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетам.

Существенно изменяются требования к размещению (распространению) рекламы на транспортных средствах — отменяется оформление разрешения (паспорта) на размещение рекламы на автомобиле, трамвае, троллейбусе, колесном тракторе, автопоезде организацией, индивидуальным предпринимателем либо гражданином, осуществляющим адвокатскую деятельность, частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Остается только процедура согласования такой рекламы с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом, на территории которого зарегистрировано данное транспортное средство.

Изменяются требования к рекламе отдельных групп товаров (продукции, работ, услуг).

Так, из наиболее существенных изменений, касающихся рекламы лекарственных средств, медицинской деятельности и изделий медицинского назначения и медицинской техники следует отметить исключение требования по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь рекламы работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно сведения, указанные в лицензии на медицинскую деятельность, и контактную информацию. Проверка достоверности такой рекламы не потребует специальных познаний в области медицины.

Вводится требование об обязательном указании в рекламе лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники на то, что данная информация носит рекламный характер.

Изменения затронут и нормы, регламентирующие размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков —она должна будет содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления размером не менее 10 % площади рекламы и в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться. Исключение из соблюдения этого требования сделано для рекламы, размещаемой (распространяемой) в местах производства пива и слабоалкогольных напитков, на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков, а также для рекламы, содержащей исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива.

Требования к рекламе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций также изменяются. Вводятся требования не только к рекламе о привлечении денежных средств во вклад (депозит), но и к рекламе о привлечении драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклад (депозит). В такой рекламе нужно будет указывать размер процентов по вкладу (депозиту), а не проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально), как это требовалось ранее. Кроме того, вводится требование об указании в такой рекламе информации о возможности уменьшения вкладополучателем в одностороннем порядке процентной ставки по вкладу (депозиту), если договором банковского вклада (депозита) предусмотрена возможность такого уменьшения. Эта информация в рекламе на радио должна будет озвучиваться, а на телевидении ей должно будет отведено не менее пяти секунд и семи процентов площади кадра, а при размещении (распространении) рекламы иными способами – не менее пяти процентов площади рекламы.

Законом ограничивается реклама игорных заведений и азартных игр. В частности, вводится запрет на размещение (распространение) рекламы игорных заведений и азартных игр (это не означает запрет рекламы лотерей, т.к. лотереи в силу действующего законодательства не относятся к азартным играм) на телевидении и радио с 7.00 до 22.00, а также в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта (за исключением расположенных на их территории помещений букмекерских контор и тотализаторов); в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья; на игрушках.

Запрещается и организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации услуг игорных заведений и азартных игр.

Требования к содержанию обязательной информации в рекламе рекламных игр и рекламы лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, игорных заведений фактически не меняются, а лишь уточняются — конкретизируется, что должно выступать источником информации – номера телефонов, доменное имя сайта или номер и дата выпуска печатного средства массовой информации, содержащие информацию об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари. Таким образом, рассматриваемая реклама с 10 июля 2013 г. должна будет содержать следующую обязательную информацию:

  • номера телефонов, доменное имя сайта или номер и дату выпуска печатного средства массовой информации, содержащего информацию об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари;
  • сроки розыгрыша призового фонда лотереи, выигрышного фонда электронной интерактивной игры, наименование, сроки проведения рекламной игры, сроки проведения иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, если указанными мероприятиями предусмотрены такие сроки;
  • номер свидетельства о регистрации лотереи, электронной интерактивной игры или свидетельства о государственной регистрации рекламной игры;
  • дату регистрации лотереи, электронной интерактивной игры в государственных реестрах лотерей, электронных интерактивных игр;
  • дату принятия решения о государственной регистрации рекламной игры;
    наименование органа, выдавшего соответствующее свидетельство.

При этом информацию, перечисленную в последних трех пунктах можно будет не указывать в рекламе, размещаемой (распространяемой) на радио, средстве наружной рекламы, транспортном средстве, посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи, а также в рекламе, размещаемой (распространяемой) в сети Интернет и содержащей ссылку на сайт, на котором размещены указанные сведения.

Законом расширяется перечень признаков рекламы, которая может быть признана неэтичной. Так, теперь в рекламе нельзя будет использовать слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, если оказание такой услуги (выполнение такой работы) предполагает ее оплату.

В целях исключения случаев квалификации договоров, предметом которых является размещение (распространение) рекламы, договорами аренды, вводится статья 291, устанавливающая, что к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Таким образом, данной нормой определена природа договора на размещение (распространение) рекламы, и как следствие общие правила, которые будут применяться при рассмотрении такого договора.

Изменения затрагивают и регулирование размещения (распространения) социальной рекламы. В социальной рекламе можно будет упоминать об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия в сфере культуры, физической культуры и спорта, в число организаторов которого входят государственные органы. При этом общая продолжительность такого упоминания на радио не должна будет превышать трех секунд, на телевидении и в мультимедийной рекламе – трех секунд, и ему должно будет отводиться не более семи процентов площади кадра, а при размещении (распространении) социальной рекламы иными способами – не более пяти процентов площади рекламы.

Упоминание об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия, должно содержать исключительно только наименование организации – сведения об организационной форме и фирменном наименовании, или имя индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество. Размещение в социальной рекламе изображений товарных знаков (знаков обслуживания), под которыми эти организации или индивидуальные предприниматели производят или реализуют товары (продукцию, работы, услуги), не предусмотрено.

Социальная реклама мероприятий в сфере культуры, физической культуры и спорта, в число организаторов которых входит местный исполнительный и распорядительный орган и не входят иные государственные органы, содержащая упоминание об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия, при ее размещении в средствах массовой информации может размещаться (распространяться) только в местных средствах массовой информации, за исключением мероприятий, проводимых по решению Президента Республики Беларусь либо с его согласия.

Информация подготовлена по материалам пресс-службы Министерства торговли Республики Беларусь

Закон о рекламе РБ — изменения

3 января 2013 года вышел Закон № 15-3, основная цель которого — внести изменения и дополнения в существующие документы, регламентирующие рекламную деятельность. Не углубляясь в подробности, выделим ключевые моменты, которые претерпели изменения:

1. Сокращение времени рекламного блока. Согласно поправкам, время рекламных блоков в самый рейтинговый период вещания в радио и теле эфире сокращается с 18 до 16 минут в час. Кроме того, запрещается прерывать художественные фильмы более, чем четырьмя рекламными блоками в час.

2. Запрещение использования ряда слов: «бесплатно», «подарок», «0 рублей» и подобных, в случаях, если осуществление данных услуг предполагает оплату.

3. Третье нововведение напрямую касается рекламы азартных игр и игорных заведений. Теперь размещение такой рекламы в радио и теле эфире становится возможным только в период с 22 вечера и до 7 часов утра. Кроме того, она полностью запрещается в учреждениях образования, организациях здравоохранения, культуры и спорта, на игрушках, в изданиях для несовершеннолетних и специализирующихся на вопросах экологии, образования и здоровья.

4. Запрет на рекламу пива в радио и телеэфире продлевается до 22 часов. Помимо этого, рекламный ролик должен содержать предупредительную надпись о вреде чрезмерного употребления подобных напитков.

Ряд нововведений коснулся и рекламы лекарственных средств, медтехники и БАДов.

5. Так в рекламе запрещается указывать конкретные случаи излечения, рекомендации госорганов, а также предложения материального поощрения за приобретение рекламируемого объекта.

6. Закон также предусмотрел норму, направленную на пресечение рекламы финансовых пирамид, в соответствии с которой запрещается реклама лиц, не зарегистрированных в качестве организаций и ИП по привлечению денежных средств, электронных денег и иного имущества граждан под выплату дохода.

К слову, не все пункты нового закона касаются запретов, предусмотрен также ряд указаний, которые призваны упростить процесс размещения рекламы. Например:

7. Отменяется административная процедура по выдаче разрешения на размещение рекламы на транспорте. «После вступления документа в силу такая реклама потребует только согласования ее содержания с соответствующим городским или райисполкомом и подразделением Госавтоинспекции.

8. Отменяется административная процедура по согласованию рекламы ветуслуг, медицинских услуг (работ), если данная реклама содержит исключительно сведения, указанные в лицензии на медицинскую деятельность, и контактную информацию.

9. В рекламе на радио, наружной рекламе и некоторых других видах рекламы разрешается не указывать наименование рекламодателя, УНП, реквизиты лицензии, а также регистрационного удостоверения лекарственных средств и БАДов.

Просим учитывать данные изменения при планировании и заказе рекламного размещения в Беларуси!

Проект изменений в Закон о рекламе предполагает отмену обязательного наличия в рекламе отечественных «образов»

На общественное обсуждение вынесен проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О рекламе», сообщает портал pravo.by.

Разработчик проекта – Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. В обосновании необходимости принятия иземенений в закон перечисляются основные предлагаемые нововведения.

В частности, указывается, что в связи с утратой актуальности предусмотренного исключение требования об изготовлении рекламы отечественных товаров, продукции, работ, услуг и наружной рекламы исключительно с привлечением организаций и граждан Республики Беларусь, в том числе о рекламировании товаров, продукции, работ, услуг в такой рекламе только с использованием образов белорусских граждан.

При этом предусматривается внесение дополнения, в соответствии с которым разрешается использование в рекламе образов граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей и изображения имущества организаций или граждан в случае, когда эти образы или изображение получены при панорамной съемке в местах, открытых для свободного посещения, и не являются основным объектом рекламирования.

Предполагается отменить согласование рекламы работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, а также содержащей исключительно торговые названия и (или) международные непатентованные наименования лекарственных средств, наименования изделий медицинского назначения или медицинской техники, их товарные знаки, изображение этих товаров и (или) их упаковки.

Отменяется как устаревшее и потерявшее актуальность требование об обязательном истребовании рекламораспространителем и рекламопроизводителем и обязательном предоставлении рекламодателем документов, подтверждающих государственную регистрацию (регистрацию) организаций, в том числе иностранных и международных юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

Проектом закона также предусматривается ряд запретов: на распространение рекламы по телефону или с использованием иных средств электросвязи без получения предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, оформленного в письменной или электронной форме, а также запрещается доставка рекламных материалов в абонентские почтовые шкафы или индивидуальные почтовые ящики (за исключением печатных средств массовой информации, содержащих рекламу) без получения предварительного согласия владельцев указанного имущества на получение рекламы, оформленного в письменной или электронной форме.

Также предлагаются другие измнения в закон. Свои замечания и предложения по проекту можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси или направить разработчику до 2 июня 2018 г.

Распространение рекламы через почтовые ящики в подъездах упорядочат в Беларуси

25 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Распространение рекламы через почтовые ящики в подъездах планируют упорядочить в Беларуси. Это предусмотрено поправками в закон «О рекламе», которые внесены в план подготовки законопроектов на 2018 год, сообщил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов в интервью интернет-порталу pravo.by.

«Поскольку в последнее время отмечается рост количества жалоб граждан по вопросу размещения рекламы в почтовые ящики многоквартирных жилых домов, что ухудшает санитарное состояние подъездов, а также затрудняет выполнение операторами почтовой связи функций по доставке корреспонденции, предполагается внесение дополнения в закон в части упорядочения распространения данной рекламы», — пояснил Вадим Ипатов.

Также будут уточнены места и объекты, где не допускается размещение (распространение) наружной рекламы, что позволит улучшить внешний вид населенных пунктов. Вадим Ипатов уточнил, что эта проблема наиболее актуальна для исторических и центральных частей городов, где художественно-архитектурное оформление, внешний вид градостроительных ансамблей, панорам и ландшафтов имеют особенное значение.

Помимо прочего, изменения в закон «О рекламе» (от 10 мая 2007 года) урегулируют параметры соотношения и методы измерения уровня звука рекламы и транслируемой программы, прерываемой рекламой.

В общей сложности в план на 2018 год включены 39 законопроектов и 2 концепции законопроектов. Из них четыре документа направлены на решение вопросов сферы здравоохранения.

Например, основная цель корректировки закона «Об оказании психиатрической помощи» — расширение форм наблюдения за пациентами, страдающими психическими расстройствами (заболеваниями). «Действующий закон не предусматривает иные формы наблюдения за пациентами, кроме диспансерного наблюдения. Вместе с тем существовавшая ранее практика консультативного наблюдения за пациентами, не нуждающимися в диспансерном наблюдении, позволяла обеспечить более высокий уровень качества оказания психиатрической помощи таким пациентам», — заметил директор НЦЗПИ.

Планом предусмотрена и корректировка закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях» — планируется расширить круг лиц, которые относятся к неанонимным донорам половых клеток.

Кроме того, поправки будут внесены в кодексы по вопросам семейной медиации (Кодекс о браке и семье, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы). Вадим Ипатов обратил внимание, что современное законодательство предусматривает целый ряд инструментов, направленных на урегулирование брачно-семейных отношений: это возможность заключения супругами брачного договора, а также соглашений об имуществе, о детях, об алиментах. При этом предлагается ввести еще и институт семейной медиации как дополнительный способ урегулирования конфликтов.-0-

Планируемые изменения в Закон о рекламе

На общественном обсуждении находится проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О рекламе». Ряд изменений связан с приведением норм Закона о рекламе в соответствие с требованиями Декрета N 7. Так, предусматривается исключить из Закона о рекламе нормы, связанные с осуществлением административной процедуры по согласованию наружной рекламы и рекламы на транспорте .

Ряд изменений коснется социальной рекламы. В частности, меняется само понятие такой рекламы, предусматривается возможность указания в ней наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, эмблем или иной символики спонсоров мероприятий в сфере культуры, физической культуры, спорта, охраны здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, социальной защиты населения, в число организаторов которых входят госорганы, а также лиц, оказавших содействие государственным органам в производстве социальной рекламы.

К объектам рекламирования собираются отнести производственные и торговые объекты, а также иные объекты обслуживания.

Справочно
В соответствии с действующим законодательством к объектам рекламирования относятся :
— продукция, товар, работа или услуга;
— организация или гражданин;
— права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан;
— средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров;
— результаты интеллектуальной деятельности;
— конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

Планируется исключить нормы, устанавливающие требование об изготовлении размещаемой (распространяемой) на территории Республики Беларусь рекламы товаров, производимых на этой территории, только с привлечением организаций и (или) граждан Республики Беларусь.

Предусматривается возможность указания в рекламе названий спортивных команд, соревнований, конкурсов, наград на иностранном языке.

Справочно
В настоящее время на иностранном языке можно размещать (распространять) только :
— рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, телевидении, в печатных изданиях и на информационных ресурсах национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет (далее — сеть Интернет), размещающих (распространяющих) информацию исключительно на иностранных языках;
— рекламу товарных знаков и (или) знаков обслуживания, а также рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и (или) не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках;
— выполненные на иностранном языке наименования товаров, творческие псевдонимы, оригинальные названия творческих коллективов, произведений, доменные имена сайтов либо приглашения на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками.

Собираются ввести ограничение по объему использования в рекламе информации о присвоении объекту рекламирования награды, позиции в рейтинге, отличительного знака или иной символики — по общему правилу такая информация не должна занимать в рекламе на телевидении и радио более 3 секунд и (или) 3% площади кадра, а при размещении (распространении) рекламы иными способами — более 3% площади рекламы.

На настоящий момент действует общий запрет на использование в рекламе имен, псевдонимов, образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей . Планируется разрешить использование образов граждан без их согласия (согласия их законных представителей) и изображения имущества организаций или граждан в случае, когда эти образы или изображение получены при панорамной съемке в местах, открытых для свободного посещения, и не являются основным объектом рекламирования.

Предусматриваются изменения в области рекламы в СМИ, в частности отмена запрета на показ рекламы в детских передачах, и размер периодов такой рекламы. Говорится также о возможном запрете на превышение эквивалентного уровня звука рекламы и сообщения о ее последующей трансляции над эквивалентным уровнем звука транслируемой программы, прерываемой рекламой.

Готовится установление ряда запретов, касающихся распространения рекламы, в том числе:

— запрет на распространение рекламы по телефону или с использованием иных средств электросвязи без получения предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, оформленного в письменной или электронной форме;

— запрет на доставку рекламных материалов в абонентские почтовые шкафы или индивидуальные почтовые ящики (за исключением печатных СМИ, содержащих рекламу) без получения предварительного согласия владельцев указанного имущества на получение рекламы, оформленного в письменной или электронной форме.

В случае принятия проекта претерпит изменения ст. 13 и 14 Закона о рекламе, наружная реклама и ее средства и реклама на транспортном средстве. Они будут дополнены требованиями, в настоящий момент установленными постановлением Совмина от 12.11.2007 N 1497.

Проект предусматривает ряд иных изменений и дополнений в Закон о рекламе, в том числе отмену согласования некоторых видов рекламы, установление требований к рекламе деятельности микрофинансовых организаций и другое.

Проект закона должен быть внесен на рассмотрение Парламента осенью этого года .

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте МАРТ.

Возможностей станет больше, проблем — меньше. Как в Беларуси хотят поменять закон о рекламе

В Беларуси готовят изменения в закон о рекламе. Они должны стать логичным продолжением Декрета президента № 7 «О развитии предпринимательства» и во многом упростить жизнь бизнесу. Если коротко, то возможностей для продвижения товаров станет больше, а согласований меньше.

Местное Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) также предложило несколько изменений, которые сделают рекламу менее навязчивой и раздражающей потенциальных клиентов. Законопроект прошел общественное обсуждение и осенью должен поступить в парламент.

Специалист белорусской юридической компании REVERA Екатерина Попова собрала наиболее интересные предложения.

Согласовывать рекламу на билбордах и транспорте не нужно

Обязательное согласование наружной рекламы и рекламы на транспортных средств в местных органах власти уже отменил декрет «О развитии предпринимательства». Эту норму добавят и в закон.

Старое требование останется только для рекламы специфических товаров и услуг.

Называть себя лучшим можно, но недолго

Говорить о том, что ваш товар «лучший», «№ 1» или получил звание «продукт года» можно будет не более трех секунд рекламного времени. И такая информация не должна занимать более 3% площади телевизионного кадра или печатной площади.

Как и раньше, любая информация о наградах, позициях в рейтинге и премиях должна сопровождаться доказательствами.

Правительство решило ввести ограничения, поскольку сомневается в объективности некоторых конкурсов и рейтингов, которые проводятся по заказу брендов и производителей.

По белорусскому законодательству, информация на упаковке товара также считается рекламой. Но на нее эти ограничения не распространяются.

Телезрителей защитят от необдуманных покупок

Де-факто телемагазины существовали в Беларуси и раньше. Сейчас они рекламируют свои товары по общим нормам.

В новом законе для них предлагают прописать отдельные правила. Телемагазинам запретят рекламировать товары во время фильмов или передач. Запускать ролики можно будет только в перерывах между отдельными программами.

Таким образом МАРТ хочет защитить зрителей от импульсивных покупок и необдуманных трат. Тем более, что некоторые товары из телемагазинов: бижутерия, косметика, парфюм, бытовая химия — по закону не подлежат возврату.

На рассылку спама придется получить согласие

Компаниям придется предварительно спрашивать у жильцов, согласны ли они получать в почтовые ящики рекламные листовки, каталоги со скидками и объявления. Исключение — только для рекламных СМИ.

Если человек сначала даст согласие, а потом передумает получать спам, рекламодатель или распространитель обязаны по первому требованию прекратить доставку листовок.

МАРТ объясняет такое предложение заботой о почтовых службах, которым сложно раскладывать корреспонденцию в забитые ящики, и санитарном состоянии подъездов: такую рекламу многие не читают и сразу выбрасывают.

Также законопроект запрещает распространять рекламу по телефону, через СМС или через мессенджеры без предварительного письменного или электронного согласия абонента или пользователя.

Рекламировать лекарства станет проще

Отменяется согласование медицинской рекламы на билбордах и транспорте. Это касается:
— лекарств;
— БАДов;
— методов оказания медицинской помощи;
— медицинских услуг;
— изделий медицинского назначения;
— медтехники;

Правительство предложило отменить и любое согласование рекламы медицинских услуг, так как такая деятельность и без того требует получения лицензии и постоянно находится под контролем. То же самое касается рекламы торговых названий лекарственных препаратов и их упаковок.

Также законопроект разрешает рекламировать скидки на лекарства, медицинскую технику и медуслуги.

Иностранцам разрешат рекламировать белорусское

Иностранные компании смогут делать рекламу отечественных товаров, а в качестве моделей разрешат привлекать не только белорусов. Министерство антимонопольного регулирования и торговли признало, что существующие требования устарели.

В рекламе разрешат использовать образы и фото людей без их согласия, когда они не являются основным объектом рекламирования, а изображения получены при панорамной съемке в общественных местах.

Небольшие послабления в рекламе алкоголя

Проект закона дает немного больше возможностей для рекламы спиртного:

— в рекламу разрешат вставлять интервью с изображением руководителей и других работников производителей алкоголя; но рассказывать они смогут только о работе предприятия;
— будет можно указывать информации о потребительских свойствах и цене напитков на своих сайтах не только производителям, но и поставщикам алкоголя.

И еще:

— у брендов, которые поддерживают спортивные, детские, образовательные и другие проекты, появится возможность появляться в социальной рекламе;
— в рекламе банковский вкладов будет разрешено указывать только доходность по процентам;
— уровень звука телевизионной рекламы должен быть таким же, как и у программ;
— разрешат вставлять короткую рекламу в детские и образовательные программы и фильмы.