Часть 2 ст141 коап рф

Оглавление:

Комментарии к СТ 5.16 КоАП РФ

Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах

Комментарий к статье 5.16 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья существенно изменила содержание диспозиции ст. 5.16 КоАП РФ, действовавшей до 4 июля 2003 г. Понятие «подкуп избирателей» ныне сопоставлено с аналогичным понятием в УК РФ (ст. ст. 184, 204) и в данной статье не раскрыто.

2. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

3. Данные общественные отношения регулируются федеральным законодательством о выборах и референдумах (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), а также законодательством субъектов РФ.

4. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям и лицам, участвующим в агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума, в частности вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей и т.п.), бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.

5. Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица или уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также зарегистрированные после начала кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами, членами которых являются названные лица, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью (о понятии «благотворительная деятельность» см. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Физическим и юридическим лицам запрещено осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

6. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в действиях, нарушающих перечисленные в п. п. 4 и 5 комментария запреты. Ответственность наступает только при их осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

7. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица или организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, сами избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы, уполномоченные представители и доверенные лица названных субъектов и др.

8. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно, а в случае нарушения правил благотворительной деятельности — и по неосторожности.

9. Рассмотренный состав правонарушения является смежным с составом преступления, предусмотренным п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ, при наличии в криминальном деянии признаков подкупа.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ДОКАЗЫВАНИЮ,
И ЕГО ОЦЕНКА ПРОКУРОРОМ

Избирательные права относятся к числу основных прав граждан Российской Федерации, что отражено в Конституции Российской Федерации, международно-правовых актах и федеральном законодательстве. Вместе с тем исследователи отмечают, что действующие законодательные установления в сфере регламентации избирательных прав находятся под постоянной атакой так называемых черных, серых и недобросовестных технологий, которые, к сожалению, стали неотъемлемой частью многих выборных кампаний. Отдельные кандидаты, политические партии, средства массовой информации пытаются найти бреши, лазейки в законодательстве, которые позволили бы им добиться своих целей, не считаясь с интересами общества(1). Данное обстоятельство обусловливает необходимость повышенного внимания прокурора к защите избирательных прав граждан как в рамках собственно избирательного процесса, так и при осуществлении уголовного преследования за правонарушения в данной сфере общественных отношений.

Одно из важнейших обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании любого преступления, в том числе и против избирательных прав граждан, — способ преступления. Несомненно, наибольший интерес с криминалистической точки зрения представляют действия, образующие объективную сторону преступления, т. е. способ совершения преступления. Такие действия различаются в зависимости от того, какое именно преступление было совершено и связано ли оно с непосредственным воздействием на участников избирательного процесса, внесением подлогов в избирательные документы или финансированием избирательного процесса.

К числу способов совершения преступления, предполагающего непосредственное воздействие на участников избирательного процесса, могут быть отнесены следующие действия:

1) непосредственный подкуп, выражающийся в передаче или обещании передать в будущем различные имущественные блага (деньги, подарки, сувениры, продукты питания, алкогольные напитки и т. д.) или выполнить действия имущественного характера. Виды действий, образующих подкуп избирателей, перечислены в п. 2 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ(2).

В качестве подкупаемого лица выступает, как правило, избиратель (лично или как работник организации, через которую осуществляется противоправное воздействие), реже — кандидат-конкурент. Имущественные блага им в этом случае передаются либо без маскировки, либо под видом благотворительности, спонсорской или материальной помощи и т. д. В ряде случаев возможно заключение так называемых агитационных и иных договоров(1).

В случае применения технологии заключения агитационных договоров прокурор должен внимательно изучить материалы дела, чтобы определить, имеются ли основания для привлечения субъектов к уголовной ответственности. Обусловлено это тем, что при составлении юридически грамотного договора на агитатора возлагаются определенные обязанности (например, провести агитационную работу в пользу кандидата среди пяти избирателей соответствующего округа, распространить десять листовок кандидата), оплата происходит из избирательного фонда кандидата и напрямую не ставится в зависимость от голосования избирателя или результатов выборов. Такой договор нельзя признать недействительным, и привлечь кандидата к ответственности за подкуп избирателей нельзя(2). Соответственно, изучая текст договора, нужно обращать внимание на следующие положения:

когда и где заключен договор, кто является его сторонами, были ли уполномочены данные лица на заключение подобного договора;

какие обязанности принимают на себя стороны, были ли они исполнены добровольно и добросовестно;

имеются ли в договоре какие-либо положения, противоречащие избирательному и гражданскому законодательству (например, о выполнении кандидатом в случае его успеха на выборах каких-либо работ или оказании услуг избирателю);

каков порядок оплаты выполненных работ по договору, чем подтверждаются источники финансирования произведенной оплаты, не превышены ли установленные законом размеры оплаты из избирательного фонда. При этом прокурор должен проверить, отражены ли в финансовом отчете кандидата факт использования денежных средств на оплату агитационных договоров и потраченная на это сумма;

имеются ли в договоре все необходимые реквизиты, каков тираж бланка договора (при его изготовлении типографским способом). С. Г. Соловьев отмечает, что о противоправных действия, в частности, косвенно свидетельствуют указываемые на бланках тиражи — 1000, 2000 экземпляров, что подтверждает масштабный характер осуществлявшегося подкупа избирателей(3).

Кроме того, прокурор должен проверить, исследовался ли вопрос о том, проводился ли инструктаж агитаторов о правилах ведения агитационной работы и недопустимости предлагать деньги за обещание проголосовать. Это может быть отражено в самом договоре, иных документах (журналах, ведомостях и пр.), а также может подтверждаться показаниями самих агитаторов и лиц, которых они агитировали. Наличие информации о подобных действиях свидетельствует о возможном отсутствии в действиях лица состава преступления.

От подкупаемых избирателей ожидается, что они проголосуют за определенного кандидата или партию (реже — против определенного лица или партии или уклонятся от участия в выборах), от конкурентов — что они снимут свои кандидатуры с голосования.

Как показывает практика, наиболее распространен подкуп, предполагающий личное голосование гражданина, который сам заполняет и опускает избирательный бюллетень в урну для голосования. Вместе с тем известны случаи продажи незаполненных бюллетеней, полученных на избирательных участках. Заполняет и опускает бюллетени в урну «покупатель».

Также возможен подкуп членов избирательной комиссии (за совершение действий в интересах подкупающего, нарушение тайны голосования и т. п.).

Оценивая доказательства по делам о преступлениях, совершенных данным способом, прокурор должен проверить, не совершен ли фактически административный проступок, предусмотренный ст. 5.16 КоАП РФ, объективная сторона которого также выражается в действиях по вручению подкупаемому лицу денежных средств и материальных ценностей(1). При этом прокурор должен обратить внимание, доказано ли:

кто и от чьего имени осуществил подкуп, является ли данный субъект надлежащим, если нет, были ли осведомлены об этом участники избирательного процесса, поручали ли они субъекту осуществление данных действий(2);

на какой именно стадии избирательного процесса (в период выдвижения кандидатов, в период предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, непосредственно в день голосования) совершен подкуп;

в отношении кого осуществлялся подкуп, являлись ли эти лица участниками избирательного процесса, несовершеннолетними, чьи родители принимают участие в голосовании, и т. д.;

что явилось предметом подкупа, подпадают ли действия, совершенные обвиняемыми, под признаки подкупа, указанные в законе;

когда и при каких обстоятельствах был осуществлен подкуп, предпринимались ли при этом какие-либо меры по сокрытию факта подкупа, составлялись ли официальные документы, договоры, какие, кем, какие существенные условия содержат;

оказывали ли действия, образующие подкуп, воздействие на сознание подкупаемых лиц, побуждали ли к принятию решений и совершению действий, имеющих значение в рамках избирательного процесса;

к каким последствиям это привело (могло привести), какие действия выполнил подкупленный в интересах подкупающего, как повлияло это на результаты голосования;

при каких обстоятельствах и кем был выявлен подкуп избирателей (участников референдума);

где находится предмет подкупа на определенный момент уголовного преследования;

произведены ли в отношении и по поводу него все необходимые следственные действия;

2) «карусель» («вертушка», «петля Мавроди») — осуществляется в день выборов и предполагает вынос за плату избирателями или членами избирательных комиссий бюллетеня (бюллетеней) для голосования, который за пределами избирательного участка заполняется представителями команды кандидата и вручается избирателю, идущему в помещение для голосования. Последний опускает заполненный бюллетень в урну и выносит свой чистый бюллетень, который передается представителям команды кандидата за плату(1). Описывая данную технологию, С. Г. Соловьев обращает внимание на то, что при ее использовании в непосредственной близости от избирательного участка размещается квартира, машина или иной пункт по сбору избирательных бюллетеней(2). Данное место должно быть установлено в ходе расследования, осмотрено, должны быть допрошены все осведомленные о нем лица (в том числе подкупленные избиратели и случайные свидетели), при необходимости должны быть назначены судебные экспертизы (следов рук, материалов письма, почерка и т. д.);

3) распространение недостоверных сведений о кандидатах и партиях, участвующих в выборах (в том числе клеветнического характера), с целью введения избирателей в заблуждение относительно предвыборной платформы, обещаний, мировоззрения и т. п.

Об использовании преступниками данного способа могут свидетельствовать:

черновики, исходные материалы (на бумажных и электронных носителях), оригинал-макеты, печатные формы, бракованные и нераспространенные материалы. Они могут быть обнаружены на месте изготовления, в редакциях СМИ, у отдельных журналистов, в типографии;

договоры, счета на оплату, товарно-транспортные накладные и иные бухгалтерские документы;

списки лиц, которые осуществляли распространение материалов, отчеты распространителей, документы на оплату их труда;

схемы и планы мест распространения, списки избирателей, обнаруженные у распространителей, инициаторов распространения подобных материалов, иных имеющих отношение к делу лиц;

предметы и материалы, использованные при распространении (ленты скотч, клей и т. п.).

Информация о распространителях может быть получена также в ходе допросов лиц, проживающих на территории избирательного округа, которые могли их видеть, общаться с ними(3);

4) регистрация и участие в выборной кампании кандидатов-двойников и «технических» кандидатов (данные кандидаты вводят избирателей в заблуждение, «оттягивают» на себя значительную часть голосов, создают препятствия на всех стадиях избирательного процесса, прежде всего при регистрации кандидатов, что, несомненно, влияет на результаты выборов и не позволяет выявить истинное волеизъявление избирателей);

5) незаконный отказ в реализации активного и пассивного избирательного права (например, в регистрации в качестве кандидата в депутаты);

6) создание условий, препятствующих реализации активного избирательного права

(сокрытие информации о месте нахождения избирательных комиссий, режиме их работы, заведомая волокита при приеме документов, создание препятствий при подаче документов и т. п.) и др.

При использовании способов, связанных с фальсификацией избирательных документов и итогов голосования, в ходе расследования могут быть установлены следующие действия преступников:

фальсификация подписных листов на этапе выдвижения кандидатов и при осуществлении инициативы проведения референдума (внесение в листы недостоверных сведений о подписавшихся лицах, подделка подписи граждан и муниципальных депутатов, подделка удостоверительной подписи сборщика подписей, составление подписных листов без проведения реальной подписной кампании с использованием баз данных паспортных столов, операторов сотовой связи, поликлиник и др.);

фальсификация списков избирателей (умышленное составление недостоверных и неполных списков избирателей на стадии их формирования; фальсификация подписей избирателей при проведении голосования, в том числе досрочного);

фальсификация избирательных бюллетеней (изготовление поддельных бланков бюллетеней, порча, замена и необоснованное списание бюллетеней, использование неучтенных бюллетеней на этапах голосования и подсчета голосов);

фальсификация документов, отражающих итоги голосования (заведомо неправильные подсчет бюллетеней и отражение полученных результатов в итоговых протоколах, внесение недостоверных сведений в итоговые протоколы при их составлении и на последующих этапах, замена подлинных протоколов на подложные, внесение недостоверных сведений в электронные варианты итоговых протоколов при использовании системы ГАС «Выборы» и т. п.);

фальсификация иных избирательных документов.

При использовании преступниками данного способа в материалах дела должна содержаться информация:

какие документы были фальсифицированы, где они находились на момент возбуждения уголовного дела;

когда, кем, при каких обстоятельствах была проведена фальсификация;

какой способ был при этом использован;

какие исходные материалы были использованы при фальсификации (базы данных, избирательные документы с предыдущих избирательных кампаний, выбракованные подлинные избирательные документы, ксерокопии паспортов, образцы подписей и т. п.);

был подлог материальным или интеллектуальным;

какие действия были предприняты для сокрытия факта фальсификации;

где находятся подлинники документов (при их наличии), кто осуществил фальсификацию;

как осуществлялись учет и оплата проделанной работы.

При этом прокурор должен проверить, были ли документы надлежащим образом изъяты, осмотрены, проведены ли необходимые экспертизы, допрошены ли лица, причастные к составлению документа (например, лица, чьи подписи были подделаны, сборщики подписей, члены избирательных комиссий, общественные наблюдатели и др.).

Способ преступления, связанного с нарушением порядка финансирования избирательной кампании, может включать в себя действия, направленные на:

ненадлежащее формирование избирательного фонда и расходование средств из него;

финансирование избирательной кампании помимо избирательного фонда.

В ходе расследования могут быть установлены, например, такие факты, как:

нарушение порядка расходования средств при изготовлении и распространении агитационных материалов, оплате труда привлеченных к агитационной кампании лиц;

наличные платежи в тех случаях, когда должен быть использован безналичный перевод денежных средств;

сокрытие от учета денежных средств, полученных в ходе избирательной кампании;

сокрытие истинного источника поступления денежных средств в тех случаях, когда тому или иному лицу или организации запрещено финансировать избирательную кампанию. В этих случаях юридические и физические лица, которым запрещено непосредственно осуществлять пожертвования в избирательные фонды(1), могут это делать в обход закона опосредованно, т. е. осуществлять пожертвования некоммерческим организациям (в том числе ими же и учрежденным), а те, в свою очередь, будут жертвовать их в соответствующие избирательные фонды или политическим партиям. Образуется своеобразная цепочка: незаконный жертвователь — некоммерческая организация — избирательный фонд — политическая партия(2).

Исследователи отмечают, что наиболее распространенной формой финансовых нарушений избирательной кампании является формирование избирательного фонда кандидата путем внесения пожертвований гражданами по поручению его избирательного штаба за счет наличных средств кандидата(3).

Как справедливо отмечает Л. Ю. Болотских, для преступлений в сфере нарушения процесса финансирования избирательных кампаний характерно, что после совершения преступления осуществляются активные действия по его сокрытию, связанные с уничтожением документов, искажением бухгалтерской отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-либо известно о ходе финансовых нарушений в процессе проведения избирательной кампании. Что касается лиц, совершающих такие преступления, то они характеризуются сравнительно высоким уровнем образования. Большинство из них непосредственно участвуют в финансово-коммерческой деятельности на разном функциональном уровне (руководители и другие организаторы коммерческих структур, банков и др.)(4).

При изучении материалов дела прокурор должен проверить, установлено ли:

какое именно нарушение порядка финансирования избирательной кампании было допущено;

что явилось предметом преступления — денежная сумма, имущество, выгоды имущественного характера;

является ли размер переданной суммы крупным, т. е. превышает ли одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, но при этом составляет не менее одного миллиона рублей;

кто участвовал в нарушении порядка финансирования избирательной кампании, какие действия выполнял, по чьей инициативе;

не осуществлена ли незаконная финансовая поддержка по инициативе самого кандидата, его уполномоченного представителя по финансовым вопросам или его доверенного лица;

какие действия по подготовке и сокрытию преступления совершены, кем, когда.

Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (действующая редакция)

Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5.16 КоАП РФ

1. Согласно ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени указанных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Указанным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, общественным объединениям, входящим в состав избирательных блоков, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума и организациям, расположенным на территории избирательного округа, территории проведения референдума.

2. Для данного административного правонарушения характерно наличие вины в форме прямого умысла: нарушитель сознает противоправность своих действий, предвидит их общественно опасные последствия и желает их наступления.

3. Указанные действия могут быть квалифицированы как воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме; данные действия, соединенные с подкупом, содержат признаки состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК.

4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.

Комментарии к СТ 5.1 КоАП РФ

Статья 5.1 КоАП РФ. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Комментарий к статье 5.1 КоАП РФ:

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан и правом на участие в референдуме, в частности с установленным законодательством правом граждан на ознакомление со списком избирателей (списком лиц, имеющих право участвовать в референдуме).

2. Право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме зафиксировано в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с дальнейшими изм. и доп.) конкретизирует содержание данных конституционных прав граждан и устанавливает гарантии их соблюдения и реализации.

На основании Конституции РФ приняты Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп.) и иные законодательные акты РФ и субъектов РФ. В них также содержатся нормы, определяющие избирательные права граждан, порядок и условия их реализации.

3. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным.

Право граждан избирать (активное избирательное право) наступает по достижении 18 лет. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) наступает по достижении возраста, установленного Конституцией РФ (21 год — для избрания в депутаты Государственной Думы, 35 лет и постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет — для избрания в качестве Президента России), а также федеральными законами. Законодательством субъекта РФ могут учитываться дополнительные условия реализации гражданами РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста. Установленный минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования по выборам в законодательный орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

4. Упоминаемый в диспозиции данной статьи референдум — это всенародное голосование по какому-либо важному вопросу общегосударственного, регионального или местного значения, право на участие в котором установлено также ч. 2 ст. 32 Конституции РФ. Порядок организации и проведения референдума Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изм. и доп.). Референдум субъекта РФ и местный референдум проводятся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований. Участвовать в референдуме имеют право граждане, достигшие 18 лет. Права граждан, участвующих в референдуме, правила и процедуры проведения которого во многом совпадают с выборами, аналогичны правам, установленным законодательством о выборах (например, включение в списки избирателей (участников референдума), образование избирательных участков (участков референдума), деятельность избирательных комиссий (комиссий референдума), голосование, подсчет голосов и т.п.).

5. К числу гарантий избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме относятся порядок и правила включения их в списки избирателей (ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. ст. 26 — 28 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», ст. ст. 15 — 17 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. ст. 42 — 44 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» и др.).

Списки избирателей, участников референдума составляются избирательными комиссиями, комиссиями референдума (коллегиальными органами, специально образованными для проведения выборов, референдума) на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Положение о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации утверждено Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 6 ноября 1997 г. (в ред. от 1 декабря 1998 г.). В списки избирателей, участников референдума включаются граждане по месту жительства или по факту временного пребывания на территории данного участка, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, списки участников местного референдума могут включаться также дееспособные иностранные граждане, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей (участников референдума) только на одном избирательном участке (участке референдума). В списке должны быть указаны полные данные избирателей и участников референдума — фамилия, имя, отчество, год рождения (для лиц в возрасте 18 лет — дополнительно число и месяц рождения), место жительства.

Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения данных за 20 дней до дня выборов. Список лиц, имеющих право на участие в референдуме, представляется комиссией референдума для ознакомления участников референдума за 20 дней до дня проведения референдума.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, ознакомившись со списком избирателей, участников референдума, вправе подать заявление в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума, указав на невключение его в этот список, на любую ошибку или неточность в списке избирателей, участников референдума.

В течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов запрещается.

6. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении членом избирательной комиссии (комиссии референдума) действий или бездействия, нарушающих права граждан на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), и в частности те из них, которые указаны в диспозиции комментируемой статьи. Например, гражданину было отказано в ознакомлении со списком избирателей (списком лиц, имеющих право на участие в референдуме), или его заявление по поводу невключения в список или по вопросу устранения в списке каких-либо неточностей, ошибок и т.п. не было рассмотрено в установленные законом сроки, или гражданину отказано в выдаче письменного ответа с изложением мотивов отклонения его заявления и т.д.

7. Субъектом данного правонарушения является член участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, к которому обратился гражданин с просьбой об ознакомлении со списком и получил отказ, или член избирательной комиссии (комиссии референдума), к которому поступило заявление гражданина или указание председателя комиссии рассмотреть поступившее заявление и который нарушил установленные законом сроки и порядок его рассмотрения.

8. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. При наличии в составе правонарушения вины в форме прямого умысла правонарушение является смежным с преступлением, предусмотренным ст. 141 УК РФ, и может быть переквалифицировано по ч. ч. 1 или 2 этой статьи как воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме.

9. Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4). Дела об административном правонарушении рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6).

10. Следует отметить применительно ко всем статьям данной главы, касающимся избирательных прав граждан, что согласно ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, военнослужащие и иные лица, перечисленные в ч. 1 ст. 2.5, несут административную ответственность на общих основаниях (см. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ).

Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах

Новая редакция Ст. 5.16 КоАП РФ

Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 5.16 КоАП РФ

Согласно ст. 68 Федерального конституционного закона 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» членам инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, уполномоченным представителям по финансовым вопросам указанных инициативных групп, а также иным лицам и организациям при проведении агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп участников референдума, а именно вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей участников референдума, проведение агитации по вопросам референдума); производить вознаграждение участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение и т.д., а также воздействовать на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 84 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» установление факта подкупа избирателей кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению иным лицом является основанием для отмены регистрации кандидата.

Ответственность наступает только при его осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Согласно комментируемой статье если подкуп содержит признаки состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК, то действия виновного могут быть квалифицированы как воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме.

Другой комментарий к Ст. 5.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе проведения выборов, референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством.

Так, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг.

Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

Случаи установления подкупа избирателей указанными лицами, организациями являются основанием для отмены регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии по вручению избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, материальных ценностей, проведению льготной распродажи товаров либо по безвозмездному или на льготных условиях предоставлению услуг, а также в осуществлении благотворительной деятельности, повлекших нарушение федерального законодательства о выборах и референдумах.

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, а также юридические лица.

4. Правонарушение может быть совершено только умышленно. Лицо, его совершающее, сознательно использует различные способы подкупа избирателей, участников референдума (вина юридических лиц устанавливается в соответствии с нормами КоАП РФ).