Банковский контроль и надзор цели

Discovered

Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес

Банковский надзор

Банковский надзор (Banking Supervision) — система мероприятий по контролю и активных упорядоченных действий Национального банка, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями в процессе их деятельности законодательства Украины и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков.

Эффективный банковский надзор основывается на адекватной законодательной и методологической базе. Деятельность службы банковского надзора дает положительные результаты только тогда, когда она подкреплена четкими правилами регулирования банковской деятельности.

Главной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка относительно безопасности хранения средств клиентов на банковских счетах.

Надзорная деятельность Национального банка Украины охватывает все банки, их подразделения, аффилированные и родственные лица банков на территории Украины и за рубежом, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения требований законодательства о банковской деятельности.

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, исполнения нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или нанести вред надлежащему ведению банковской деятельности.

Национальный банк имеет право вводить особый режим контроля над деятельностью банка и назначить куратора банка. Особый режим контроля является дополнительным инструментом банковского надзора. При осуществлении процедуры временной администрации или особого режима контроля над деятельностью банка Национальный банк Украины имеет право запретить банку использовать для расчетов прямые корреспондентские счета или требовать от банка проведения расчетов исключительно через консолидированный корреспондентский счет.

В случае отзыва у банка банковской лицензии Национальный банк Украины сообщает об этом соответствующие органы других государств, в которых банк имел филиалы или корреспондентские и иные счета.

Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор на индивидуальной и консолидированной основе и применяет меры воздействия за нарушение требований законодательства о банковской деятельности.

При осуществлении надзора за учреждениями, которые ведут банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк Украины сотрудничает с соответствующими органами этих государств. Сообщение, посланное соответствующими органами других государств, может использоваться только для проверки лицензии или права учреждения на осуществление банковской деятельности.

Банковский надзор следует рассматривать как упорядоченную систему, которая планомерно регулируется и развивается. Главными составляющими банковского надзора является контроль, который заключается в исследовании или наблюдении за соблюдением законности в деятельности банков и применении Национальным банком Украины по результатам такого контроля соответствующих мер воздействия.

Задачами банковского регулирования и надзора являются:

  • защита интересов клиентов и вкладчиков, которые размещают свои средства в банках, от неэффективного управления и мошенничества;
  • создание конкурентной среды в банковском секторе;
  • обеспечение прозрачности банковского сектора;
  • повышение устойчивости и эффективности банковской деятельности;
  • поддержание необходимого уровня стандартов и профессионализма в банковском секторе.

Отечественная система банковского регулирования и надзора была создана практически одновременно с созданием Национального банка Украины как центрального банка независимого государства в 1991 г. Основным подразделением банковского надзора стало Главное управление по контролю за банковской деятельностью, в состав которого входили управление по контролю за соблюдением нормативов и управление инспектирования.

В 1995 г. после создания Национальным банком Украины профильных департаментов система банковского надзора была представлена Департаментом банковского надзора, в состав которого входили четыре управления:

  1. регистрации и лицензирования банков;
  2. контроля за соблюдением экономических нормативов;
  3. инспектирования банков;
  4. координации и организации банковского надзора.

Основными принципами организации современного банковского надзора являются:

  1. многоуровневость системы надзора за банками;
  2. постоянное совершенствование нормативного и методического обеспечения надзорных процессов;
  3. совершенствование научного, материально-технического и кадрового обеспечения банковского надзора;
  4. постоянное повышение квалификации специалистов банковского надзора;
  5. усиление публичности и прозрачности финансового состояния банков, широкое использование механизмов рыночной самодисциплины;
  6. использование опыта других стран, внедрение международных стандартов и лучшей практики банковского надзора.

Современная система банковского надзора в Украине скоординирована по вертикали. Она представлена подразделениями центрального аппарата и территориальных управлений Национального банка Украины. Основными формами контроля, с помощью которых Национальный банк Украины осуществляет надзорные и регулирующие функции, является вступительный, предварительный и текущий контроль.

Вступительный контроль применяется на этапе регистрации и лицензирования банковской деятельности. Его использование предполагает получение банками и кредитными учреждениями лицензии на проведение банковских операций. Вступительный контроль начинается с определения требований, необходимых для получения лицензии на осуществление банковских операций, а также порядка, условий и сроков проведения этой процедуры.

Требования вступительного контроля касаются:

  • условий по объему уставного капитала, источников взносов в уставные фонды банков и состав их участников;
  • квалификационных и профессиональных качеств работников высшего и среднего звена управления банками;
  • вопросов иностранных акционеров (участников);
  • соответствующих технических вопросов;
  • условий, при которых Национальный банк Украины отказывает в предоставлении лицензии на проведение банковских операций;
  • условий по выполнению отдельных банковских операций.

Основной нормативной базой проведения вступительного контроля является Закон Украины «О банках и банковской деятельности»; Положение о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций (постановление Правления Национального банка Украины от 17.07.2001 г. № 275); Положение о порядке создания и государственной регистрации банков, открытия их филиалов, представительств, отделений (постановление Правления Национального банка Украины от 31.08.2001 г. № 375); Правила регистрации корреспондентских счетов банков Национальным банком Украины (постановление Правления Национального банка от 15.08.2001 г. № 343).

Предварительный контроль предусматривает установление требований к осуществлению банковской деятельности с минимальным риском, контроль за выполнением банками экономических нормативов, запрет или ограничения осуществления отдельных банковских операций, применения санкций за нарушение действующего законодательства и тому подобное.

Предварительный контроль вводится с целью защиты интересов вкладчиков и кредиторов, а также обеспечения финансовой надежности банков. В рамках этого контроля Национальный банк Украины устанавливает для всех коммерческих банков обязательные экономические нормативы, нормы обязательных резервов и нормы отчислений в резервы на покрытие рисков от активных банковских операций.

Текущий контроль осуществляется на основе использования методов и инструментов проверки деятельности банков и путем разработки мероприятий по улучшению их финансового состояния. Нормативной базой текущего контроля являются нормативные и инструктивные документы Национального банка Украины относительно планирования и проведения инспекционных проверок, осуществления конкретных расчетов экономических нормативов, определения уровня риска отдельных операций и банковской деятельности в целом, а также применения мер воздействия за нарушение банковского законодательства.

Текущий контроль органы надзора и работники надзора осуществляют с целью определения рисков, присущих банку, уровня безопасности и правильности выполнения операций, достоверности отчетности банка, соблюдения банком законодательства Украины о банках и банковской деятельности, а также нормативно-правовых актов Национального банка.

Состояние банковской деятельности определяется на основании анализа:

  • видов и структуры активных операций (направления размещения средств банка);
  • видов и структуры пассивных операций (источников средств банка);
  • подходов к управлению капиталом и капитализации банка;
  • ликвидности банка и ликвидности баланса банка;
  • сбалансированности расходов и доходов, а также уровня прибыльности банка;
  • уровня административно-хозяйственного, финансового и стратегического управления (менеджмента);
  • уровня риск-менеджмента в банке;
  • системы внутреннего контроля и аудита;
  • характера взаимосвязей банка с клиентами и кредиторами и т.п.

Основными формами банковского надзора являются:

  • проведение внутреннего контроля и аудита в банке;
  • выездное инспектирование Национального банка Украины;
  • безвыездной надзор Национального банка Украины;
  • внешний аудит;
  • оценка состояния банка рейтинговыми агентствами.

Органами банковского регулирования и надзора в мире, являются:

  • Арабский Комитет по вопросам банковского надзора;
  • Ассоциация надзорных органов, осуществляющих надзор за деятельностью банков Северной и Южной Америки (ASBA);
  • Карибская Группа органов банковского надзора;
  • Комитет европейских органов банковского надзора (CEBS);
  • Рабочая группа по вопросам банковского надзора Ассоциации банков стран Восточной Азии и Океании (EMEAP);
  • Группа органов банковского надзора стран Центральной и Восточной Европы;
  • Группа органов банковского надзора франкоязычных стран;
  • Комитет Совета по вопросам взаимодействия органов банковского надзора стран Персидского залива;
  • Исламский комитет по вопросам финансовых услуг;
  • Группа органов надзора за деятельностью оффшорных банков;
  • Региональная наблюдательная группа Центральной Азии и Закавказья;
  • Подкомитет по вопросам банковского надзора Содружества развития Южной Африки (SADC);
  • Форум органов банковского надзора Организации центральных банков Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии (SEANZA);
  • Комитет органов банковского надзора в Западной и Центральной Африке;
  • Ассоциация органов надзора за деятельностью финансовых учреждений стран Тихоокеанского региона.

В связи с глобализацией банковской сферы деятельности международных организаций и комитетов, осуществляющих методологическое и нормативное обеспечение банковского контроля и надзора, усиливается и способствует лучшему функционированию деятельность национальных органов банковского регулирования и надзора.

§ 3. Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать.

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г.

— оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;

— оценка достоверности учета (отчетности);

— определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;

— оценка качества активов кредитной организации;

— оценка величины и достаточности собственных средств;

— оценка систем управления рисками[39] и организации внутреннего контроля[40];

— оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

— выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью[41] Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Задание 6.2. Используя инструкцию Банка России № 105-И, выделите виды проверок кредитных организаций и порядок их проведения.

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

uristinfo.net

Понятие и сущность банковского надзора

Банковский надзор – это наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России.

По сути, это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Он не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

Дистанционное наблюдение – это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.).

Для решения этих задач в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора – Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях – управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Контактный надзор – это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.

Объекты банковского надзора

Объекты банковского надзора – это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном им порядке должна контролироваться Банком России.

Правильное определение объектов банковского надзора имеет значение для определения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, точное определение проверяемых объектов позволяет оптимизировать расходы Банка России на банковский надзор.

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы – Банк России – не является объектом надзора со стороны какого бы то ни было органа.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» предусматриваются некоторые элементы контроля со стороны Государственной Думы за Банком России. По сути, они относятся к статусу Банка России.

В других странах существует так называемый перекрестный контроль над функционированием банковской системы. Это означает, что банковская система контролируется не только центральным банком, но и различными правительственными организациями. Поэтому отчеты центрального банка и вся его деятельность проверяются государством.

Независимость Банка России нужно дополнить его ответственностью за правильность принимаемых им решений, в том числе и в сфере банковского надзора.

Кредитные организации и их деятельность как объект банковского надзора

В организации и деятельности кредитных организаций в соответствии с целями банковского надзора и тем, как они закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», можно выделить несколько предметов банковского надзора.

Первым рассматриваемым нами предметом банковского надзора, и в частности банковских проверок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и банковских правил, установленных Банком России.

В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Поэтому вопрос этот толкуется специалистами ограничительно. Во внимание принимаются, в лучшем случае, сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», чего, конечно же, недостаточно, поскольку, как было сказано, банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права.

В этом отношении вполне очевидной становится роль юридических подразделений в Банке России, способных определить весь тот состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут свое начало самые распространенные злоупотребления в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха, как, впрочем, и краха клиентов.

Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских правил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает около тысячи различных актов. Эти акты, как уже говорилось, далеко не во всех случаях безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. В этой связи возникают проблемы доступности нормативных актов не только для широкого потребителя, но и для самих работников Банка России. Во-вторых, нет четкого разделения и специализации в самом банковском надзоре, а главное – в инспектировании кредитных организаций, что снижает его качество.

Вторым предметом банковского надзора является выполнение кредитной организацией предусмотренных законодательством и нормативными актами Банка России финансовых нормативов.

Нормативы – это технические нормы. Это техника банковского дела, технология управления кредитной организацией, правильное построение которой исключает риск неликвидности и неплатежеспособности по отношению к кредиторам и банковским клиентам.

Третий предмет в объекте банковского надзора – проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности, предусмотренной законами и нормативными актами Банка России, отчетности кредитных организаций.

Этот вопрос считается центральным. В отличие от юридических и финансово-аналитических проблем проблема проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности, возможно, в силу своей простоты привлекает наибольшее внимание при проведении проверок. В этом смысле надзор находится еще только на первой стадии своего развития. Это стадия сопоставлений и изолированных оценок.

Задачи и функции банковского надзора

Задачи и функции банковского надзора конкретизируют и обусловлены целями и объектами банковского надзора.

Задачи банковского надзора – это проверка Банком России тех объектов, которые определяются предметом банковского надзора. Трем основным предметам соответствуют и три задачи банковского надзора:

– проверка соблюдения законов и банковских правил,

– проверка соблюдения экономических нормативов,

– проверка бухгалтерского учета и отчетности.

Функции банковского надзора – это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации. По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:

– изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

– проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

– анализ баланса и отчетности банка;

– изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

– проверка решений органов управления;

– проверка работы ревизионной комиссии;

– анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

– проверка соблюдения договорных обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентами и вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

– анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

– проверка управления рисками;

– проверка формирования резервов;

– проверка обоснованности и законности формирования доходов;

– изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;

– выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;

– выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;

– выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов,

– выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;

– проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.

Подразделения банковского надзора

В системе банка России можно выделить две группы подразделений: а) регулятивные; б) надзорные.

К регулятивным относятся такие, например, департаменты и соответствующие им управления, как департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент регулирования денежного обращения, департамент лицензирования; юридический департамент, административный департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент ценных бумаг; департамент валютного регулирования и валютного контроля; департамент информатизации, различного рода расчетно-кассовые центры и некоторые другие подразделения.

Надзорный блок составляют два департамента и соответствующие им управления, отделы в территориальных учреждениях Банка России: департамент банковского надзора и департамент инспектирования кредитных организаций.

Между регулятивными и надзорными блоками нет абсолютных разделений. Они не самостоятельны в принятии окончательных решений и не изолированы между собой.

Например, департамент лицензирования, осуществляя государственную проверку кредитной организации, одновременно обязан проверить достоверность тех фактов, которые отражены в представленных учредителями документах. Так, выдавая генеральную лицензию, подразделение лицензирования может прибегнуть не только к проверке документов, представленных руководителями кредитной организации, но и направить соответствующий запрос в подразделение банковского надзора или в подразделение инспектирования кредитных организаций, с тем чтобы была проведена соответствующая проверка.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России.

В ч. 4 ст. 55 этого Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Там же далее говорится, что решение о создании данного органа принимается Советом директоров.

Совещательный же орган, на котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации, законом не предусмотрен.

В соответствии с Инструкцией проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются уполномоченными Советом директоров представителями Банка России: Председателем Центрального банка Российской Федерации и его заместителями; руководителями и сотрудниками Департамента банковского надзора Банка России, Главного управления инспектирования коммерческих банков Банка России, Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России; начальниками главных управлений (председателями национальных банков) Банка России и их заместителями; руководителями и сотрудниками подразделений банковского надзора, инспектирования коммерческих банков, а также валютного регулирования и валютного контроля главных управлений (национальных банков) Банка России.

Инспектирование кредитных организаций

При инспектировании кредитных организаций можно выделить следующие этапы:

– Принятие решения о проверке и его документальное оформление

– Решение организационных вопросов, связанных с выходом инспекционных групп в кредитные организации

– Изучение инспекционной группой

– представленных документов кредитной организации

– Подготовка проекта акта проверки

– Изучение проекта акта в функциональных подразделениях Банка России

– Доработка акта проверки

– Принятие решения по акту

– Направление акта проверки руководству Банка России (территориального учреждения)

– Ознакомление руководителя кредитной организации с актом проверки

– Подписание акта проверки руководством кредитной организации.

Инспектирование – составная часть банковского надзора, и, чтобы правильно определить его функции и структуру, необходимо выяснить, какие цели оно преследует или должно преследовать. Есть и такие цели, которые оно не должно преследовать.

Цели инспектирования кредитных организаций сформулированы в ст. 55 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но в конечном счете обусловлены целями Банка России, которые закреплены в ст. 3 этого же Закона, поэтому анализ всего древа целей начинается с них.

Как уже говорилось выше, целями Банка России являются: поддержание покупательной способности рубля, укрепление и развитие банковской системы и обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования системы расчетов.

Следующий уровень целей, которые предопределяются целями Банка России – надзор за состоянием банковской системы как таковой. Это означает, что Банк России обязан управлять системными рисками в банковской системе.

Для того чтобы управлять системными рисками, Банк России осуществляет банковское регулирование и банковский надзор. Банковское регулирование означает, что Банк России устанавливает финансовые нормативы для банков, а банковский надзор означает, что Банк России надзирает за конкретными банками и инспектирует их банковскую деятельность. Поэтому цели инспектирования Банка России подчинены целям банковского надзора, а цели банковского надзора подчинены целям банковского регулирования.

Существенное улучшение организации инспектирования кредитных организаций как раз и состоит в том, чтобы инспектировалась не только кредитная организация, но одновременно и те кредитные организации, которые являются ее корреспондентами. Тогда можно будет более эффективно предотвращать системные риски, чреватые кризисами и финансовыми потрясениями в обществе.

Непосредственные цели инспектирования кредитных организаций сформулированы в ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в которой сказано буквально следующее: «Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает другие кредитные организации. Каждая из целей делится на части определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативы; актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

а) кредитная организация как таковая;

б) системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

а) правовые отношения,

б) финансовые отношения;

в) бухгалтерский учет и отчетность

К сожалению, практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов – кредитной организации как таковой. Главный недостаток инспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второй объект – банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.

Цели инспектирования кредитных организаций предусматриваются в Инструкции Банка России от 19 февраля 1996 года № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».

Проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются уполномоченными Советом директоров представителями Банка России. Председателем Центрального банка Российской Федерации и его заместителями; руководителями и сотрудниками Департамента банковского надзора Банка России, Главного управления инспектирования коммерческих банков Банка России, Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России; начальниками главных управлений (председателями национальных банков) Банка России и их заместителями; руководителями и сотрудниками подразделений банковского надзора, инспектирования коммерческих банков, а также валютного регулирования и валютного контроля главных управлений (национальных банков) Банка России.

В Инструкции № 34 предусматривается, что проверки кредитных организаций и их филиалов от имени Банка России назначаются: Председателем Банка России или его заместителем, курирующим подразделение, осуществляющее проверку; руководителем Главного территориального управления (Национального банка) Банка России – в отношении любых кредитных организаций и их филиалов, расположенных в районе деятельности данного территориального учреждения Банка России В случае если кредитная организация расположена в районе деятельности одного территориального учреждения Банка России, а его филиалы – в районе деятельности других территориальных учреждений Банка России, то проверки этой кредитной организации, а также ее филиалов назначаются соответствующими руководителями территориальных учреждений Банка России с обязательным информированием учреждения Банка России, на территории которого находится кредитная организация. Отмена начатой проверки производится по письменному распоряжению лица, назначившего проверку, с указанием причин отмены (п. 4) В случаях, предусмотренных действующим законодательством, проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются в координации с правоохранительными и финансовыми органами (п. 5).

Цели банковского надзора

Цель банковского надзора – приведение банковской системы и банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России. Это общая цель. Конкретные цели банковского надзора зависят от особенностей объектов банковского надзора. Они конкретизируются в его задачах и функциях.

Главное, что характерно для целей банковского надзора состоит в том, что они не имеют самостоятельного значения, а подчинены целям регулирования банковской системы.

В свою очередь, цели регулирования банковской системы подчинены целям Банка России, которые сформулированы в ст. 3 Закона о Банке России. Такое предложенное в ряде моих работ понимание целей банковского надзора позволяет помимо прочего понять отличие банковского надзора от других видов надзора, в частности, от надзора и контроля, которые осуществляются органами государственной власти.

Объекты банковского надзора – это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна быть под банковским надзором Банком России. Поэтому обратить внимание следует на два основных элемента: а) организации, которые осуществляют банковскую деятельность, и их структура; б) банковская деятельность. В первом случае, это все, что относится к построению и функционированию кредитных организаций как институциональной системы. Во втором случае – это правовое регулирование банковской деятельности.

Банковская деятельность регулируется различными отраслями права. Это и гражданское, и банковское, и налоговое право и некоторые другие отрасли российского права. Здесь важно определиться с вопросом о том, что в банковской деятельности является предметом надзора со стороны Банка России. В частности, это касается вопроса о разграничении предмета гражданского и банковского права. Гражданское право регулирует правоотношения между кредитными организациями и их клиентами, а банковское право – преимущественно между кредитной организацией и Банком России. Первое, как уже говорилось в начале учебника, построено на принципах диспозитивности и равенства сторон, а второе – на методе власти и подчинения. Первое регулирует сделки, а второе – построение, функционирование банковской системы и правила банковских операций. Первое регулируется нормативными актами, предусмотренными ГК РФ, а второе – нормативными актами, предусмотренными в ст. 2 Закона о банках.

Предметы банковского надзора

В организации и деятельности кредитных организаций, в соответствии с целями банковского надзора и тем, как они закреплены в Законе о Банке России, можно выделить несколько предметов банковского надзора.

1. Первым предметом банковского надзора и, в частности, банковских проверок является соблюдение кредитной организацией законодательства и банковских правил, установленных Банком России. В законодательстве четко не определено, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Поэтому здесь надо применять ограничительное толкование. Предметом проверок должно быть соблюдение кредитными организациями только банковского законодательства, законодательства о борьбе с легализацией преступных доходов и соблюдение ими нормативных актов Банка России.

2. Вторым предметом банковского надзора является выполнение кредитной организацией предусмотренных законодательством и нормативными актами Банка России финансовых нормативов и создания резервов.

3. Третий предмет в объекте банковского надзора – проверка правильности ведения бухгалтерского учета и его достоверности, предусмотренной законами и нормативными актами Банка России, отчетности кредитных организаций.

Субъекты банковского надзора – Банк России и руководство кредитной организации. Банк России уполномочен проводить проверки деятельности кредитной организации, а руководство обязано способствовать таким проверкам (предоставлять балансы, отчеты о прибылях и убытках, другую документацию по требованию Банка России).

Банковское регулирование и банковский надзор

Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России. Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора. Его руководитель назначается председателем Банка России. С сентября 2011 года эту должность занимает Алексей Симановский, сменивший Геннадия Меликьяна, который, в свою очередь, возглавил комитет после убийства Андрея Козлова.

— обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций;

— нормативы бухгалтерского учета и отчетности;

— правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации.

Кроме того, ЦБ устанавливает следующие финансовые нормативы для кредитных организаций:

— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных;

— максимальный размер крупных кредитных рисков;

— нормативы ликвидности кредитной организации;

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (не более 25% от собственных средств);

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией или банковской группой своим участникам (акционерам).

Базовые нормативы прописаны в федеральном законе: максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного заемщика, составляющая более 5% средств) должен быть не больше 800% от капитала. Банк не может вкладывать более 25% своих собственных средств в акции и доли других юридических лиц. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам), ограничен 50%. Остальные нормативные показатели определяются Банком России самостоятельно.

Для контроля соблюдения законов и нормативов ЦБ наделен правом проведения проверок кредитных организаций, по результатам которых он может применять следующие санкции:

— взыскать с кредитной организации штраф до 1% от уставного капитала;

— потребовать осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей, осуществления реорганизации;

— изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

— ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

— назначить временную администрацию на срок до шести месяцев;

— ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации;

— предложить учредителям увеличить размер собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов.

Высшей мерой наказания для банка, которую может применить ЦБ, является отзыв лицензии, за ним должна последовать ликвидация банка.

Кроме того, в ряде случаев Банк России может направить в кредитную организацию своего уполномоченного представителя.